ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 5 июля 2005 г. N 219 (Д) Военный совет Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> на своем заседании 24 июня 2005 года рассмотрел и одобрил Концепцию правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года, План мероприятий по реализации Концепции правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года. -------------------------------- <1> Далее - "ГКВВ МВД России". В целях дальнейшего совершенствования правового обеспечения внутренних войск МВД России приказываю: 1. Утвердить: 1.1. Концепцию правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года (Приложение N 1). 1.2. План мероприятий по реализации Концепции правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года (Приложение N 2). 2. Заместителям главнокомандующего внутренними войсками МВД России, начальникам управлений, самостоятельных отделов и служб ГКВВ МВД России, командующим войсками оперативно-территориальных объединений, командирам соединений и воинских частей, начальникам военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России: 2.1. Обеспечить организацию и осуществление правового обеспечения органов военного управления, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России в соответствии с вышеуказанными Концепцией правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года и Планом мероприятий по реализации Концепции правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2015 года. 2.2. Ежегодно рассматривать состояние работы по выполнению требований документов, указанных в пункте 1 настоящего Приказа, на военных советах оперативно-территориальных объединений, совещаниях командования соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России, а также принимать меры по совершенствованию и повышению ее качества. 3. Считать утратившим силу Приказ командующего внутренними войсками МВД России от 11 июля 1997 г. N 232. 4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей главнокомандующего внутренними войсками МВД России по направлениям деятельности и начальника правового управления ГКВВ МВД России. 5. Приказ довести личному составу внутренних войск МВД России в части, его касающейся. Приложение N 1 к Приказу Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 5 июля 2005 года N 219 КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА I. Общие положения 1. Настоящая Концепция содержит в себе цели, задачи, принципы и основные направления правового обеспечения органов военного управления, оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России, а также определяет, с учетом достигнутых результатов в этой сфере и особенностей современного этапа развития общества и внутренних войск МВД России, подходы к новому этапу дальнейшего его совершенствования и развития. 2. Концепция сохраняет преемственность положений Концепции совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 13 сентября 1999 г. N 693, Концепции правового обеспечения внутренних войск МВД России на период до 2005 года, утвержденной Приказом командующего внутренними войсками МВД России от 11 июля 1997 г. N 232. 3. Концепция исходит из того, что правовое обеспечение внутренних войск - комплекс мер нормативно-правового характера, осуществляемых органами военного управления (должностными лицами), направленных на создание достаточных правовых условий для выполнения внутренними войсками возложенных на них законом задач и обеспечения законности действий военнослужащих при исполнении возложенных на них обязанностей. Правовое обеспечение внутренних войск включает: правовую работу, нормотворческую деятельность, защиту правовыми средствами интересов внутренних войск, правоохранительную деятельность, правовую подготовку. Целью правового обеспечения внутренних войск является создание достаточных условий правового характера для выполнения внутренними войсками возложенных на них законом задач и обеспечения законности действий военнослужащих при исполнении возложенных на них обязанностей. К условиям правового характера выполнения указанных задач относятся: обеспечение законности в деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, учреждений, а также военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск; защита интересов войск в судах; оказание бесплатной юридической помощи органами военного управления в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы. 3.1. Правовая работа - деятельность органов военного управления (должностных лиц) в пределах своего функционального предназначения (специальных, должностных обязанностей), направленная на исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов в военной сфере, эффективное использование правовых средств в целях обеспечения законности и правопорядка, а также консультирование военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы. 3.2. Нормотворческая деятельность - деятельность органов военного управления (должностных лиц) в пределах своего функционального предназначения (специальных, должностных обязанностей) по разработке проектов законов, других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность внутренних войск, а также кодификации и приведению ведомственных нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством. 3.3. Защита правовыми средствами интересов внутренних войск - деятельность органов военного управления (должностных лиц) в пределах своего функционального предназначения (специальных, должностных обязанностей) по защите правовыми средствами интересов войск в судах и при осуществлении договорно-претензионной работы. 3.4. Правоохранительная деятельность - деятельность органов военного управления (должностных лиц) в пределах своего функционального предназначения (специальных, должностных обязанностей), осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, по профилактике правонарушений, поддержанию воинской и трудовой дисциплин, проведению дознания, административного расследования и применению дисциплинарных и иных мер по фактам правонарушений, допущенных военнослужащими и гражданским персоналом. 3.5. Правовая подготовка - деятельность органов военного управления (должностных лиц) в пределах своего функционального предназначения (специальных, должностных обязанностей), направленная на организацию и проведение занятий по правовой подготовке как предмета обучения, в ходе которых изучаются законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность внутренних войск, а также осуществление иных мероприятий, позволяющих военнослужащим внутренних войск иметь необходимую правовую подготовку. 4. Реализация Концепции рассчитана на два этапа: первый - 2005 - 2010 годы; второй - 2011 - 2015 годы. На первом этапе будет продолжаться осуществление мероприятий по совершенствованию нормативного регулирования деятельности внутренних войск, повышению правовой культуры военнослужащих, надлежащему выполнению правовых решений и укреплению юридической службы войск. На втором этапе предусматривается осуществление заметного качественного улучшения правового обеспечения внутренних войск МВД России. II. Современное состояние правового обеспечения внутренних войск 5. В настоящее время в основном завершено намеченное Концепцией совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 13 сентября 1999 г. N 693, и Концепцией правового обеспечения внутренних войск МВД России на период до 2005 года, утвержденной Приказом командующего внутренними войсками МВД России от 11 июля 1997 г. N 232, создание стройной системы правового регулирования всех общественных отношений, связанных с функционированием внутренних войск. Осуществлен переход большей части нормативной правовой базы, регулирующей деятельность внутренних войск, с союзной на российскую. В целом повысилось качество правовой регламентации деятельности внутренних войск. Принято участие в разработке комплексных пакетов нормативных правовых актов по проблемам стабилизации обстановки в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, усиления борьбы с терроризмом, социальных гарантий личного состава войск и других. Нормативно урегулированы вопросы судебной защиты, договорно-претензионной работы, правового положения юридических подразделений и помощников командиров (начальников) по правовой работе, подготовки нормативных правовых актов во внутренних войсках. Подготовлены и приняты статусные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов военного управления, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск МВД России. Совершенствовалась международная правовая база деятельности внутренних войск. Заключены соглашения с Департаментом войск карабинеров (внутренних войск) МВД Республики Молдова, Главным управлением внутренних войск МВД Украины, Главным управлением командующего внутренними войсками МВД Казахстана. Отлажен правовой контроль за соответствием разрабатываемых во внутренних войсках МВД России проектов нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, МВД России, ГКВВ МВД России. В целях повышения профессионализма военнослужащих внутренних войск с 2001 года в войсках введена правовая подготовка как предмет обучения. Установлен порядок и принимаются меры по совершенствованию защиты имущественных интересов внутренних войск в судах и при осуществлении договорно-претензионной работы. Сложилась определенная система ведомственного правового информирования. Издаются и направляются в войска обзоры по направлениям правового обеспечения, сборники нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность внутренних войск. В периодических изданиях внутренних войск систематически публикуются консультационно-правовые материалы по вопросам деятельности войск. Проведена определенная систематизация нормативных правовых актов. В правовой работе начато использование автоматизированных информационных систем. Осуществляется взаимодействие внутренних войск с органами внутренних дел, законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти по проблемам правового обеспечения войск. Во внутренних войсках создана и действует юридическая служба, включающая в себя: правовое управление ГКВВ МВД России; юридические подразделения управлений оперативно-территориальных объединений, соединений оперативного назначения, воинских частей специального назначения, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования; помощников командиров соединений, воинских частей и начальников учреждений по правовой работе. В ряде соединений и воинских частей оперативного и специального назначения введен институт штатных дознавателей. 6. Вместе с тем правовое регулирование внутренних войск не в полной мере отвечает требованиям по созданию надлежащих правовых условий для эффективного и качественного выполнения возложенных на них задач. Остается низким качество ряда нормативных правовых актов, регулирующих деятельность внутренних войск. Продолжают действовать правовые акты, не отвечающие современным реалиям, дублирующие, противоречащие друг другу. Правовое регулирование порой запаздывает в реагировании на изменяющиеся условия деятельности внутренних войск. Не отлажен механизм анализа эффективности применения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность внутренних войск. Имеются пробелы в урегулировании отдельных направлений деятельности внутренних войск. Не в полной мере отлажен механизм взаимодействия с правоохранительными и другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам взаимообмена правовой информацией и нормотворчества. Низким остается уровень профессионализма должностных лиц органов военного управления, в том числе ГКВВ МВД России, при осуществлении сопровождения проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. Внутренние войска несут определенные материальные потери по причине заключения отдельных договоров (контрактов) без проведения правовой экспертизы, не на конкурсной основе, без конкретизации предмета договора, порядка расчетов и цены договора. В отдельных случаях допускается недостаточная эффективность судебной защиты, выражающаяся в некачественной подготовке к судебным заседаниям, признании исков и сокрытии судебных процессов. Недостаточно развита система профилактики правонарушений, соблюдения прав и свобод военнослужащих. Следует отметить низкое качество и эффективность деятельности командиров (начальников) как органов дознания, а также проведения административных расследований по допущенным военнослужащими правонарушениям, фактам причинения вреда здоровью, привлечения виновных к материальной и дисциплинарной ответственности. Не удалось поднять на должный уровень правовую пропаганду и правовое обучение личного состава. В связи с этим недостаточно высокой остается правовая культура и правовая грамотность личного состава, особенно должностных лиц. Не развита единая сеть информационного правового информирования внутренних войск. Правовое обеспечение деятельности внутренних войск не в полной мере подкреплено соответствующей организационной, финансовой, кадровой и информационной поддержкой. В отдельных структурных подразделениях внутренних войск отсутствуют воинские должности помощников командиров (начальников) по правовой работе. Отмечается перегруженность юридических подразделений (помощников командиров (начальников) по правовой работе) выполнением несвойственных функций (обязанностей). Отсутствует специализированная подготовка помощников командиров (начальников) по правовой работе для внутренних войск. III. Цели и задачи совершенствования правового обеспечения внутренних войск 7. Целями совершенствования правового обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе являются: повышение роли и значения нормотворческой, правовой работы в достижении эффективных результатов деятельности внутренних войск, качества выполнения задач, возложенных на внутренние войска Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также создание более совершенных правовых механизмов, обеспечивающих их выполнение; усиление защиты имущественных интересов внутренних войск в судах различной юрисдикции и при осуществлении договорно-претензионной работы; укрепление законности в деятельности должностных лиц и внутренних войск в целом. 8. Основными задачами совершенствования правового обеспечения внутренних войск являются: осуществление во внутренних войсках единообразной и согласованной политики в области правового обеспечения их деятельности; совершенствование правовой базы внутренних войск, отвечающей современным требованиям к ним, а также социально-политической, экономической обстановке в стране и оперативной обстановке в районах выполнения внутренними войсками служебно-боевых задач; устранение пробелов в правовом регулировании деятельности внутренних войск; своевременное уточнение потребностей структурных подразделений внутренних войск в нормативном регулировании с целью охвата им основных общественных отношений, связанных с их функционированием; повышение качества нормативного правового регулирования деятельности внутренних войск; продолжение кодификации действующих ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность внутренних войск; повышение профессионального уровня должностных лиц органов военного управления, ответственных за нормотворчество; развитие единой сети информационного правового информирования внутренних войск; принятие мер по защите прав и законных интересов военнослужащих внутренних войск при выполнении ими своих должностных (специальных) обязанностей; совершенствование взаимодействия внутренних войск с органами внутренних дел, законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления по вопросам правового обеспечения; повышение правовой культуры и правовой грамотности военнослужащих внутренних войск; создание надлежащих условий для качественного и эффективного выполнения функций (должностных обязанностей) юридическими подразделениями (помощниками командиров (начальников) по правовой работе) внутренних войск МВД России; усиление персональной ответственности командиров (начальников) и других должностных лиц внутренних войск в пределах их компетенции за организацию и осуществление правового обеспечения, принимаемые меры по их совершенствованию. IV. Направления совершенствования правового обеспечения внутренних войск 9. В области правовой работы Повышается уровень правовой культуры военнослужащих войск. Издаются нормативные правовые акты в органах военного управления в целях реализации вступивших в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, МВД России, ГКВВ МВД России. Осуществляется комплекс мер по методическому и практическому обеспечению всех направлений правовой работы во внутренних войсках, обобщению и распространению передового опыта этой работы. Проводится работа по совершенствованию систематизации нормативных правовых актов, регулирующих деятельность внутренних войск. По всем основным направлениям деятельности войск издаются сборники нормативных правовых актов (включая их электронные версии). 10. В области нормотворческой деятельности Нормативное правовое регулирование охватывает все области общественной жизни, имеющие связь с деятельностью внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приоритетное внимание уделяется правовому регулированию тех направлений деятельности внутренних войск, которые связаны с решением задач обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Нормотворческие усилия сосредоточиваются на урегулировании служебно-боевой деятельности внутренних войск в законодательных актах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Основной упор делается на подготовку консолидированных и кодифицированных нормативных правовых актов. Совершенствуется механизм выявления правовых потребностей внутренних войск на основе анализа эффективности применения нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность. Поднимается на более высокий уровень качество правовой экспертизы. Укрепляются связи с органами государственной власти по вопросам нормотворчества во внутренних войсках. Совершенствуется система разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, МВД России и ГКВВ МВД России. Обеспечивается слежение за применением нормативных правовых актов, регулирующих деятельность внутренних войск, и вырабатываются предложения по его развитию и совершенствованию. 11. В области защиты имущественных интересов внутренних войск Проводится правовое регулирование всей финансово-хозяйственной деятельности, судебной защиты, договорной и претензионной работы внутренних войск. Принимаются активные меры по обеспечению в установленном законом порядке надлежащей судебной защиты интересов внутренних войск по искам физических и юридических лиц, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, возмещению материального ущерба, причиненного военнослужащими. Осуществляется своевременное обжалование решений судов, вынесенных не в пользу казны Российской Федерации, МВД России и структурных подразделений внутренних войск в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, при наличии на то достаточных оснований. Проводится сплошной правовой контроль обоснованности решений о списании материальных средств и отнесении на балансовые счета сумм, числящихся за неплатежеспособными должниками, документов о всех фактах недостач, растрат, допущенных во внутренних войсках, а также иных решений, исполнение которых может повлечь отрицательные имущественные последствия. 12. В области правоохранительной деятельности Основные усилия направляются на развитие системы профилактики правонарушений во внутренних войсках, соблюдение прав и свобод военнослужащих. Принимаются исчерпывающие меры по предоставлению (обеспечению, выполнению) военнослужащим и членам их семей льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию деятельности командиров (начальников) как органов дознания, а также в организации и проведении административного расследования по допущенным военнослужащими правонарушениям, привлечении виновных к материальной и дисциплинарной ответственности. Повышается эффективность института штатного и нештатного дознания. Укрепляется взаимодействие с органами государственной власти по вопросам укрепления воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках. 13. В области правовой подготовки Повышается эффективность существующей системы подготовки по правовой тематике военнослужащих внутренних войск. Увеличивается количество юридической литературы и других источников норм права, регламентирующих деятельность внутренних войск, используемых для проведения занятий по правовой подготовке. Совершенствуется система подготовки и переподготовки офицеров юридической службы и офицеров внутренних войск в целом. V. Совершенствование организации правового обеспечения во внутренних войсках 14. Во внутренних войсках укрепляется юридическая служба, предусматривающая наличие в ГКВВ МВД России правового управления численностью до 30 человек, в управлениях: оперативно-территориальных объединений - отделов правовой работы (юридических служб) численностью от 3 до 10 человек; соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования - юридических служб численностью не менее 2 человек; воинских частей, учреждений - групп правового обеспечения численностью не менее 2 человек. Юридические подразделения в пределах своей компетенции призваны выполнять мероприятия по правовому обеспечению внутренних войск. Головным юридическим подразделением во внутренних войсках является правовое управление, которое осуществляет методическое руководство юридическими подразделениями, помощниками командиров (начальников) по правовой работе во внутренних войсках, а также правовым обеспечением оперативно-территориальных объединений, соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, учреждений и воинских частей внутренних войск МВД России. Для изучения нормативных правовых актов, регламентирующих правовое обеспечение деятельности внутренних войск МВД России, в образовательные программы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России вносятся изменения и дополнения, а на базе Саратовского военного института внутренних войск МВД России организуется специализированная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области правового обеспечения внутренних войск. Принимаются все меры по повышению уровня правовой подготовки и правовой культуры военнослужащих внутренних войск, обеспечению каждого помощника командира (начальника) по правовой работе отдельным служебным помещением, ПЭВМ, электронной информационной правовой базой, юридической литературой, подпиской на периодические юридические издания, служебным автомобилем, а офицера отдела правовой работы (юридической службы, группы правового обеспечения) - ПЭВМ, юридической литературой. Своевременно выделяются необходимые денежные средства юридическим подразделениям, помощникам командиров (начальников) по правовой работе для уплаты государственной пошлины в целях судебной защиты интересов внутренних войск, а также приобретения юридической литературы, организации обязательной подписки на необходимые юридические издания. Повышается ответственность должностных лиц внутренних войск за качество и эффективность организации и осуществления правового обеспечения. VI. Этапы реализации Концепции 15. На первом этапе (2005 - 2010 гг.): совершенствование механизма выявления правовых потребностей внутренних войск на основе анализа применения и эффективности нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность; устранение пробелов в правовом регулировании важнейших направлений деятельности внутренних войск; завершение работы по разработке базовых нормативных правовых актов; развитие автоматизированных систем сбора, накопления, обработки и выдачи правовой информации; укрепление юридической службы внутренних войск на уровне оперативно-территориальных объединений, соединений и других структурных подразделений внутренних войск, в которых создаются отделы правовой работы, юридические службы, группы правового обеспечения численностью в зависимости от объема задач, возлагаемых на них; совершенствование системы правовой подготовки и повышения правовой культуры военнослужащих внутренних войск; организация специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области правового обеспечения внутренних войск; внедрение системы обеспечения функционирования юридического механизма надлежащего исполнения правовых решений во внутренних войсках. 16. На втором этапе (2011 - 2015 гг.) осуществляется заметное качественное улучшение правового обеспечения внутренних войск, включающее: развитие системы правового регулирования всех общественных отношений, связанных с деятельностью внутренних войск; дальнейшую консолидацию и кодификацию основополагающего массива нормативного материала, регламентирующего деятельность внутренних войск; создание надлежащих условий (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов) для деятельности юридических подразделений внутренних войск; значительное снижение уровня потерь, которые внутренние войска несут по причине заключения недоброкачественных договоров, недостаточно эффективной судебной защиты, издания незаконных нормативных правовых актов, а также иных неправомерных действий военнослужащих внутренних войск; существенное повышение уровня правовых знаний военнослужащих и нормотворческой культуры должностных лиц. Приложение N 2 к Приказу Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 5 июля 2005 года N 219 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА --------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятий | Срок | Исполнители | | п/п| | исполнения | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-------------------------------------------------------------------------------| | 1. Организационные мероприятия | |-------------------------------------------------------------------------------| |1.1 | Разработать на основе Концепции | 4 квартал | Управления | | | правового обеспечения внутренних | 2005 года | оперативно- | | | войск Министерства внутренних дел | | территориальных | | | Российской Федерации на период до | | объединений, | | | 2015 года и настоящего Плана | | соединений, воинских | | | программы развития правового | | частей, | | | обеспечения в | | непосредственно | | | оперативно-территориальных | | подчиненных | | | объединениях, соединениях, | | главнокомандующему | | | воинских частях, непосредственно | | внутренними войсками | | | подчиненных главнокомандующему | | МВД России, военных | | | внутренними войсками МВД России, | | институтов и | | | военных образовательных | | учреждений | | | учреждениях высшего | | | | | профессионального образования и | | | | | учреждениях | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.2 | Подготовить предложения по | 3 квартал | ПравУ, ОМУ, | | | совершенствованию структуры, | 2006 года | УСиАУВ ГШ, УК, | | | состава, численности и | | тыл, ТиВ, ФинУ | | | материально-технического | | ГКВВ МВД России, | | | обеспечения юридической службы | | командование | | | внутренних войск МВД России | | оперативно- | | | | | территориальных | | | | | объединений, | | | | | соединений, | | | | | воинских частей, | | | | | военных институтов | | | | | и учреждений | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.3 | Разработать Положение о | 4 квартал | ПравУ ГКВВ МВД | | | смотре-конкурсе на лучшее | 2005 года | России | | | юридическое (правовое) | | | | | подразделение внутренних войск | | | | | МВД России | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.4 | Поддерживать и совершенствовать | Постоянно | ПравУ ГКВВ МВД | | | взаимодействие правового | | России | | | управления ГКВВ МВД России с | | | | | соответствующими структурами | | | | | федеральных органов власти, в | | | | | которых законом предусмотрена | | | | | военная служба | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.5 | Осуществлять анализ соответствия | Постоянно | Управления, | | | нормативных правовых актов ГКВВ | | самостоятельные отделы | | | МВД России, регулирующих вопросы | | и службы ГКВВ МВД | | | организации и осуществления | | России, управления | | | правового обеспечения внутренних | | оперативно - | | | войск, современным требованиям и | | территориальных | | | принимать меры по их | | объединений, | | | совершенствованию | | соединений, воинских | | | | | частей, военных | | | | | институтов и | | | | | учреждений | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.6 | Для изучения нормативных правовых | До 2010 | УБП, ПравУ ГКВВ | | | актов, регламентирующих правовое | года | МВД России | | | обеспечение деятельности | | | | | внутренних войск МВД России, в | | | | | образовательные программы военных | | | | | образовательных учреждений высшего | | | | | профессионального образования | | | | | внести необходимые изменения и | | | | | дополнения | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.7 | Осуществить мероприятия по | До 2007 | УБП, ПравУ, УК, | | | организации специализированной | года | ФинУ, ОМУ ГШ, | | | подготовки, переподготовки и | | тыл ГКВВ МВД | | | повышения квалификации | | России | | | специалистов в области правового | | | | | обеспечения деятельности | | | | | внутренних войск на базе | | | | | Саратовского военного института | | | | | внутренних войск МВД России | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.8 | Проводить стажировку офицеров | Постоянно | ПравУ ГКВВ МВД | | | юридических подразделений | | России, помощники | | | (помощников по правовой работе) | | командующих, | | | оперативно-территориальных | | командиров | | | объединений, соединений и воинских | | (начальников) по | | | частей, непосредственно | | правовой работе | | | подчиненных главнокомандующему | | | | | внутренними войсками МВД России, | | | | | военных образовательных учреждений | | | | | высшего профессионального | | | | | образования и учреждений | | | | | внутренних войск МВД России в | | | | | соответствующих вышестоящих | | | | | юридических подразделениях | | | | | внутренних войск | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.9 | Создать надлежащие условия для | До 2007 | | | | деятельности юридических | года | | | | подразделений (помощников | | | | | командиров (начальников) по | | | | | правовой работе), для чего | | | | | обеспечить их: | | | | |------------------------------------| |------------------------| | | отдельным служебным | | УРиС тыла, ПравУ | | | помещением; | | ГКВВ МВД России | | |------------------------------------| |------------------------| | | служебным автомобилем; | | АБТУ ТиВ, ПравУ | | | | | ГКВВ МВД России | | |------------------------------------| |------------------------| | | ПЭВМ; | | УСиАУВ ГШ, ПравУ | | | | | ГКВВ МВД России | | |------------------------------------| |------------------------| | | электронной информационной | | ПравУ, ФинУ ГКВВ | | | правовой базой; | | МВД России | | |------------------------------------| |------------------------| | | юридической литературой; | | | | |------------------------------------| |------------------------| | | подпиской на юридические | | | | | периодические издания | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.10| Проводить: | | | | |------------------------------------|------------|------------------------| | | сбор с офицерами юридических | Ежегодно | ПравУ ГКВВ МВД | | | подразделений управлений | | России | | | оперативно-территориальных | | | | | объединений, помощниками | | | | | командиров (начальников) по | | | | | правовой работе соединений, | | | | | военных образовательных учреждений | | | | | высшего профессионального | | | | | образования, воинских частей, | | | | | непосредственно подчиненных | | | | | главнокомандующему внутренними | | | | | войсками МВД России, учреждений и | | | | | начальниками юридических кафедр | | | | | военных институтов внутренних | | | | | войск МВД России; | | | | |------------------------------------|------------|------------------------| | | целевые выезды в структурные | Ежегодно | | | | подразделения внутренних войск с | | | | | целью оказания практической помощи | | | | | в организации и осуществлении | | | | | правового обеспечения; | | | | |------------------------------------|------------|------------------------| | | смотр-конкурс на лучшее | Каждые два | | | | юридическое (правовое) | года | | | | подразделение внутренних войск МВД | | | | | России; | | | | |------------------------------------|------------|------------------------| | | инструктивные занятия с офицерами | Ежегодно | | | | структурных подразделений ГКВВ МВД | | | | | России по особенностям правового | | | | | обеспечения, исходя из их | | | | | функционального предназначения; | | | | |------------------------------------|------------|------------------------| | | мероприятия по улучшению кадрового | Ежегодно | ПравУ, УК ГКВВ | | | потенциала юридической службы | | МВД России | | | внутренних войск МВД России; | | | | |------------------------------------|------------|------------------------| | | заслушивание на заседаниях военных | Постоянно | ПравУ ГКВВ МВД | | | советов, командования должностных | | России, командующие | | | лиц, с учетом их должностного | | (командиры, | | | предназначения, об их личном | | начальники) и их | | | вкладе в совершенствование | | помощники по правовой | | | правового обеспечения | | работе | | | соответствующих структурных | | | | | подразделений внутренних войск | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.11| Разрабатывать методические | Ежегодно | ПравУ ГКВВ МВД | | | рекомендации по направлениям | | России, | | | правового обеспечения и направлять | | юридические | | | их в войска | | подразделения | | | | | внутренних войск | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |1.12| Анализировать ход выполнения | Каждые два | ПравУ ГКВВ МВД | | | Концепции правового обеспечения | года | России | | | внутренних войск Министерства | | | | | внутренних дел Российской | | | | | Федерации на период до 2015 года, | | | | | настоящего Плана и по его | | | | | результатам докладывать | | | | | главнокомандующему внутренними | | | | | войсками МВД России | | | |-------------------------------------------------------------------------------| | 2. По совершенствованию правовой работы | |-------------------------------------------------------------------------------| |2.1 | Создать автоматизированную | До 2007 | УСиАУВ ГШ, ПравУ | | | систему сбора, накопления, | года | ГКВВ МВД России | | | обработки, хранения и поиска | | | | | нормативных правовых актов, | | | | | регулирующих деятельность | | | | | внутренних войск МВД России | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |2.2 | Вести рубрики "Правовое | С 2006 года| УРЛС, ПравУ ГКВВ | | | консультирование", "Вопросы - | | МВД России | | | ответы" в журнале "На боевом | | | | | посту", газете "Ситуация" | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |2.3 | Проанализировать и обобщить | 2005 - 2006| | | | эффективность применения во | годы | | | | внутренних войсках по направлениям | | | | | своей деятельности и принять меры | | | | | по совершенствованию следующих | | | | | нормативных правовых актов: | | | | |------------------------------------| |------------------------| | | Федерального закона "О внутренних | | Управления, | | | войсках Министерства внутренних | | самостоятельные | | | дел Российской Федерации"; | | отделы и службы | | | | | ГКВВ МВД России | | |------------------------------------| |------------------------| | | Федерального закона "О воинской | | ОМУ ГШ, УК, ВМУ | | | обязанности и военной службе", | | ГКВВ МВД России | | | Положения о порядке прохождения | | | | | военной службы; | | | | |------------------------------------| |------------------------| | | Федерального закона "О статусе | | УК, ФинУ, ВМУ, | | | военнослужащих"; | | тыл ГКВВ МВД | | | | | России | | |------------------------------------| |------------------------| | | Федерального закона "О | | Тыл, ТиВ, ФинУ | | | материальной ответственности | | ГКВВ МВД России | | | военнослужащих" | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |2.4 | В целях обобщения передового | Ежегодно | ПравУ ГКВВ МВД | | | опыта и устранения имеющихся | | России | | | недостатков в организации и | | | | | осуществлении правовой работы | | | | | готовить и направлять в войска | | | | | обзоры (по итогам года) | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |2.5 | Изучать правоприменительную | Постоянно | Управления, | | | практику должностных лиц | | самостоятельные | | | внутренних войск и принимать | | отделы и службы | | | меры по ее совершенствованию | | ГКВВ, управления | | | | | оперативно - | | | | | территориальных | | | | | объединений, | | | | | соединений, воинских | | | | | частей, военных | | | | | институтов, учреждений | | | | | внутренних войск МВД | | | | | России (по | | | | | направлениям своего | | | | | функционального | | | | | предназначения) | |-------------------------------------------------------------------------------| | 3. По совершенствованию нормотворческой деятельности | |-------------------------------------------------------------------------------| |3.1 | Провести: | 2005 - 2006| Управления, | | | ревизию нормативных правовых актов | годы | самостоятельные | | | Российской Федерации, МВД России, | | отделы и службы | | | ГКВВ МВД России на предмет их | | ГКВВ МВД России | | | соответствия действующему | | (по направлениям | | | законодательству Российской | | своего | | | Федерации, современным требованиям | | функционального | | | и осуществить их переработку или | | предназначения) | | | признание утратившими силу; | | | | | работу по выявлению пробелов в | | | | | правовом регулировании направлений | | | | | деятельности внутренних войск МВД | | | | | России и принять меры по | | | | | разработке соответствующих | | | | | нормативных правовых актов; | | | | | консолидацию нормативных правовых | | | | | актов МВД России, ГКВВ МВД России | | | | | по всем видам обеспечения | | | | | деятельности внутренних войск | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |3.2 | Совершенствовать авторское | Постоянно | Управления, | | | сопровождение и меры по | | самостоятельные | | | представлению на государственную | | отделы и службы | | | регистрацию нормативных правовых | | ГКВВ МВД России | | | актов, разрабатываемых во | | (по направлениям | | | внутренних войсках | | своего | | | | | функционального | | | | | предназначения) | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |3.3 | Готовить обзоры о практике | Ежегодно | ПравУ ГКВВ МВД | | | организации и осуществления | | России | | | нормотворческой деятельности в | | | | | войсках (по итогам года) | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |3.4 | Проводить занятия по правилам | Постоянно | ПравУ ГКВВ МВД | | | подготовки нормативных правовых | | России, юридические | | | актов для должностных лиц органов | | подразделения, | | | военного управления внутренних | | помощники командиров | | | войск | | (начальников) по | | | | | правовой работе | |-------------------------------------------------------------------------------| | 4. По совершенствованию защиты имущественных интересов | |-------------------------------------------------------------------------------| |4.1 | Организовать обеспечение | Постоянно | Начальники | | | представления на правовую | | управлений, | | | экспертизу в подразделения | | самостоятельных | | | юридической службы войск всех | | отделов и служб ГКВВ | | | решений, исполнение которых может | | (по направлениям | | | повлечь отрицательные | | своего функционального | | | имущественные последствия для | | предназначения), | | | внутренних войск | | командующие войсками | | | | | оперативно - | | | | | территориальных | | | | | объединений, командиры | | | | | соединений, воинских | | | | | частей, начальники | | | | | военных институтов и | | | | | учреждений внутренних | | | | | войск МВД России | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |4.2 | Обеспечивать надлежащую защиту | Постоянно | ПравУ ГКВВ МВД России, | | | законных интересов внутренних | | юридические | | | войск, принимать исчерпывающие | | подразделения, | | | меры правового характера по | | помощники командиров | | | обжалованию в кассационном и | | (начальников) по | | | надзорном порядках решений | | правовой работе | | | судов, вынесенных не в пользу | | | | | внутренних войск, с нарушением | | | | | норм материального и | | | | | процессуального права | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |4.3 | Анализировать и готовить | Ежегодно | ПравУ ГКВВ МВД | | | обзоры практики рассмотрения | | России, | | | исков в судах, а также | | юридические | | | договорно-претензионной работы | | подразделения, | | | (по итогам года) | | помощники | | | | | командиров | | | | | (начальников) | | | | | по правовой | | | | | работе | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |4.4 | Принимать исчерпывающие меры | Постоянно | Начальники | | | для исключения случаев | | управлений, | | | нарушения законных прав и | | самостоятельных | | | свобод личного состава войск и | | отделов и служб ГКВВ, | | | разрешения исковых требований | | командующие войсками | | | и жалоб на стадии досудебной | | оперативно - | | | подготовки без нанесения | | территориальных | | | ущерба внутренним войскам | | объединений, командиры | | | | | соединений, воинских | | | | | частей, начальники | | | | | военных институтов и | | | | | учреждений внутренних | | | | | войск, ПравУ ГКВВ МВД | | | | | России, юридические | | | | | подразделения, | | | | | помощники командиров | | | | | (начальников) по | | | | | правовой работе | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |4.5 | По каждому факту рассмотрения | Постоянно | Начальники управлений, | | | исков, жалоб в судах на | | самостоятельных | | | неправомерные действия | | отделов и служб ГКВВ, | | | (бездействие) должностных лиц | | командующие войсками | | | внутренних войск, в результате | | оперативно - | | | которых причинен ущерб | | территориальных | | | государству, проводить | | объединений, командиры | | | административные расследования и | | соединений, воинских | | | на основании их привлекать | | частей, начальники | | | виновных лиц к дисциплинарной и | | военных институтов и | | | материальной ответственности, а | | учреждений внутренних | | | также принимать иные меры по | | войск МВД России | | | недопущению подобного впредь | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |4.6 | Создать автоматизированную | До 2006 | УСиАУВ ГШ, ПравУ | | | поисковую систему судебных | года | ГКВВ МВД России | | | решений, вынесенных в | | | | | интересах внутренних войск МВД | | | | | России | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |4.7 | Организовать взаимодействие с | 2005 год, | ПравУ ГКВВ МВД | | | Военной коллегией Верховного | постоянно | России | | | Суда Российской Федерации по | | | | | вопросам сверки обращений | | | | | военнослужащих внутренних войск за | | | | | судебной защитой в целях выявления | | | | | оснований возникновения споров и | | | | | разрешения их в дальнейшем в | | | | | административном порядке и | | | | | принятия мер по своевременному | | | | | исполнению вступивших в законную | | | | | силу судебных решений | | | |-------------------------------------------------------------------------------| | 5. По совершенствованию правовой подготовки | |-------------------------------------------------------------------------------| |5.1 | Проработать и внести предложения | 2005 - 2006| ПравУ, УРЛС, УБП | | | по совершенствованию правовой | годы | ГКВВ МВД России | | | подготовки как предмета обучения | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |5.2 | Подготовить предложения по | 2005 год | ПравУ ГКВВ МВД | | | повышению качества и эффективности | | России | | | практики принятия зачетов по | | | | | правовому минимуму у | | | | | военнослужащих войск при | | | | | назначении их на высшую воинскую | | | | | должность | | | |----|------------------------------------|------------|------------------------| |5.3 | Обеспечивать участие юридических | Постоянно | ПравУ, УРЛС ГКВВ | | | подразделений, помощников | | МВД России | | | командиров (начальников) по | | | | | правовой работе в днях правовых | | | | | знаний и других формах | | | | | воспитательного характера, | | | | | направленных на разъяснение | | | | | (доведение) личному составу | | | | | законодательства Российской | | | | | Федерации | | | --------------------------------------------------------------------------------- |