ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ТРУДОВЫМ ДОГОВОРОМ, ОАО НАПРАВЛЯЕТ СВОИХ РАБОТНИКОВ В ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫЙ СТАТУС ЭТИХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ? В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.04.07 03-04-06-01/104

                ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ,
          ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ТРУДОВЫМ ДОГОВОРОМ, ОАО НАПРАВЛЯЕТ
           СВОИХ РАБОТНИКОВ В ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. КАК
          ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫЙ СТАТУС ЭТИХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
          В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ? В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПОДЛЕЖАТ
           НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ СУММЫ ОТПУСКНЫХ, НАЧИСЛЕННЫЕ ЗА
            РАБОТУ В ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ? ИМЕЕТ ЛИ ОАО
               ПРАВО ВЫСТУПАТЬ В РОЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА
             В ОТНОШЕНИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ
                       ЛИЦАМИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           2 апреля 2007 г.
                          N 03-04-06-01/104

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  ОАО и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
     Как указывается в рассматриваемом письме, для выполнения трудовых
обязанностей,    предусмотренных   трудовым   договором,   организация
направляет   своих  работников  в  представительства,  находящиеся  за
пределами Российской Федерации.
     В  соответствии  со  ст.  209  Кодекса  объектом  налогообложения
налогом   на   доходы  физических  лиц  признается  доход,  полученный
налоговыми  резидентами  Российской  Федерации  как  от  источников  в
Российской  Федерации,  так  и  от  источников за пределами Российской
Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами,
- только от источников в Российской Федерации.
     Подпунктом  6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждения
за  выполнение  трудовых  или  иных  обязанностей, выполненную работу,
оказанную   услугу,   совершение   действия  за  пределами  Российской
Федерации,  для  целей налогообложения относятся к доходам, полученным
от источников за пределами Российской Федерации.
     Поскольку,  как  указывается в рассматриваемом письме, физическое
лицо  выполняет  обязанности,  предусмотренные  трудовым  договором, в
иностранном  государстве,  получаемое им вознаграждение не относится к
доходам от источников в Российской Федерации.
     Пунктом  2  ст.  207  Кодекса  (в редакции Федерального закона от
27.07.2006   N  137-ФЗ,  вступившей  в  силу  с  31  января  2007  г.)
установлено,  что  налоговыми  резидентами  признаются физические лица
фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных
дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
     Таким  образом,  при  определении  налогового статуса физического
лица    организации    необходимо    учитывать   12-месячный   период,
предшествующий   дате  получения  физическим  лицом  дохода,  налог  с
которого  подлежит удержанию налоговым агентом до истечения налогового
периода.
     В  случае  если  срок  нахождения  физического лица на территории
Российской  Федерации  за  12  месяцев,  предшествующих  дате  выплаты
дохода,  будет  составлять менее 183 дней, он перестает быть налоговым
резидентом  Российской  Федерации  и  по  его  доходам от источников в
иностранном  государстве  налог  на территории Российской Федерации не
взимается.
     По   возвращении   сотрудника   в   Российскую   Федерацию  после
длительного  выполнения трудовых обязанностей за ее пределами работник
не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, поскольку
12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода в Российской Федерации,
он не находился на территории Российской Федерации. Соответственно его
доходы  за  выполнение  трудовых обязанностей на территории Российской
Федерации   подлежат   налогообложению   по  ставке  30%,  как  доходы
нерезидента.
     Налогообложение   сумм   отпускных,   начисленных   за  работу  в
загранпредставительстве,  производится  в порядке, предусмотренном для
доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации.
     Для  определения  налогового  статуса  физического  лица не имеют
значения  число  и  длительность  его выездов из Российской Федерации.
Условием   для   признания   физического   лица  налоговым  резидентом
Российской  Федерации является его нахождение на территории Российской
Федерации  более 183 дней (подряд или суммарно) в течение 12 следующих
подряд месяцев.
     Согласно  пп.  3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица - налоговые
резиденты  Российской  Федерации,  получающие  доходы  от  источников,
находящихся  за  пределами  Российской  Федерации, исчисление и уплату
налога производят самостоятельно исходя из сумм таких доходов.
     Статья   229   Кодекса   предусматривает   обязанность  указанной
категории   налогоплательщиков   представить  налоговую  декларацию  в
налоговый орган по месту жительства в отношении доходов, полученных за
истекший  налоговый  период  от  источников  за  пределами  Российской
Федерации.
     Соответственно   при  получении  физическими  лицами  доходов  от
источников  за пределами Российской Федерации организация-работодатель
не  признается  налоговым  агентом.  На  такую организацию Кодексом не
возлагается  обязанность  по  исчислению, удержанию и уплате налога на
доходы  физических  лиц  в  бюджетную  систему Российской Федерации, а
также   по  представлению  в  налоговые  органы  сведений  о  доходах,
полученных  физическими  лицами  от источников за пределами Российской
Федерации.
     Пунктом 1 ст. 45 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан
самостоятельно  исполнить  обязанность  по уплате налога, если иное не
предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     Таким  образом,  организация,  не  являющаяся налоговым агентом в
отношении  доходов,  полученных  физическими  лицами  от источников за
пределами  Российской  Федерации,  не может уплачивать за них налог на
доходы физических лиц.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
2 апреля 2007 г.
N 03-04-06-01/104