"ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18.06.93 N 5215-1 "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕН. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 14.08.02 АС-6-06/1243@

  "ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
    АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА
   ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18.06.93 N 5215-1 "О
   ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ
                        РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                          14 августа 2002 г.
                           N АС-6-06/1243@

                                 (Д)


     Статьей 14.5 Кодекса  Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях   (далее   -  КоАП  РФ)  установлена  административная
ответственность при продаже товаров,  выполнении работ  либо  оказании
услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих
реализацию товаров,  выполняющих работы  либо  оказывающих  услуги,  а
равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных
     предпринимателей, при  отсутствии  установленной  информации   об
изготовителе  или  о  продавце  либо  без  применения  в установленных
законом случаях контрольно-кассовых машин.  На основании  статьи  23.5
КоАП  РФ  дела  об  административных правонарушениях,  предусмотренных
статьей 14.5 КоАП РФ,  в части продажи  товаров,  выполнения  работ  и
оказания  услуг без применения контрольно-кассовых машин рассматривают
налоговые органы.
     Статьей 1  Закона  Российской  Федерации  от 18.06.93 N 5215-1 "О
применении  контрольно-кассовый  машин  при   осуществлении   денежных
расчетов  с  населением"  (далее - Закон) предусмотрено,  что денежные
расчеты с населением при осуществлении торговых операций или  оказании
услуг   на   территории   Российской   Федерации   производятся  всеми
предприятиями  (в  том  числе  физическими   лицами,   осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,  в
случае  осуществления  ими  торговых  операций  или  оказания  услуг),
организациями,  учреждениями,  их  филиалами  и  другими обособленными
подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых  машин.
В  соответствии  со  статьей 3 Закона требования к контрольно-кассовым
машинам,  включая порядок  и  условия  их  применения  и  регистрации,
определяются  Положением  по  применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении   денежных   расчетов   с    населением,    утвержденным
постановлением Совета Министров Правительством Российской Федерации от
30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение).
     На основании  статьи  4 Закона,  а также пункта 1 и подпункта "е"
пункта 7 Положения при осуществлении денежных  расчетов  с  населением
допускается  применение  только зарегистрированных в налоговых органах
контрольно-кассовых машин.
     Таким образом,   применение   незарегистрированных   в  налоговых
органах  контрольно-кассовых  машин  является  нарушением   требований
Закона,  должно  рассматриваться как осуществление денежных расчетов с
населением  без  применения  контрольно-кассовой   машины   и   влечет
применение  к  нарушителям  ответственности  в соответствии со статьей
14.5  КоАП  РФ.   Использование   контрольно-кассовых   машин   должно
осуществляться   в   соответствии   с   требованиями,   установленными
подпунктами "а" - "е" пункта 7  Положения.  Вышеупомянутые  требования
являются  обязательным  условием  допуска контрольно-кассовой машины к
применению.  Использование  контрольно-кассовых  машин  с   нарушением
требований,  установленных пунктом 7 Положения, должно рассматриваться
как  осуществление  денежных  расчетов  с  населением  без  применения
контрольно-кассовой  машины  и,  следовательно,  их  нарушение  влечет
ответственность за  осуществление  денежных  расчетов  без  применения
контрольно-кассовой машины, в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
     Основанием для применения статьи  14.5  КоАП  РФ  является  также
нарушение    части    четвертой    пункта   7   Положения,   так   как
контрольно-кассовые машины,  на которых  отсутствует  либо  повреждена
пломба   центра   технического  обслуживания,  отсутствует  маркировка
предприятия - изготовителя или одно из средств  визуального  контроля,
не допускаются к применению.
     На основании  части  первой  пункта   7   Положения   допускается
применение  только исправных контрольнокассовых машин с долговременным
и энергонезависимым хранением информации  в  фискальной  (контрольной)
памяти.  Признаки неисправной контрольно-кассовой машины перечислены в
пункте  8  Положения.  Нарушение  требований  части  первой  пункта  7
Положения   является   основанием   для   применения  административной
ответственности за  осуществление  денежных  расчетов  без  применения
контрольнокассовой машины в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
     В соответствии с частью второй пункта 5 Положения применение  при
осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин
с фискальной памятью в нефискальном режиме или  с  вышедшим  из  строя
блоком     фискальной    памяти    приравнивается    к    неприменению
контрольно-кассовых машин и,  следовательно,  является основанием  для
привлечения  к  административной  ответственности  в  соответствии  со
статьей 14.5 КоАП РФ.
     В соответствии   с   пунктом   1   Перечня   отдельных  категорий
предприятий,  которые  в  силу  специфики  своей   деятельности   либо
особенностей  местонахождения  могут  осуществлять  денежные расчеты с
населением без  применения  контрольно-кассовых  машин,  утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с
изменениями    и    дополнениями),     организации     (индивидуальные
предприниматели)   обязаны   выдавать   клиентам   документы   строгой
отчетности,  приравниваемые к чекам,  по формам, утвержденным Минфином
России.   Неисполнение  данной  обязанности  является  основанием  для
привлечения   организаций    (индивидуальных    предпринимателей)    к
ответственности  за  осуществление  денежных расчетов с населением без
применения контрольно-кассовых машин в соответствии  со  статьей  14.5
КоАП РФ.
     Сказанное выше  подтверждается  постановлением  Пленума   Высшего
Арбитражного  Суда  Российской Федерации от 04.08.99 N 10 "О некоторых
вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых   машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением".  Статьей 2 Закона установлены обязанности  организаций  и
индивидуальных   предпринимателей,   применяющих   контрольно-кассовые
машины.
     Статьей 6 Закона определены обязанности налоговых органов в части
осуществления контроля за применением контрольно-кассовых машин.
     Неисполнение организациями  и  индивидуальными  предпринимателями
вышеупомянутых  обязанностей,  а  также  неповиновение  ими  законному
распоряжению  или  требованию  должностного лица налогового органа или
воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом  обязанностей,
установленных   статьей  6  Закона,  является  основанием  привлечения
организаций  и  индивидуальных  предпринимателей  к   административной
ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи
19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
     На основании   пункта   5   части  2  статьи  28.3  протоколы  об
административных  правонарушениях,  предусмотренных  частью  1  статьи
19.4,  частью  1  статьи  19.5,  статьями  19.6,  19.7  КоАП РФ вправе
составлять должностные  лица  налоговых  органов.  В  соответствии  со
статьей   23.1   КоАП  РФ  дела  об  административных  правонарушениях
рассматриваются судами общей юрисдикции.  В соответствии с  абзацем  4
статьи   2   Закона   организации  и  индивидуальные  предприниматели,
применяющие контрольно-кассовые машины,  обязаны  выдавать  покупателю
(клиенту)  вместе  с  покупкой  (после  оказания  услуги) отпечатанный
контрольно-кассовой машиной чек за  покупку  (услугу),  подтверждающий
исполнение  обязательств  по  договору купли-продажи (оказания услуги)
между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
     Все организации    и   индивидуальные   предприниматели   обязаны
вывешивать  в  доступном  покупателю  (клиенту)   месте   ценники   на
продаваемые  товары  (прейскуранты  на  оказываемые  услуги),  которые
должны соответствовать документам,  подтверждающим объявленные цены  и
тарифы.
     Неисполнение вышеперечисленных обязанностей  является  нарушением
Правил  продажи  отдельных видов товаров,  утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (с  изменениями  и
дополнениями) и влечет привлечение к административной ответственности,
предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ.
     На основании  абзаца  5  статьи  6  Закона  проверку правильности
выдачи чеков осуществляют налоговые органы.
     Вместе с тем, в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об
административных правонарушениях,  предусмотренных статьей 14.15  КоАП
РФ  вправе  составлять  органы  государственной инспекции по торговле,
качеству товаров и защите прав  потребителей  (часть  1),  должностные
лица  органов  внутренних  дел  (пункт  1  части 2) и должностные лица
федеральных органов налоговой полиции (пункт 6 части 2).  На основании
статьи   23.49  КоАП  РФ  дела  об  административных  правонарушениях,
предусмотренных  статьей   14.15   КоАП   РФ,   рассматривают   органы
государственной инспекции по торговле,  качеству товаров и защите прав
потребителей.
     Таким образом,  выявленные  налоговыми  органами  правонарушения,
предусмотренные статьей 14.15 КоАП РФ,  должны  быть  зафиксированы  в
акте   проверки,   который   затем  должен  быть  направлен  в  орган,
полномочный составлять протокол  об  административном  правонарушении,
предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.

Государственный советник
налоговой службы I ранга
                                                           А.В.Смирнов