ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СТОИМОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ. Письмо. Министерство регионального развития РФ. 07.12.06 13241-РМ/07

          ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СТОИМОСТИ
         ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАСЧЕТЕ
       СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

                                ПИСЬМО

                МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          7 декабря 2006 г.
                            N 13241-РМ/07

                                 (Д)


     По  имеющейся  у  Министерства  регионального развития Российской
Федерации информации органы государственной власти некоторых субъектов
Российской  Федерации  до сих пор не установили региональные стандарты
стоимости  жилищно-коммунальных  услуг,  а в некоторых субъектах такие
стандарты  установили  с  нарушением  федерального законодательства. В
этой  связи  Минрегион  России считает необходимым дать дополнительные
разъяснения   по   установлению   региональных   стандартов  стоимости
жилищно-коммунальных услуг.
     Необходимость   установления  региональных  стандартов  стоимости
жилищно-коммунальных услуг предусмотрена статьей 159 Жилищного кодекса
Российской  Федерации. Эти стандарты используются при определении прав
граждан  на  субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и
расчете их размеров. В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления
субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 декабря 2005
г.  N  761  (далее  -  Правила  предоставления  субсидий),  для одного
муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт
стоимости  жилищно-коммунальных  услуг  отдельно  для  многоквартирных
домов,  жилые  помещения  в  которых  относятся  к  различным жилищным
фондам,  и  для  жилых  домов индивидуального жилищного фонда. Размеры
региональных   стандартов   устанавливаются  органами  государственной
власти субъектов Российской Федерации. Размеры региональных стандартов
стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируются по муниципальным
образованиям одного субъекта Российской Федерации.
     Согласно   части   6   статьи   159   Жилищного   кодекса  размер
регионального    стандарта    стоимости   жилищно-коммунальных   услуг
устанавливается  исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для
расчета  платы  за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные
услуги  для  нанимателей по договорам социального найма, проживающих в
жилых  помещениях,  расположенных  в  домах,  уровень благоустройства,
конструктивные  и  технические параметры которых соответствуют средним
условиям  в  муниципальном  образовании (далее - дома, соответствующие
средним  условиям).  В  связи  с  этим  расчет  размеров  региональных
стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для каждого городского
округа,  городского  и  сельского  поселения  в  составе муниципальных
районов производится в следующем порядке:
     Во-первых,  выбирается  группа  конкретных домов, соответствующих
средним условиям в каждом муниципальном образовании, при котором:
     1)  уровень  благоустройства  всех  входящих в группу домов будет
одинаковым   и   наиболее  типичным.  Под  уровнем  благоустройства  в
соответствии  с  пунктом  6  Правил  предоставления коммунальных услуг
гражданам,   утвержденным   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации  от  23  мая  2006  г. N 307 (далее - Правила предоставления
коммунальных  услуг  гражданам),  понимается наличие в многоквартирном
доме  или  жилом  доме  внутридомовых  инженерных  систем, позволяющих
предоставлять коммунальные услуги: холодного и горячего водоснабжения,
водоотведения,    электроснабжения,   газоснабжения   (в   том   числе
газобаллонных  установок),  отопления  (теплоснабжения),  в  том числе
печного отопления;
     2)  конструктивные и технические параметры всех входящих в группу
домов  будут  одинаковыми  и  наиболее  типичными  -  степень  износа,
этажность,   материал   стен   и   кровли,   оборудование   лифтом   и
мусоропроводом, а также другие подобные параметры;
     3)  установлена  одинаковая  цена  (размер платы) за содержание и
ремонт  жилого  помещения для нанимателей жилых помещений по договорам
социального  найма  жилых  помещений  муниципального  жилищного фонда,
реально  проживающих в домах, входящих в группу домов, соответствующих
средним условиям;
     4)  для  расчета  платы  нанимателей жилых помещений по договорам
социального  найма  жилых помещений муниципального жилищного фонда, за
коммунальные  услуги  используются  одинаковые в пределах такой группы
домов:
     а)  тарифы  на  холодную  воду,  горячую  воду  и  водоотведения,
установленные  органами  местного  самоуправления,  а на электрическую
энергию,  газ  (бытовой  газ  в  баллонах), на тепловую энергию или на
твердое  топливо при наличии печного отопления, установленные органами
государственной власти субъекта Российской Федерации;
     б)  нормативы  потребления  коммунальных  услуг,  установленные в
соответствии   с   Правилами  установления  и  определения  нормативов
потребления    коммунальных   услуг,   установленными   Постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, органами
государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации  (нормативы
потребления  коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению) и
органами  местного  самоуправления (нормативы потребления коммунальных
услуг   по   холодному   и   горячему   водоснабжению,  водоотведению,
теплоснабжению).
     При    выборе   домов,   соответствующих   средним   условиям   в
муниципальном  образовании,  органам  государственной  власти субъекта
Российской  Федерации целесообразно проведение консультаций с органами
местного  самоуправления городских округов, муниципальных районов, а в
случае   передачи  помещений  муниципального  жилищного  фонда  (жилых
помещений,  находящихся  в  муниципальной собственности муниципального
района)  городским  и  сельским  поселениям  в  составе  муниципальных
районов  -  с  органами  местного  самоуправления городских и сельских
поселений  и  учитывать  полученные от органов местного самоуправления
предложения.
     В  соответствии  с  пунктом 22 Правил предоставления субсидий для
одного  муниципального  образования могут устанавливаться региональные
стандарты    стоимости   жилищно-коммунальных   услуг   отдельно   для
многоквартирных  домов  и  для индивидуальных жилых домов, указанных в
части   2   статьи   16   Жилищного   кодекса   Российской  Федерации.
Рекомендуется   для  установления  региональных  стандартов  стоимости
жилищно-коммунальных  услуг  выбирать  дома,  соответствующие  средним
условиям,  как из числа многоквартирных домов, так и жилых домов, если
население  в  муниципальном  образовании  проживает  примерно в равных
долях (например, 40 - 60%) в жилых домах и в многоквартирных домах или
если  большая  часть (например, более 70%) населения проживает в жилых
домах.
     Например,  в  муниципальном  образовании  есть 15% индивидуальных
жилых  домов,  20%  многоквартирных  9-этажных  кирпичных  домов,  15%
многоквартирных   9-этажных   панельных   домов,  50%  многоквартирных
5-этажных  панельных  домов (проценты указаны относительно численности
проживающего  в  них  населения,  а  не  относительно  численности или
площади  указанных  домов).  При  этом  из  многоквартирных  5-этажных
панельных  домов:  в  1/3  домов  износ  50%  (цена  (размер платы) за
содержание  и  ремонт  жилого  помещения  для  нанимателей по договору
социального  найма  равна  10,20  руб./кв.  м),  в 1/2 износ 40% (цена
(размер платы) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей
по  договору  социального  найма равна 9,10 руб./кв. м), а в 1/6 - 20%
(цена  (размер  платы)  за  содержание  и  ремонт жилого помещения для
нанимателей по договору социального найма равна 6,40 руб./кв. м). В то
же  время  в 30% многоквартирных 5-ти этажных панельных домах, имеющих
износ  40%, потребляется тепловая энергия, приобретаемая у организации
коммунального  комплекса  N  1  по  тарифу  450  руб./Гкал,  а  70%  -
приобретаемая  у организации коммунального комплекса N 2 по тарифу 380
руб./Гкал,  а  остальные  тарифы  на  коммунальные ресурсы и нормативы
потребления  коммунальных  услуг  имеют  одинаковые  значения.  В этом
случае   в   качестве   домов,   соответствующих   средним   условиям,
целесообразно   выбрать   многоквартирные  5-этажные  панельные  дома,
имеющие  износ  40%,  в  которых  цена  (размер платы) за содержание и
ремонт  жилого помещения для нанимателей по договору социального найма
равна  9,10 руб./кв. м, а потребляется тепловая энергия, приобретается
у организации коммунального комплекса N 2 по тарифу 380 руб./Гкал.
     Во-вторых,  производится расчет регионального стандарта стоимости
жилищно-коммунальных   услуг  исходя  из  нормативной  площади  жилого
помещения,  используемой  для расчета субсидий, дифференцированного по
численности  семьи,  осуществляется  согласно  положениям  раздела  VI
"Установление региональных стандартов" и других положений Методических
рекомендаций  по  применению  Правил предоставления субсидий на оплату
жилого   помещения   и   коммунальных   услуг,  утвержденных  Приказом
Министерства    регионального    развития   Российской   Федерации   и
Министерства   здравоохранения   и   социального  развития  Российской
Федерации  от  26  мая 2006 г. N 58/403. При этом размер регионального
стандарта  стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя
из  цен,  тарифов  и  нормативов,  являющихся  одинаковыми  для домов,
соответствующих  средним условиям, и используемых для расчета платы за
содержание  и  ремонт  жилого  помещения  и  коммунальные  услуги  для
нанимателей  по  договорам  социального  найма,  проживающих  в  жилых
помещениях в таких домах.
     При    расчете   размеров   регионального   стандарта   стоимости
жилищно-коммунальных  услуг  нарушением  федерального законодательства
считается:
     а) установление для одного муниципального образования (городского
округа,  городского  и  сельского  поселения  в составе муниципального
района  -  в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6
октября  2003  г.  N  131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного
самоуправления    в   Российской   Федерации")   более   двух   домов,
соответствующих   средним  условиям,  и,  соответственно,  более  двух
стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг;
     б)  применение  иных  цен, тарифов и нормативов, используемых для
расчета  платы  за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных
услуг  отличающихся  от цен, тарифов и нормативов потребления, реально
используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения
и  коммунальные  услуг  для нанимателей по договору социального найма,
проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, соответствующих
средним   условиям   в  муниципальном  образовании.  В  частности,  не
допускается    вместо    произведения    норматива    потребления    и
соответствующего  тарифа  в  соответствии  с  порядком расчета размера
платы  за коммунальные услуги, приведенном в приложении N 2 к Правилам
предоставления   коммунальных   услуг   гражданам,   использование  не
легитимно  установленных  отдельными  органами местного самоуправления
так  называемых  "ставок  оплаты" за холодное и горячее водоснабжение,
водоотведение  (руб.  на  1  чел. в месяц), а также "ставок оплаты" за
отопление   (руб.   на   1  кв.  м  в  месяц).  Также  не  допускается
использование  "социальных  нормативов" или иных нормативов (норм), не
соответствующих    нормативам    потребления    коммунальных    услуг,
установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
     в)  применение  стандарта  предельной  стоимости  предоставляемых
жилищно-коммунальных   услуг  на  1  кв.  метр  общей  площади  жилья,
установленного  для определения размера финансовой помощи, оказываемой
местным   бюджетам  из  регионального  бюджета.  Использование  такого
стандарта  невозможно  при  определении  размера субсидии по формулам,
указанным в пунктах 23 - 25 Правил предоставления субсидий. Применение
иных формул определения размера субсидии, кроме указанных в пунктах 23
-  25  Правил  предоставления  субсидий,  законодательство  Российской
Федерации не предусматривает.
     Прошу  принять  необходимые  меры  для  установления региональных
стандартов  стоимости  жилищно-коммунальных  услуг  в  соответствии  с
требованиями  законодательства  Российской  Федерации и обеспечения их
правильного  применения  при  определении  прав граждан на субсидии на
оплату  жилых  помещений  и коммунальных услуг и расчете их размеров в
соответствии с Правилами предоставления субсидий.

Директор департамента
жилищно-коммунального хозяйства
                                                           Р.Э.МУКУМОВ
7 декабря 2006 г.
N 13241-РМ/07