4.4.2. Оседающие на покрытии автомобильных дорог пыль, продукты износа покрытий, шин и тормозных колодок, выбросы от работы двигателей автомобилей, материалы, используемые для борьбы с гололедом, пылеподавления и т.д. приводят при смыве дождевыми и талыми водами к насыщению вод поверхностного стока различными загрязняющими веществами, в числе которых взвешенные вещества, нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, масла, мазут и др.), которые затем могут попадать в водотоки. 4.4.3. При решении вопросов о необходимости очистки поверхностных сточных вод и при расчетах предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: - Правила охраны поверхностных вод, утвержденные Госкомприродой СССР 21 февраля 1991 года; - Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 4630-88). 4.4.4. Оценку загрязнения поверхностного стока (сброса) с автомобильных дорог и выявление необходимости его очистки следует производить расчетом предельно допустимого сброса веществ в водный объект. 4.4.5. Под предельно допустимым сбросом (ПДС) веществ в водный объект понимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения качества воды в контрольном пункте (п. 39 ГОСТ 17.1.1.01-77). 4.4.6. При расчете ПДС должны учитываться следующие рекомендации "Правил охраны поверхностных вод": - при сбросе сточных (поверхностных) вод в черте города (населенного пункта) требования к составу и свойствам воды водотока или водоема должны относиться к самим сбрасываемым сточным (поверхностным) водам; - при сбросе сточных (поверхностных) вод вне черты города (населенного пункта) расчет ПДС должен выполняться с учетом степени возможного их смешения и разбавления с водой водного объекта на пути от места выпуска до расчетного (контрольного) створа ближайших пунктов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, а также качества воды водоемов и водотоков выше места проектируемого сброса сточных (поверхностных) вод; - расчет следует выполнять с учетом общих требований к составу и свойствам воды водных объектов и предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воде водных объектов; - расчетный (контрольный) створ ближайших пунктов водопользования для хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водопользования определяется органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, а для рыбохозяйственного водопользования - органами Роскомрыболовства, но не далее, чем в 500 метров от места выпуска. 4.4.7. Для определения кратности разбавления сточных (поверхностных) вод в водном объекте при расчете ПДС необходимо руководствоваться следующими требованиями: - расчеты следует проводить, исходя из среднечасовых расходов воды водного объекта и из среднечасовых расходов фактического периода спуска сточных (поверхностных) вод; - расход фактического спуска поверхностных сточных вод определяется как расход дождевых или талых вод с соответствующих площадей водосбора автомобильной дороги или моста; - расчетный расход незарегулированных водотоков должен приниматься как минимальный среднемесячный расход воды в водотоке 95% обеспеченности по данным органов Росгидромета или определяться в соответствии с СНиП 2.01.14-83. 4.4.8. Расчеты предельно допустимого сброса (ПДС) выполняются с учетом вышеприведенных рекомендаций в следующей последовательности: 1. Определяется величина фактического сброса (ФС) загрязняющих веществ с поверхностными сточными водами в г/час по каждому ингредиенту (веществу) загрязнения по формуле: ФС = 3600 х С х Q , (4.4.1) ф с где: 3600 - коэффициент перевода в другие единицы измерения; С - фактическая концентрация загрязняющих веществ в поверхностных ф сточных водах (поверхностном стоке) по каждому ингредиенту загрязнений, мг/л. Для целей оценки воздействия в проектной документации допускается принимать по таблице 4.4.1; Q - расчетный расход поверхностных сточных вод, л/с. с Таблица 4.4.1 КОЛИЧЕСТВО ЗАГРЯЗНЕНИЙ В ПОВЕРХНОСТНОМ СТОКЕ С ПОКРЫТИЙ АВТОДОРОГ I КАТЕГОРИИ ------------------------------------------------------------------ | Наименование | Количество загрязнений, мг/л | | |---------------------------------------| | | в дождевых водах | в талых водах | |------------------------|------------------|--------------------| |Взвешенные вещества |1300 |2700 | |------------------------|------------------|--------------------| |Свинец |0,28 |0,3 | |------------------------|------------------|--------------------| |Нефтепродукты |24 |26 | |----------------------------------------------------------------| | Примечания: | | 1. Для автодорог других категорий принимаются следующие| |коэффициенты: для автодорог II категории - 0,8, III - 0,6,| |IV - 0,4, V - 0,3. | | 2. Для взвешенных веществ на дорогах с переходным типом| |покрытия принимается с коэффициентом 1,1 при интенсивности| |движения до 200 авт./сут. и 1,2 - при интенсивности движения| |более 200 авт./сут. | | 3. Приведенные табличные данные допускается уточнять в| |зависимости от местных условий и характера поверхностного стока| |по отдельным видам загрязнений. | ------------------------------------------------------------------ Расчетный расход поверхностных сточных вод определяется как среднечасовой расход воды фактического периода стока дождевых (ливневых) вод или талых вод. Расчет расхода дождевых вод следует производить по СНиП 2.04.03-85 с учетом местных региональных климатических факторов. Для расчетов расхода дождевых вод с поверхности участка автомобильной дороги или моста, имеющей площадь 5 га и менее, он может определяться по упрощенной формуле: Q = q х F х k (л/с), (4.4.2) с уд. где: q - удельный расход дождевых вод, л/с, с 1 га, определяемый уд. в зависимости от площади стока по таблице 4.4.2. Табличные значения q даны в зависимости от значения параметра "n", данные уд. которого принимаются по карте (рис. 4.4.1); F - площадь участка автодороги (моста) в га, равная произведению длины участка на ширину части дороги, с которых вода будет поступать в водоток, или расстоянию в свету между перилами для мостов; k - коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода воды в зависимости от среднего продольного уклона участка дороги или моста и принимаемый по табл. 4.4.3. Таблица 4.4.2 УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ДОЖДЕВЫХ ВОД ------------------------------------------------------------------ |F, га| q в л/с. В зависимости от значения параметра "n" | | | уд. | | |----------------------------------------------------------| | |n = 0,5 |n = 0,55 |n = 0,60 |n = 0,65 |n = 0,70 |n = 0,75 | | |----------------------------------------------------------| | | при времени поверхностной концентрации t в минутах | | | кон. | | |----------------------------------------------------------| | | 5 | 10 | 5 | 10 | 5 | 10 | 5 |10 | 5 | 10 | 5 | 10 | |-----|---|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |до 20|4,1|3,5 |4,1 |3,4 |4,0 |3,3 |4,0 |3,25|3,95|3,15|3,9 |3,1 | |-----|---|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |50 |3,4|3,0 |3,3 |2,9 |3,2 |2,8 |3,15|2,7 |3,05|2,6 |3,0 |2,5 | |-----|---|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |100 |3,0|2,7 |2,9 |2,6 |2,8 |2,45|2,7 |2,3 |2,6 |2,2 |2,5 |2,1 | |-----|---|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |300 |2,5|2,3 |2,35|2,15|2,2 |2,0 |2,15|1,9 |2,0 |1,8 |1,9 |1,7 | |-----|---|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----|----| |1000 |2,0|1,85|1,85|1,75|1,75|1,6 |1,6 |1,5 |1,45|1,35|1,35|1,25| ------------------------------------------------------------------ Расчет расхода талых вод рекомендуется определять по формуле: Т Q = [5,5 / (10 + t)] х F х h х К , (4.4.3) с с с где: t - время притекания талых вод до расчетного участка, часов (при отсутствии данных допускается принимать 1 час); F - площадь водосбора талых вод с участка автодороги или моста, га; h - слой стока за 10 дневных часов в миллиметрах, определяемый в с зависимости от территориального района по схеме районирования (рис. 4.4.2). Для выделенных четырех территориальных районов величины h равны: для 1 района - 25, для 2 - 20, 3 - 15, 4 - 7 мм; с К - коэффициент, учитывающий окучивание снега, принимаемый равным с 0,8. Таблица 4.4.3 КОЭФФИЦИЕНТ ИЗМЕНЕНИЯ УДЕЛЬНОГО РАСХОДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДНЕГО ПРОДОЛЬНОГО УКЛОНА ПО АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ (УЧАСТКА ДОРОГИ) ИЛИ МОСТА ------------------------------------------------------------------ |Средний|Значение коэффициента "k" в зависимости от параметра "n"| | уклон |--------------------------------------------------------| | i |n = 0,5|n = 0,55|n = 0,60 |n = 0,65 |n = 0,70 |n = 0,75 | | ср. | | | | | | | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,001 |0,64 |0,61 |0,58 |0,56 |0,53 |0,51 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,003 |0,84 |0,83 |0,81 |0,80 |0,78 |0,77 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,005 |0,96 |0,95 |0,95 |0,94 |0,94 |0,93 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,006 |1,0 |1,0 |1,0 |1,0 |1,0 |1,0 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,008 |1,04 |1,04 |1,04 |1,05 |1,05 |1,05 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,010 |1,14 |1,15 |1,16 |1,18 |1,19 |1,21 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,015 |1,26 |1,29 |1,32 |1,35 |1,38 |1,41 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,020 |1,35 |1,39 |1,43 |1,48 |1,52 |1,57 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,025 |1,43 |1,48 |1,54 |1,59 |1,65 |1,71 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,030 |1,49 |1,56 |1,62 |1,69 |1,75 |1,83 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,035 |1,55 |1,62 |1,7 |1,77 |1,85 |1,94 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,040 |1,61 |1,68 |1,77 |1,85 |1,94 |2,04 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,045 |1,66 |1,74 |1,83 |1,92 |2,02 |2,13 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,050 |1,7 |1,79 |1,89 |1,99 |2,1 |2,22 | |-------|-------|--------|---------|---------|---------|---------| |0,060 |1,79 |1,89 |2,0 |2,12 |2,26 |2,40 | ------------------------------------------------------------------ При расчете величины фактического сброса (ФС) учитывается только наибольший из определенных расчетных расходов дождевых или талых вод. 2. Определяется величина предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в г/час по каждому ингредиенту загрязнения по формуле: ПДС = 3600 х С х Q , (4.4.4) прд с где: 3600 - коэффициент перевода в другие единицы измерения; С - предельно допустимое содержание (концентрация) прд загрязняющего вещества в поверхностном стоке с учетом смешения его с водами водотока, мг/л; Q - расчетный расход поверхностных сточных вод, л/с; с С определяется по формуле Фролова - Родзиллера: прд гамма х Q в С = ---------- (С - С ) + С , (4.4.5) прд Q пдк в пдк с где: гамма - коэффициент смешения сточных (поверхностных) вод с водой водотока для заданного створа; Q - среднемесячный (минимальный) расход воды в водотоке 95% в обеспеченности, куб. м/сек.; Q - расчетный расход поверхностных сточных вод, куб. м/сек.; с С - предельно допустимая концентрация данного загрязняющего пдк вещества в водотоке (водоеме), мг/л, принимается по нормативным данным; для отдельных веществ приведена в табл. 4.4.4. С - концентрация данного загрязняющего вещества в бытовых в условиях в водотоке, мг/л, принимается по данным органов Росгидромета и Санэпиднадзора. Таблица 4.4.4 ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ ----------------------------------------------------------------------- | Наименование | Предельно допустимые концентрации (ПДК), мг/л | | веществ | | |---------------|-----------------------------------------------------| | Взвешенные | Концентрация взвешенных веществ в водотоке в бытовых| | вещества | (природных) условиях в мг/куб. дм + 0,25 мг/куб. дм | | | для водотоков высшей и 1 категории водопользования и| | | плюс 0,75 мг/куб. дм для 2 категории водопользования| |---------------|-----------------------------------------------------| | Нефтепродукты | 0,05 | |---------------|-----------------------------------------------------| | Свинец | 0,1 | |---------------------------------------------------------------------| | Примечания: | | 1. ПДК для указанных веществ принят по перечню ПДК, | | помещенному в "Правилах охраны поверхностных вод", ПДК должны | | уточняться при изменении их значений в нормативных документах. | | 2. Для водотоков (водоемов), содержащих в межень более | | 30 мг/куб. дм природных взвешенных веществ, допускается | | увеличение содержания их в воде в пределах 5%. При этом взвеси | | со скоростью выпадения более 0,4 мм/с для водотоков и более | | 0,2 мм/с для водоемов к спуску запрещаются. | ----------------------------------------------------------------------- Коэффициент смешения сточных вод с водой водотока определяется по формуле Родзиллера: 1 - бета гамма = -------------, (4.4.6) Q в 1 + -- х бета Q с Q и Q - то же, что в формуле (4.4.5). в с Величина бета определяется по формуле: 3 - 3 - -альфа \/L альфа \/L бета = е = 1 / 2,72 , (4.4.7) где: L - расстояние от места выпуска поверхностных сточных вод до расчетного (контрольного) створа по течению реки, принимается с учетом п. 4.4.6; альфа - коэффициент, учитывающий влияние гидравлических факторов смешения, определяется по формуле: - 3 /Е альфа = кси х фи х \/--, (4.4.8) Q c где: кси - коэффициент, зависящий от места выпуска поверхностных сточных вод в водоток, принимаемый равным 1,0 для берегового выпуска и 1,5 - при выпуске в фарватер реки; фи - коэффициент извилистости русла реки, равный отношению расстояния от места выпуска сточных вод до расчетного створа по фарватеру к расстоянию между этими пунктами по прямой; Q - расчетный расход поверхностных сточных вод, куб. м/сек.; с Е - коэффициент турбулентной диффузии, который для равнинных рек определяется по формуле Потапова: E = V х h / 200, (4.4.9) ср ср где: V - средняя скорость потока в русле, м/с; ср h - средняя глубина в русле реки при заданном уровне, м. ср 4.4.9. Если величина фактического сброса (ФС) по формуле (4.4.1) не превышает ПДС по формуле (4.4.4), может быть допущен сброс поверхностных сточных вод непосредственно в водоток без очистки. В этом случае при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов применяются обычные схемы водоотвода в соответствии с действующими нормами на проектирование и типовыми решениями. В случаях, когда ФС превышает ПДС, сброс поверхностных сточных вод без очистки в водоток (водоем) не допускается. При очистке следует обеспечивать на выходе из очистного сооружения концентрацию загрязняющих веществ, не превышающую определенное по формуле (4.4.5) значение предельно допустимой концентрации веществ в поверхностном стоке с учетом смешения с водой водотока. 4.4.10. Если проведенные расчеты ПДС показали необходимость очистки поверхностных сточных вод перед их сбросом в водоток, следует применять схемы поверхностного водоотвода с покрытия автомобильных дорог и мостов, обеспечивающие сбор вод поверхностного стока и направляющие их на очистные сооружения. 4.4.11. В случаях необходимости очистки поверхностного стока на мостовых переходах не допускается сброс воды с покрытия непосредственно в водоток через водоотводные трубки, в стороны через тротуары или через систему водоотводных лотков на конусах. Весь объем поверхностного стока должен быть отведен в очистные сооружения. Конструкции очистных сооружений рекомендуется, как правило, принимать по действующим типовым проектам. Допускается применение индивидуальных конструкций очистных сооружений. Для условий очистки вод поверхностного стока могут быть рекомендованы камерные и тонкослойные отстойники. 4.4.12. Сброс дождевых или талых вод с поверхности автомобильных дорог за пределами водоохранных зон и населенных пунктов производится кюветами, лотками, по откосам на рельеф без дополнительной очистки со скоростями меньше размывающих для грунтов в месте выпуска воды. 4.4.13. В проектах автомобильных дорог и мостовых переходов не следует предусматривать устройства мойки автомобилей в пределах водоохранной зоны водотоков (водоемов). 4.4.14. Пример расчета уровня загрязнения поверхностного стока на автомобильной дороге приведен в Приложении 5. 4.5. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха и придорожных территорий пылью, продуктами загрязнения и износа покрытий. Защитные мероприятия 4.5.1. При проектировании автомобильных дорог с переходными и низшими типами дорожных одежд, а также при проектировании стадийного строительства дорог с капитальными дорожными одеждами, когда на первой стадии строительства предусматриваются гравийные (щебеночные) и другие покрытия из неукрепленных материалов, следует оценивать влияние пыли, образующейся при движении автомобильного транспорта. Пылеобразование на автомобильных дорогах происходит в результате износа покрытия, внесения колесами автомобиля на проезжую часть грязи и пыли, а также износа автопокрышек. На интенсивность пылеобразования влияют физико-механические свойства материала и состояние покрытия, скорость движения автотранспорта, вес, габариты и тип движущихся по дороге автомобилей, погодно-климатические условия в районе проложения трассы. 4.5.2. Дорожные покрытия делятся на пылящие и непылящие. К непылящим покрытиям относятся: асфальтобетонные и цементобетонные. К пылящим - щебеночные, гравийные, грунтово-улучшенные, а также покрытия из отходов камнедробления, шлаков и других отходов, необработанных вяжущими материалами. По степени пылеобразующей способности пылящие покрытия подразделяются на три категории: слабопылящие, среднепылящие и сильнопылящие (см. табл. 4.5.1). Таблица 4.5.1 КАТЕГОРИЯ СПОСОБНОСТИ К ПЫЛЕОБРАЗОВАНИЮ ------------------------------------------------------------------ |Категория способности| Ориентировочное |Очередность борьбы | | к пылеобразованию | пылевыделение | с пылью | | | в мг/куб. м | с пылью | |---------------------|----------------------|-------------------| |Сильнопылящие |более 60 |первая | |---------------------|----------------------|-------------------| |Среднепылящие |10 - 60 |вторая | |---------------------|----------------------|-------------------| |Слабопылящие |менее 10 |третья | |----------------------------------------------------------------| | Примечание: Состояние покрытия по пылимости определяют в| |июне - августе в сухое время в период с 15 по 17 часов дня за| |движущимся со скоростью 30 - 40 км/час грузовым автомобилем,| |средней грузоподъемности (5 - 7 тонн). | ------------------------------------------------------------------ 4.5.3. Основным критерием качества воздуха при пылевыделении покрытий на автомобильных дорогах является коэффициент запыленности К , определяемый по формуле: пл К = С / С , (4.5.1) пл ф пдк где: С - предельно допустимая концентрация пыли, мг/куб. м, пдк определяется по таблице 4.5.2; С - фактическая среднесуточная концентрация пыли, мг/куб. м. ф Фактическую среднесуточную концентрацию пыли С принимают по ф замерам, произведенным на аналогичных покрытиях в проектируемом районе по стандартной методике, изложенной в "Руководстве по контролю загрязнения атмосферы", Госкомгидромета, Минздрава СССР. Результаты определения концентрации пыли в воздухе следует приводить к нормальным условиям: температура воздуха +20 град.С, атмосферное давление 760 мм рт. ст. Для расчетов при проектировании можно использовать данные табл. 4.5.3. Таблица 4.5.2 ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПЫЛИ ------------------------------------------------------------------ | Объект | Материал покрытия (горная порода) | С | | | | пдк | |----------------|---------------------------------------|-------| |Населенный пункт|не нормируется |0,15 | |----------------|---------------------------------------|-------| |Рабочая зона |гранит, сионит, базальт, габбро, |2,0 | | |трахит, гнейс и др. | | | |---------------------------------------|-------| | |известняк, мергель, доломит |6,0 | |----------------------------------------------------------------| | Примечание: В соответствии с ГОСТ 12.1.005-76 к рабочей зоне| |отнесено пространство вне населенных пунктов до 2 метров над| |поверхностью земли. | ------------------------------------------------------------------ Мероприятия по снижению запыленности воздуха осуществляют в нп рз населенных пунктах при К > 1, в рабочей зоне при К >= 1,2. пл пл Таблица 4.5.3 ЗНАЧЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОЙ СРЕДНЕСУТОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПЫЛИ С В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАТЕРИАЛА ПОКРЫТИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ф ------------------------------------------------------------------ | Наименование покрытия |С , мг/куб. м| | | ф | |--------------------------------------------------|-------------| |Щебеночные, гравийные и другие виды материалов, |1 - 3 | |обработанные вяжущими | | |--------------------------------------------------|-------------| |Щебеночные из прочных пород, построенные по методу|10 - 20 | |заклинки | | |--------------------------------------------------|-------------| |Гравийные |20 - 40 | |--------------------------------------------------|-------------| |Щебеночные (известняк), построенные по методу |40 - 60 | |плотных смесей | | |--------------------------------------------------|-------------| |Грунтово-улучшенные |60 - 100 | |--------------------------------------------------|-------------| |Грунтовые |более 100 | ------------------------------------------------------------------ Оценку степени запыленности воздуха и назначение мероприятий по ее снижению производят в следующей последовательности: - проектируемый участок дороги разбивают на зоны в зависимости от объекта запыленности и назначают С по таблице 4.5.2; пдк - измеряют С по стандартной методике или принимают по таблице ф 4.5.3; - определяют К по формуле 4.5.1 и оценивают состояние пл покрытия по пылимости, сравнивая полученные показатели с нп рз нормативными (К < 1, К <= 1,2); пл пл - по таблице 4.5.4 определяют коэффициент снижения запыленности воздуха окружающей среды в зависимости от удаленности объекта от источника пыли К ; о - определяют коэффициент запыленности воздуха окружающей среды ос К на намеченном расстоянии от дороги по формуле: пл ос К = К х К ; (4.5.2) пл пл о ос - по полученному значению К принимают решение о возможности пл проложения трассы автодороги на намеченном расстоянии от существующего объекта или проведении специальных мероприятий. Таблица 4.5.4 ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СНИЖЕНИЯ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УДАЛЕННОСТИ ОБЪЕКТА ОТ ИСТОЧНИКА ПЫЛИ К о ------------------------------------------------------------------ | С | Расстояние от кромки покрытия автомобильной дороги | | ф | в метрах | | |--------------------------------------------------------| | | 0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 200 | |-------|-----|------|------|--------|--------|---------|--------| |< 10 |1 |0,4 |0,1 |0 |0 |0 |0 | |-------|-----|------|------|--------|--------|---------|--------| |10 - 60|1 |0,35 |0,15 |0,05 |0,01 |0 |0 | |-------|-----|------|------|--------|--------|---------|--------| |> 60 |1 |0,30 |0,2 |0,2 |0,05 |0,01 |0 | |----------------------------------------------------------------| | Примечание: Указанные коэффициенты принимают для летнего| |периода года при господствующем направлении ветра под углом| |45 град. - 135 град. относительно оси дороги. | ------------------------------------------------------------------ 4.5.4. При невозможности проложения трассы на необходимом расстоянии от объекта следует предусматривать специальные мероприятия по снижению запыленности воздуха окружающей среды. 4.5.5. Все мероприятия по снижению запыленности местности делят на предупредительные (профилактические) и защитные. К предупредительным (профилактическим) мероприятиям относят устройство покрытий из материалов, обработанных вяжущими, поверхностные обработки слоев износа обеспыливающими материалами. К защитным мероприятиям относят устройство зеленых насаждений (деревья, кустарники, травы); в качестве временных мероприятий могут использоваться заборы и щиты из недефицитных и недорогих материалов и отходов промышленности. При проложении трассы дороги через населенные пункты и угодья, используемые для выращивания ценных сельскохозяйственных культур, следует предусматривать покрытия дорожных одежд и типы укрепления обочин из непылящих материалов. Устройство покрытий, поверхностных обработок и слоев износа производят методами, изложенными в соответствующей нормативно-технической литературе. При этом применение различных химических веществ и отходов промышленности, для которых не установлены ПДК, должно быть согласовано с природоохранными органами в установленном порядке. Защитная эффективность зеленых насаждений в значительной степени зависит от плотности посадок и вида растений. Для защиты от пыли рекомендуются двухрядные плотные посадки деревьев с низким штамбом и густой кроной и одного ряда кустарников высотой 1,5 м. Такая конструкция пылезащитной полосы при расположении от дороги на расстоянии 15 - 20 м задерживает до 80 - 90% пыли. В связи с тем, что травяная растительность хорошо задерживает пыль, ее следует сохранять в полосе отвода как перед полосой защиты, так и между ее рядов. Зеленые насаждения следует предусматривать из видов растений местной флоры, наиболее устойчивых к воздействию пыли. При этом можно рекомендовать такие виды как: хвойные (ель канадская, туя складчатая, сосна горная, канадская и др.) и лиственные деревья (клен остролистный, ясень американский и пенсильванский, бук, береза киргизская и бородавчатая, вяз мелколистный и шершавый, дуб красный, крупноплодный и черешчатый, тополь бальзамический и белый и др.), кустарники (боярышник, жимолость, калина, сирень, джузгун, роза собачья и морщинистая и др.). 4.6. Оценка уровня шумового воздействия транспорта. Способы защиты от шума 4.6.1. Оценка уровня шумового воздействия транспорта на окружающую среду производится при наличии в зоне влияния дороги мест, чувствительных к шумовому воздействию селитебных и промышленных территорий населенных пунктов, санитарно-курортных зон, территорий сельскохозяйственного назначения (при наличии специальных требований), заповедников, заказников, а также в других случаях, специально обусловленных заданием на проектирование. 4.6.2. Возникающий при движении транспортных средств шум ухудшает качество среды обитания человека и животных на прилегающих к дороге территориях. Шум действует на нервную систему человека, снижает трудоспособность, уменьшает сопротивляемость сердечно-сосудистым заболеваниям. 4.6.3. Уровень звукового давления определяется по формуле: L = 10 lg(Р / Р ), (4.6.1) р о где: L - уровень звукового давления в дБ; р Р - интенсивность действующего звука (шума), Вт/кв. м; Р - интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости о -12 при частоте звука 1000 Гц; принимается равной 10 Вт/кв. м. Из формулы (4.6.1) видно, что увеличение интенсивности звука в 10 раз дает рост уровня звука на 10 дБ. Оценку производственного шума в соответствии с СНиП II-12-77 проводят по величине эквивалентного уровня измерением в дБА, что позволяет учесть неоднородность интенсивности шума во времени. 4.6.4. Величина эквивалентного уровня транспортного шума, образующегося на эксплуатируемой дороге, зависит от следующих факторов: Транспортные факторы: - количество транспортных средств (интенсивность движения); - состав движения; - эксплуатационное состояние транспортных средств; - объем и характер груза; - применение звуковых сигналов. Дорожные факторы: - плотность транспортного потока; - продольный профиль (подъемы, спуски); - наличие и тип пересечений и примыканий; - вид покрытия, шероховатость; - ровность покрытия; - поперечный профиль, наличие насыпей и выемок; - число полос движения; - наличие разделительной полосы; - наличие остановочных пунктов для транспорта. Природно-климатические факторы: - атмосферное давление; - влажность воздуха; - температура воздуха; - скорость и направление ветра, турбулентность воздушных потоков; - осадки. 4.6.5. Прогнозирование эквивалентного уровня транспортного шума на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения допускается проводить по приближенной формуле: L = 50 + 8,8 lg N + F, (4.6.2) трп где: L - уровень шума на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы трп движения, дБА; N - расчетная часовая интенсивность движения, авт./час. Для проектируемых дорог принимается на 20-й год после окончания разработки проекта. Принимается в соответствии с п. 4.2.2 настоящих Рекомендаций. F - фоновый уровень шума, принимается по данным местных органов санитарно-эпидемиологического надзора. 4.6.6. Эквивалентный уровень шума в придорожной полосе определяется по формуле: L = L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L + экв трп v i d k + ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА L х К + F, (4.6.3) диз L р где: ДЕЛЬТА L - поправка на скорость движения L + ДЕЛЬТА L , v трп v определяется по таблице 4.6.1; ДЕЛЬТА L - поправка на продольный уклон, принимается по i таблице 4.6.2; ДЕЛЬТА L - поправка на вид покрытия, принимается по таблице d 4.6.3; ДЕЛЬТА L - поправка на состав движения, принимается по k таблице 4.6.4; ДЕЛЬТА L - поправка на количество дизельных автомобилей, диз принимается по таблице 4.6.5; ДЕЛЬТА L - величина снижения уровня шума в зависимости от L расстояния L в метрах от крайней полосы движения, определяется по таблице 4.6.6. К - коэффициент, учитывающий тип поверхности между дорогой и р точкой измерения, принимается по таблице 4.6.7. Таблица 4.6.1 ЗНАЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ L + ДЕЛЬТА L трп v --------------------------------------------------------------------- | Интенсивность|Значения L + ДЕЛЬТА L в зависимости от скорости | | движения N, | трп v | | авт./час |движения, дБА | | |----------------------------------------------------| | | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 50 |63,5 |65,0 |66,5 |68,0 |69,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 100 |66,5 |68,0 |69,5 |71,0 |72,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 230 |69,5 |71,0 |72,5 |74,0 |75,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 500 |72,5 |74,0 |75,5 |77,0 |78,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 880 |75,5 |76,0 |77,5 |79,0 |80,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 1650 |76,5 |78,0 |79,5 |81,0 |82,5 | |--------------|---------|---------|---------|---------|------------| | 3000 |78,5 |80,0 |81,5 |83,0 |84,5 | --------------------------------------------------------------------- Таблица 4.6.2 ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА ПРОДОЛЬНЫЙ УКЛОН - ДЕЛЬТА L i ------------------------------------------------------------------ | Величина продольного уклона |Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА| | проезжей части, промилле | i | |-------------------------------|--------------------------------| |до 20 |0 | |-------------------------------|--------------------------------| |40 |+1 | |-------------------------------|--------------------------------| |60 |+2 | |-------------------------------|--------------------------------| |80 |+3 | |-------------------------------|--------------------------------| |100 |+4 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.3 ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА ВИД ПОКРЫТИЯ - ДЕЛЬТА L d ------------------------------------------------------------------ | Вид покрытия |Величина поправки - ДЕЛЬТА L , дБА| | | d | |-----------------------------|----------------------------------| |Литой и песчаный асфальтобе- |0 | |тон | | |-----------------------------|----------------------------------| |Мелкозернистый асфальтобетон |-1,5 | |-----------------------------|----------------------------------| |Черный щебень |+1,0 | |-----------------------------|----------------------------------| |Цементобетон |+2,0 | |-----------------------------|----------------------------------| |Мостовая |+6,0 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.4 ВЕЛИЧИНЫ ПОПРАВОК НА СОСТАВ ДВИЖЕНИЯ - ДЕЛЬТА L k ------------------------------------------------------------------ |Относительное количество |5 - 20|20 - 35|35 - 50|50 - 60|65 - 85| |грузовых автомобилей и | | | | | | |автобусов (недизельных), | | | | | | |% | | | | | | |-------------------------|------|-------|-------|-------|-------| |Величина поправки |-2 |-1 |0 |+1 |+2 | |ДЕЛЬТА L , дБА | | | | | | | k | | | | | | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.5 ЗНАЧЕНИЕ ПОПРАВОК НА КОЛИЧЕСТВО ДИЗЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ - ДЕЛЬТА L диз ------------------------------------------------------------------ |Относительное число грузовых автомобилей |5 - 10|10 - 20|20 - 35| |и автобусов с дизельными двигателями, % | | | | |-----------------------------------------|------|-------|-------| |Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА |+1 |+2 |+3 | | диз | | | | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.6 ЗНАЧЕНИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШУМА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАССТОЯНИЯ ОТ КРАЙНЕЙ ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ - ДЕЛЬТА L L ------------------------------------------------------------------ |Расстояние| Величина поправки ДЕЛЬТА L , дБА | | L, м | L | |----------|-----------------------------------------------------| | | Число полос движения | | |-----------------------------------------------------| | | 2 | 4 | 6 | |----------|----|------------------------------------------------| | | | ширина разделительной полосы, метров | | | |------------------------------------------------| | | | 5 | 12 | 5 | 12 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |25 |4,6 |3,6 |3,4 |3,2 |3,0 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |50 |7,5 |6,1 |5,7 |5,5 |5,2 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |75 |9,2 |7,7 |7,2 |7,1 |6,7 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |100 |10,4|8,8 |8,4 |8,1 |7,7 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |150 |12,2|10,5 |10,0 |9,7 |9,3 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |250 |14,4|12,2 |11,6 |11,4 |11,0 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |300 |15,2|13,4 |12,8 |12,6 |12,1 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |400 |16,4|14,6 |14,0 |13,8 |13,3 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |500 |17,4|15,6 |15,0 |14,7 |14,3 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |625 |18,3|16,5 |15,9 |15,7 |15,2 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |750 |19,1|17,3 |16,7 |16,5 |16,0 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |875 |19,8|18,0 |17,4 |17,1 |16,4 | |----------|----|-----------|-----------|-----------|------------| |1000 |20,4|18,5 |18,2 |17,7 |17,2 | ------------------------------------------------------------------ Таблица 4.6.7 КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ТИП ПОВЕРХНОСТИ МЕЖДУ ДОРОГОЙ И ТОЧКОЙ ЗАМЕРА К р ------------------------------------------------------------------ | Тип поверхности | К | | | р | |--------------------------------------------------|-------------| |Вспаханная |1,0 | |--------------------------------------------------|-------------| |Асфальтобетон, цементобетон, лед |0,9 | |--------------------------------------------------|-------------| |Зеленый газон |1,1 | |--------------------------------------------------|-------------| |Снег рыхлый |1,25 | ------------------------------------------------------------------ 4.6.7. Полученные величины эквивалентного уровня шума L не экв должны превышать для конкретных условий предельных величин, установленных санитарными нормами, приведенными в таблице 4.6.8. Таблица 4.6.8 ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА ------------------------------------------------------------------ | Характер территории |Предельно допустимые уровни шума, дБА| | |-------------------------------------| | | с 23 до 7 часов |с 7 до 23 часов | | | (ночь) | (день) | |--------------------------|--------------------|----------------| |Селитебные зоны населенных|45 |60 | |мест | | | |--------------------------|--------------------|----------------| |Промышленные территории |55 |65 | |--------------------------|--------------------|----------------| |Зоны массового отдыха и |35 |50 | |туризма | | | |--------------------------|--------------------|----------------| |Санаторно-курортные зоны |30 |40 | |--------------------------|--------------------|----------------| |Территории |45 |50 | |сельскохозяйственного | | | |назначения | | | |--------------------------|--------------------|----------------| |Территории заповедников и |до 30 |до 35 | |заказников | | | |----------------------------------------------------------------| | Примечание: Заказчиком проекта при соответствующем| |обосновании могут быть установлены более низкие величины| |допускаемого шума. | ------------------------------------------------------------------ Если установленные предельные значения превышены, следует применять мероприятия и сооружения защиты от шума. Рекомендуются следующие мероприятия: - устройство древесно-кустарниковой полосы; - применение шумозащитных барьеров, валов; - прокладка трассы дороги в выемке; - перенос трассы дороги. 4.6.8. При применении шумозащитных мероприятий уровень шума в расчетной точке определяется по формуле: L = L - ДЕЛЬТА L - ДЕЛЬТА L , (4.6.4) экв в z где: L - эквивалентный уровень шума, определяемый по формуле экв 4.6.3; ДЕЛЬТА L - величина снижения уровня шума различными типами в зеленых насаждений, принимается по таблице 4.6.9; ДЕЛЬТА L - величина снижения уровня шума в зависимости от z высоты и положения экрана, определяется по формуле (4.6.4а): ДЕЛЬТА L = ДЕЛЬТА L + ДЕЛЬТА д, (4.6.4а) z А экр.альфа где: ДЕЛЬТА L определяется в следующем порядке: А экр.альфа а) определяется ДЕЛЬТА L в зависимости от высоты А экр.бета экрана по формуле: ДЕЛЬТА L = 18,2 + 7,8 х lg(а + в - с + 0,02), (4.6.5) А экр.бета где в соответствии с рисунком 4.6.1: 2 2 2 2 2 2 а = (k + m) + (Н - h ) ; b = h + [L - (k + m)] ; 1 2 2 2 2 с = L + [(Н - h ) + h ] ; 1 2 L (Н - h ) - (k + m) (Н - h + h ) 1 1 2 h = ----------------------------------. (4.6.6) экр ------------------ /2 2 \/L + (Н - h + h ) 1 2 Таблица 4.6.9 ВЕЛИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ШУМА РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ - ДЕЛЬТА L в -------------------------------------------------------------------------- | Состав посадок | Ширина |Снижение уровня шума за полосой,| | |посадок,| дБА. Интенсивность движения, | | | м | авт./ч | | | |--------------------------------| | | | до 60 | 200 | 600 |>= 1200| |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 1. Три ряда лиственных пород |10 |6 |7 |8 |8 | | (клен остролистный, вяз, | | | | | | | липа мелколистная, тополь | | | | | | | бальзамический) с | | | | | | | кустарником в виде живой | | | | | | | изгороди или подлеска (клен | | | | | | | татарский, спирея | | | | | | | калинолистная, жимолость | | | | | | | татарская) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 2. Четыре ряда лиственных |15 |7 |8 |9 |9 | | пород (липа мелколистная, | | | | | | | клен остролистный, тополь | | | | | | | бальзамический) с | | | | | | | кустарником в виде | | | | | | | двухъярусной изгороди | | | | | | | (акация желтая, спирея, | | | | | | | гордовина, жимолость | | | | | | | татарская) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 3. Четыре ряда хвойных пород |15 |13 |15 |17 |18 | | (ель, лиственница) шахматной | | | | | | | посадки с двухъярусным | | | | | | | кустарником (терн белый, | | | | | | | клен татарский, акация | | | | | | | желтая, жимолость) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 4. Пять рядов лиственных |20 |8 |9 |10 |11 | | пород (аналогично п. 2) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 5. Пять рядов хвойных пород |20 |14 |16 |18 |19 | | (аналогично п. 3) | | | | | | |------------------------------|--------|--------|-------|-------|-------| | 6. Шесть рядов лиственных |25 |9 |10 |11 |12 | | пород (аналогично п. 2) | | | | | | -------------------------------------------------------------------------- Отсюда следует, что расчетная точка должна быть удалена от края выемки на расстояние не менее ее глубины, т.е.: L >= (k + m + Н). Высота источника шума над поверхностью покрытия для легкового движения h принимается равной 0,4 м, для грузового - 1,0 м. 1 Величину ДЕЛЬТА L можно определить также по таблице 4.6.10. А экр.бета Таблица 4.6.10 ВЕЛИЧИНЫ ДЕЛЬТА L А экр.бета ------------------------------------------------------------------ |Разность путей прохождения |0,02|0,06|0,14|0,28|0,48|1,4|2,4| |звука а + в - с, м | | | | | | | | |-------------------------------|----|----|----|----|----|---|---| |Снижение уровня звука |8 |10 |12 |14 |16 |20 |22 | |ДЕЛЬТА L , дБА | | | | | | | | | А экр.бета | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------ б) определяется величина снижения уровня шума в зависимости от положения экрана в плане (см. рис. 4.6.2) - ДЕЛЬТА L и ДЕЛЬТА L по таблице 4.6.11. А экр.альфа1 А экр.альфа2 Таблица 4.6.11 СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА, ДБА ------------------------------------------------------------------ | Величина | Угол альфа1 или альфа2 в градусах | |ДЕЛЬТА L |-------------------------------------------| | А экр.альфа | 45 | 50 | 55 | 60 | 70 | 80 | 85 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |6 |1,2 |1,7 |2,3 |3,0 |4,5 |5,7 |6,0 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |8 |1,7 |2,3 |3,0 |4,0 |5,6 |7,4 |8,0 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |10 |2,2 |2,9 |3,8 |4,8 |6,8 |9,0 |10,0 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |12 |2,4 |3,1 |4,0 |5,1 |7,5 |10,2 |11,7 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |14 |2,6 |3,4 |4,3 |5,4 |8,1 |11,5 |13,3 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |16 |2,8 |3,6 |4,5 |5,7 |8,6 |12,4 |15,0 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |20 |3,2 |3,9 |4,9 |6,1 |9,4 |13,7 |18,7 | |--------------------|----|------|------|-----|-----|------|-----| |24 |3,5 |4,3 |5,8 |6,5 |10,2 |15,4 |22,6 | ------------------------------------------------------------------ в) определяется ДЕЛЬТА L как наименьшая из А экр.альфа ДЕЛЬТА L и ДЕЛЬТА L . А экр.альфа1 А экр.альфа2 ДЕЛЬТА д - поправка, зависящая от величины разности ДЕЛЬТА L - ДЕЛЬТА L определяется по А экр.альфа1 А экр.альфа2 таблице 4.6.12. Таблица 4.6.12 ВЕЛИЧИНЫ ПОПРАВКИ, ДЕЛЬТА д ----------------------------------------------------------------------- |ДЕЛЬТА L - ДЕЛЬТА L |0|2 |4 |8 |12 |16 |20 | | А экр.альфа1 А экр.альфа2| | | | | | | | |-------------------------------------------|-|---|---|---|---|---|---| |Поправка ДЕЛЬТА д |0|0,8|1,5|2,4|2,8|2,9|3,0| ----------------------------------------------------------------------- 4.6.9. При проектировании шумозащитных посадок следует стремиться получить в сечении общего контура форму треугольника с более пологой стороной к источнику шума. В этих целях ряды в широких полосах располагают в следующем порядке: 1 - низкий кустарник; 2 - высокий кустарник; 3 - дополнительные древесные породы (подлесок); 4 - 7 - ряды основных пород; 8 - дополнительные породы; 9 - высокий кустарник (номер ряда считается от источника шума). Расстояния между растениями следует принимать в соответствии с таблицей 4.6.13. Таблица 4.6.13 РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ РАСТЕНИЯМИ В ШУМОЗАЩИТНЫХ ПОСАДКАХ ------------------------------------------------------------------ | Тип растений |В ряду, м|Между рядами, м| |--------------------------------------|---------|---------------| |Основная порода |3,0 |3,0 | |--------------------------------------|---------|---------------| |Дополнительная порода |2,0 |2,0 | |--------------------------------------|---------|---------------| |Высокий кустарник |1,0 - 1,5|1,5 | |--------------------------------------|---------|---------------| |Низкий кустарник |0,5 |1,5 | ------------------------------------------------------------------ При проектировании шумозащитных полос на снегозаносимых участках дороги следует учитывать необходимость соблюдения минимального расстояния между бровкой земляного полотна и краем посадок в соответствии с п. 9.17 СНиП 2.05.02-85. 4.6.10. При конструировании шумозащитных ограждений следует учитывать эстетические требования, безопасность движения, прочность, устойчивость, технологические условия строительства и эксплуатации. На рис. 4.6.3 показаны некоторые примеры конструктивных решений шумозащитных экранов, валов, выемок. 4.6.11. Пример оценки уровня шумового воздействия приведен в Приложении 6. 4.7. Оценка уровня вибрационного и электромагнитного воздействия транспорта. Специальные методы защиты 4.7.1. Движение автомобиля по дороге сопровождается процессом вибрации, который воздействует через механическую систему на человека, пользующегося автомобилем, и через дорожную конструкцию на здания и сооружения, находящиеся в зоне воздействия. На основе медицинской оценки негативных последствий воздействия вибрации разработаны специальные санитарные нормы виброускорений или виброскорости, на которых основаны стандартные технические требования к механическим системам автомобиля. 4.7.2. Интенсивность вибрации, передающейся зданиям и сооружениям в придорожной зоне, зависит от количества тяжелых грузовых автомобилей, их скорости, ровности дорожного покрытия, конструкции дорожной одежды, типа подстилающего грунта. Интенсивность вибрации характеризуется ускорением. Частота вибрации от транспортных нагрузок составляет 10 - 40 Гц. 4.7.3. В высокопористых водонасыщенных грунтах интенсивность и дальность распространения вибрации в 2 - 4 раза выше, чем в песчаных или плотных скальных (обломочных) грунтах. При наличии в дорожной одежде слоев из зернистых несвязных материалов ускорение вибрации снижается в 1,5 - 2 раза. Специальные расчеты на вибрацию и защитные сооружения могут потребоваться при нахождении сейсмочувствительных зданий и сооружений или особых видов производства в зоне действия вибрации (как правило, до 30 м от кромки проезжей части). В этих случаях расчеты выполняются в соответствии с методами учета сейсмических воздействий. 4.7.4. В случаях превышения величины вибрационного ускорения (частоты, амплитуды колебаний) уровня, допустимого для данного объекта, проектом должны быть предусмотрены виброзащитные экраны. Виброзащитные экраны представляют собой траншеи шириной 0,5 - 1,0 м, глубиной 3 - 5 м (но не менее глубины заложения фундамента сооружения), заполненные зернистым (щебень, гравий) материалом или материалом с существенно отличающейся от грунта плотностью (шлак, аглопорит и т.п.). Защитные экраны устраивают, по возможности, ближе к проезжей части дороги. При правильном назначении параметров защитных экранов они могут уменьшить ускорение вибрации в 5 - 10 раз. 4.7.5. Вследствие потерь энергии энергетическими системами и приборами автотранспортного средства возникает электромагнитное излучение. Электромагнитное излучение имеет существенное значение при высокой интенсивности движения и наличии непрерывных потоков в несколько рядов. Установлено вредное влияние сильных полей высокочастотных излучений на организм человека. Для электромагнитных излучений высокой частоты установлен предельно допустимый уровень мощности - 1 мкВт/кв. см. Электромагнитное излучение автотранспорта является источником радиопомех. Действующие стандарты ограничивают электромагнитное излучение автомобилей по всем параметрам. Они учитываются при конструировании энергетических систем автомобиля, при применении помехоподавляющих устройств. 4.7.6. Наиболее действенными способами снижения электромагнитного излучения транспортного потока является обеспечение непрерывного без пересечений в одном уровне движения, что позволяет снизить интенсивность излучения на 15 - 30%, и увеличение скорости движения, которое позволяет снизить интенсивность излучения до 20%. При движении по изношенным покрытиям, имеющим разрушения и неровности, интенсивность электромагнитных излучений может возрастать в несколько раз. 4.7.7. В обычных условиях для дорог I - III категорий интенсивность электромагнитного излучения автотранспортного потока не достигает установленных пределов за границами полосы отвода. В случаях размещения на ее территории рабочих мест людей или оборудования, чувствительного к радиопомехам, в проекте строительства должна быть учтена стоимость специальных защитных устройств (экраны, кожухи и т.п.). 5. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР 5.1. При проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов следует учитывать возможные их негативные воздействия на растения и животных. Если эти воздействия вызывают гибель или переселение даже отдельных биологических видов, наступают изменения природной системы в данной местности, ухудшающие состояние окружающей среды. Воздействия на растительный и животный мир могут быть прямыми (механические повреждения, уничтожение, отравление производственными отходами, отработавшими газами транспортных средств или строительных машин, влияние шума и т.п.) или косвенными, которые обусловлены изменением среды обитания. Обоснованием проектных решений должны служить выполненные по данным экологических обследований оценки возможного количественного или качественного ущерба лесам, охотничьим и редким животным и птицам, промысловым и ценным видам рыбы, а также сельскохозяйственному производству. Заказчиком, по требованию соответствующих природоохранных органов или других заинтересованных ведомств, могут быть выданы дополнительные задания на проектирование мероприятий по охране растений, ценных видов животных, заповедных или иных угодий особого природоохранного режима или специальных видов сельскохозяйственного производства. Мероприятия по дополнительным заданиям разрабатываются индивидуально, как правило, при участии специализированных научных или проектных учреждений. 5.2. Проложение трассы автомобильной дороги или мостового перехода, размещение сооружений дорожного комплекса на залесенных территориях следует осуществлять с учетом группы леса, установленной Основами лесного законодательства. Не допускается прокладка автомобильных дорог с транзитным движением по территории заповедников и заказников, санитарно-защитным (кроме подходов к мостам) и санитарно-курортным зонам, охраняемым урочищам и зонам, отнесенным к памятникам природы и культуры. Назначать места перехода через водотоки и проектировать подходы к мостам необходимо с учетом максимального сохранения водоохранных зон и лесных полос по берегам. 5.3. В местах возможного повышения уровня грунтовых вод необходимо устраивать водоотвод или дренирование, а в местах понижения - предупреждать изменение направления и расхода подпочвенного стока водопропускными и дренажными устройствами. При проектировании насыпей и выемок в залесенных местах не следует допускать изменения уровня грунтовых вод более, чем на 0,5 м. Методы расчетного прогнозирования изменения уровня грунтовых вод приведены в пунктах 6.2 и 6.3. 5.4. При расчистке полосы для дорожных работ не допускается складирование лесоматериалов, порубочных отходов, выкорчеванных пней в пределах отведенных земель и на территории леса за границами отвода. Проектом подготовительных работ должны быть предусмотрены специальные места для временного складирования отходов с указанием способов и путей их вывоза к месту захоронения, переработки или сбыта. Вывоз древесины и отходов от расчистки должен выполняться в течение сезона порубочных и корчевальных работ (предпочтительно в зимнее время). 5.5. При проложении автомобильной дороги через лес загрязнение придорожной территории отработавшими газами за пределами полосы отвода (по окиси углерода) не должно превышать: разовая концентрация - 3 мг/куб. м; среднесуточная - 1 мг/куб. м. Расчетную концентрацию загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода следует определять по методике, приведенной в главе 4 настоящих Рекомендаций. 5.6. При проложении трассы через хвойные леса следует учитывать повышение опасности возгорания сухих материалов вследствие выброса с отработавшими газами раскаленных частиц твердых материалов, а также небрежного обращения с огнем водителей и пассажиров. Правилами противопожарной безопасности предусмотрено устройство минерализированных полос по границам полосы отвода и вокруг деревянных мостов, расположенных в хвойных лесах на сухих почвах (см. таблицу 5.1). Таблица 5.1 ШИРИНА МИНЕРАЛИЗОВАННЫХ ПОЛОС ПО ГРАНИЦАМ ПОЛОСЫ ОТВОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ------------------------------------------------------------------ | Характер растительного покрова |Ширина полосы, метров| |------------------------------------------|---------------------| |Лишайник, мох зеленый |1,0 - 1,5 | |------------------------------------------|---------------------| |Ягодники, вереск |1,5 - 2,5 | |------------------------------------------|---------------------| |Травяной покров |2,5 - 4,0 | ------------------------------------------------------------------ Указанные полосы, а также специальные противопожарные разрывы между деревянными сооружениями и границей хвойного леса назначаются по требованию органов лесного хозяйства. 5.7. В проекте дороги, особенно вблизи крупных городов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие дигрессию леса вследствие рекреационного использования. Возможность несанкционированного съезда автомобилей за пределы проезжей части и обочин или с выделенных стоянок должна быть полностью исключена. 5.8. Места, предлагаемые для рекреационного использования, включая площадки отдыха, стоянки для остановки автомобилей и т.п., должны быть отделены от территорий иного назначения естественными (водотоки, болота, труднопроходимые заросли и т.п.) или искусственными (проволочные изгороди, валы, канавы) преградами. При расчете потребной площади для рекреации следует учитывать экологически допустимую нагрузку на естественный ландшафт в соответствии с таблицей 5.2. Таблица 5.2 ЭКОЛОГИЧЕСКИ ДОПУСТИМЫЕ НАГРУЗКИ НА ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЛАНДШАФТ ------------------------------------------------------------------ |Тип местности | Экологически допустимая нагрузка, чел./га | |--------------|-------------------------------------------------| |Лес хвойный |3,0 | |--------------|-------------------------------------------------| |Лес лиственный|4,5 - 8 | |--------------|-------------------------------------------------| |Лесной луг |24 | |--------------|-------------------------------------------------| |Лесопарк |15 - 25 | |--------------|-------------------------------------------------| |Пляжи |до 1000 | ------------------------------------------------------------------ На специально оборудованных придорожных площадках отдыха рекреационная нагрузка определяется конкретным расчетом с учетом возможностей технического содержания. 5.9. Основным методом защиты животных при проектировании автомобильных дорог является максимальное сохранение природного ландшафта и исключение, по возможности, непосредственных воздействий на среду их обитания. Места сосредоточения в пути движения животных, указанные местными органами охраны природы (для промысловых животных - местными управлениями охотничьего хозяйства), должны быть зафиксированы на ситуационных схемах. 5.10. Трассы автомобильных дорог на территории охранных лесов всех категорий, а также на иных территориях - по указанию природоохранных органов следует прокладывать за пределами зоны влияния на места отстоя, укрытия, размножения крупных и других охраняемых животных. 5.11. Для предотвращения уничтожения животных при движении транспорта, что может привести также к дорожно-транспортным происшествиям, на пересечениях путей миграции животных с дорогами с интенсивностью движения более 2000 авт./сутки следует устраивать ограждения по границе полосы отвода высотой 2 - 2,5 м не менее чем на 0,5 км в каждую сторону от установившегося пути движения животных. На упомянутых путях миграции на автомобильных дорогах I - III категорий (см. рекомендации таблицы 3.1) следует устраивать скотопрогоны, как правило совмещая их с искусственными сооружениями в пониженных местах. На всех дорогах в местах вероятного их пересечения дикими животными следует также устанавливать катафоты, отражающие в темное время свет приближающейся машины и отпугивающие животных. Для укрытия животных в придорожной зоне за пределами полосы отвода следует предусматривать устройство убежищ путем посадки плотного кустарника видов, используемых для живых изгородей, ели и др. Необходимо учитывать, что посадки плодовых деревьев и кустарников привлекают диких животных к дороге. 5.12. В случаях, когда трасса дороги или мостовой переход пересекают водные объекты, имеющие рыбопромысловое значение, или такие объекты попадают в зону влияния дороги, в проекте следует предусматривать специальные меры защиты водной фауны. 5.13. Проложение трассы автомобильной дороги вблизи рыбопромысловых водных объектов следует согласовывать с органами Роскомрыболовства. Если в заключении органов Роскомрыболовства и в акте выбора трассы установлена возможность ущерба рыбным запасам, заказчик обязан поручить специализированной рыбохозяйственной научной или проектной организации определить размер ущерба и выдать рекомендации по компенсационным мероприятиям. Если в качестве компенсационных мероприятий рекомендуется строительство самостоятельного рыбоводного объекта, заказчик дорожного сооружения должен принять на себя функции заказчика по его строительству, проектирование выполняется специализированными учреждениями. Строительство компенсационных объектов осуществляется одновременно с основным сооружением за счет его заказчика. Размеры ущерба, наносимого рыбному хозяйству, определяются в соответствии с Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах (Госкомприроды СССР и Минрыбхоз СССР, 1989 г.). 5.14. Для обеспечения сохранности рыбы и других форм водной флоры и фауны на всех водных объектах не допускается производственное загрязнение водоемов и водотоков, проектирование без согласования с природоохранными органами каких-либо земляных работ, изменяющих очертание берегов, устройство или разрушение валов, каналов, назначение в пределах защитных зон взрывных или гидротехнических работ. 5.15. Следует избегать размещения мостовых переходов и трасс автомобильных дорог в местах нерестилищ, зимовальных ям и местах нагула рыбной молоди. При пересечении пойменных проток, служащих для прохода рыбы на нерест, необходимо предусматривать пойменные отверстия, гидравлический режим которых должен обеспечивать нормальное продвижение рыбы к нерестилищам. Отверстия мостов через водотоки должны обеспечивать наименьшее изменение бытовых условий протекания потока, а скорости в русле под мостом быть приемлемыми для прохода рыбы. 5.16. Система водоотводных устройств на мостах и подходах к ним должна обеспечивать наиболее эффективное смешение стоков с водой водоема, а при недопустимости сброса - сбор в водоочистные сооружения. Для очистки сточных вод могут применяться простейшие типовые сооружения: пруды-отстойники, рассеивающие выпуски, очистные закрытые сооружения. 5.17. При проложении трассы или размещении мостового перехода вблизи рыбохозяйственных объектов материалы инженерных изысканий и экологических исследований должны содержать информацию, требующуюся для разработки мероприятий, направленных на охрану и воспроизводство рыбных запасов, а в необходимых случаях - для составления рыбохозяйственного раздела проекта. Глава о мероприятиях по охране рыбных запасов должна включать в себя: - описание факторов воздействия проектируемого объекта на условия обитания и воспроизводства рыб и их кормовых организмов в водоеме с учетом их состояния на период проектирования; - границы акватории, попадающей в зону влияния каждого фактора; - характер и степень воздействия каждого фактора (негативные и позитивные) на рыбные запасы; - состав и объем рыбоохранных мероприятий, предупреждающих ущерб рыбным запасам, а также и восстановительных, и компенсационных мер при невозможности их полного сохранения. Кроме пояснительной записки по указанным вопросам в состав данной части раздела проекта должны быть включены ситуационный план района строительства с указанием на нем мест разработки и складирования грунта, сброса сточных вод, а при выполнении гидротехнических работ - карт намыва, мест забора и сброса воды и другие необходимые графические материалы. 5.18. Специальные требования по предупреждению ущерба сельскохозяйственному производству должны быть приведены в задании на проектирование с учетом специфики сельскохозяйственного производства. 6. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ГЕОЛОГИЧЕСКУЮ И ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКУЮ СРЕДУ 6.1. Автомобильные дороги, непосредственно вторгаясь в геологическую среду на значительном протяжении, оказывают существенное воздействие на развитие естественных экзогенных геологических процессов, без учета которого возможны глубокие и трудноисправимые негативные последствия для экосистемы. В ряде случаев они могут быть причиной возникновения, интенсификации или затухания экзогенных процессов путем прямого или вторичного воздействия ряда факторов на геологическую среду. 6.2. При проектировании земляного полотна в условиях 2 и 3 типов местности по характеру увлажнения, а также на слабых грунтах (по определениям СНиП 2.05.02-85) следует учитывать изменение напряженного состояния грунтовой толщи в естественном основании, которое приводит к дополнительному уплотнению и снижению водопроницаемости грунта. Последствием этих воздействий может быть изменение системы движения грунтовых вод в приповерхностных слоях, что особенно характерно при прохождении трассы по пойменным террасам. Повышение уровня грунтовых вод и переувлажнение прилегающей территории с верховой стороны приводит к ее заболачиванию, а с низовой - к осушению. Вторичные последствия изменения уровня грунтовых вод проявляются в изменении биоценоза (состава растительности, фауны). При неблагоприятном сочетании грунтовых условий названные воздействия могут вызвать поперечные деформации земляного полотна. 6.3. Влияние насыпи на изменение уровня грунтовых вод следует прогнозировать в соответствии со схемами, приведенными на рис. 6.1 и 6.2. Для оценки влияния автомобильной дороги необходимо определять параметры зоны подпора с верховой стороны насыпи, зоны депрессии под насыпью и зоны осушения с низовой стороны насыпи. Зона подпора с верховой стороны насыпи характеризуется следующим уравнением кривой подпора: h - h 1 2 0 i = - (h - h + h l -------). (6.1) l 2 1 0 n h - h 1 0 Расстояние влияния насыпи на повышение уровня грунтовых вод (ширина зоны подтопления): [h - h + h l (h - h )] 2 0 0 n 2 0 L = ---------------------------, (6.2) 1 J ср где J - среднее значение уклона кривой депрессии. ср Для определения зоны депрессии под насыпью служит уравнение кривой депрессии: 2 2 ДЕЛЬТА k х k h - h ф 2 2 1 2 l = ------------- (h - h ) или i = -------, (6.3) 2q 1 2 2h х l 0 где: q = k х i х h х ДЕЛЬТА k - удельный расход грунтовых вод; ф 0 k - коэффициент фильтрации, определяемый в зависимости от вида ф грунта, приведен в таблице 6.3. Таблица 6.3 ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ФИЛЬТРАЦИИ ------------------------------------------------------------------ | Тип грунта | Коэффициент фильтрации К , | | | ф | | | м/сутки | |-----------------------------|----------------------------------| |Глина |0,02 - 0,01 | |-----------------------------|----------------------------------| |Суглинок |0,1 - 0,01 | |-----------------------------|----------------------------------| |Супесь, лесс, песок пылеватый|1,0 - 0,1 | |-----------------------------|----------------------------------| |Песок мелкий и средний |10,0 - 1,0 | |-----------------------------|----------------------------------| |Песок крупный |100,0 - 10,0 | |-----------------------------|----------------------------------| |Галька, гравий |1000,0 - 100,0 | ------------------------------------------------------------------ ДЕЛЬТА k - коэффициент, учитывающий влияние нагрузки от насыпи на изменение коэффициента фильтрации в зависимости от высоты насыпи (для глинистых грунтов, см. табл. 6.4). Таблица 6.4 ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ВЛИЯНИЯ НАГРУЗКИ ДЛЯ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ, ДЕЛЬТА k ------------------------------------------------------------------ | Высота насыпи Н, метров |ДЕЛЬТА k| |-------------------------------------------------------|--------| |2 |0,77 | |-------------------------------------------------------|--------| |4 |0,63 | |-------------------------------------------------------|--------| |6 |0,53 | |-------------------------------------------------------|--------| |8 |0,48 | |-------------------------------------------------------|--------| |10 |0,43 | ------------------------------------------------------------------ Зона осушения с низовой стороны насыпи описывается уравнениями кривой депрессии 6.4 и 6.5: 2 2q h = -- х l (6.4) k ф 2 h и i = -------, (6.5) 2h х l 0 где q = k х i х h - удельный расход грунтовых вод. ф 0 Расстояние влияния насыпи на изменение уровня грунтовых вод с низовой стороны (ширина зоны осушения): ДЕЛЬТА h L = --------, (6.6) З J ср где J - среднее значение уклона кривой депрессии, определяемое в ср зависимости от вида грунта по таблице 6.5. Таблица 6.5 СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ УКЛОНА КРИВОЙ ДЕПРЕССИИ ------------------------------------------------------------------ | Тип грунта | J | | | ср | |-------------------------------------|--------------------------| |Глина тяжелая |0,15 - 0,20 | |-------------------------------------|--------------------------| |Глинистые грунты |0,10 - 0,15 | |-------------------------------------|--------------------------| |Суглинки |0,05 - 0,10 | |-------------------------------------|--------------------------| |Супеси |0,02 - 0,05 | |-------------------------------------|--------------------------| |Песчаные грунты |0,006 - 0,02 | |-------------------------------------|--------------------------| |Песок крупный, галька, гравий |0,003 - 0,006 | ------------------------------------------------------------------ При пересечении дорогой естественного стока особое внимание следует уделять планировке прилегающей территории с верховой стороны, обеспечивающей минимальный допустимый уклон для стока вод в зависимости от вида поверхности, а также их отводу и выпуску с низовой стороны по системе водоотводных и водопропускных сооружений, исключающих застаивание поверхностных вод. При невозможности обеспечения указанных условий насыпь или ее нижнюю часть следует устраивать из дренирующего грунта. 6.4. Большое влияние на гидрологический режим местности оказывают выемки. При пересечении водоносного горизонта дорожная выемка оказывает мощное осушающее воздействие. При этом может прекратиться полностью или частично поступление грунтовой воды в водоносный слой, расположенный с низовой (по направлению движения грунтовой воды) стороны выемки. В зависимости от вида и состояния грунта зона действия выемки распространяется на десятки и сотни метров в каждую сторону (рис. 6.2). На прилегающей территории резко меняются условия произрастания растений, создаются благоприятные условия для эрозии почвы. Расстояние от бровки выемки, на котором происходит изменение уровня грунтовых вод, определяется по формуле 6.7: l = L - m (Н + t), (6.7) где: S - h 0 L = ------ - расстояние, на котором происходит изменение J ср кривой депрессии грунтовых вод; S - расстояние от дна кювета или дрены до уровня грунтовых вод; h - глубина воды в кювете или дрене; 0 m - заложение откоса выемки; t - расстояние от проектной отметки по бровке дороги до уровня воды в кювете или дрене; Н - глубина выемки. Расстояние от поверхности земли до уровня грунтовых вод в зоне |