О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СВЯЗИ С ПЕРЕДАЧЕЙ МИНИМУЩЕСТВУ РОССИИ ДОЛЕЙ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ПРЕДПРИЯТИЮ (ФГУП) НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 20 февраля 2007 г. N 03-03-06/4/16 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения прибыли в связи с передачей Минимуществу России долей в уставных капиталах кредитных организаций, принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения, и сообщает следующее. В соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 299 ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Права собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, установлены в ст. 295 ГК РФ. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда организация не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества. Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за организацией на праве хозяйственного ведения, без его согласия. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ и иными законами. Собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 454-р "О прекращении государственного участия в уставных капиталах кредитных организаций" (далее - Распоряжение) необходимо прекратить участие федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций. Согласно п. 2 Распоряжения федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, обеспечивают совместно с Минимуществом России передачу подведомственными им федеральными государственными унитарными предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении акций, долей в уставных капиталах кредитных организаций в казну Российской Федерации. Распоряжением не предусмотрено какой-либо компенсации государственным унитарным предприятиям за передачу находящихся в их хозяйственном ведении акций. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, удовлетворяющие установленным ст. 252 НК РФ критериям (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком). Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы организации в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Таким образом, расходы, возникшие вследствие исполнения Распоряжения при передаче с согласия организации акций коммерческих банков, принадлежащих ей на праве хозяйственного ведения, Министерству имущественных отношений Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 20 февраля 2007 г. N 03-03-06/4/16 |