"О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 10 сентября 2002 г. N 02-5-11/202-АД088 (ФР 02-37) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев запрос от 05.07.2002 N 02-04/11325, сообщает. По вопросу 1. Пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим кодексом. Таким образом, налоговое законодательство не предусматривает необходимости распределения признаваемых в целях налогообложения косвенных расходов между видами деятельности. Вся сумма признанных в отчетном периоде косвенных расходов подлежит учету в составе расходов, которые будут учтены при определении размера налоговой базы этого отчетного периода, вне зависимости от того, что по какому-либо из видов деятельности в этом отчетном периоде доход получен не был (вплоть до отсутствия в отчетном периоде доходов по всем видам деятельности). При этом в соответствии со статьями 252 и 270 Налогового кодекса в состав косвенных расходов не включаются расходы, связанные с организацией деятельности, по которой доходы в отчетном периоде еще не получены. По вопросу 2. Данный вопрос не является актуальным, поскольку на практике такая ситуация невозможна (для этого нужно, чтобы организация имела дату государственной регистрации 1 января 1999 года - всегда выходной). По вопросу 3. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы бюджетных учреждений не учитываются средства целевого финансирования. Налогоплательщики - получатели средств целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Согласно статье 247 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном НК РФ. Соответственно, полученная бюджетными учреждениями прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, является объектом обложения налогом на прибыль организации. Согласно Налоговому кодексу учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и доходов и расходов, связанных с производством и реализацией, и внереализационных доходов и расходов, ведется бюджетными учреждениями раздельно. Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ в Налоговый кодекс введена статья 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями", которая вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Согласно пункту 3 названной статьи в тех случаях, когда в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). По вопросу 4. Порядок распределения налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, приведен в Методических рекомендациях по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями и дополнениями), утвержденных приказом МНС России от 21.08.2002 N БГ-3-02/458, который будет доведен до налоговых органов в установленном порядке. По вопросу 5. Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ установлено сохранение предусмотренной пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" льготы, срок действия которой не истек на день вступления в силу настоящего федерального закона, для малых предприятий до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены. Указанной нормой Закона N 2116-1 было предусмотрено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый годы работы указанные в абзаце первом настоящего пункта малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В связи с введением в действие с 01.01.2002 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и утратой силы Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", а также Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем России 04.12.1995 N БЕ-11-260/7, при определении удельного веса выручки от строительной деятельности малыми предприятиями, осуществляющими строительство, следует руководствоваться установленным пунктом 2 статьи 249 Налогового кодекса определением. Согласно указанной норме выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги. Таким образом, стоимость субподрядных работ следует учитывать в общем показателе выручки от реализации строительных работ при определении права организации на рассматриваемую льготу в условиях 2002 года и последующих лет. Первый заместитель министра РФ по налогам и сборам - Главный государственный советник налоговой службы В.В.Гусев |