ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСЧЕТУ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ИСЧИСЛЯЕМОЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.08.2001 N 110-ФЗ. Приказ. Министерство РФ по налогам и сборам. 21.08.02 БГ-3-02/458


Страницы: 1  2  


1.1 настоящих Методических рекомендаций).
     Указанная себестоимость  должна  быть определена в соответствии с
Положением о составе затрат.
     Учитываемые налогоплательщиком  внесистемно  суммы  себестоимости
включаются в состав расходов налоговой базы переходного периода только
при их документальном подтверждении.
     Под документальным подтверждением размера  себестоимости  товаров
(работ,   услуг)   в   данном   случае  понимается  наличие  первичных
документов,  подтверждающих наличие затрат (факт несения расходов), их
принадлежность  к  себестоимости  реализованных,  но  не оплаченных по
состоянию на 31.12.2001 товаров  (работ,  услуг)  (исходя  из  порядка
учета  по  конкретным  сделкам  или  методики распределения),  а также
документов,  подтверждающих  корректировку  в  период  до  2002   года
налогооблагаемой  прибыли на предъявленные в уменьшение налоговой базы
переходного периода суммы (в  частности,  информация  о  корректировке
балансовой  прибыли  по строкам 1.2,  2.1 "б" и др.  Справки к расчету
налога от фактической прибыли).
     При отсутствии      документального     подтверждения     размера
сформированной по правилам Положения о  составе  затрат  себестоимости
товаров   (работ,   услуг),   ранее   не   учитывавшейся   для   целей
налогообложения,  указанная себестоимость в  составе  расходной  части
налоговой базы переходного периода отражаться не должна.
     Требование документального  подтверждения  вышеуказанных   фактов
распространяется  на  все  периоды  формирования  и списания с баланса
себестоимости реализованных,  но не оплаченных товаров (работ, услуг),
по  которым в соответствии с действующим законодательством организация
должна была на конец 2001 года иметь  первичные  документы  исходя  из
установленных сроков их хранения.
     Определенные и  подтвержденные  в  вышеуказанном  порядке   суммы
себестоимости  товаров  (работ,  услуг) по конкретным сделкам подлежат
включению в состав расходов налоговой  базы  переходного  периода  вне
зависимости от суммы учтенных по данным сделкам доходов (то есть в том
числе и в  случаях  превышения  учитываемых  в  целях  налогообложения
расходов над суммой доходов).
     В состав  данного  элемента  расходов  включаются  не  только  не
учитывавшиеся  ранее  в  целях  налогообложения суммы производственной
себестоимости продукции, но и относящиеся к списанным в период до 2002
года  под реализацию общехозяйственным и коммерческим расходам.  Такие
дополнительные суммы возникают в случаях,  если организация в  учетной
политике  заявила  о  списании  этих расходов в полном объеме на счета
реализации в период их признания в качестве расхода по  обычным  видам
деятельности,  так как эти суммы после выявления в бухгалтерском учете
результатов от продаж в части,  относящейся  к  неоплаченной  выручке,
учитывались уже внесистемно.
     В аналогичном  порядке  следует  рассматривать  не  учитывавшиеся
ранее  в  целях  налогообложения  издержки обращения,  по состоянию на
31.12.2001 приходящиеся на  реализованные,  но  не  оплаченные  товары
(работы,  услуги),  исчисленные  в соответствии с п.  2.2 Методических
рекомендаций по бухгалтерскому учету  затрат,  включаемых  в  издержки
обращения  и  производства,  и  финансовых результатов на предприятиях
торговли и общественного питания,  утвержденных  Комитетом  Российской
Федерации по торговле 20.04.1995 N 1-550/32-2.
     Страховые организации по строке 021 листа 12 Декларации по налогу
на прибыль должны отразить:
     - суммы   возврата   части   страховых   взносов   по   договорам
страхования,  сострахования,  перестрахования  в  случае их досрочного
прекращения до  01.01.2002,  если  условия  договоров  предусматривают
порядок  возврата,  а  суммы  возврата части страховых взносов не были
перечислены до 01.01.2002.  В случае  возникновения  обязательства  по
возврату   части   страхового   взноса  в  связи  с  обстоятельствами,
указанными в п.  1 ст.  958 Гражданского кодекса Российской Федерации,
возникшими  до  01.01.2002,  сумма  возврата  части  страхового взноса
включается в состав расходов переходного периода,  если эта  сумма  не
была перечислена до 01.01.2002;
     - страховые   премии   (взносы)   по   рискам,    переданным    в
перестрахование,  по  видам  иным,  чем страхование жизни,  которые не
учитывались при расчетах налоговой базы за периоды до  01.01.2002,  но
ответственность  страховой организации,  возникающая с даты вступления
договора страхования в силу,  по таким договорам страхования наступала
до 01.01.2002;
     - вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования по видам
иным,  чем  страхование  жизни,  которые  не  учитывались при расчетах
налоговой базы за периоды до 01.01.2002,  но ответственность страховой
организации,  возникающая  с  даты  вступления  договора страхования в
силу, по таким договорам страхования наступала до 01.01.2002;
     - расходы   по   оплате   услуг  (страхового  агента,  сюрвейера,
аварийного  комиссара  и  т.д.),  которые   были   оказаны   страховой
организацией  до 01.01.2002,  при условии,  что расходы по оплате этих
услуг не учитывались в налогообложении прибыли до 01.01.2002. При этом
под оказанными услугами для расчета налоговой базы переходного периода
понимаются услуги,  дата оказания которых в соответствии  с  условиями
договора наступила до 01.01.2002.
     2. Вторым элементом расходной части  налоговой  базы  переходного
периода   являются   суммы,   подлежащие  единовременному  списанию  в
результате  изменения  классификации  объектов,  учитываемых  в  целях
налогообложения  в  связи  с  изменением  законодательства о налогах и
сборах.
     Данный элемент  определяет  величину  показателя  строк 022 - 025
листа 12 Декларации по налогу на прибыль.
     В первую  очередь,  это  относится к суммам произведенных до 2002
года  капитализированных  расходов  организации,  учтенных  в  составе
введенных  в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества (основных
средств и нематериальных активов),  первоначальная (восстановительная)
стоимость  которых  составляет  менее 10 000 рублей (включительно) или
срок эксплуатации менее 12 месяцев.
     По основным   средствам   остаточная   стоимость  указанных  выше
объектов учитывается в составе  расходов  при  формировании  налоговой
базы  переходного периода (строка 022 листа 12 Декларации по налогу на
прибыль).
     При этом    оценка    стоимости    объектов    основных   средств
осуществляется с учетом проведенной по  решению  налогоплательщика  по
состоянию  на  01.01.2002  переоценки с учетом ограничения ее величины
30%  от первоначальной (восстановительной) стоимости этого  имущества,
числящейся  в бухгалтерском учете по состоянию на 01.01.2001 (с учетом
всех проведенных ранее в соответствии с действующим  законодательством
переоценок   вплоть   до   переоценки   по   состоянию  на  01.01.2001
включительно).

     Пример 3.  По  состоянию  на  01.01.2001  у  организации  имеется
основное  средство,  восстановительная стоимость которого составляет 7
000 руб.,  а сумма начисленной за период  эксплуатации  до  01.01.2002
амортизации  составляет  4  000  руб.  В декабре 2001 года организация
провела переоценку стоимости данного  объекта  с  целью  доведения  ее
величины до рыночной. Согласно акту переоценки новая восстановительная
стоимость данного основного средства составляет  10  500  руб.,  сумма
амортизации, соответственно, - 6 000 руб.
     При определении права на учет суммы недосписанной амортизации  по
данному  объекту в составе расходов налоговой базы переходного периода
и  исключения  принадлежности  данного   объекта   к   амортизируемому
имуществу  для  учета  его  стоимости  по  правилам  главы  25  НК  РФ
налогоплательщик  должен  учесть  новую  восстановительную   стоимость
переоцененного  основного средства с учетом установленного ограничения
в 30%  восстановительной стоимости по  состоянию  на  01.01.2001.  Она
составит 9 100 руб.  (7 000 руб. x (100% + 30%) : 100%). Это означает,
что объект не относится к  признаваемому  правилами  главы  25  НК  РФ
амортизируемому имуществу (ст. 256, 257 НК РФ).
     В таком случае остаточная стоимость данного  основного  средства,
определенная на основании данных о сумме восстановительной стоимости с
учетом переоценки в рамках установленного лимита  (9  100  руб.)  и  о
соответствующей   сумме  амортизации  с  учетом  переоценки  в  рамках
установленного лимита (5 200 руб. = 4 000 руб. x (100% + 30%) : 100%))
всего 3 900 руб.  (9 100 руб.  - 5 200 руб.), подлежит учету в составе
расходов налоговой базы переходного периода.

     Следует обратить внимание,  что  в  данном  случае  речь  идет  о
сформированных    на    счетах    бухгалтерского    учета   данных   о
восстановительной стоимости и амортизации объекта вне  зависимости  от
того,  что в целях налогообложения по данному объекту в период до 2002
года могла была быть учтена иная  сумма  амортизации.  Различие  может
возникнуть   в   связи   с   применением  налогоплательщиком  в  целях
бухгалтерского  учета  предусмотренных  нормами  бухгалтерского  учета
правил,    отличных    от   принимаемого   в   целях   налогообложения
установленного подпунктом "с" п. 2 Положения о составе затрат порядка.
     Если объект  не  подлежал  амортизации по правилам бухгалтерского
учета,  то его остаточная стоимость (которая равна  восстановительной)
не может уменьшать размер налоговой базы переходного периода.
     Не учитывается  в  составе  налоговой  базы  переходного  периода
остаточная стоимость объектов, амортизация по которым по действовавшим
до 2002 года правилам законодательства о налогах и сборах не подлежала
учету в целях налогообложения (при амортизации безвозмездно полученных
основных средств,  при амортизации  основных  средств  по  нормам,  не
предусмотренным  Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 в не
согласованных с курирующим вопросы амортизации  ведомством  случаях  и
др.).
     Если организация в 2002 году на основании п.  18 ПБУ 6/01 списала
на затраты стоимость основных средств до 2000 рублей с восстановлением
налогооблагаемой прибыли периода списания на сумму отраженных в  учете
расходов,  то  стоимость  таких  объектов  в  бухгалтерском  учете  на
31.12.2001 не  числится.  При  этом  налогоплательщику  в  последующие
периоды  предоставлялось  право  начислять  для  целей налогообложения
амортизацию по нормам,  установленным Постановлением Совмина  СССР  от
22.10.1990 N 1072.  В таком случае, в отсутствие данных бухгалтерского
учета об остаточной стоимости объекта  в  составе  расходов  налоговой
базы  переходного  периода  налогоплательщик  имеет право учесть сумму
амортизации,  недоначисленной  в  целях  налогообложения  по   нормам,
предусмотренным   указанным  выше  Постановлением.  Если  в  указанном
Постановлении для конкретного вида основных средств нормы  установлены
не  были (согласованы с Минэкономики России),  то недоамортизированная
стоимость  объекта  не  может  уменьшать  налоговую  базу  переходного
периода.
     При этом  следует  учитывать,   что   новая   редакция   ст.   10
Федерального   закона   N   110-ФЗ   и  главы  25  НК  РФ  освобождает
налогоплательщиков от обязанности включать в состав расходов налоговой
базы  переходного  периода разницу в суммах доначисленной амортизации,
возникающую  в  связи  с  изменением  сроков  и   порядка   начисления
амортизации основных средств.
     Из состава числящихся  в  бухгалтерском  учете  по  состоянию  на
31.12.2001 нематериальных активов в соответствии с нормами пп.  3 п. 2
ст.  10  Федерального  закона  N  110-ФЗ  следует  исключить   объекты
интеллектуальной  собственности  стоимостью  менее  10  000 рублей или
сроком эксплуатации менее года.  Остаточная стоимость таких  объектов,
которые  в ранее действовавшем законодательстве классифицировались как
нематериальные активы,  а таковыми в условиях действия главы 25 НК  РФ
не являются, учитывается в составе расходов налоговой базы переходного
периода (строка 023 листа 12 Декларации по налогу на прибыль).
     При этом   не   имеет   значения,   учитываются   ли   для  целей
налогообложения в соответствии  с  главой  25  НК  РФ  расходы,  ранее
сформировавшие  первоначальную  стоимость этих нематериальных активов.
Если по этим нематериальным  активам  ранее  начислялась  амортизация,
учитываемая  для  целей  налогообложения,  то их остаточная стоимость,
определенная по правилам бухгалтерского  учета,  включается  в  состав
расходов налоговой базы переходного периода.  При этом следует иметь в
виду,  что в целях налогообложения одни и те же  расходы  не  подлежат
учету повторно.
     Если числящиеся   по   состоянию   на   31.12.2001    по    счету
нематериальных  активов  расходы  относятся  к  сделкам  с конкретными
сроками исполнения (права получены на  конкретный  срок),  то  они  не
могут  быть  учтены в налоговой базе переходного периода,  поскольку в
данном  случае  отсутствует  различие  в  оценке  объекта   по   ранее
действовавшим правилам и нормам главы 25 НК РФ.
     В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ стоимость этих объектов будет
уменьшать  размер  налоговой базы 2002 года и более поздних периодов в
течение оставшегося срока использования таких объектов.
     Суммы недоначисленной  амортизации  по переданному в эксплуатацию
имуществу,  относящемуся  в   соответствии   с   ранее   действовавшим
законодательством  к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП)
и числящемуся на конец года по  первоначальной  стоимости  до  10  000
рублей  или  сроком эксплуатации менее года,  подлежат единовременному
учету в составе расходов при  исчислении  налоговой  базы  переходного
периода (строка 024 листа 12 Декларации по налогу на прибыль).
     Если организация в бухгалтерском учете в соответствии  с  учетной
политикой  применяла  метод начисления износа в размере 100%  в момент
ввода имущества в эксплуатацию,  то у нее этой составляющей  налоговой
базы переходного периода формироваться не будет.
     Объекты по цене более 10 000 рублей и сроком  эксплуатации  более
года,   которые   в  соответствии  с  правилами  бухгалтерского  учета
признавались МБП независимо от стоимости (орудия лова,  специальная  и
форменная одежда, временные (нетитульные) сооружения, временные здания
в  лесу  (сроком  полезного  использования  до  2  лет),   специальные
инструменты и специальные приспособления и т.п.),  на основании пп.  3
п.  2 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ должны быть учтены в составе
амортизируемого  имущества  для дальнейшего учета остаточной стоимости
этих объектов по правилам ст. 322 НК РФ.
     Налоговая база переходного периода уменьшается на суммы,  которые
в соответствии с ранее действовавшим законодательством подлежали учету
в составе расходов будущих периодов, но согласно нормам главы 25 НК РФ
относятся к расходам текущего периода в момент их возникновения.
     К подобным  расходам,  в частности,  могут быть отнесены расходы,
связанные с  приобретением  программных  продуктов,  прав  пользования
телефонным   номером,  лицензий  и  т.п.,  которые  в  соответствии  с
действовавшим в 2001 году  порядком  учитывалась  в  составе  расходов
будущих периодов.
     Если перечисленные выше расходы согласно главе 25 НК РФ  подлежат
включению   в   состав   расходов   текущего   периода   в  момент  их
возникновения,  то числящаяся по состоянию  на  31.12.2001  в  составе
расходов  будущих  периодов  стоимость таких объектов должна уменьшать
размер  налоговой  базы  переходного  периода  (строка  025  листа  12
Декларации по налогу на прибыль).
     Расходы, которые  согласно  условиям   сделок   на   приобретение
объектов относятся к нескольким отчетным периодам,  не могут уменьшать
размер налоговой базы переходного  периода  (в  частности,  остаточная
стоимость   лицензий,   программных   продуктов   и  прав  пользования
телефонным номером,  приобретенные  на  определенный  договором  срок,
учитываются   по   аналогии  с  остаточной  стоимостью  нематериальных
объектов в приведенном выше порядке).

     Пример 4.  Организация  в  июне  приобрела  программный   продукт
(неисключительное  право  на его использование) стоимостью 54 000 руб.
Согласно  условиям  договора  неимущественное  право   было   передано
организации сроком на 3 года. Объект введен в эксплуатацию в июле 2001
года.
     В этом  случае  его  стоимость  в бухгалтерском учете должна была
списываться на затраты ежемесячно по 1 500 руб.  (54  000  руб.  :  36
мес.) до июня 2003 года (включительно).  По состоянию на 31.12.2001 на
себестоимость продукции было перенесено 7 500 руб.  (1 500  руб.  x  5
мес.). Такая же сумма была учтена и в целях налогообложения.
     Поскольку глава 25 НК РФ  не  изменяет  вышеуказанный  порядок  и
указанные  расходы  подлежат равномерному учету в уменьшение налоговой
базы в течение действия договора, то в этом случае не учтенная до 2002
года   в  целях  налогообложения  сумма  не  должна  уменьшать  размер
налоговой базы переходного периода.
     Если же  в аналогичной ситуации договором не был установлен срок,
на который  организации  передаются  права  на  использование  данного
программного  продукта,  то  в  этом  случае  организация  должна была
распоряжением    руководителя    установить    предполагаемый     срок
использования программного продукта.
     Допустим, он был определен 4,5 года.  Тогда стоимость  объекта  в
бухгалтерском учете должна была списываться на затраты каждый месяц по
1 000 рублей (54 000 руб. : 54 мес.) до июня 2006 года (включительно).
По   состоянию  на  31.12.2001  на  себестоимость  продукции  было  бы
перенесено 5 000 руб.  (1 500 руб.  x 5 мес.).  Такая  же  сумма  была
учтена и в целях налогообложения.
     Поскольку глава  25  НК  РФ  изменяет  вышеуказанный  порядок   и
произведенные  до  2002  года  затраты  на  приобретение  программного
продукта уже не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы  2002  и
последующих   лет   (дата   возникновения  расхода  раньше,  чем  дата
вступления в силу нового порядка),  то недосписанная  в  бухгалтерском
учете  стоимость объекта в размере 49 000 руб.  должна быть включена в
состав расходной части налоговой базы переходного периода.

     Таким образом,  учету   в   составе   расходов   налоговой   базы
переходного  периода  подлежат  не  списанные  на  31.12.2001 со счета
расходов будущих периодов суммы, относящиеся к аналогичным приведенным
выше видам расходов,  только в случае,  если первичными документами на
приобретение  единиц  учета   не   установлен   конкретный   срок   их
использования (то есть организация устанавливала срок их использования
самостоятельно).
     Расходы на  подготовку  и  освоение  новых  производств,  цехов и
агрегатов в большинстве  случаев  не  имеют  установленного  договором
срока  использования.  Согласно  Инструкции по применению плана счетов
бухгалтерского   учета   финансово   -   хозяйственной    деятельности
организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н,
счет 97 "Расходы будущих  периодов"  предназначен,  в  частности,  для
обобщения   информации   о   расходах,  связанных  с  освоением  новых
производств,  установок  и  агрегатов.   Указанные   суммы   в   ранее
действовавшем   законодательстве   учитывались   как  расходы  будущих
периодов  с  последующим  их  списанием  после  ввода  в  эксплуатацию
производства    в   порядке,   установленном   решением   руководителя
организации.  Согласно  пп.  34  п.  1  ст.  264  аналогичные  расходы
учитываются   в   составе  косвенных  расходов,  являющихся  расходами
текущего периода.  Таким образом,  указанные расходы в части сумм,  не
включенных  в  себестоимость  продукции (работ,  услуг) на 31.12.2001,
учитываются в составе расходов налоговой базы переходного периода.
     Аналогичный подход  применяется  банками  в отношении расходов на
создание обособленных подразделений.
     Следует иметь  в  виду,  что  суммы  страховых  платежей по видам
страхования,  перечисленным в ст. 263 и п. 16 ст. 255 НК РФ, относятся
к  договорам  с  четко  установленным сроком страхования,  а потому по
правилам главы 25 НК РФ подлежат включению,  соответственно,  в состав
косвенных  расходов  или  расходов  на  оплату  труда  в течение срока
действия договора (п.  6 ст. 272 НК РФ). Поэтому такие суммы не должны
уменьшать размер налоговой базы переходного периода.
     Расходы в  виде  взносов  на  добровольное   страхование,   кроме
взносов, указанных в ст. 255 и 263 НК РФ, на основании п. 6 ст. 270 НК
РФ в целях налогообложения  по  правилам  главы  25  НК  РФ  учету  не
подлежат. При этом  формулировка  п.  3  ст.  10  Федерального  закона
N 110-ФЗ  позволяет  недосписанные  по  состоянию  на 31.12.2001 суммы
учесть единовременно в составе  расходов  налоговой  базы  переходного
периода.
     Однако при этом следует иметь в виду,  что речь идет  о  расходах
только  по  тем  видам  страхования,  которые  по  ранее действовавшим
правилам подлежали учету в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
     Таким образом,  в результате изменения порядка признания расходов
в составе  расходов  переходного  периода  могут  быть  учтены  только
расходы   на   добровольное  страхование  гражданской  ответственности
организаций   -   источников   повышенной    опасности,    гражданской
ответственности  перевозчиков,  профессиональной  ответственности (пп.
"р" п. 2 Положения о составе затрат), произведенные до 01.01.2002 и не
включенные в расчет налоговой базы по налогу на прибыль до 01.01.2002.
     В составе расходов налоговой базы переходного  периода  не  могут
числиться,  например,  страховые  платежи  по  страхованию  финансовых
рисков,  которые по ранее действовавшему законодательству о налогах  и
сборах  не  подлежали  учету  в уменьшение налоговой базы по налогу на
прибыль.
     На основании нормы пп. 3 п. 2 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ
может быть учтена остаточная стоимость любого  объекта  или  операции,
учет  стоимости  которых  по  правилам,  действовавшим  до 01.01.2002,
предполагался в будущих периодах.
     В частности,  организации,  осуществляющие  промышленную  и  иную
производственную  деятельность,  могут  учесть  в  уменьшение  размера
налоговой  базы  переходного  периода суммы числящихся в бухгалтерском
учете коммерческих расходов.
     Остатки по  соответствующему  счету  у  таких  организаций  будут
числиться в том случае,  если учетной политикой  не  предусмотрено  их
признание полностью в себестоимости проданной продукции (работ, услуг)
в отчетном периоде несения расходов (п. 9 ПБУ 10/99).
     В этом  случае  всю  сумму относящихся по правилам бухгалтерского
учета  к  нереализованной  продукции   коммерческих   расходов   такие
организации  должны  учесть  в  уменьшение  налоговой базы переходного
периода,  поскольку в соответствии со ст. 318 и ст. 264 НК РФ расходы,
связанные  с  реализацией  товаров,  учитываются  в  составе косвенных
(прочих) расходов в отчетном периоде их признания.
     Если же  организация в соответствии с учетной политикой списывает
коммерческие расходы в период их признания полностью,  то сумма  таких
расходов,  не учтенных в целях налогообложения, будет уменьшать размер
налоговой базы переходного периода на основании  п.  1  п.  2  ст.  10
Федерального  закона  N  110-ФЗ  (как  сумма  расходов,  относящихся к
реализованной, но не оплаченной продукции (в бухгалтерском учете такие
расходы на 31.12.2001 уже не числятся)).
     Особое внимание следует обратить на то,  что  все  числящиеся  на
балансе  на  31.12.2001  объекты  недосписанных  расходов  в 2002 году
должны  продолжать  числиться  на  балансе.  Примененный  в   ст.   10
Федерального  закона  N  110-ФЗ  термин  "списание" никаким образом не
связан с порядком бухгалтерского учета тех или иных сумм.
     Также следует  иметь  в  виду,  что  в соответствии с положениями
Федерального  закона   N   110-ФЗ   налогоплательщик   освобожден   от
необходимости  определять  суммы косвенных расходов в составе остатков
незавершенного производства,  готовой  продукции  на  складе,  товаров
отгруженных, но нереализованных, по состоянию на 31.12.2001 и включать
их в состав расходов налоговой базы переходного периода.
     Стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции
на  складе,  отгруженных  (выполненных),  но  нереализованных  товаров
(работ,   услуг),   определенная   по   состоянию   на   31.12.2001  в
бухгалтерском  учете,  не  учитывается  при  расчете  налоговой   базы
переходного периода.
     Сформированные в соответствии с Положением о составе затрат суммы
незавершенного  производства  и  готовой (в том числе отгруженной,  но
нереализованной) продукции в  целях  налогообложения  будут  учтены  в
последующих   периодах   через   входное   сальдо  стоимости  остатков
незавершенного производства,  готовой продукции на складе, отгруженных
(выполненных), но не реализованных товаров (работ, услуг) по состоянию
на 01.01.2002,  используемое для распределения прямых затрат  согласно
ст. 319 НК РФ.
     Аналогичный подход  следует  применять  и  в  отношении  издержек
обращения  (расходов  на  продажу)  в  случае их частичного списания в
текущем периоде на счет выявления финансового  результата  от  продажи
товаров.  В  таком  случае  у  организации в бухгалтерском учете будет
числиться сальдо,  которое  представляет  собой  остаток  транспортных
расходов на нереализованные товары.
     В связи с отсутствием общего требования  к  разделению  сальдовых
значений  расходов  на прямые и косвенные организация может учесть эту
сумму в качестве входного значения для определения в 2002  году  суммы
прямых расходов (ст.  320 НК РФ) даже в случае,  если сальдо по счету,
сформированное   в   соответствии    с    отраслевыми    методическими
рекомендациями,  содержит  и  суммы  иных,  кроме  доставки,  расходов
(транспортных, расходов по оплате процентов за кредит).
     Так же  указанный  подход  должен  применяться и в случае,  когда
организация признавала издержки обращения  в  себестоимости  проданных
товаров  полностью в отчетном периоде их признания в качестве расходов
по обычным видам деятельности.  При этом в соответствии с  отраслевыми
методическими  рекомендациями в целях налогообложения разделяла данные
суммы на остаток нереализованных товаров и  реализованных  товаров.  В
таком   случае   кроме   суммы   издержек   обращения,  относящихся  к
неоплаченным товарам (будет учтена в базе переходного периода по пп. 1
п.  2  ст.  10  Федерального закона N 110-ФЗ),  у организации осталась
неучтенной  для  целей  налогообложения  сумма   издержек   обращения,
относящаяся к остатку нереализованных товаров.
     Эту сумму по аналогии  с  остатками  незавершенного  производства
организация  должна  учесть  в  качестве сальдо на 01.01.2002 остатков
прямых  расходов,  относящихся  к  остаткам  товаров  на  складе,  для
последующих расчетов этого показателя согласно установленному ст.  320
НК РФ порядку.
     3. Третий элемент расходной части базы переходного периода связан
с наличием у  организации  не  учитывавшихся  до  2002  года  в  целях
налогообложения   внереализационных  расходов  (пп.  4  п.  2  ст.  10
Федерального закона N 110-ФЗ).
     Данный элемент  определяет  величину  показателя  строк 026 и 027
листа 12 Декларации по налогу на прибыль.
     В состав   расходов,   учитываемых  при  расчете  налоговой  базы
переходного периода,  подлежат  включению  внереализационные  расходы,
которые   ранее  не  учитывались  для  целей  налогообложения  при  их
начислении,  в порядке,  аналогичном изложенному в п.  2  раздела  1.1
настоящих Методических рекомендаций.
     В составе внереализационных  расходов  отражаются,  в  частности,
расходы   в   виде   процента  (в  том  числе  дисконта)  по  долговым
обязательствам,  возникшим до 01.01.2002 и не исполненным по состоянию
на  31.12.2002  (в  том  числе  просроченным,  по  которым у кредитной
организации сохраняются обязательства по выплате процентов),  с учетом
положений ст. 265 и 269 НК РФ. По долговым обязательствам, выданным до
01.01.2002,   для   определения   предельной    величины    процентов,
признаваемых расходами,  принимаемыми к вычету, используются положения
абзаца 4 п. 1 ст. 269 НК РФ.
     В случае  если  включаемые  в  состав  внереализационных расходов
налоговой  базы   переходного   периода   обязательства   выражены   в
иностранной валюте,  то отрицательная курсовая разница,  относящаяся к
отраженным в бухгалтерском  учете  суммам  внереализационных  расходов
(штрафным  санкциям,  др.),  учтенная  ранее  в целях налогообложения,
должна уменьшать сумму расходов  налоговой  базы  переходного  периода
(пп. 6 п. 2 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ).
     Следует учитывать,  что в случае досрочного расторжения  договора
банковского  вклада  при выплате пониженных процентов налогоплательщик
(кредитная организация) увеличивает доходы, формирующие налоговую базу
в текущем отчетном (налоговом) периоде,  на сумму превышения расходов,
признанных  ранее  в  соответствии  с  методом  их   учета   в   целях
налогообложения,  в  налоговой  базе  переходного  периода  над суммой
расходов, определенной при выплате пониженных процентов.
     Страховые организации   в   составе   внереализационных  расходов
переходного периода по строке 027 листа 12  Декларации  по  налогу  на
прибыль должны отразить, в частности:
     - суммы  отчислений   в   страховые   резервы,   расчет   которых
производится  исходя  из учтенных в налоговой базе переходного периода
страховых взносов с учетом  доли  перестраховщика.  Базовая  страховая
премия  переходного  периода  по  видам  иным,  чем страхование жизни,
должна быть уменьшена на сумму отчислений в  резерв  предупредительных
мероприятий,  а также может рассчитываться без учета вознаграждений за
заключение договора страхования.
     Суммы страховых  резервов,  сформированных  в  переходный период,
включаются  в  состав  страховых  резервов,  сформированных  страховой
организацией  на  01.01.2002  для определения дохода в виде уменьшения
(возврата) страховых резервов  (пп.  2  п.  2  ст.  293  НК  РФ),  для
формирования   налоговой   базы  налога  на  прибыль  в  следующих  за
01.01.2002 отчетных (налоговых) периодах;
     - суммы  процентов по депо премий по договорам перестрахования за
период фактического депонирования средств до  01.01.2002,  которые  не
учитывались при налогообложении прибыли до 01.01.2002.
     4. Еще один элемент в составе расходов налоговой базы переходного
периода   определен   для   организаций,   работающих   с  финансовыми
инструментами срочных сделок (пп.  5 п. 2 ст. 10 Федерального закона N
110-ФЗ).
     Данный элемент определяет величину показателя строки 028 листа 12
Декларации по налогу на прибыль.
     Расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных  сделок,
обращающимися  на  организованном рынке,  формируются в соответствии с
положениями  ст.  302  НК  РФ.  Расходы  по  операциям  с  финансовыми
инструментами  срочных  сделок,  не  обращающимися  на  организованном
рынке, формируются в соответствии с положениями ст. 303 НК РФ.
     В составе   внереализационных   расходов  отражаются  расходы  по
операциям   с   финансовыми   инструментами   срочных   сделок    (как
предусматривающими,  так  и  не  предусматривающими поставку базисного
актива),  рассчитанные в  зависимости  от  изменения  цены  или  иного
количественного показателя, характеризующего базисный актив, за период
с даты возникновения обязательств по указанным операциям с финансовыми
инструментами срочных сделок до 01.01.2002.
     Настоящий порядок не распространяется  на  сделки  с  финансовыми
инструментами  срочных сделок,  предметом которых является иностранная
валюта,  заключенные до 17.08.1998 и предусматривающие  их  исполнение
после указанной даты.
     5. Следующий,    последний     элемент,     который     определен
законодательством   в  составе  расходов  налоговой  базы  переходного
периода, связан с наличием у организации ценных бумаг, обращающихся на
рынке ценных бумаг (пп. 7 п. 2 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ).
     Данный элемент определяет величину показателя строки 029 листа 12
Декларации по налогу на прибыль.

    *            2. Порядок исчисления налоговой базы
    *      налогоплательщиками, переходящими на определение
    *           доходов и расходов по кассовому методу

      *       2.1. Формирование доходной части налоговой
      *                базы переходного периода

     В соответствии с  п.  9  ст.  10  Федерального  закона  N  110-ФЗ
налогоплательщики,  переходящие  с 01.01.2002 на определение доходов и
расходов по кассовому методу (в порядке,  предусмотренном ст.  273  НК
РФ),  при  определении  суммы  налога  в  соответствии с п.  8 ст.  10
Федерального закона  N  110-ФЗ  определяют  налоговую  базу  с  учетом
предусмотренных  главой  25  НК РФ особенностей формирования доходов и
расходов и даты их признания.
     1. В   составе   доходов   налоговой   базы  переходного  периода
налогоплательщики,  применяющие в 2002  году  кассовый  метод,  должны
отразить сумму задолженности по полученным авансовым платежам, которая
ранее не учитывалась при формировании  налоговой  базы  по  налогу  на
прибыль.
     Такая необходимость определяется  изменением  порядка  исчисления
применяющими    кассовый    метод   организациями   суммы   подлежащих
налогообложению в текущем  периоде  доходов  в  части  изменения  даты
признания доходов.
     В соответствии с положениями ст. 273 НК РФ датой получения дохода
при применении кассового метода признается день поступления средств на
счета в банках и (или) в кассу,  поступления иного  имущества  (работ,
услуг)   и   (или)   имущественных  прав.  Таким  образом,  полученная
предварительная оплата (авансы) у  организаций,  применяющих  кассовый
метод,  становятся  объектом  налогообложения  в  отчетном  периоде их
получения.
     Поскольку переходящая с 01.01.2002 на кассовый метод организация,
получившая в  прошлых  отчетных  периодах  предварительную  оплату  за
продукцию (работы,  услуги), имущество, имущественные права, в периоде
получения не учитывала эти суммы при расчете налога на прибыль,  то их
следует  учесть  в  составе  доходной части налоговой базы переходного
периода.  Указанные суммы должны быть учтены без налога на добавленную
стоимость и иных налогов, предъявленных покупателю.
     2. В  составе  налоговой  базы  переходного  периода   необходимо
отразить  суммы,  подлежащие  единовременному восстановлению в связи с
различиями в оценке объектов или операций,  подлежащих учету  в  целях
налогообложения  в соответствии с требованиями,  установленными главой
25 НК РФ.
     В первую  очередь  это  относится  к  суммам не использованных на
31.12.2001 средств резервов,  отчисления в которые  в  соответствии  с
действующим  до  вступления  в  силу  главы 25 НК РФ законодательством
уменьшали размер налоговой базы по налогу на прибыль.
     Указанное требование   обусловлено  тем,  что  в  соответствии  с
нормами ст.  273  НК  РФ  налогоплательщиками,  применяющими  кассовый
метод,  расходами  признаются  затраты  только  после  их  фактической
оплаты.  Резервы,  созданные организациями  под  будущие  расходы,  на
момент создания резерва не являлись оплаченными.
     Поэтому в случае,  если до 2002  года  налогоплательщик  создавал
резервы  под  любые  виды  расходов и при исчислении налоговой базы по
налогу на прибыль за 2001 год в силу отраслевой специфики формирования
себестоимости  продукции (работ,  услуг) не восстанавливал в Справке к
расчету налога от фактической прибыли суммы остатков  таких  резервов,
то  такие  суммы  должны увеличивать размер налоговой базы переходного
периода.
     Указанное не  применяется  в  отношении  резервов по сомнительным
долгам,  если организация до 1 января 2002 года признавала  выручку  в
целях  налогообложения  по  отгрузке.  Суммы выявленного на конец 2001
года остатка такого резерва могут быть  использованы  организациями  в
последующем в общеустановленном порядке.
     Если налогоплательщик  применял  метод   признания   выручки   от
реализации  товаров  (работ,  услуг)  для  целей  налогообложения до 1
января 2002 года "по оплате",  поступающая оплата за ранее отгруженную
продукцию  (работы,  услуги)  после  указанной даты будет признаваться
доходами текущего периода.

      *      2.2. Формирование расходной части налоговой
      *                базы переходного периода

     В состав расходов,  уменьшающих доходы налоговой базы переходного
периода,  налогоплательщики,  признающие доходы и расходы по кассовому
методу,  должны включить суммы,  подлежащие единовременному списанию в
результате  изменения  классификации  объектов,  учитываемых  в  целях
налогообложения в связи с вступлением в силу главы 25 НК РФ.
     К таким расходам относятся:
     - сумма недоначисленной амортизации по объектам основных средств,
введенных налогоплательщиком в эксплуатацию до вступления в силу главы
25 НК РФ,  подлежащих исключению из состава амортизируемого имущества,
если восстановительная стоимость таких объектов  составляет  менее  10
000 рублей (включительно) или срок эксплуатации менее 12 месяцев;
     - сумма недоначисленной амортизации  по  объектам  нематериальных
активов,  которые  в  соответствии  с  главой  25  НК  РФ с 01.01.2002
подлежат единовременному списанию  в  качестве  расхода,  уменьшающего
налоговую базу, либо не учитываются в целях налогообложения в качестве
нематериальных активов в соответствии с главой 25 НК РФ;
     - сумма    недоначисленной    амортизации    по    малоценным   и
быстроизнашивающимся предметам, переданным в производство.
     Порядок определения   учитываемых   в   составе  расходной  части
налоговой базы  переходного  периода  сумм  аналогичен  изложенному  в
разделе 1.2 настоящих Методических рекомендаций.
     При этом по имуществу,  которое по  действовавшим  до  2002  года
правилам    подлежало    амортизации,   расходами   признаются   суммы
недоначисленной амортизации только в части,  относящейся к  фактически
оплаченной  по  состоянию  на  01.01.2002 стоимости имущества.  Данное
обстоятельство должно быть документально подтверждено.
     Если стоимость   перечисленных   выше   объектов  амортизируемого
имущества   оплачена   частично,   то    в    целях    налогообложения
недоамортизированная  стоимость  объекта  может  быть  учтена только в
доле,  соответствующей фактически оплаченной сумме в  общей  стоимости
объекта.
     Если налогоплательщик,  признававший  до  01.01.2002  выручку  от
реализации  товаров  (работ,  услуг)  для  целей  налогообложения  "по
оплате" и осуществлявший соответствующую корректировку в приложении  N
4  к  Инструкции  МНС  России  N  62  в части выручки и себестоимости,
относящейся  к  этой  выручке,  оплачивает  расходы   в   2002   году,
относящиеся  к  себестоимости не оплаченной по состоянию на 31.12.2001
продукции,  сумма  таких  оплаченных  расходов  признается   расходами
текущего периода.
     В соответствии с п.  11  ст.  10  Федерального  закона  N  110-ФЗ
налогоплательщики,  переходящие  с 01.01.2002 на определение доходов и
расходов по  кассовому  методу,  при  формировании  налоговой  базы  в
отчетном (налоговом) периоде в соответствии с порядком,  установленным
главой 25 НК РФ,  не включают в состав доходов и  расходов  полученные
(переданные)  средства  или  иное  имущество  в оплату товаров (работ,
услуг)  либо  в  погашение  требований  или   обязательств,   если   в
соответствии  с законодательством,  действовавшим до вступления в силу
главы 25 НК РФ,  такие расходы (доходы) учитывались  при  формировании
налоговой базы по налогу на прибыль.
     То есть,  если организация до  01.01.2002  признавала  в  учетной
политике  для  целей налогообложения выручку "по отгрузке",  то суммы,
поступающие в 2002 году в оплату  ранее  отгруженных  товаров  (работ,
услуг), не подлежат учету в составе доходов 2002 года.
     В случае,  если налогоплательщик оплачивает в 2002 году  расходы,
относящиеся   к   периоду  до  01.01.2002  и  учтенные  им  в  составе
себестоимости при расчете налогооблагаемой прибыли в 2001 году,  такие
расходы не уменьшают прибыль текущего отчетного (налогового) периода.
     Аналогичный порядок применяется к оплате в  2002  году  расходов,
которые   не  уменьшали  налогооблагаемую  прибыль  в  соответствии  с
действовавшим до 1 января 2002  года  законодательством  о  налогах  и
сборах.

    *                3. Порядок исчисления налога

     Исчисленные в  соответствии  с  разделами  1.1  или 2.1 настоящих
Методических  рекомендаций  доходы  уменьшаются  на  суммы   расходов,
учтенные  в  соответствии  с изложенным в разделах 1.2 и 2.2 настоящих
Методических рекомендаций порядком.
     При получении  положительной разницы сумма превышения доходов над
расходами признается налоговой базой переходного  периода,  к  которой
применяются  ставки налога,  предусмотренные ст.  284 НК РФ,  с учетом
льгот,  предусмотренных Законом N 2116-1, право на которые сохраняется
у организации в 2002 году в соответствии со ст.  2 Федерального закона
N 110-ФЗ.  Исчисленный соответствующим образом  налог  уплачивается  в
порядке, изложенном в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций.
     В случае  получения  отрицательной   разницы   сумма   превышения
расходов  над  доходами  не  учитывается  в уменьшение налоговой базы,
исчисляемой в соответствии с главой 25 НК РФ.
     Исключение составляет  сумма  превышения  расходов над доходами в
пределах  суммы  недоначисленной  амортизации  по  объектам   основных
средств, включаемых в состав расходов переходного периода согласно пп.
3  п.  2  ст.  10  Федерального  закона  N  110-ФЗ,  для  организаций,
определявших в 2001 году выручку от реализации товаров (работ,  услуг)
по мере отгрузки.  Такими  организациями  указанная  сумма  признается
расходом   налогоплательщика   от   переходного   периода.  Эта  сумма
равномерно распределяется  на  5  лет  (2002  -  2006  годы)  (ст.  14
Федерального  закона  от  24.07.2002 N 110-ФЗ).  Относящаяся к каждому
году сумма расходов включается налогоплательщиком в состав расходов:
     налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя
из ставки налога и прибыли,  подлежащей налогообложению,  рассчитанной
нарастающим  итогом с начала налогового периода до окончания отчетного
(налогового) периода,  - по одной трети при  составлении  расчетов  по
итогам отчетных периодов (три отчетных периода в год). При этом в 2002
году сумма расходов распределяется по отчетным  периодам  полугодия  и
девяти месяцев;
     налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные  авансовые  платежи
по   фактически  полученной  прибыли,  -  по  одной  одиннадцатой  при
составлении расчетов по итогам отчетных периодов. При этом в 2002 году
сумма  расходов  распределяется по отчетным периодам полугодия,  семи,
восьми, девяти, десяти и одиннадцати месяцев.

    *           4. Порядок уплаты налога, исчисленного
    *           по налоговой базе переходного периода

     Если разница между доходами и расходами, учтенными в соответствии
с приведенным выше порядком,  является положительной величиной, то она
признается  налоговой  базой,  исчисленной  в  соответствии со ст.  10
Федерального закона N 110-ФЗ.
     К указанной налоговой базе применяются ставки,  установленные ст.
284 НК РФ,  и определяется сумма налога,  подлежащая уплате в бюджет в
указанном ниже порядке (налог на прибыль переходного периода).
     Порядок уплаты налога на прибыль переходного периода  зависит  от
самой   суммы  этого  налога  и  суммы  налога  на  прибыль  (дохода),
подлежащего уплате в бюджет по  итогам  2001  года,  и  заключается  в
следующем.
     Необходимо определить два показателя:
     - показатель  (1) - 10 процентов от суммы налога,  исчисленного в
2001 году по законодательству 2001 года;
     - показатель (2) - 70 процентов от той же суммы.
     1. Если  сумма  налога  на  прибыль  переходного  периода  меньше
показателя (1), то она вся подлежит уплате в бюджет в 2002 году:
     налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя
из ставки налога и прибыли,  подлежащей налогообложению,  рассчитанной
нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания  отчетного
(налогового)  периода,  - по одной второй указанной суммы 28 июля и 28
октября;
     налогоплательщиками, определяющими  ежемесячные авансовые платежи
по фактически полученной прибыли, - по одной шестой указанной суммы 28
числа каждого месяца, начиная с июля.
     2. Если  сумма  налога  на  прибыль  переходного  периода  больше
показателя  (1),  то  в  указанные  сроки и в указанных долях подлежит
уплате сумма, равная показателю (1).
     3. Если  сумма  налога  на  прибыль  переходного  периода  больше
показателя (1),  но меньше показателя (2),  то сумма,  равная разности
между  суммой  налога  на  прибыль  переходного  периода  и  величиной
показателя (1),  распределяется к уплате равномерно в течение  2003  -
2004 года:
     налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя
из ставки налога и прибыли,  подлежащей налогообложению,  рассчитанной
нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания  отчетного
(налогового) периода,  - по одной шестой по срокам 28 апреля, 28 июля,
28 октября каждого из указанных годов;
     налогоплательщиками, определяющими  ежемесячные авансовые платежи
по фактически полученной прибыли, - по одной двадцать второй по срокам
28 числа каждого месяца года, за исключением января.
     4. Если  сумма  налога  на  прибыль  переходного  периода  больше
показателя  (2),  то  в  указанные в п.  3 сроки и в указанных долях в
бюджет вносится  сумма  исчисленного  по  налоговой  базе  переходного
периода  налога  в размере,  полученном как разность между показателем
(2) и показателем (1).
     Оставшаяся часть  суммы  налога  на  прибыль переходного периода,
определяемая  как  разница  между  общей  суммой  налога  на   прибыль
переходного  периода  и показателем (2),  уплачивается в 2005 и в 2006
годах в порядке, предусмотренном пунктом 3.

     Пример 5.  Сумма причитающегося к уплате в бюджет налога за  2001
год составила 52 000 руб. (с учетом льгот и применяемых в соответствии
с законодательством ставок).
     По итогам  переходного  периода  сумма  подлежащего уплате налога
составила 40 000 руб.
     Для использования  приведенного  выше  порядка  расчета определим
величину показателя (1) - 5 200 руб.  (52 000 руб. x 10%) и показателя
(2) - 36 400 руб. (52 000 руб. x 70%).
     Поскольку сумма налога по налоговой базе переходного периода  (40
000  руб.)  больше,  чем 10%  от суммы налога по итогам 2001 года,  то
сразу используем пункт 2 расчета.
     В этом  случае  расчета  организация  в  течение 2002 года должна
заплатить всего 5 200 руб.  При уплате налога на прибыль ежеквартально
дополнительно  с суммой налога на прибыль по итогам полугодия и девяти
месяцев следует заплатить по 2 600 руб.  налога, относящегося к налогу
на  прибыль  с  налоговой  базы переходного периода.  Если организация
отчитывается по налогу на прибыль  ежемесячно  исходя  из  фактической
прибыли прошлого месяца,  то она вносит сумму 5 200 руб.  равномерно в
течение 6 месяцев (июль - декабрь включительно) по 867 руб.
     Поскольку сумма налога на прибыль переходного периода больше, чем
10%  от суммы налога по итогам 2001 года,  то переходим к указанному в
пункте 3 расчета порядку.
     В период 2003 - 2004 годов в бюджет должна  быть  внесена  сумма,
которая исчисляется как разница между величиной 70% от суммы налога за
2001 год (36 400 руб.) и суммой, внесенной в бюджет за 2002 год (5 200
руб.),  -  всего  31  200  руб.  Эта  сумма будет вноситься в бюджет в
течение 6 кварталов по 5 200 руб.  в сроки,  установленные для  уплаты
налога  по  итогам  за  первый  квартал,  полугодие и 9 месяцев.  Если
организация отчитывается ежемесячно,  то  в  течение  22  месяцев:  18
месяцев по 1418 руб. и 4 месяца по 1419 руб.
     Поскольку сумма налога на прибыль  переходного  периода  (40  000
руб.)  больше,  чем  70%  от  суммы налога по итогам 2001 года (36 400
руб.), то переходим к указанному в п. 4 расчета порядку.
     В течение  2005  -  2006 годов организация должна внести в бюджет
всю оставшуюся сумму - 3 600 руб.  При ежеквартальных  расчетах  сумма
платежа  будет  перечисляться  в  бюджет  в течение 6 кварталов по 600
руб.,  а при ежемесячных - 22 месяца - 8 месяцев  по  163  руб.  и  14
месяцев по 164 руб.

     Налогоплательщик определяет  сумму  подлежащего  уплате  в бюджет
налога по  налоговой  базе  переходного  периода  отдельно  по  суммам
налога, причитающимся к уплате в бюджеты различных уровней.
     Если сумма налога по базе переходного периода  превышает  10%  от
суммы  налога  по  итогам  2001  года,  то организация при определении
величины причитающегося  к  уплате  в  бюджет  в  различные  временные
периоды  суммы  налога  в  соответствии  с установленным п.  8 ст.  10
Федерального закона  N  110-ФЗ  порядком  должна  общую  сумму  налога
распределить    по    бюджетам    с    использованием   коэффициентов,
характеризующих долю суммы налога (отдельно  строки  080,  090  и  100
листа  12  Декларации  по  налогу  на  прибыль),  подлежащего уплате в
конкретный бюджет исходя из  налоговой  базы  (строки  050  -  053)  и
применяемой  ставки  (строки  060 - 062),  в общей подлежащей уплате в
бюджет сумме налога (сумма строк 080 + 090 + 100).
     Если организация  не  имеет права на льготы по налогу на прибыль,
сохраняющиеся в 2002 году, применяет общие установленные ст. 284 НК РФ
ставки распределения налога по бюджетам и не имеет в составе налоговой
базы переходного  периода  доходов  по  операциям  с  государственными
ценными   бумагами,   то  могут  применяться  следующие  коэффициенты,
исчисленные исходя из доли ставки налога в  бюджет  каждого  уровня  к
общей величине налоговой ставки:
     в федеральный бюджет - 0,3125 (7,5% : 24%),
     в бюджеты субъектов Российской Федерации - 0,6042 (14,5% : 24%),
     в местный бюджет - 0,0833 (2% : 24%).

     Применительно к приведенному выше примеру для первого платежа  по
сроку   28   июля  2002  года  организация  должна  внести  в  бюджеты
соответствующих уровней следующие суммы налога:
     в федеральный бюджет - 812 руб. (2 600 руб. x 0,3125),
     в бюджеты субъектов Российской Федерации - 1 571 руб. (2 600 руб.
x 0,6042),
     в местный бюджет - 217 руб. (2 600 руб. x 0,0833).

     Если в бюджеты субъектов Российской Федерации  ставка  налога  на
прибыль  снижена законодательным актом соответствующего органа власти,
то при выполнении всех  иных  вышеперечисленных  условий  коэффициенты
распределения   по   бюджетам   исчисляются   аналогичным  способом  с
применением  пониженных  ставок  в  соответствующий  бюджет  и   общей
пониженной ставки налога на прибыль.
     Следует обратить   внимание,   что   действующий    порядок    не
предусматривает  для  налогоплательщиков  возможности  единовременного
погашения задолженности перед бюджетом  по  налогу  с  налоговой  базы
переходного периода.  Поэтому сумма налога,  исчисленного по налоговой
базе переходного  периода,  внесенная  налогоплательщиком  в  размере,
превышающем  сумму  начисленного  по конкретному сроку по строкам 550,
560  и  570  листа  02  Декларации  по  налогу  на  прибыль,   следует
рассматривать в качестве переплаты.
     Вместе с  тем  налогоплательщик  может   по   конкретному   сроку
начислить  сумму,  превышающую  исчисленную в приведенном выше порядке
величину   обязательного   платежа.   В    этом    случае    указанные
налогоплательщиком   суммы   признаются   налогом  по  налоговой  базе
переходного периода и отражаются в лицевом счете  налогоплательщика  в
общеустановленном порядке.

     Применительно к  рассматриваемому  примеру налогоплательщик может
представить по расчетам за первое полугодие 2002 года по строкам  550,
560 и 570 листа 02 Декларации по налогу на прибыль всю сумму налога по
налоговой базе переходного периода - 40 000  руб.,  или  разбить  этот
платеж  на  два  - по 20 000 руб.  по срокам 28 июля и 28 октября 2002
года (или иначе по установленным срокам).

     Если налогоплательщик в какой-либо отчетный  период  отказывается
от  принятого  им  порядка  более  раннего внесения в бюджет налога по
налоговой базе переходного периода,  то ему следует  сдать  уточненные
расчеты по соответствующим налоговым периодам.
     5. Если  у  организации  в  сумме  дебиторской  задолженности  на
01.01.2002  доля  бюджетных учреждений составляет более 30%,  то сумма
налога по налоговой базе переходного периода подлежит уплате в  бюджет
равномерно  в  течение  5  лет начиная со второго квартала 2002 года в
сроки,  установленные для авансовых платежей по налогу на  прибыль  по
итогам каждого отчетного (налогового) периода в следующем порядке:
     налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя
из ставки налога и прибыли,  подлежащей налогообложению,  рассчитанной
нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания  отчетного
(налогового)  периода,  - по одной двадцатой суммы налога по срокам 28
апреля 2003,  2004, 2005, 2006 и 2007 годов, 28 июля 2002, 2003, 2004,
2005 и 2006 годов, 28 октября 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 годов и 28
марта следующего за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 годами;
     налогоплательщиками, определяющими  ежемесячные авансовые платежи
по фактически полученной прибыли,  - по одной  шестидесятой  от  суммы
налога,  начиная с июля 2002 года по июнь 2007 года по срокам 28 числа
каждого месяца года,  кроме января,  в том числе в марте - два платежа
по итогам предыдущего налогового периода и по итогам февраля.
     6. Если в 2001 году  организацией  в  целях  налогообложения  был
выявлен  убыток,  то  сумма  налога  на  прибыль  переходного  периода
распределяется равномерно на 5 лет и по каждому  году  уплачивается  в
сроки, установленные для уплаты авансовых платежей по налогу по итогам
отчетного периода:
     налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя
из ставки налога и прибыли,  подлежащей налогообложению,  рассчитанной
нарастающим  итогом с начала налогового периода до окончания отчетного
(налогового) периода,  - по одной трети от годового платежа по  срокам
28 апреля, 28 июля, 28 октября каждого из указанных годов;
     налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные  авансовые  платежи
по фактически полученной прибыли,  - по одной одиннадцатой от годового
платежа по срокам 28 числа каждого месяца года, за исключением января.
     При этом в 2002 году налог уплачивается:
     налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя
из ставки налога и прибыли,  подлежащей налогообложению,  рассчитанной
нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания  отчетного
(налогового)  периода,  - по одной второй указанной суммы 28 июля и 28
октября;
     налогоплательщиками, исчисляющими  ежемесячные  авансовые платежи
по фактически полученной прибыли, - по одной шестой указанной суммы 28
числа каждого месяца, начиная с июля.

     Для приведенного  выше  примера  с  суммой  налога  на прибыль по
налоговой базе переходного периода в размере 40 000 руб. организация в
течение 2002 года должна заплатить всего 8 000 руб.  (40 000 руб.  : 5
лет).
     При уплате налога на прибыль ежеквартально дополнительно с суммой
налога на прибыль по итогам  полугодия  и  девяти  месяцев  2002  года
следует  заплатить  по  4  000 руб.  налога,  относящегося к налогу на
прибыль  с  налоговой  базы  переходного  периода.  Если   организация
отчитывается  по  налогу  на  прибыль ежемесячно исходя из фактической
прибыли прошлого месяца,  то она вносит сумму 8 000 руб.  равномерно в
течение 6 месяцев (июль - декабрь включительно):  по 1 333 руб. четыре
месяца и по 1 334 руб. два месяца.
     В период  2003 - 2006 годов ежегодно в бюджет должна быть внесена
сумма 8 000 руб.  Эта сумма будет  вноситься  в  бюджет  в  течение  3
кварталов ежегодно в сроки,  установленные для уплаты налога по итогам
за первый квартал (2 666 руб.),  полугодие (2 667 руб.) и 9 месяцев (2
667 руб.).  Если организация отчитывается ежемесячно,  то в течение 22
месяцев: 8 месяцев по 363 руб. и 14 месяцев по 464 руб.

     7. Если в 2001 году организация имела льготу по налогу на прибыль
и  в  связи с этим сумма налога на прибыль за 2001 год у нее составила
нулевую  сумму,  то  сумма  налога  на  прибыль  по   налоговой   базе
переходного периода подлежит внесению в бюджет в порядке,  аналогичном
установленному п.  8 ст.  10 Федерального закона N  110-ФЗ.  При  этом
исчисление суммы 10% и 70% производится непосредственно от самой суммы
налога, исчисленной по базе переходного периода.

     Для приведенного выше примера  с  суммой  налога  на  прибыль  по
налоговой базе переходного периода в размере 40 000 руб. организация в
течение 2002 года должна внести 4 000 руб.  (40 000 руб. x 10%) налога
по налоговой базе переходного периода (по 2 000 руб. по срокам 28 июля
и 28 октября при ежеквартальных расчетах,  при  ежемесячных  -  четыре
месяца по 667 руб. и два месяца по 666 руб.).
     В течение 2003 - 2004 годов организация должна  внести  в  бюджет
сумму 24 000 руб. (40 000 руб. x 70% - 4 000 руб.). При ежеквартальных
расчетах сумма платежа  будет  перечисляться  в  бюджет  в  течение  6
кварталов  (по 4 000 руб.),  а при ежемесячных - 22 месяца (20 месяцев
по 1 090 руб. и 2 месяца по 1091 руб.).
     В течение  2005  -  2006 годов организация должна внести в бюджет
сумму  12  000  руб.  (40  000  руб.  -  40  000  руб.  x  70%).   При
ежеквартальных  расчетах  сумма платежа будет перечисляться в бюджет в
течение 6 кварталов (по 2 000 руб.), а при ежемесячных - 22 месяца (12
месяцев по 545 руб. и 10 месяцев по 546 руб.).

     Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, уплачивают
налог на прибыль по налоговой базе  переходного  периода  в  следующем
порядке.
     Имеющие структурные полразделения  организации  определяют  общую
сумму  налога по налоговой базе переходного периода один раз исходя из
распределения ставок и льгот,  действующих на 01.01.2002,  - дату,  на
которую проводится исчисление суммы налога по переходному периоду. Эта
сумма по всему юридическому лицу (без распределения по подразделениям)
распределяется по годам в порядке, указанном выше.
     Далее каждый отчетный период организация будет распределять сумму
каждого   причитающегося  к  уплате  по  отчетному  сроку  платежа  по
подразделениям исходя из доли  этого  подразделения,  определенной  по
правилам  ст.  288  НК  РФ  на  конец  отчетного периода,  по которому
вносится текущий платеж в счет расчетов по  налогу  с  налоговой  базы
переходного периода.
     При обнаружении ошибок (искажений) в  исчислении  налоговой  базы
налогоплательщик   обязан   представить  уточненный  расчет  налоговых
обязательств переходного периода.  В случае невозможности  определения
конкретного  периода  корректируются налоговые обязательства отчетного
периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Руководитель Департамента
налогообложения прибыли,
государственный советник
налоговой службы III ранга
                                                           К.И. ОГАНЯН

Страницы: 1  2