ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СДАЕТ В АРЕНДУ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ ЕМУ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ. В КАКОМ ОБЪЕМЕ ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ В БЮДЖЕТ СУММЫ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ? КАК УЧИТЫВАЮТСЯ УКАЗАННЫЕ СУММЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА Н. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 28.03.07 03-03-06/4/28

        ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СДАЕТ
         В АРЕНДУ НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ ЕМУ НА
             ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ. В КАКОМ ОБЪЕМЕ
           ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ В БЮДЖЕТ СУММЫ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ? КАК
         УЧИТЫВАЮТСЯ УКАЗАННЫЕ СУММЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА
         ПРИБЫЛЬ ОГУП? ДОЛЖНО ЛИ ПРЕДПРИЯТИЕ УПЛАЧИВАТЬ НАЛОГ
         НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ С ИМУЩЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО
                 ЕМУ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           28 марта 2007 г.
                           N 03-03-06/4/28

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  о  налогообложении  сумм арендной платы, получаемых областными
государственными    унитарными    предприятиями   (ОГУП)   при   сдаче
государственного  имущества  в аренду, и об уплате налога на имущество
организаций  в отношении такого имущества и в рамках своей компетенции
сообщает.
     Как   следует   из   запроса,   ОГУП   осуществляет  операции  по
предоставлению государственного недвижимого имущества, переданного ему
в  хозяйственное  ведение,  в  аренду  сторонним организациям, которые
перечисляют суммы арендной платы в бюджет.
     1.  В  соответствии  со  ст.  113 Гражданского кодекса Российской
Федерации  имущество  государственного  или  муниципального унитарного
предприятия    находится    соответственно   в   государственной   или
муниципальной  собственности и принадлежит такому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
     Статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены
права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном
ведении.  Определено, в частности, что предприятие не вправе продавать
принадлежащее   ему   на   праве   хозяйственного  ведения  недвижимое
имущество,  сдавать  его в аренду или иным способом распоряжаться этим
имуществом  без  согласия  собственника.  Установлено, что собственник
имеет  право  на  получение  части прибыли от использования имущества,
находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
     Аналогичная   по  смыслу  норма  содержится  в  ст.  17  "Порядок
реализации  собственником  имущества  унитарного  предприятия права на
получение   прибыли   от   использования   имущества,   принадлежащего
унитарному  предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О
государственных  и  муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того,
указанным  Законом  установлено, что государственное или муниципальное
предприятие   перечисляет  в  соответствующий  бюджет  часть  прибыли,
остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных
платежей.
     В  соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации
к  неналоговым  доходам  от  использования  имущества,  находящегося в
государственной или муниципальной собственности, учитываемым в доходах
бюджетов, относятся, в частности, средства, получаемые в виде арендной
платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или
во временное пользование имущества, находящегося в государственной или
муниципальной   собственности,   после   уплаты   налогов   и  сборов,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     Таким  образом,  законодательством  предусмотрено  перечисление в
бюджет    сумм   средств,   полученных   от   сдачи   государственного
(муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы, оставшейся
после   уплаты   налогов  и  сборов,  установленных  законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
     В соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее - Кодекс) при сдаче в установленном порядке в аренду
федерального  имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения,
ОГУП  обязано  учитывать доходы в виде арендной платы при формировании
налоговой  базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе
внереализационных доходов.
     Доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по
налогу  на  прибыль  организаций  наряду  со  всеми  другими  доходами
унитарного   предприятия,  учитываемыми  в  целях  налогообложения,  и
облагаются в общеустановленном порядке.
     При этом такие доходы при определении налоговой базы по налогу на
прибыль  организаций  могут быть уменьшены на расходы, соответствующие
критериям,   предусмотренным   ст.   252  Кодекса,  в  состав  которых
включаются  налог  на  имущество, арендная плата за земельный участок,
занимаемый  организацией,  в части, приходящейся на сдаваемое в аренду
имущество,  а  также амортизация по этому имуществу и эксплуатационные
расходы по его содержанию, не оплачиваемые арендатором.
     2.  Согласно  п.  1  ст.  374 Кодекса объектом налогообложения по
налогу  на имущество организаций для российских организаций признается
движимое  и  недвижимое  имущество  (включая  имущество, переданное во
временное   владение,   пользование,  распоряжение  или  доверительное
управление,  внесенное  в  совместную  деятельность),  учитываемое  на
балансе   в  качестве  объектов  основных  средств  в  соответствии  с
установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     В  соответствии с Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н "Об
утверждении  Методических  указаний  по  бухгалтерскому учету основных
средств"  (п. п. 21, 22, 49) на балансе организации в составе основных
средств  учитывается  имущество,  находящееся  на праве собственности,
хозяйственного ведения и оперативного управления.
     Таким  образом,  по  находящемуся  у ОГУП в хозяйственном ведении
государственному  имуществу  налог  на  имущество  организаций  должен
исчисляться ОГУП в общеустановленном порядке.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
28 марта 2007 г.
N 03-03-06/4/28