О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Письмо. Федеральная антимонопольная служба. 03.02.06 ИА/1333

                         О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
               ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

                                ПИСЬМО

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

                          3 февраля 2006 г.
                              N ИА/1333

                                 (Д)


     С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005
N  94-ФЗ  "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание  услуг  для  государственных  и  муниципальных нужд" (далее -
Закон о размещении заказов).
     Со  дня вступления в силу Закона о размещении заказов теряет силу
Федеральный  закон  от  06.05.99  N  97-ФЗ  "О конкурсах на размещение
заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ, оказание услуг для
государственных нужд". Иные федеральные законы, принятые до вступления
Закона  о  размещении  заказов  в  силу  и  предусматривающие  порядок
размещения  государственных  и  муниципальных  заказов,  применяются в
части, не противоречащей Закону о размещении заказов.
     Закон  о  размещении  заказов регламентирует процедуру закупок не
только  для  федеральных государственных нужд, но и для нужд субъектов
Российской Федерации и нужд муниципальных образований, и принципиально
изменяет  принципы  размещения  заказов,  предусмотренные федеральным,
региональным и местным законодательством.
     Так,  в  Законе  о  размещении  заказов  установлен исчерпывающий
перечень  требований,  которые заказчик вправе предъявить к участникам
процедур размещения заказов, введена процедура аукциона, установлены в
основном  количественные  критерии  определения  победителя  конкурса.
Процедуры  размещения  заказов  становятся прозрачными и направлены на
обеспечение  равного  доступа к заказам для всех заинтересованных лиц,
тем  самым способствуя развитию добросовестной конкуренции на товарных
рынках и рынках финансовых услуг.
     Вместе  с  тем  по результатам предварительного анализа извещений
федеральных   государственных   заказчиков   о  проведении  конкурсов,
опубликованных  в  начале  января 2006 г., Федеральной антимонопольной
службой (далее - ФАС России) было выявлено:
     1)  51,3%  извещений  опубликовано  менее  чем  за 30 дней до дня
вскрытия  конвертов с заявками на участие в конкурсе (нарушена часть 1
статьи 21 Закона о размещении заказов);
     2)  в  66,9% случаев прием заявок прекращается не в день вскрытия
конвертов с заявками на участие в конкурсе (нарушены часть 7 статьи 25
и часть 2 статьи 26 Закона о размещении заказов);
     3) в 81,4% извещений не указана начальная цена контракта (нарушен
пункт 7 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов);
     4) в 97,9% извещений не указаны критерии оценки заявок на участие
в  конкурсе  (нарушен  пункт  10 части 4 статьи 21 Закона о размещении
заказов);
     5)  в  8,9%  случаев  к участникам размещения заказов установлены
требования,  помимо  тех,  которые  предусмотрены Законом о размещении
заказов (нарушена часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов);
     6) в 4,4% случаев необоснованно установлены ограничения участия в
процедурах  размещения  заказов  иностранных поставщиков (подрядчиков,
исполнителей) (нарушена статья 11 Закона о размещении заказов);
     7)  в  9,7% случаев установлены другие необоснованные ограничения
участия  в  процедурах размещения заказов (нарушена статья 11 Закона о
размещении заказов);
     8)  в  11,8% извещений срок заключения контракта составляет менее
10  дней  (нарушен  пункт  16  части  4  статьи 22 Закона о размещении
заказов);
     9)   в   2,9%  случаев  при  проведении  конкурса  осуществляется
предварительный   отбор   участников   процедуры   размещения  заказов
(нарушены части 1, 2 статьи 12 Закона о размещении заказов).
     Кроме  того,  в  результате  предварительного анализа официальных
сайтов,   предназначенных   для  размещения  информации  о  размещении
заказов,  установлено,  что  только  39  из  88  субъектов  Российской
Федерации  во исполнение части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов
определили   официальные   сайты,   предназначенные   для   размещения
информации  о  размещении  заказов.  При  этом  только  на  20  из них
опубликована  информация о размещении заказов, в том числе извещения о
проведении  торгов,  которая  в  то  же время также содержит нарушения
требований Закона о размещении заказов.
     В  соответствии  с частью 5 статьи 10 Закона о размещении заказов
несоблюдение    государственными    и    муниципальными    заказчиками
предусмотренных  в  нем  требований  является основанием для признания
судом недействительным размещения заказов.
     В  связи  с  этим  ФАС  России обращает внимание на необходимость
приведения  извещений  о  проведении торгов, опубликованных в печатных
изданиях  и  размещенных на официальных сайтах начиная с 1 января 2006
г., конкурсной документации, документации об аукционе в соответствие с
требованиями   Закона   о   размещении   заказов   и  антимонопольного
законодательства до даты окончания подачи заявок на участие в торгах.
     Также  в  целях  предупреждения  нарушений  законодательства  при
размещении заказов ФАС России обращает внимание на необходимость:
     приведения   нормативно-правовых   актов   субъектов   Российской
Федерации в соответствие с Законом о размещении заказов;
     принятия    нормативно-правовых    актов,   касающихся   процедур
размещения заказов, предусмотренных Законом о размещении заказов;
     определения официального печатного издания и официального сайта в
сети   "Интернет",   предназначенных   для   размещения  информации  о
размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации;
     соблюдения  положений  Закона о размещении заказов при размещении
заказов  для  нужд  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных
образований.
     Кроме    того,    во    избежание    нарушений   антимонопольного
законодательства    при    размещении    заказов   государственные   и
муниципальные    заказчики    вправе   предварительно   обращаться   в
антимонопольные   органы   с   целью   предварительного   согласования
конкурсной документации, документации об аукционе.

                                                          И.Ю.АРТЕМЬЕВ
3 февраля 2006 г.
N ИА/1333