МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОЗЫСК ДОЛЖНИКА, ЕГО ИМУЩЕСТВА, РОЗЫСК РЕБЕНКА (П. 1 СТ. 28 ЗАКОНА). Рекомендации. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 09.04.01 16/1109

Оглавление

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
            РОЗЫСК ДОЛЖНИКА, ЕГО ИМУЩЕСТВА, РОЗЫСК РЕБЕНКА
                         (П. 1 СТ. 28 ЗАКОНА)

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                           9 апреля 2001 г.
                              N 16/1109

                                 (Д)


                   1. Основания объявления розыска
               должника, его имущества, розыск ребенка

     На  любой  стадии  исполнительного  производства может возникнуть
ситуация,  когда  в  результате  умышленных  или неумышленных действий
изменяется    адрес    должника-организации   или   место   жительства
должника-гражданина,   должник   скрывает   место   нахождения  своего
имущества  или  место  нахождения  отбираемого  ребенка, а принимаемые
судебным   приставом-исполнителем   все  допустимые  законом  меры  по
отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными.
     В  данной  ситуации  судебный пристав-исполнитель вправе объявить
розыск должника, его имущества или розыск ребенка.
     Основания  и  порядок  объявления  розыска  содержатся  в  ст. 28
Федерального  закона "Об исполнительном производстве". Согласно данной
норме  объявление розыска может носить обязательный или факультативный
характер.
     В  обязательном  порядке розыск объявляется в случае отсутствия у
судебного пристава-исполнителя сведений о месте нахождения должника по
исполнительным  документам  о  взыскании  алиментов, возмещении вреда,
причиненного  здоровью,  либо возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в
результате  смерти  кормильца, а также по исполнительным документам об
отобрании   ребенка.   По   перечисленным   категориям  взысканий  (за
исключением   взыскания   алиментов)  должником  может  выступать  как
физическое,  так  и  юридическое  лицо.  По делам об отобрании ребенка
должником  также может выступать и юридическое лицо, к примеру детское
учреждение,  школа-интернат, правда, разыскивать его вряд ли придется.
Следует  особо  отметить,  что  по делам указанных категорий окончание
исполнительного   производства   путем   возвращения   исполнительного
документа  взыскателю  по  основаниям  ст.  26 Федерального закона "Об
исполнительном производстве" не допускается.
     Факультативный  порядок объявления розыска существует в отношении
всех   других   исполнительных  документов.  При  этом  от  взыскателя
необходимо письменное заявление об объявлении розыска и согласие нести
бремя расходов по розыску и авансировать данные расходы.
     Розыск  по  категориям  дел,  предусматривающих  его обязательное
объявление,  может быть объявлен как по заявлению взыскателя, так и по
инициативе судебного пристава-исполнителя.

          2. Мероприятия, предшествующие объявлению розыска

     Решению  вопроса  об  объявлении  розыска  должно  предшествовать
проведение    судебным    приставом-исполнителем   всех   мероприятий,
направленных  на  обнаружение  должника,  его  имущества  или ребенка,
подлежащего  передаче  на  воспитание.  До объявления розыска судебный
пристав-исполнитель   вправе  самостоятельно  произвести  определенные
розыскные процедуры, а именно:
     1)  запросить  адресное  бюро  Управления  (Главного  управления)
внутренних   дел  соответствующего  субъекта  Российской  Федерации  и
Военный   комиссариат   по  последнему  известному  месту  регистрации
(прописки)  должника и получить там сведения о регистрации должника по
последнему  месту  жительства,  дате снятия с регистрационного учета и
предполагаемом месте выбытия должника;
     2)  запросить  адресное  бюро  Управления  (Главного  управления)
внутренних дел по месту предполагаемого убытия должника;
     3) запросить Пенсионный фонд соответствующего субъекта;
     4)  опросить  соседей  и  родных  должника, не располагают ли они
информацией о возможном месте жительства должника;
     5)  проверить  полученные  сведения,  в  случае если у должника в
собственности имеется несколько квартир, жилых домов, садовый участок,
а   в   исполнительном  документе  указан  только  один  адрес,  можно
проверить,  не  скрывается  ли  должник в иных принадлежащих ему жилых
помещениях;
     6)  запросить  все  регистрирующие  органы  на  предмет наличия в
собственности  должника  соответствующего имущества (ГИБДД, учреждения
юстиции  по  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними,
БТИ, земельные комитеты, налоговые инспекции); рекомендуется запросить
отделение   Сбербанка   Российской   Федерации   по  последнему  месту
жительства должника на предмет наличия там его вкладов (счетов). Также
возможно  проведение иных мероприятий, допускаемых Федеральным законом
"Об исполнительном производстве".
     Только  после  проведения  предварительной  розыскной  работы,  в
случае   ее  безрезультатности,  судебный  пристав-исполнитель  вправе
объявить розыск.

                 3. Постановление о розыске должника

     Розыск    должника    оформляется    путем   вынесения   судебным
приставом-исполнителем  постановления  о розыске, которое утверждается
старшим судебным приставом.
     Федеральный    закон    "Об   исполнительном   производстве"   не
устанавливает   каких-либо   особых   требований  к  постановлению  об
объявлении  розыска,  за  исключением утверждения его старшим судебным
приставом.   Вместе   с   тем   практика  показывает,  что  содержание
постановления  об  объявлении  розыска  должно содержать больший объем
информации,   чем   предусмотрено   ст.  88  Федерального  закона  "Об
исполнительном производстве".
     В  частности,  в  постановлении  в  обязательном  порядке  должно
присутствовать указание на:
     1) дату и место рождения должника;
     2) место его регистрации и последнее место жительства и работы;
     3) расчет задолженности по алиментам или по иному взысканию;
     4) дату и место рождения взыскателя;
     5) место регистрации (прописки) взыскателя.
     В  случае  объявления  розыска  должника, уклоняющегося от уплаты
алиментов,  рекомендуется одновременно с розыском оформить и направить
в  органы внутренних дел материал для привлечения должника к уголовной
ответственности  по ст. 157 УК РФ. Материал для привлечения должника к
уголовной  ответственности  за  уклонение  от  уплаты алиментов должен
включать  в себя копию исполнительного документа, расчет задолженности
по  алиментам, заявление взыскателя о привлечении должника к уголовной
ответственности   (если   таковое   имеется),   объяснение   судебного
пристава-исполнителя  о  всех предпринятых мерах по исполнению данного
решения.
     Копия  постановления об объявлении розыска в обязательном порядке
должна   быть   направлена   взыскателю,   поскольку  в  ряде  случаев
федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской
Федерации   предусмотрены   определенные   социальные   гарантии  прав
взыскателя  на  период  розыска  должника, получение которых связано с
предъявлением    подобного   постановления   (к   примеру,   получение
дополнительного  пособия  на  период  розыска  лица,  уклоняющегося от
уплаты  алиментов,  снижение  оплаты  за  посещение  ребенком  детских
дошкольных    учреждений,    снижение   размера   оплаты   питания   в
образовательных  учреждениях,  снижение  размера  оплаты  коммунальных
услуг и т.п.).

                4. Исполнение постановлений о розыске

     Исполнение   постановлений   о   розыске   производится  органами
внутренних   дел   и  службой  судебных  приставов.  Согласно  ст.  28
Федерального   закона   "Об   исполнительном   производстве"  органами
внутренних  дел  исполняются  постановления  о  розыске  гражданина  и
розыске  ребенка,  т.е. органы внутренних дел производят розыск только
по  взысканиям,  предусматривающим  обязательное объявление розыска, и
только  в  отношении  физических лиц. При этом постановление судебного
пристава-исполнителя   об   объявлении   розыска  в  двух  экземплярах
направляется  для  исполнения  в районное управление внутренних дел по
месту регистрации (прописки) взыскателя.
     Согласно  Федеральному  закону  "Об исполнительном производстве",
Службой  судебных  приставов  должен  производиться розыск должников -
юридических   лиц  и  имущества  должников  (как  юридических,  так  и
физических лиц). По этому поводу выскажем следующие замечания.
     Во-первых, в Законе, вероятно, допущена неточность. Скорее всего,
законодателем  предполагалось, что производить розыск имущества должны
территориальные  подразделения  судебных  приставов,  поскольку служба
судебных приставов является только административным органом.
     Во-вторых,  положения  ст. 28 нуждаются в дополнительном правовом
регулировании,  поскольку  ни  ст.  11 Федерального закона "О судебных
приставах",   устанавливающая   круг   прав  и  обязанностей  судебных
приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, ни
ст.  12  того  же  Закона,  устанавливающая  круг  прав и обязанностей
судебного   пристава-исполнителя,   не   предусматривают   за  данными
должностными лицами ни прав, ни обязанности по производству розыска.
     Предполагать,   что   судебный   пристав-исполнитель   будет  сам
исполнять  свое  же  постановление,  не  логично.  Вероятно, по смыслу
закона  функции  розыска  планировалось  возложить на вторую составную
часть  подразделения  судебных приставов либо вообще создать отдельную
структуру в службе судебных приставов.
     Однако  ст.  25 Федерального закона "О судебных приставах" начало
функционирования  подразделений  судебных  приставов  в полном составе
планируется  производить  поэтапно  к  1 января 2000 г. Таким образом,
ввиду   отсутствия  правового  регулирования  процедуры  осуществления
Службой     судебных     приставов     розыскных     мероприятий     и
неукомплектованностью  территориальных  подразделений  личным составом
Служба   судебных   приставов  не  может  рассматриваться  в  качестве
полноценного  субъекта  розыскных  мероприятий.  Участие  же судебного
пристава-исполнителя  в розыске должника и его имущества будет в любом
случае  ограничено  рамками  Федерального  закона  "Об  исполнительном
производстве",  в  силу  чего  будет  носить  поверхностный характер и
ограничиваться уровнем соответствующего субъекта Российской Федерации,
поскольку   судебный   пристав-исполнитель   не   является   субъектом
оперативно-розыскной  деятельности,  что  необходимо для нормального и
эффективного проведения розыскных мероприятий.
     В  случае,  если  взыскатель  настаивает  на  проведении  розыска
имущества    или    должника    -    юридического    лица,    судебный
пристав-исполнитель  в  настоящее время может только рекомендовать ему
прибегнуть к услугам частных детективных агентств, что в экономическом
отношении  для  взыскателя никаких потерь не составит, поскольку после
правового  урегулирования  всех  вопросов  розыска  имущества  Службой
судебных приставов ее расценки вряд ли будут ниже аналогичных расценок
в детективных агентствах.
     Согласно   ст.   21   Федерального   закона   "Об  исполнительном
производстве"  на  период розыска должника исполнительное производство
может  быть  приостановлено,  о  чем  судебным  приставом-исполнителем
подается ходатайство в соответствующий суд.

9 апреля 2001 г.
N 16/1109
Оглавление