О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 10 мая 2006 г. N 03-2-03/904@ (Д) Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос, сообщает следующее. 1. По вопросу 1. Пунктом 6 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15 сентября 2004 года (далее - Соглашение), предусмотрено представление налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией документов, указанных в данном пункте раздела I Положения, в том числе транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. При реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, для обоснования применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) налогоплательщики одновременно с налоговой декларацией представляют документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, в том числе копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара. В случае если перевозка товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны осуществлялась российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, необходимо учитывать следующее. В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция). В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 26.07.2002 N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2002, рег. N 3675) (далее - Правила перевозки), в подтверждение приема грузобагажа к перевозке отправителю выдается грузобагажная квитанция, оформленная на основании его заявления с указанием, в том числе, наименования грузобагажа. При получении грузобагажа лицо, уполномоченное на его получение, расписывается на оборотной стороне дорожной грузобагажной ведомости. По просьбе лица, уполномоченного на получение грузобагажа, в багажном отделении может быть снята копия с дорожной грузобагажной ведомости, которая заверяется подписью работника багажного отделения и штемпелем станции (вокзала). Таким образом, в случае перевозки товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны грузобагажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением, может представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (ее копию). В соответствии с Правилами перевозок, в подтверждение приема багажа для перевозки багажным отделением пассажиру на первоначальной станции отправления выдается одна или несколько багажных квитанций, в которых указываются, в том числе, наименование перевозимого багажа, станция назначения, номер проездного документа (билета). Таким образом, в случае перевозки товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны багажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением, может представить багажную квитанцию (ее копию). В случае отсутствия на багажной квитанции сведений о станции отправления или маршруте отправки багажа налоговый орган в ходе налоговой проверки при необходимости проводит соответствующие мероприятия налогового контроля в целях подтверждения факта перемещения товара (перевозки багажа) с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, в частности, истребует у налогоплательщика проездной документ (билет) пассажира, отправившего данный багаж, в котором содержатся сведения о станции отправления. Что касается вопроса о документах, подтверждающих перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны международными почтовыми отправлениями в рамках международного почтового обмена, следует руководствоваться разъяснениями, направленными в адрес Управления ФНС России по г. Москве письмом ФНС России от 19.04.2006 N 03-2-03/760@. В случае если доставка товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью, то, принимая во внимание, что транспортный документ при таком перемещении товаров не оформляется, необходимо учитывать следующее. Согласно абзацу 2 пункта 4 раздела II Положения в случае непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения, налоговые органы вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, при наличии в налоговых органах Российской Федерации подтверждения в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов). При этом Положение не устанавливает обязанность принятия налоговым органом данного решения при наличии в налоговом органе указанного подтверждения. В связи с чем сделать выводы о правомерности либо неправомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля. Таким образом, если налогоплательщиком в обоснование применения нулевой ставки НДС транспортный документ о перевозке экспортируемого товара не представлен в связи с тем, что доставка товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью и транспортный документ при такой доставке не оформляется, и при этом в налоговом органе имеется подтверждение в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов), то с учетом вышеизложенного налоговый орган принимает соответствующее решение по проверке на основании результатов анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля. 2. По вопросу 2. Согласно положениям Порядка проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденного Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н (далее - Порядок от 20.01.2005 N 3н), для проставления отметок на счетах-фактурах в налоговый орган по месту учета обращаются налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками товаров, экспортируемых в Республику Беларусь. В связи с чем при реализации товаров в Республику Беларусь через комиссионера собственник этих товаров (налогоплательщик-экспортер (комитент)) представляет в налоговый орган по месту своего учета для проставления отметок счета-фактуры, составленные комиссионером. 3. По вопросу 3. При обнаружении налогоплательщиком ошибок в ранее представленном в налоговый орган заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) налогоплательщик вправе представить новое Заявление. При этом указанное Заявление может быть представлено как одновременно с корректирующей налоговой декларацией по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее - налоговая декларация по косвенным налогам) и иными документами, предусмотренными пунктом 6 раздела 1 Положения (в случае, если налогоплательщиком обнаружены ошибки, повлекшие изменение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения)), так и без представления налоговой декларации по косвенным налогам (в случае, если обнаруженные налогоплательщиком ошибки не повлекли изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения)). Порядок регистрации налоговым органом новых Заявлений и проставления на них соответствующих отметок производится в соответствии с Порядком от 20.01.2005 N 3н. При этом налоговым органом в базе данных "Беларусь-обмен" местного уровня создается новая версия Заявления с указанием нового регистрационного номера. 4. По вопросу 4. Позиция ФНС России по вопросу налогообложения НДС операций по ввозу товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, в случае поставок товаров, не соответствующих договорам купли-продажи, согласовывается с Минфином России. Разъяснения по данному вопросу будут доведены при получении соответствующих разъяснений Минфина России. 5. По вопросу 5. Документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, представляются в налоговый орган в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При этом датой отгрузки (передачи) товара признается дата составления первичного учетного документа, оформленного при отгрузке (передаче) товаров и подтверждающего ее. 6. По вопросу 6. Согласно разделу I Положения НДС, подлежащий уплате по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В этот же срок налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам. Нормами Положения предусмотрено, что одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, указанные в пункте 6 раздела I Положения. Вместе с тем, принимая во внимание, что Положением установлен конкретный срок для представления налоговой декларации по косвенным налогам и уплаты НДС, то независимо от наличия у налогоплательщика полного пакета документов, указанных в пункте 6 раздела I Положения, в вышеуказанный срок налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по косвенным налогам, в которой отражена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, и уплатить эту сумму налога. При этом указанная сумма НДС подлежит отражению в налоговой декларации по косвенным налогам, в том числе и в случае, когда налоговым органом отказано в проставлении соответствующей отметки на представленном налогоплательщиком Заявлении по основаниям, указанным в пункте 8 Порядка от 20.01.2005 N 3н. 7. По вопросу 7. Налоговая база по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, исчисленная с учетом расходов, например по доставке товаров, будет облагаться по ставкам, применяемым к ввозимым товарам в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса. 8. По вопросу 8. Согласно статье 5 Соглашения порядок взимания НДС при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным Протоколом, являющимся неотъемлемой частью Соглашения. До вступления в силу указанного протокола налогообложение работ (услуг) НДС производится исходя из места реализации работ (услуг) в соответствии с положениями статьи 148 Налогового кодекса. В частности, при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, транспортные услуги, оказанные покупателю, по доставке ему товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь собственным транспортом продавца, стоимость которых не включена в цену экспортируемых товаров, облагаются по налоговой ставке 18 процентов. М.П.МОКРЕЦОВ 10 мая 2006 г. N 03-2-03/904@ |