ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ БАД. Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 06.03.07 8

         ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ БАД

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                           6 марта 2007 г.
                                 N 8

                                 (Д)


     Я,  Главный  государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.  Онищенко,  проанализировав материалы государственного надзора за
выполнением   обязательных   требований  при  производстве  и  обороте
биологически активных добавок к пище (БАД), установленных нормативными
правовыми актами Российской Федерации, отмечаю:
     В  настоящее  время  на территории Российской Федерации в обороте
находится более 6000 БАД, являющихся источником пищевых и биологически
активных компонентов, витаминов и микронутриентов.
     Только  в 2006 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты
прав   потребителей  и  благополучия  человека  зарегистрировано  1825
биологически  активных  добавок  к  пище. Из них - 1135 отечественного
производства  и  690  -  зарубежного.  Среди  зарубежных добавок - 108
производства Китайской Народной Республики.
     В   целях   повышения  эффективности  и  недопущения  негативного
воздействия  БАД  на здоровье населения разработана, с учетом мирового
опыта  и практики использования этой продукции в Российской Федерации,
необходимая нормативная и методическая база.
     В  Российской  Федерации  действуют  Санитарные  правила и нормы,
регулирующие  оборот  БАД  на  рынке  страны  -  СанПиН  2.3.2.1290-03
"Гигиенические   требования   к  организации  производства  и  оборота
биологически активных добавок к пище (БАД)" (зарегистрированы Минюстом
России  15.05.2003,  регистрационный  N  4536),  СанПиН  2.3.2.1078-01
"Гигиенические  требования  безопасности  и  пищевой  ценности пищевых
продуктов"     (зарегистрированы     Минюстом    России    22.03.2002,
регистрационный N 3326).
     В  целях  реализации  Федеральных  законов  от 30 марта 1999 г. N
52-ФЗ  "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения", от 2
января  2000  г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
Федеральной  службой  по  надзору  в  сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека осуществляется государственная регистрация БАД.
     Разработаны    документы,   определяющие   рекомендуемые   уровни
потребления  пищевых и биологически активных веществ и методы контроля
качества   и  безопасности  БАД  к  пище.  Введен  в  действие  список
запрещенных   при   производстве   БАД   компонентов,   в   том  числе
лекарственных  растений  -  СанПиН  2.3.2.1153-02  -  Дополнение N 1 к
СанПиН  2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой
ценности   пищевых   продуктов"   (зарегистрированы   Минюстом  России
05.09.2002, регистрационный N 3775).
     Роспотребнадзором  осуществляется  пострегистрационный мониторинг
качества  и  безопасности  находящихся  на  потребительском рынке БАД,
внедрена  в практику отчетность о результатах государственного надзора
за этой продукцией.
     Вместе  с  тем при проведении государственного надзора выявляются
серьезные  нарушения  при производстве и, особенно, в сфере реализации
БАД.
     Наибольшее   количество   нарушений  пропускается  хозяйствующими
субъектами  в  части  несоответствия  наносимой на этикетку информации
требованиям,  установленным законодательными актами и свидетельством о
государственной  регистрации  БАД.  При  этом на этикетках зачастую не
приводится  в полном объеме ингредиентный состав, сведения об основных
потребительских  свойствах,  противопоказаниях, отсутствуют указания о
том, что БАД не является лекарством.
     По-прежнему    отмечаются   многочисленные   факты   несоблюдения
рекламного  законодательства.  Ряд  хозяйствующих субъектов, используя
средства  массовой  информации, представляют населению заведомо ложную
информацию  о потребительских свойствах БАД, рекомендуют их применение
в  качестве  лечебных  препаратов или указывают область применения, не
соответствующую  свидетельству  о  государственной  регистрации. Такие
случаи имели место в 2006 г. в г. Москве, Приморском и Пермском краях,
Ростовской, Свердловской, Тульской, Челябинской и других областях.
     До  сих  пор допускается реализация БАД посредством дистанционных
продаж  и  продаж  через дистрибьютеров. Все это вызывает обоснованные
жалобы населения.
     Использование    производителями    недоброкачественного   сырья,
несоблюдение  правил хранения приводит к реализации БАД, не отвечающих
гигиеническим  требованиям.  В 2006 г. 3,3% исследованных образцов БАД
не  соответствовали  нормативам  по  санитарно-химическим  и 4,9% - по
санитарно-микробиологическим показателям.
     Наряду   с  этим  в  структуре  исследований  БАД  ведущее  место
по-прежнему  отводится исследованию по микробиологическим показателям,
а  не  исследованиям  на содержание биологически активных компонентов.
Причиной такого положения является отсутствие в ряде центров гигиены и
эпидемиологии    Роспотребнадзора    соответствующего    оборудования,
непринятие  должных  мер  по обучению специалистов методам определения
указанных  компонентов,  недостаточность  информации  о  новых методах
контроля качества БАД.
     По   результатам   анализа  реестра  санитарно-эпидемиологических
заключений,  а  также  государственного  реестра  продукции, прошедшей
государственную     регистрацию,     выявлены     случаи    оформления
территориальными  органами Роспотребнадзора документов, подтверждающих
соответствие БАД государственным санитарно-эпидемиологическим правилам
и  нормативам (Ульяновская область - 3 свидетельства о государственной
регистрации,  Ставропольский  край  -  1  санитарно-эпидемиологическое
заключение,       Кабардино-Балкарская       Республика       -      1
санитарно-эпидемиологическое    заключение),    в    то    время   как
территориальные  органы  Роспотребнадзора  не  обладают  правом выдачи
таких документов.
     Кроме того, недостаточно и не на должном уровне ведутся работы по
санитарно-эпидемиологической  экспертизе  БАД  ФГУЗ "Федеральный центр
гигиены  и  эпидемиологии",  ФГУЗ  "Центр гигиены и эпидемиологии в г.
Москве",   которым  поручено  проведение  санитарно-эпидемиологических
экспертиз для целей государственной регистрации БАД.
     В  настоящее время увеличивается количество БАД, предлагаемых для
детей, с включением в их состав лекарственных растений.
     Низкой  остается  требовательность к организациям, осуществляющим
деятельность в области производства и оборота БАД, по неукоснительному
соблюдению ими требований законодательства и нормативных документов.
     Не  менее  актуальной  является  проблема, связанная с незаконной
реализацией   БАД,   содержащих   в  своем  составе  сильнодействующие
вещества,   а   в   некоторых   случаях   наркотические  средства  или
психотропные вещества. По информации Федеральной службы по контролю за
оборотом  наркотиков  и  ее  территориальных  органов,  в  подавляющем
большинстве  случаев БАД, содержащие в своем составе сильнодействующие
вещества, распространяются незаконно.
     В  связи  с  увеличением  ассортимента производимых и реализуемых
БАД,  расширением контингентов их потребителей и с учетом накопленного
опыта  в  настоящее  время возникла необходимость внесения изменений в
методические    документы   по   рекомендуемым   уровням   потребления
биологически активных веществ, список запрещенных при производстве БАД
компонентов,  внедрения  в  практику  новых  методов  их  определения,
ужесточение    требований    к    сырью,    повышения    эффективности
государственного надзора за указанной продукцией.
     Учитывая  изложенное и в соответствии с Федеральным законом от 30
марта  1999  г.  N  52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 1999, N
14,  ст.  1650;  2002, N 1 (ч. I), ст. 2, ст. 167; N 2700; 2004, N 35,
ст.  3607;  2005,  N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52 (ч. I), ст.
5498;  2007, N 1 (ч. I), ст. 21, 29) и Федеральным законом от 2 января
2000  г.  N  29-ФЗ  "О  качестве  и  безопасности  пищевых  продуктов"
(Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150;
2002,  N  1  (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167, N 27 (ч. I), ст. 2700;
2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752, N 50, ст. 5242; 2006, N 1,
ст. 10, N 14, ст. 1458) постановляю:
     1.  Организациям, осуществляющим ввоз, производство и оборот БАД,
принять меры по:
     1.1.  Обеспечить  качество  и  безопасность  БАД в соответствии с
действующей нормативной и технической документацией.
     1.2.  При производстве БАД использовать только зарегистрированное
в  установленном  порядке  и  стандартизированное,  в  том  числе и по
содержанию активно действующих компонентов, сырье.
     1.3.  Представлять  при  регистрации БАД сведения об отсутствии в
них  наркотических  средств,  психотропных,  сильнодействующих,  в том
числе допинговых и ядовитых веществ.
     1.4. Вносить соответствующие изменения в техническую документацию
на  БАД  и в свидетельство о государственной регистрации при изменении
производителем используемого сырья и ингредиентного состава БАД.
     1.5.  Не  допускать  в  названиях  БАД  терминов,  а  на упаковке
рисунков,   вводящих   потребителя  в  заблуждение  и  указывающих  на
предполагаемую эффективность БАД.
     1.6. Неукоснительно соблюдать требования по вынесению на этикетку
только   той   информации,  которая  согласована  при  государственной
регистрации БАД.
     1.7. Реализацию БАД осуществлять в организациях торговли, имеющих
специализированные    отделы    и   отделы   продаж   диетического   и
лечебно-профилактического питания.
     1.8.   Обеспечить   соблюдение  законодательства  при  подготовке
рекламных материалов БАД.
     2. ГУ НИИ питания РАМН (по согласованию):
     2.1.  Внести  в  установленном  порядке  изменения  в  документы,
определяющие  рекомендуемые  уровни потребления пищевых и биологически
активных  веществ  до  01.07.2007,  а также до 01.09.2007 новые методы
определения БАД в методы контроля качества и безопасности биологически
активных добавок к пище.
     2.2.  Уточнить  список биологически активных веществ, компонентов
пищи  и  продуктов,  являющихся  их источниками, которые могут оказать
вредное  воздействие  на  здоровье  человека  при  использовании,  для
изготовления БАД.
     3.  Управлению  организации службы, государственной регистрации и
лицензирования Роспотребнадзора не допускать регистрацию БАД для детей
до  14  лет,  за исключением: специализированных витаминно-минеральных
комплексов;  БАД,  содержащих про- и пребиотики; БАД для приготовления
традиционных   травяных   чаев  из  пищевых,  пряных  и  лекарственных
растений,   допущенных   для  использования  в  питании  детей  СанПиН
2.3.3.1940-05   "Организация   детского   питания"   (зарегистрированы
Минюстом России 03.02.2005, регистрационный N 6295).
     4.   Руководителям   управлений   Роспотребнадзора  по  субъектам
Российской Федерации:
     4.1. Повысить действенность государственного надзора за БАД.
     4.2.  При  осуществлении  контроля  за производством БАД обращать
особое  внимание  на  наличие  разрешающих  документов на используемое
сырье,    соответствие   содержания   этикеточной   надписи   продукта
требованиям, изложенным в свидетельстве о государственной регистрации,
в  том  числе  ингредиентный  состав,  показания  и противопоказания к
применению БАД.
     4.3.  Обеспечить выполнение необходимых лабораторных исследований
БАД  на  наличие в них биологически активных компонентов, указанных на
этикеточной  надписи,  а  также  оснащение  испытательных  лабораторий
современным   оборудованием   и  подготовку  специалистов  по  методам
контроля компонентов.
     4.4.   Информировать  о  случаях  выявления  БАД,  не  отвечающих
гигиеническим        нормативам        по        санитарно-химическим,
санитарно-микробиологическим    показателям   и   не   соответствующих
заявленным   уровням   содержания   активных  компонентов,  управления
Роспотребнадзора   по  субъектам  Российской  Федерации  для  принятия
соответствующих мер.
     4.5.   Осуществлять  в  средствах  массовой  информации  и  среди
населения  разъяснительную работу о принципах здорового питания, в том
числе по вопросам, связанным с применением БАД.
     4.6.  Обеспечить  надлежащее взаимодействие с органами внутренних
дел,  а также органами исполнительной власти, осуществляющими надзор в
установленной сфере деятельности.
     4.7.  Доложить о проведенной работе до 01.07.2007 и в последующем
до 01.01.2008.
     5. ФГУЗ "Федеральному центр гигиены и эпидемиологии":
     5.1.  Включить  в план работы лабораторного совета рассмотрение и
апробацию  новых  методов  контроля  и  идентификации БАД на этапах их
производства и оборота.
     5.2.  До  01.01.2008  обеспечить  совместно с ГУ НИИ питания РАМН
подготовку специалистов Роспотребнадзора по методам исследований БАД.
     5.3.    Осуществлять    ежеквартально    анализ    и   подготовку
аналитического     материала     о     результатах    государственного
санитарно-эпидемиологического надзора за производством и оборотом БАД.
     5.4.  До  01.05.2007  представить  в  Роспотребнадзор  данные  по
оснащенности испытательных лабораторий Центров гигиены и эпидемиологии
оборудованием   и  подготовке  специалистов  по  методам  лабораторных
исследований БАД.
     6.  Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на
заместителя  Главного  государственного  санитарного  врача Российской
Федерации Л.П. Гульченко.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
6 марта 2007 г.
N 8

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
9 апреля 2007 г.
N 9267