О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ. Письмо. Федеральная налоговая служба. 10.05.06 03-2-03/904@

            О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                            10 мая 2006 г.
                            N 03-2-03/904@

                                 (Д)


     Федеральная   налоговая   служба,   рассмотрев  запрос,  сообщает
следующее.
     1. По вопросу 1.
     Пунктом  6  раздела  I  Положения  о  порядке  взимания косвенных
налогов  и  механизме  контроля  за их уплатой при перемещении товаров
между   Российской   Федерацией   и   Республикой  Беларусь  (далее  -
Положение),   являющегося   неотъемлемой   частью   Соглашения   между
Правительством   Российской   Федерации  и  Правительством  Республики
Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров,  выполнении  работ,  оказании услуг, подписанного 15 сентября
2004   года   (далее   -   Соглашение),   предусмотрено  представление
налогоплательщиками   в  налоговые  органы  одновременно  с  налоговой
декларацией документов, указанных в данном пункте раздела I Положения,
в   том  числе  транспортных  документов,  подтверждающих  перемещение
товаров  с  территории  Республики  Беларусь  на территорию Российской
Федерации.
     При   реализации  товаров,  вывезенных  с  территории  Российской
Федерации   на   территорию   Республики   Беларусь,  для  обоснования
применения  нулевой  ставки  налога  на добавленную стоимость (далее -
НДС)    налогоплательщики   одновременно   с   налоговой   декларацией
представляют   документы,   предусмотренные   пунктом   2  раздела  II
Положения,  в  том  числе  копии транспортных (товаросопроводительных)
документов о перевозке экспортируемого товара.
     В  случае  если  перевозка товаров с территории государства одной
Стороны   на  территорию  государства  другой  Стороны  осуществлялась
российскими  перевозчиками  на  железнодорожном транспорте, необходимо
учитывать следующее.
     В  соответствии  со  статьей  2  Федерального  закона  Российской
Федерации  "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от
10.01.2003  N  18-ФЗ  перевозочный документ - документ, подтверждающий
заключение  договора  перевозки  груза  (транспортная  железнодорожная
накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира,
багажа,  грузобагажа  (проездной документ (билет), багажная квитанция,
грузобагажная квитанция).
     В   соответствии  с  Правилами  перевозок  пассажиров,  багажа  и
грузобагажа  на  федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными
Приказом  МПС  России  от  26.07.2002  N 30 (зарегистрирован в Минюсте
России  08.08.2002,  рег.  N  3675)  (далее  -  Правила  перевозки), в
подтверждение  приема  грузобагажа  к  перевозке  отправителю выдается
грузобагажная  квитанция,  оформленная  на  основании  его заявления с
указанием, в том числе, наименования грузобагажа.
     При  получении грузобагажа лицо, уполномоченное на его получение,
расписывается на оборотной стороне дорожной грузобагажной ведомости.
     По  просьбе  лица,  уполномоченного  на  получение грузобагажа, в
багажном  отделении  может  быть  снята копия с дорожной грузобагажной
ведомости, которая заверяется подписью работника багажного отделения и
штемпелем станции (вокзала).
     Таким   образом,   в   случае   перевозки  товаров  с  территории
государства  одной  Стороны  на  территорию государства другой Стороны
грузобагажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве
транспортного   документа,   предусмотренного   для   представления  в
налоговый  орган Положением, может представить грузобагажную квитанцию
(ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (ее копию).
     В  соответствии  с  Правилами  перевозок,  в подтверждение приема
багажа  для  перевозки багажным отделением пассажиру на первоначальной
станции  отправления выдается одна или несколько багажных квитанций, в
которых  указываются,  в  том числе, наименование перевозимого багажа,
станция назначения, номер проездного документа (билета).
     Таким   образом,   в   случае   перевозки  товаров  с  территории
государства  одной  Стороны  на  территорию государства другой Стороны
багажом  на  железнодорожном  транспорте  налогоплательщик  в качестве
транспортного   документа,   предусмотренного   для   представления  в
налоговый  орган  Положением, может представить багажную квитанцию (ее
копию).
     В  случае  отсутствия  на  багажной  квитанции сведений о станции
отправления  или  маршруте  отправки  багажа  налоговый  орган  в ходе
налоговой   проверки   при   необходимости   проводит  соответствующие
мероприятия   налогового   контроля   в   целях   подтверждения  факта
перемещения  товара  (перевозки багажа) с территории государства одной
Стороны   на  территорию  государства  другой  Стороны,  в  частности,
истребует  у  налогоплательщика  проездной документ (билет) пассажира,
отправившего  данный  багаж,  в  котором содержатся сведения о станции
отправления.
     Что  касается  вопроса  о  документах, подтверждающих перемещение
товаров   с   территории   государства  одной  Стороны  на  территорию
государства  другой  Стороны  международными почтовыми отправлениями в
рамках  международного  почтового  обмена,  следует  руководствоваться
разъяснениями,  направленными  в  адрес  Управления  ФНС  России по г.
Москве письмом ФНС России от 19.04.2006 N 03-2-03/760@.
     В  случае  если  доставка  товаров при их реализации в Республику
Беларусь       осуществлялась       уполномоченным      представителем
налогоплательщика   ручной  кладью,  то,  принимая  во  внимание,  что
транспортный  документ  при  таком перемещении товаров не оформляется,
необходимо учитывать следующее.
     Согласно  абзацу  2  пункта  4  раздела  II  Положения  в  случае
непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом
2  раздела  II  Положения,  налоговые  органы вправе принять решение о
подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых
вычетов  в  отношении  операций  по  реализации  товаров, вывезенных с
территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, при
наличии  в  налоговых  органах  Российской  Федерации  подтверждения в
электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты
косвенных  налогов  в  полном объеме (освобождения от уплаты налогов).
При  этом  Положение  не  устанавливает обязанность принятия налоговым
органом  данного  решения  при  наличии  в налоговом органе указанного
подтверждения.
     В связи с чем сделать выводы о правомерности либо неправомерности
применения  налоговой  ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС и
принять соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата
сумм  НДС  либо  об  отказе  (полностью  или  частично)  в  возмещении
налоговый   орган   должен  на  основании  анализа  всех  имеющихся  у
налогового  органа  сведений  (документов), в том числе полученных при
проведении мероприятий налогового контроля.
     Таким  образом,  если налогоплательщиком в обоснование применения
нулевой  ставки  НДС транспортный документ о перевозке экспортируемого
товара  не  представлен  в  связи  с  тем, что доставка товаров при их
реализации   в   Республику   Беларусь  осуществлялась  уполномоченным
представителем налогоплательщика ручной кладью и транспортный документ
при  такой  доставке  не  оформляется,  и  при этом в налоговом органе
имеется   подтверждение   в  электронном  виде  от  налоговых  органов
Республики  Беларусь  факта  уплаты  косвенных налогов в полном объеме
(освобождения   от   уплаты  налогов),  то  с  учетом  вышеизложенного
налоговый  орган  принимает  соответствующее  решение  по  проверке на
основании  результатов  анализа  всех  имеющихся  у  налогового органа
сведений   (документов),   в   том  числе  полученных  при  проведении
мероприятий налогового контроля.
     2. По вопросу 2.
     Согласно  положениям  Порядка  проставления  налоговыми  органами
отметок  на  заявлениях  о  ввозе  товаров и уплате косвенных налогов,
утвержденного  Приказом  Минфина  России  от  20.01.2005 N 3н (далее -
Порядок   от   20.01.2005   N   3н),   для   проставления  отметок  на
счетах-фактурах   в   налоговый   орган   по  месту  учета  обращаются
налогоплательщики-организации    и   индивидуальные   предприниматели,
являющиеся   собственниками   товаров,   экспортируемых  в  Республику
Беларусь.  В  связи с чем при реализации товаров в Республику Беларусь
через        комиссионера        собственник        этих       товаров
(налогоплательщик-экспортер (комитент)) представляет в налоговый орган
по   месту   своего  учета  для  проставления  отметок  счета-фактуры,
составленные комиссионером.
     3. По вопросу 3.
     При  обнаружении налогоплательщиком ошибок в ранее представленном
в налоговый орган заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
(далее   -   Заявление)   налогоплательщик  вправе  представить  новое
Заявление.  При  этом  указанное Заявление может быть представлено как
одновременно  с  корректирующей  налоговой  декларацией  по  косвенным
налогам  (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров
на  территорию  Российской  Федерации с территории Республики Беларусь
(далее   -   налоговая   декларация  по  косвенным  налогам)  и  иными
документами, предусмотренными пунктом 6 раздела 1 Положения (в случае,
если  налогоплательщиком  обнаружены ошибки, повлекшие изменение суммы
НДС,  подлежащей  уплате  в бюджет (освобождению от налогообложения)),
так  и  без представления налоговой декларации по косвенным налогам (в
случае,   если  обнаруженные  налогоплательщиком  ошибки  не  повлекли
изменения  суммы  налога,  подлежащей уплате в бюджет (освобождению от
налогообложения)).
     Порядок   регистрации   налоговым   органом   новых  Заявлений  и
проставления   на   них   соответствующих   отметок   производится   в
соответствии с Порядком от 20.01.2005 N 3н.
     При   этом  налоговым  органом  в  базе  данных  "Беларусь-обмен"
местного  уровня  создается  новая версия Заявления с указанием нового
регистрационного номера.
     4. По вопросу 4.
     Позиция  ФНС  России  по  вопросу налогообложения НДС операций по
ввозу   товаров   с   территории  Республики  Беларусь  на  территорию
Российской  Федерации,  в  случае поставок товаров, не соответствующих
договорам    купли-продажи,   согласовывается   с   Минфином   России.
Разъяснения   по   данному   вопросу   будут  доведены  при  получении
соответствующих разъяснений Минфина России.
     5. По вопросу 5.
     Документы,   предусмотренные  пунктом  2  раздела  II  Положения,
представляются  в  налоговый  орган  в течение 90 дней с даты отгрузки
(передачи)   товаров.   При  этом  датой  отгрузки  (передачи)  товара
признается    дата    составления   первичного   учетного   документа,
оформленного при отгрузке (передаче) товаров и подтверждающего ее.
     6. По вопросу 6.
     Согласно  разделу  I Положения НДС, подлежащий уплате по товарам,
ввезенным  с  территории  Республики Беларусь на территорию Российской
Федерации,  уплачивается  не  позднее  20  числа месяца, следующего за
месяцем   принятия   на   учет  ввезенных  товаров.  В  этот  же  срок
налогоплательщик   обязан  представить  в  налоговый  орган  налоговую
декларацию  по косвенным налогам. Нормами Положения предусмотрено, что
одновременно  с  налоговой декларацией налогоплательщик представляет в
налоговый орган документы, указанные в пункте 6 раздела I Положения.
     Вместе  с  тем,  принимая  во внимание, что Положением установлен
конкретный  срок  для  представления налоговой декларации по косвенным
налогам  и  уплаты  НДС,  то независимо от наличия у налогоплательщика
полного пакета документов, указанных в пункте 6 раздела I Положения, в
вышеуказанный   срок  налогоплательщик  обязан  представить  налоговую
декларацию  по  косвенным  налогам,  в  которой  отражена  сумма  НДС,
подлежащая  уплате  в  бюджет,  и  уплатить эту сумму налога. При этом
указанная  сумма  НДС  подлежит  отражению  в  налоговой декларации по
косвенным  налогам,  в  том  числе и в случае, когда налоговым органом
отказано  в  проставлении  соответствующей  отметки  на представленном
налогоплательщиком  Заявлении  по  основаниям,  указанным  в  пункте 8
Порядка от 20.01.2005 N 3н.
     7. По вопросу 7.
     Налоговая  база  по  товарам,  ввозимым  на территорию Российской
Федерации  с  территории  Республики  Беларусь,  исчисленная  с учетом
расходов,  например  по доставке товаров, будет облагаться по ставкам,
применяемым  к ввозимым товарам в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи
164 Налогового кодекса.
     8. По вопросу 8.
     Согласно  статье 5 Соглашения порядок взимания НДС при выполнении
работ,  оказании  услуг  оформляется  отдельным Протоколом, являющимся
неотъемлемой частью Соглашения.
     До  вступления  в силу указанного протокола налогообложение работ
(услуг)  НДС  производится  исходя из места реализации работ (услуг) в
соответствии с положениями статьи 148 Налогового кодекса. В частности,
при  реализации  товаров, вывезенных с территории Российской Федерации
на  территорию  Республики  Беларусь,  транспортные  услуги, оказанные
покупателю,  по доставке ему товаров с территории Российской Федерации
на  территорию  Республики  Беларусь собственным транспортом продавца,
стоимость   которых   не   включена  в  цену  экспортируемых  товаров,
облагаются по налоговой ставке 18 процентов.

                                                          М.П.МОКРЕЦОВ
10 мая 2006 г.
N 03-2-03/904@