КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 13 сентября 1999 г. N 693 (Д) Приложение 2 к Приказу МВД России от 13 сентября 1999 года N 693 1. Общие положения 1.1. Настоящая Концепция представляет собой официальную позицию МВД России относительно целей, задач, принципов, направлений правового обеспечения организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, предприятий, учреждений и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также путей дальнейшего его развития с учетом достигнутых результатов в этой сфере и особенностей современного этапа развития общества и системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. 1.2. Концепция развивает положения одобренной Президентом Российской Федерации Концепции совершенствования органов внутренних дел и внутренних войск на период до 2005 г. и утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 270 Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы по вопросам организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. 1.3. Настоящая Концепция сохраняет преемственность положений Концепции правового обеспечения деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации 1992 года, намечает подходы к новому этапу совершенствования правового обеспечения деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на основе принципов планомерности, научной обоснованности и перспективного видения развития нормативной базы системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. 1.4. Концепция исходит из того, что содержание правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации образуют: нормотворческая деятельность, включающая в себя: разработку либо участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих организацию и деятельность системы Министерства внутренних дел Российской Федерации; проведение юридическими подразделениями правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, на их соответствие Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решениям Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов субъектов Российской Федерации; подготовку заключений (отзывов) на проекты нормативных правовых актов, поступающих в органы внутренних дел и внутренние войска; сопровождение проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, в соответствующих органах государственной власти; официальное толкование нормативных правовых актов МВД России по поручению Министра внутренних дел Российской Федерации; защита юридическими средствами имущественных интересов системы Министерства внутренних дел Российской Федерации; информационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, которое предполагает: ведение систематизированного учета нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, поддержание их в контрольном состоянии; организацию хранения международных договоров межведомственного характера, заключаемых по линии МВД России; обеспечение доступа пользователей к автоматизированным справочным правовым системам; консультирование юридическими подразделениями сотрудников, военнослужащих и работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по правовым вопросам, касающимся деятельности органов внутренних дел и внутренних войск; разъяснение (пропаганда) юридическими подразделениями законодательства о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск; анализ, обобщение и распространение передового опыта по вопросам правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, подготовку рекомендаций и методических материалов по отдельным направлениям правового обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации; обеспечение официального опубликования нормативных правовых актов МВД России, не подлежащих государственной регистрации; оказание методической и практической помощи в организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. 1.5. Реализация Концепции рассчитана на два этапа: первый - до 2002 г., второй - до 2006 г. 2. Современное состояние правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации 2.1. В настоящее время в основном завершено намеченное Концепцией правового обеспечения деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации 1992 г. построение правового фундамента главных направлений организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Правовым регулированием охвачены важнейшие секторы общественных отношений, находящиеся в компетенции органов внутренних дел и внутренних войск. Осуществлен переход большей части нормативной правовой базы системы Министерства внутренних дел Российской Федерации с союзной на российскую. Повысилось качество правовой регламентации оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Разработаны комплексные пакеты нормативных правовых актов по проблемам стабилизации обстановки на Северном Кавказе, усиления борьбы с терроризмом, повышения эффективности государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, противодействия незаконному обороту оружия, наркотических средств и психотропных веществ, социальных гарантий личного состава системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, частной детективной и охранной деятельности, передачи уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Минюста России, деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и др. Обновлен статусный нормативный правовой материал. Значительно расширилась международно-правовая база деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Заключены соглашения с соответствующими министерствами и ведомствами 38 зарубежных государств, в том числе всех бывших республик Союза ССР. Отлажен правовой контроль за соответствием разрабатываемых в системе МВД России проектов нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решениям Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов субъектов Российской Федерации. Налажен механизм защиты имущественных интересов органов внутренних дел и внутренних войск в судах. Сложилась система ведомственного правового информирования. Выпускаются "Вестник МВД России", "Бюллетень текущего законодательства", ежемесячная "Экспресс-информация". В "Российской газете" и в газете "Щит и меч" систематически публикуются консультационно-правовые материалы по вопросам деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Проведена определенная систематизация нормативного материала. Подготовлен и издан ряд тематических сборников нормативных правовых актов. В правовой работе начато использование автоматизированных информационных систем. Осуществляется взаимодействие органов внутренних дел и внутренних войск с органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти по проблемам правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В органах внутренних дел и внутренних войсках действуют юридические подразделения. 2.2. В то же время правовое регулирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск не в полной мере отвечает социальным потребностям и возможностям в создании надежных правовых условий для эффективной работы по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению общественной безопасности и решению иных возложенных на них обязанностей. Остается неудовлетворительным качество ряда нормативных правовых актов, регулирующих организацию и деятельность системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Продолжают действовать правовые акты, не отвечающие современным реалиям, дублирующие, противоречащие друг другу. В законодательном массиве присутствует большое количество бланкетных норм. До конца не отлажен механизм выявления потребностей в правовом регулировании системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Правовое регулирование порой запаздывает в реагировании на динамично изменяющиеся условия работы системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Не отлажен механизм анализа эффективности применения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск. Имеются пробелы в урегулировании отдельных направлений организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Отмечается низкий уровень консолидации и кодификации правовых предписаний. В ведомственном нормативном правовом массиве МВД России имеются акты, не прошедшие вопреки установленным правилам государственную регистрацию в Минюсте России. Недостаточно эффективен контроль за выполнением органами внутренних дел и внутренними войсками международных договоров и других международных обязательств Российской Федерации. Не в полной мере отлажен механизм взаимодействия с правоохранительными и другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам взаимообмена правовой информацией и нормотворчества. Не всегда достаточно эффективно осуществляется сопровождение законопроектов и проектов других нормативных правовых актов в соответствующих органах государственной власти. Органы внутренних дел и внутренние войска несут ощутимые материальные потери по причине низкого качества заключаемых договоров, издаваемых ведомственных актов управления. Не создана отраслевая автоматизированная система сбора, накопления, обработки, хранения и поиска нормативных правовых актов МВД России. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам деятельности органов внутренних дел нередко входят в противоречие с федеральным законодательством. Не удалось поднять на должный уровень правовую пропаганду и правовое обучение личного состава. В связи с этим недостаточно высокой остается правовая культура и правовая грамотность личного состава. Правовое обеспечение деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации не в полной мере подкреплено соответствующей организационной, финансовой, кадровой и информационной поддержкой. Во многих подразделениях органов внутренних дел и воинских частях отсутствуют должности юридических работников. Не обеспечена независимость юридических подразделений. Отмечается их перегруженность выполнением несвойственных функций. Отсутствует специализированная подготовка юридических работников для органов внутренних дел и внутренних войск. 3. Цели и задачи совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации 3.1. Целями совершенствования правового обеспечения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе являются: повышение роли правовой работы в достижении эффективных результатов оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в обществе; создание более совершенных правовых механизмов, обеспечивающих успешное выполнение возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска задач; усиление защиты имущественных интересов органов внутренних дел и внутренних войск; укрепление законности в работе органов внутренних дел и внутренних войск; уменьшение непроизводительных финансовых и материальных затрат в органах внутренних дел и внутренних войсках. 3.2. Основными задачами совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации являются: проведение в органах внутренних дел и внутренних войсках согласованной политики в области правового обеспечения их деятельности; создание правовой базы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, отвечающей современной социально-политической, экономической и криминальной обстановке; приведение правовых основ деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации; обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству; повышение качества нормативного правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск; урегулирование оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в комплексных нормативных правовых актах; устранение пробелов в правовом регулировании деятельности органов внутренних дел и внутренних войск; своевременное выявление текущих и перспективных потребностей органов внутренних дел и внутренних войск в правовом обеспечении, в корректировке нормативного правового материала, регулирующего их деятельность; включение в сферу объектов защиты прав и законных интересов сотрудников, военнослужащих и работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в связи с выполнением ими своих служебных (трудовых) обязанностей; развитие правовой базы участия органов внутренних дел и внутренних войск в международном сотрудничестве; улучшение информационно-правового обслуживания в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации; укрепление взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск с органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления в вопросах правовой работы; повышение правовой культуры и правовой грамотности сотрудников, военнослужащих и работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. 4. Направления совершенствования правового обеспечения деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации 4.1. В области нормотворческой деятельности. Границы нормативного правового регулирования распространяются на все области общественной жизни, имеющие связь с функционированием системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приоритетное внимание уделяется правовому регулированию тех направлений деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые связаны с решением актуальных задач защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью и охраны правопорядка. В их числе: обеспечение надежной личной и имущественной безопасности граждан; предупреждение и пресечение терроризма, экстремизма и вооруженной преступности; борьба с организованной и транснациональной преступностью; противодействие криминализации экономики и властных структур; обеспечение общественной безопасности в районах социальной и межнациональной напряженности; усиление контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотиков и оружия; борьба с новыми видами преступлений (в сфере экологии, экономики, интеллектуальной собственности, использования высоких технологий и т.п.). Нормотворческие усилия сосредоточиваются на урегулировании оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в законодательных актах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Основной упор делается на подготовку консолидированных и кодифицированных нормативных правовых актов. В целях проведения единообразной правотворческой политики на территории страны МВД России разрабатывает проекты модельных (примерных, типовых) нормативных правовых актов для субъектов Российской Федерации, регулирующих сферу деятельности органов внутренних дел. Проводится ревизия всего нормативного правового массива МВД России на предмет выявления актов, не прошедших вопреки установленным правилам государственную регистрацию в Минюсте России. Создается механизм выявления правовых потребностей системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на основе анализа применения и эффективности нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск. Обеспечивается постоянное рассмотрение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, касающихся деятельности органов внутренних дел, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и федеральному законодательству. Качество правовой экспертизы поднимается на более высокий уровень. Все разрабатываемые нормативные правовые акты подвергаются не только правовому контролю, но также лингвистической экспертизе. В поле правового контроля включаются письма и указания, направляемые в подведомственные органы. Вводится экспертиза действующих нормативных правовых актов, а также проектов нормативных документов на предмет их соответствия международным обязательствам Российской Федерации. Укрепляются связи с органами государственной власти по вопросам нормотворчества в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Вырабатывается система официального толкования нормативных правовых актов МВД России. Обеспечивается слежение за применением нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск. 4.2. В области защиты имущественных интересов органов внутренних дел и внутренних войск. Осуществляется юридическая регламентация всей финансово-хозяйственной деятельности, договорной и претензионно-исковой работы органов внутренних дел и внутренних войск. Принимаются активные меры по судебной защите нарушенных имущественных интересов системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, возмещению материального ущерба, причиненного сотрудниками и военнослужащими (в том числе в порядке регрессных требований). Проводится сплошная юридическая проверка обоснованности решений о списании материальных средств и отнесении на балансовые счета сумм, числящихся за неплатежеспособными должниками, а также документов обо всех фактах недостач, растрат, допущенных в органах внутренних дел и внутренних войсках. Организуется централизованный учет сделок, заключаемых органами внутренних дел и внутренними войсками. 4.3. В области информационно-правового обеспечения. В органах внутренних дел и внутренних войсках создаются и функционируют автоматизированные системы сбора, накопления, обработки, хранения и поиска нормативных правовых актов, представляющих интерес для решения возложенных на них задач. Центральная и региональные автоматизированные системы правовой информации объединяются в единую сеть правовой информации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, позволяющую оперативно снабжать данными о нормативных правовых актах все ее звенья. Создаются многоуровневые информационные правовые системы, работающие в том числе через Internet. Активно используются автоматизированные банки данных других организаций, включая региональные базы правовой информации. В Министерстве формируется фонд материалов по отечественному и зарубежному опыту правового регулирования сферы охраны правопорядка, а также предложений практических и научных работников по совершенствованию правовой работы в органах внутренних дел и внутренних войсках. Организуется учет специалистов по различным направлениям правового обеспечения деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Осуществляется комплекс мер по методическому и практическому обеспечению всех направлений правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, обобщению и распространению передового опыта этой работы. Проводится работа по систематизации нормативного правового материала, регулирующего деятельность органов внутренних дел и внутренних войск. По всем основным направлениям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск издаются сборники нормативных правовых актов (включая их электронные версии). 5. Совершенствование организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации 5.1. В органах внутренних дел и внутренних войсках создается система юридических подразделений (должностей), призванных выполнять основной объем работы по правовому обеспечению их деятельности. Головным правовым подразделением в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации является Главное управление правовой работы и внешних связей МВД России. В качестве головного подразделения помимо функций, присущих другим юридическим подразделениям, на него возлагаются следующие полномочия: формировать в рамках своей компетенции правовую политику в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации; определять фактическое состояние и эффективность правового обеспечения деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, выявлять текущие и прогнозировать перспективные потребности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в нормативном регулировании; содействовать имплементации норм международных договоров Российской Федерации в национальное законодательство; регулировать правовые информационные потоки; выдавать разрешение и обеспечивать доступ к компьютерным справочным правовым системам (головное подразделение правовой системы Министерства внутренних дел Российской Федерации - центральный администратор банка данных нормативных правовых актов МВД России); организовать хранение международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, заключаемых по линии МВД России; осуществлять организационно-методическое руководство региональными юридическими подразделениями; анализировать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, касающиеся деятельности органов внутренних дел, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации; давать официальное толкование нормативных правовых актов МВД России по поручению Министра; укреплять деловые связи с юридическими службами других министерств и ведомств; организовывать взаимодействие по вопросам правовой работы с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; поэтапно, по мере создания соответствующих условий, осуществлять подготовку проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, нормативных правовых актов МВД России комплексного характера. 5.2. В органах внутренних дел и внутренних войсках на всех уровнях укрепляются юридические службы как специализированные подразделения в области правовой работы. На них возлагаются организация и осуществление деятельности по правовому обеспечению в соответствующем органе. На базе образовательных учреждений МВД России организуются специализированная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Принимаются меры по повышению уровня правовой подготовки и правовой культуры сотрудников, работников и военнослужащих. 5.3. В органах внутренних дел и внутренних войсках активно используются: средства компьютерной техники и программные продукты, необходимые для создания банка данных правовой информации; информационные вычислительные сети (модемная и коммуникационная связь), позволяющие пользоваться центральным банком данных правовой информации МВД России. 5.4. К нормотворческой деятельности широко привлекаются образовательные и научно-исследовательские учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Получает дальнейшее развитие практика создания временных творческих коллективов (рабочих групп) по подготовке проектов нормативных правовых актов МВД России (в первую очередь нормативных правовых актов, носящих общесистемный и межведомственный характер), вовлечения в их работу специалистов по конкретным направлениям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. 6. Этапы реализации Концепции 6.1. На первом этапе (1999 - 2001 гг.) решаются следующие основные задачи: разрабатывается механизм определения потребностей системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в нормативном правовом регулировании соответствующих направлений деятельности; устраняются пробелы в правовом регулировании важнейших направлений деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации; завершаются работы по разработке базовых нормативных правовых актов; разграничивается компетенция МВД России и его территориальных органов в сфере нормотворчества; создаются автоматизированные системы сбора, накопления, обработки и выдачи правовой информации на уровне центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и отдельных МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОУМТиВС, РУБОП, УВД (ОВД) УРО МВД России; из нормативной правовой базы МВД России исключаются акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, которые не прошли государственную регистрацию; создается полноценная юридическая (правовая) служба на всех уровнях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации; совершенствуются программы переподготовки и повышения квалификации юридических работников; составляется перечень международных договоров Российской Федерации, регламентирующих вопросы, входящие в компетенцию Министерства внутренних дел Российской Федерации, организуется хранение международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, заключенных по линии МВД России; происходит концентрация работы по подготовке проектов федеральных законов в головном подразделении МВД России в области правовой работы. 6.2. Основным результатом следующего этапа (2002 - 2005 гг.) должно стать качественное улучшение правового обеспечения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, включающее: консолидацию и кодификацию основного массива нормативного материала, регламентирующего деятельность органов внутренних дел и внутренних войск; обеспечение соответствия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, основным общемировым и европейским стандартам; создание отраслевой автоматизированной системы сбора, накопления, обработки правовой информации на всех уровнях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации; существенное снижение уровня потерь, которые органы внутренних дел и внутренние войска несут по причине заключения недоброкачественных договоров и издания несовершенных нормативных правовых актов; заметное повышение уровня правовых знаний сотрудников и военнослужащих, нормотворческой культуры руководящего состава; сосредоточение работы по подготовке инициативных проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в головном подразделении МВД России в области правовой работы. |