МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮЛЯ 1995 Г. N 660 "О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ И БЮДЖЕТАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТДЕЛЬНОГО БАЛАНСА И РАСЧЕТНОГО (ТЕКУЩЕГО, КОРРЕСПОНДЕНТСКОГО) СЧЕТА) ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 4 августа 1995 года N НП-4-01/46Н (ЭЖ 95-34) Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения. Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации согласно пункту 2 постановления Правительства Российской федерации от 1 июля 1995 г. N 660 и в соответствии с порядком расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, утвержденным этим постановлением, сообщает следующее. 1. Указанный порядок расчетов распространяется на предприятия и организации, включая организации с иностранными инвестициями, кредитные и страховые организации (далее именуются организации), являющиеся плательщиками налога на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета (далее именуются - структурные подразделения). К таким структурным подразделениям относятся также филиалы страховщиков, не имеющие баланса с конечным финансовым результатом. Этот порядок расчетов с бюджетом не распространяется на предприятия и организации, относящиеся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединения и предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства, для которых порядок уплаты налога, согласно пункту 2 статьи 1 указанного выше Закона, установлен Правительством Российской Федерации. Доля прибыли, которая приходится на структурные подразделения организаций и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно,в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом. Например, фактическая среднесписочная численность работников по организации в целом составляет за первое полугодие 10000 человек, в том числе структурного подразделения - 2000 человек, стоимость основных производственных фондов соответственно - 26000 млн рублей и 4000 млн рублей. Исходя из этого удельный вес среднесписочной численности работников структурного подразделения в среднесписочной численности работников организации в целом составит 20% (2000: 10000 х 100%), соответственно стоимости основных производственных фондов - 15,38% (4000: 26000 х 100%), средняя величина удельного веса - 17,69% ((20% + 15,38%):2). В случае, если структурное подразделение не имеет основных производственных фондов, средняя величина удельного веса составит 10% ((20%+ 0): 2). Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение отчетного года. Определение средней величины удельного веса для исчисления авансовых и фактических сумм налога на прибыль по организациям (без структурных подразделений) и по их структурным подразделениям производится исходя соответственно из предполагаемых и фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов этих организаций и их структурных подразделений. В фактическую среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера за соответствующий период), отражаемые по строке 2 расчета налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (приложение N 1 к инструкции Госналогслужбы России от 6 марта 1992 г. N 4). Стоимость основных производственных фондов определяется исходя из их стоимости, числящейся по балансу у организации за вычетом износа. Исчисление налога на прибыль отдельно по организациям (без структурных подразделений) и отдельно по каждому структурному подразделению производится в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти организации и их структурные подразделения. Организации сообщают финансовым органам субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений сведения о своем наименовании и почтовом адресе для учета в составе налогоплательщиков, учет которых ведут налоговые органы, а также наименование и почтовый адрес структурных подразделений. Финансовые органы субъекта Российской Федерации, где находится структурное подразделение организации, не позднее чем через 5 дней после установления законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет этого субъекта, сообщают о ее размере организациям, составляющим расчеты по налогу на прибыль, и налоговому органу по месту нахождения указанной организации с разбивкой для зачисления налога в бюджеты субъекта Российской Федерации разных уровней: в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, а также в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов. Одновременно направляются образцы заполнения платежного поручения для зачисления налога. Учет налогоплательщиков осуществляется путем их включения в Государственный реестр налогоплательщиков, обеспечивающий идентификацию хозяйствующих субъектов, ведение которого осуществляется налоговыми органами. Поскольку структурные подразделения не являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль, на учете в налоговом органе по месту нахождения структурного подразделения должна стоять организация, на которую возложена обязанность перечислять налог в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурного подразделения. 2. Сведения о суммах авансовых взносов налога по структурным подразделениям, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются организациями налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений, соответственно, до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов. При определении авансовых сумм налога на прибыль по организациям и входящим в них структурным подразделениям принимается предполагаемая среднесписочная численность работающих (предполагаемый фонд оплаты труда) и предполагаемая средняя остаточная стоимость основных производственных фондов на соответствующий отчетный период. При определении фактических сумм налога на прибыль принимаются фактические показатели по среднесписочной численности работающих (фонду оплаты труда) и средней остаточной стоимости основных производственных фондов за отчетный период нарастающим итогом с начала года. Например, на 1 января стоимость основных производственных фондов составила 1000,0 тыс. рублей, на 1 апреля - 1200,0 тыс. рублей, на 1 июля - 1300,0 тыс. рублей, на 1 октября - 1500,0 тыс. рублей, на 1 января следующего года - 1500,0 тыс. рублей. Средняя стоимость этих фондов составит за 1 квартал 1100,0 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + 1200,0 тыс. рублей): 2), за первое полугодие - 1166 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + 1200,0 тыс. рублей + 1300,0 тыс. рублей): 3), за 9 месяцев - 1250,0 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + 1200,0 тыс. рублей + 1300 тыс. рублей + 1500,0 тыс. рублей): 4), за год - 1300,0 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + 1200,0 тыс. рублей + 1300,0 тыс. рублей + 1500,0 тыс. рублей ~ 1500,0 тыс. рублей): 5). Расчеты по налогу от фактической прибыли производятся организациями применительно к форме расчета налога от фактической прибыли (приложение N 4 к инструкции Госналогслужбы России от 6 марта 1992 г. N 4). При этом налогооблагаемая прибыль каждого структурного подразделения определяется путем применения средней величины удельного веса, исчисленной в указанном выше порядке, к налогооблагаемой прибыли организации, отраженной по строке 5 расчета (пример расчета приведен в приложении к методическим указаниям). Исчисление налога от фактически полученной прибыли и его перечисление в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений производит организация, в состав которой они входят; в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета. Настоящий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации применяются при определении авансовых взносов налога начиная с И! квартала 1995 г. и сумм налога по фактически полученной прибыли начиная с расчетов за первое полугодие 1995 года. 3. Распределение суммы превышения фактических расходов на оплату труда работников над их нормируемой величиной между организациями (без структурных подразделений) и их структурными подразделениями, а также исчисление налога с этого превышения, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, производится в порядке, аналогичном порядку исчисления налога на прибыль, т.е. исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом. Сведения о суммах указанного налога, причитающихся уплате в бюджет, сообщается организацией налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку по налогу на прибыль. 4. Определение разницы между суммой налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврату из бюджетов) исходя из фактически полученной прибыли, и авансовым взносам налога за истекший квартал, корректируемый на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, производится организацией отдельно по организации (без структурных подразделений) и отдельно по каждому структурному подразделению. Сведения о суммах указанных платежей, причитающихся уплате в бюджет (возврату из бюджета), сообщаются организацией налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений одновременно со сведениями о суммах налога на прибыль, причитающихся внесению в бюджет исходя из фактически полученной прибыли. Перечисление этих сумм в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку по налогу на прибыль. 5. Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль, налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по структурным подразделениям. Такой же порядок применяется к средствам, подлежащим возврату из бюджета. 6. Ответственность за полноту перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов, причитающихся со структурных подразделений, несут организации, в состав которых входят эти структурные подразделения. Начисленные в соответствии с действующим законодательством штрафные санкции по результатам проверок организаций, а также пени за несвоевременное перечисление платежей взыскиваются в бюджет в установленном порядке с этих организаций. Суммы, внесенные в бюджеты субъекта Российской Федерации организацией по месту своего нахождения по итогам деятельности за первое полугодие 1995 г. и в счет авансовых взносов за III квартал 1995 г., в связи с изменением порядка взаимоотношений с бюджетом подлежат возврату этой организации в части, приходящейся к уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений, которые по получении их организацией должны перечисляться без задержки в указанные бюджеты. Пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджеты по месту нахождения структурных подразделений в данном случае не начисляются. Пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей налога по срокам 15 июля и 15 августа 1995 г. и по результатам перерасчетов из первое полугодие 1995 г. в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений не взыскиваются. 7. Указанный порядок расчетов с бюджетом не распространяется на объекты социально-культурной сферы (дома отдыха, детские лагеря отдыха и другие), находящиеся на балансе организации и являющиеся ее структурными подразделениями, содержащиеся за счет прибыли этой организации. 8. Контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации, в состав которой входят структурные подразделения. С этой целью организация представляет в указанные налоговые органы в установленные сроки справки об авансовых взносах налога в бюджет с указанием суммы налога в федеральный бюджет исходя из предполагаемой прибыли на квартал по организации в целом, включая структурные подразделения, а также об авансовых взносах в бюджеты субъектов Российской Федерации по организации без структурных подразделений и отдельно по каждому структурному подразделению с указанием их местонахождения и даты направления этих сведений в налоговые органы субъектов Российской Федерации по месту нахождения каждого структурного подразделения. Одновременно с бухгалтерскими отчетами и балансами представляются расчеты налога от фактической прибыли, налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного Банком России, составленные в аналогичном порядке. Ведение оперативно-бухгалтерского учета поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации налога на прибыль, налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного Банком России, и отражение их в формах налоговой отчетности осуществляют налоговые органы по месту нахождения структурных подразделений, входящих в состав организации. 9. С 1 января 1996 г. указанный порядок расчетов бюджета с части налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной не применяется. Заместитель руководителя Государственной налоговой службы РФ Н. Попов 4 августа 1995 года N НП-4-01/46Н СОГЛАСОВАНО Заместитель министра финансов РФ С. Шаталов Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 1994 N 932. Приложение к Методическим указаниям Госналогслужбы России от 4 августа 1995 года N НП-4-01/46Н ПРИМЕР РАСЧЕТА НАЛОГА ОТ ФАКТИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД ____________________________________________________________________________________________________________________________________ | | В том числе: | |___________________________________________________________________________________ | | По организации, | по организации | по структурному | по структурному | | включая | без структурных | подразделению N 1 | подразделению N 2 | | структурные | подразделений | | | | подразделения | | | |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | 1. Валовая прибыль - | 100 000 | - | - | - | всего | | | | |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | 2. Из валовой прибыли, | | | | | подлежащей | | | | | налогообложению, | | | | | исключая суммы, | | | | | показанные в итоге | | | | | строки 2 расчета | | | | | по налогу от | | | | | фактической прибыли | | | | | (приложение N 4 к | | | | | инструкции | | | | | Госналогслужбы | | | | | России от 6 марта 1992 г.) | 10 000 | - | - | - |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | 3. Сумма отчислений | | | | | в резервный или другие | | | | | аналогичные фонды, | | | | | создание которых | | | | | предусмотрено | | | | | законодательством | | | | | (до достижения размеров | | | | | этих фондов не более 25 % | | | | | уставного фонда, но не | | | | | свыше 50 % прибыли, | | | | | подлежащей | | | | | налогообложению) | - | - | - | |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | 4. Льготы по налогу | | | | | на прибыль (по | | | | | специальному расчету) | 30 000 | - | - | - |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | 5. Налогооблагаемая | | | | | прибыль | | | | | (стр. 1 - стр. | | | | | 2 - стр. 3 - стр. 4) | 60 000 | - | - | - |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | | | | | | 5а. Средняя величина | | | | | удельного веса в | | | | | процентах | - | 50 | 20 | 30 |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | 5б. Налогооблагаемая | | | | | прибыль исходя из | | | | | средней величины | | | | | удельного веса | - | 30 000 | 12 000 | 18 000 |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | 6. Ставка налога | | | | | на прибыль - всего | | | | | в процентах | 13 | 22 | 22 | 22 |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | а) в федеральный | | | | | бюджет | 13 | - | - | - |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | б) в бюджеты республик | | | | | в составе Российской | | | | | Федерации, бюджеты краев, | | | | | областей, городов | | | | | Москвы и Санкт-Петербурга, | | | | | автономных образований | - | 15 | 17 | 16 |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | в) в бюджеты районов, | | | | | городов, районов в | | | | | городах, поселков, | | | | | сельских населенных пунктов | - | 7 | 5 | 6 |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | 7. Сумма налога на | | | | | прибыль - всего** | 7 800 | 6 600 | 2 640 | 3 960 |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | а) в федеральный | | | | | бюджет (стр.5 х | | | | | стр. 6 "а"):100 | 7 800 | - | - | - |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | б) в бюджеты республик | | | | | в составе | | | | | Российской Федерации, | | | | | бюджеты краев, областей, | | | | | городов Москвы | | | | | и Санкт-Петербурга, | | | | | автономных образований | | | | | (стр.5 х стр. 6 "б"):100 | _ | 4 500 | 2 040 | 2 880 |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ | | | | | | в) в бюджеты районов, | | | | | городов, районов в | | | | | городах, поселков, | | | | | сельских населенных пунктов | | | | | (стр.5 х стр. 6 "в"):100 | - | 2 100 | 600 | 1 080 |_______________________________________________|________________________|__________________|___________________|___________________ * Показатель средней величины удельного веса, определенный условно, применяется к строке 5 (графа 2) и составляет по организации без структурных подразделений - 50 %, по структурному подразделению N 1 - 20%, по структурному подразделению N2 - 30%. ** Организация уплачивает по месту своего нахождения налог в федеральный бюджет в сумме 7 800 тыс. рублей и в бюджеты субъектов Российской Федерации - 6 600 тыс. рублей и перечисляет в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения своего подразделения N 1 - 2 640 тыс. рублей и структурного подразделения N 2 - 3 960 тыс. рублей. |