О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 11.12.06 06-1844

                       О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
            К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          11 декабря 2006 г.
                              N 06-1844

                                 (Д)


     В  соответствии  с  Комплексным  планом  мероприятий  Минобрнауки
России,  подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств
по  выполнению  Программы социально-экономического развития Российской
Федерации  на  среднесрочную  перспективу  (2006  - 2008 годы) и Плана
действий  Правительства  Российской  Федерации по ее реализации в 2006
году  направляем  Примерные  требования  к  программам дополнительного
образования детей для использования их в практической работе.

Директор Департамента
                                                         А.А.ЛЕВИТСКАЯ
11 декабря 2006 г.
N 06-1844


                                                            Приложение

                         ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
            К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

     Нормативно-правовой аспект
     В  соответствии  со  статьей  9  Закона  Российской Федерации "Об
образовании"  (далее  -  Закон)  образовательная  программа определяет
содержание   образования  определенного  уровня  и  направленности.  В
системе  общего  образования  реализуются  основные  и  дополнительные
общеобразовательные   программы,   направленные   на   решение   задач
формирования  общей  культуры  личности,  адаптации личности к жизни в
обществе,  на  создание  основы  для  осознанного  выбора  и  освоения
профессиональных образовательных программ.
     К    дополнительным    образовательным    программам    относятся
образовательные программы различной направленности, реализуемые:
     в  общеобразовательных  учреждениях и образовательных учреждениях
профессионального  образования  за  пределами  определяющих  их статус
основных образовательных программ;
     в  образовательных учреждениях дополнительного образования детей,
где  они  являются  основными  (Типовое  положение  об образовательном
учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных
учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

     Содержание дополнительных образовательных программ
     Пунктом   5   статьи   14   Закона  установлено,  что  содержание
образования   в  конкретном  образовательном  учреждении  определяется
образовательной     программой     (образовательными     программами),
разрабатываемой,   принимаемой   и  реализуемой  этим  образовательным
учреждением самостоятельно.
     Содержание  образования является одним из факторов экономического
и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
     - обеспечение  самоопределения  личности, создание условий для ее
самореализации;
     - формирование  у  обучающегося  адекватной  современному  уровню
знаний  и  уровню образовательной программы (ступени обучения) картины
мира;
     - интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
     - формирование   человека   и   гражданина,   интегрированного  в
современное  ему  общество  и  нацеленного  на совершенствование этого
общества;
     - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
     Ответственность  за реализацию не в полном объеме образовательных
программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса,
качество;   образования   своих   выпускников   несет  образовательное
учреждение  в  установленном  законодательством  Российской  Федерации
порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
     Целями  и  задачами  дополнительных  образовательных  программ  в
первую  очередь  является  обеспечение  обучения, воспитания, развития
детей.  В  связи  с  этим  содержание  дополнительных  образовательных
программ должно соответствовать:
     - достижениям    мировой    культуры,    российским    традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
     - соответствующему  уровню  образования  (дошкольному, начальному
общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
     - направленностям дополнительных образовательных программ (научно
- технической,  спортивно-технической,  художественной, физкультурно -
спортивной, туристско-краеведческой,  эколого-биологической,  военно -
патриотической,   социально-педагогической,   социально-экономической,
естественно-научной);
     - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах
обучения      (индивидуальности,     доступности,     преемственности,
результативности);   формах   и  методах  обучения  (активных  методах
дистанционного   обучения,   дифференцированного  обучения,  занятиях,
конкурсах,   соревнованиях,   экскурсиях,  походах  и  т.д.);  методах
контроля  и  управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности   детей);   средствах   обучения   (перечне  необходимого
оборудования,   инструментов   и   материалов  в  расчете  на  каждого
обучающегося в объединении);
     быть направлено на:
     - создание условий для развития личности ребенка;
     - развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
     - обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
     - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
     - профилактику асоциального поведения;
     - создание     условий    для    социального,    культурного    и
профессионального  самоопределения, творческой самореализации личности
ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
     - целостность  процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности ребенка;
     - укрепление психического и физического здоровья ребенка;
     - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

     Структура программы дополнительного образования детей
     Программа   дополнительного   образования   детей,  как  правило,
включает следующие структурные элементы:
     1. Титульный лист.
     2. Пояснительную записку.
     3. Учебно-тематический план.
     4. Содержание изучаемого курса.
     5.   Методическое   обеспечение   дополнительной  образовательной
программы.
     6. Список литературы.

     Оформление   и   содержание   структурных   элементов   программы
дополнительного образования детей
     1. На титульном листе рекомендуется указывать:
     - наименование образовательного учреждения;
     - где,  когда  и  кем  утверждена  дополнительная образовательная
программа;
     - название дополнительной образовательной программы;
     - возраст    детей,    на   которых   рассчитана   дополнительная
образовательная программа;
     - срок реализации дополнительной образовательной программы;
     - ФИО,   должность   автора(ов)   дополнительной  образовательной
программы;
     - название  города,  населенного  пункта,  в  котором реализуется
дополнительная образовательная программа;
     - год разработки дополнительной образовательной программы.
     2.   В   пояснительной   записке   к   программе  дополнительного
образования детей следует раскрыть:
     - направленность дополнительной образовательной программы;
     - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
     - цель и задачи дополнительной образовательной программы;
     - отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ;
     - возраст  детей,  участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы;
     - сроки   реализации   дополнительной  образовательной  программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
     - формы и режим занятий;
     - ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
     - формы     подведения     итогов    реализации    дополнительной
образовательной    программы   (выставки,   фестивали,   соревнования,
учебно-исследовательские конференции и т.д.).
     3.   Учебно-тематический   план   дополнительной  образовательной
программы может содержать:
     - перечень разделов, тем;
     - количество  часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и
практические виды занятий.
     4.   Содержание   программы   дополнительного  образования  детей
возможно   отразить   через  краткое  описание  тем  (теоретических  и
практических видов занятий).
     5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования
детей:
     - обеспечение    программы    методическими    видами   продукции
(разработки  игр,  бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и
т.д.);
     - рекомендаций  по  проведению лабораторных и практических работ,
по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
     - дидактический    и    лекционный    материалы,    методики   по
исследовательской  работе, тематика опытнической или исследовательской
работы и т.д.
     6. Список использованной литературы.