ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕЛА РЯД ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПОМЕЩЕНИЕ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА), РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ НЕ ПРОВОДИЛИСЬ МЕЖЕВАНИЕ И КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ. СООТВЕТСТВЕННО, У ОРГАНИЗАЦИИ ОТСУТСТВУЮТ ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ НА ЗЕМЛЮ. ОБЯЗАНА ЛИ ОНА УПЛАЧИВАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДО МОМЕНТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 27 марта 2007 г. N 03-05-06-02/28 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу уплаты земельного налога в случае отсутствия межевания земли и сообщает, что в связи с отсутствием необходимой информации дать однозначный ответ не представляется возможным. При этом необходимо учитывать следующее. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке. В соответствии со ст. 388 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании п. 1 ст. 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Таким образом, с момента формирования земельного участка, на котором расположен жилой дом, в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также присвоения кадастрового номера указанному земельному участку плательщиками земельного налога признаются собственники помещений рассматриваемого жилого дома. Как следует из письма, в связи с отсутствием межевания земли у организации отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены жилой дом и иные объекты недвижимости. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения ст. 388 Кодекса, организация, права пользования земельными участками которой не зарегистрированы в установленном порядке, не может признаваться плательщиком земельного налога. Данная позиция отражена также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 5-Г06-57. Одновременно сообщаем, что ст. 4 Закона N 122-ФЗ установлена обязанность государственной регистрации прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе в отношении земельных участков. В связи с этим по вопросам оформления земельно-правовых отношений необходимо обратиться в территориальный орган Роснедвижимости. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 27 марта 2007 г. N 03-05-06-02/28 |