ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЕ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИЛА МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 19 февраля 1999 г. N ПОТ РО-32-ЦУО-640-99 (Д) УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации Ю.М.ГЕРАСИМОВ 19 февраля 1999 года N ЦУО-640 СОГЛАСНОВАНО письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 711-8 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. Настоящие Правила устанавливают основные требования по охране труда работников военизированной охраны Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - военизированная охрана) при несении службы по охране грузов и объектов на железнодорожных станциях, в пути следования поездов, при проведении оперативно-профилактической работы, тушении пожаров и охране искусственных сооружений. Требования настоящих Правил распространяются на начальствующий состав всех подразделений военизированной охраны. 1.2. При несении службы в соответствии с ГОСТ 12.0.003 и Руководством по определению зон воздействия опасных факторов аварий с сжиженными газами, горючими жидкостями и аварийно химически опасными веществами на объектах железнодорожного транспорта (нормативные документы приведены в Приложении 1 к настоящим Правилам) на работников военизированной охраны могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы: движущиеся подвижной состав и транспортные средства; повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенная запыленность и загазованность воздуха; опасные факторы пожара и взрыва (пламя, искры, повышение температуры окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода, ударная волна, обрушивающиеся конструкции и оборудование, образовавшиеся при взрыве или выделяющиеся из поврежденного оборудования опасные и вредные вещества); повышенный уровень ионизирующих излучений; повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны; физические перегрузки во время ликвидации пожаров и последствий аварийных ситуаций; нервно-психические перегрузки; эмоциональные перегрузки. В местах несения службы должны быть предусмотрены меры защиты работников от возможного воздействия опасных и вредных производственных факторов. Концентрации веществ, обладающих вредными свойствами, и уровни опасных и вредных производственных факторов в служебных помещениях, на территории подразделений и местах несения службы не должны превышать предельно допустимых значений, установленных государственными стандартами и санитарными нормами. 1.3. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации. 1.4. Средства охранно-пожарной сигнализации и средства пожаротушения в служебных помещениях военизированной охраны должны соответствовать требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения и Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара. Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается. 1.5. Руководители подразделений военизированной охраны в своей работе должны руководствоваться Наставлением по организации службы в стрелковых и стрелково-пожарных подразделениях военизированной охраны Министерства путей сообщения, Наставлением по организации службы в пожарных подразделениях военизированной охраны МПС России, Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации и Правилами по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. 1.6. Во всех подразделениях военизированной охраны для основных профессий работников и на отдельные виды работ с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда в соответствии с настоящими Правилами, типовыми инструкциями по охране труда и Положением о порядке разработки и утверждения нормативных актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте. 1.7. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением требований настоящих Правил в подразделениях военизированной охраны должен осуществляться согласно Положению о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ В СТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ 2.1. Требования безопасности при приеме грузов под охрану и сопровождении их в пути следования 2.1.1. Смена часовых в парках станций должна производиться в безопасных местах в стороне от железнодорожных путей или при необходимости на междупутье, где нет движения подвижного состава. Перевозка личного состава на транспортных средствах должна проводиться в соответствии с Правилами дорожного движения и требованием пункта 2.5 настоящих Правил. 2.1.2. Начальник караула обязан подводить к месту смены часового только одного караульного, а остальных оставлять в безопасном месте. При приеме-сдаче поста начальник караула должен лично вести наблюдение за подходом поездов. 2.1.3. При смене часовых по сменной постовой марке за подходом поездов с обеих сторон должен наблюдать часовой и прибывший на смену караульный. При приближении поезда часовой или другое лицо служебного наряда обязаны зайти в постовую будку, а в парке станции - отойти в безопасное место (прием-сдача поста при этом прекращается). 2.1.4. Осмотр вагонов по прибытии поезда должен производиться после его остановки. 2.1.5. Для осмотра груза, расположенного на платформе, часовые или лица служебного наряда должны подниматься на нее только с боковой стороны. Прежде чем подняться на платформу, они должны убедиться в надежности крепления бортов. 2.1.6. При осмотре груза на платформе следует держаться за крепление груза. Передвигаться по борту платформы запрещается. 2.1.7. При осмотре крыш вагонов и контейнеров, а также легковых автомобилей, погруженных на второй ярус платформы, на электрифицированных линиях запрещается приближаться к контактной сети ближе 2 м. 2.1.8. Автотракторную технику на платформах и в полувагонах следует осматривать только после ограждения состава с двух сторон. Осмотр и прием под охрану автотракторной техники уплотненной погрузки следует производить с пола платформы или полувагона, не влезая на кабины или кузова машин. 2.1.9. Не разрешается принимать под охрану вагоны с грузом на путях, где ведется маневровая работа или роспуск вагонов с горки. 2.1.10. Во время осмотра груза на станции переходить с платформы на платформу разрешается только при закрепленных открытых или закрытых бортах. 2.1.11. Для проезда наряда военизированной охраны, сопровождающего и охраняющего в составе поезда грузы, в установленном порядке могут использоваться переходная площадка вагона или специально выделенный вагон. Указанный вагон должен быть очищен от мусора и остатков перевозимого груза. Двери вагона должны быть открыты и закреплены с обеих сторон с целью исключения их самопроизвольного перемещения при торможении и начале движения поезда. Дверные проемы вагона должны перегораживаться съемными ремнями безопасности для обеспечения безопасности стрелка при наблюдении за сохранностью груза в пути следования. Вагоны после перевозки в них ядохимикатов, минеральных удобрений, цемента, пестицидов и других опасных веществ и материалов использовать для проезда нарядов военизированной охраны не допускается. При отсутствии в составе поезда вагонов с переходными площадками и при температуре наружного воздуха ниже -10 ёC для проезда наряда военизированной охраны используется нерабочая кабина локомотива поезда. В этом случае часовые или лица служебного наряда должны быть предварительно проинструктированы машинистом локомотива о порядке проезда на локомотиве. При сопровождении груза в пути следования наряду военизированной охраны запрещается: стоять ближе 1 м от борта платформы, держаться за борт и сидеть на борту платформы; садиться на переходную площадку и сходить с нее до полной остановки поезда; переходить с платформы на платформу или с вагона на вагон по крышам; сидеть на ступеньке переходной площадки. 2.2. Требования безопасности при охране искусственных сооружений 2.2.1. Смена часовых на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях должна производиться на постовых площадках. 2.2.2. При охране мостов для пользования плавучими средствами у берега на территории команды должен быть оборудован причал для стоянки катеров и лодок, которые должны находиться на привязи и под замком. 2.2.3. К управлению плавучими средствами (катером или моторной лодкой) допускаются лица, имеющие на это соответствующее удостоверение. Плавучие средства должны быть исправными и оборудованы спасательными кругами и поясами. На каждом выделенном в наряд катере (лодке) должен быть назначен старший. Посадка и высадка личного состава с плавучих средств должны производиться с причала под наблюдением старшего по наряду. Нагрузку на катер (лодку) необходимо распределять равномерно, не превышая нормы, установленной инструкцией по технической эксплуатации. Осмотр плавучих средств, задержанных за различные нарушения в пределах запретной зоны, должен производиться в специально оборудованных местах. 2.3. Требования безопасности при работе со служебными собаками 2.3.1. В целях предупреждения нападения служебных собак на личный состав нарядов военизированной охраны начальники отделений (караулов) обязаны информировать работников, заступающих на службу, о наличии на охраняемых объектах и в поездах служебных собак, находящихся на привязи или в свободном окарауливании. 2.3.2. При движении вожатого (проводника) служебной собаки по путям железнодорожной станции собака должна находиться от него с левой стороны, в наморднике и на коротком поводке. При осмотре грузов служебную собаку необходимо оставлять в безопасном месте, на короткой привязи, под наблюдением. 2.3.3. При ветеринарном осмотре собак и уходе за ними собаки должны выводиться на поводке, а злобные, кроме того, в намордниках. 2.3.4. При работе с собаками специалисты должны соблюдать правила личной гигиены: не позволять собаке лизать лицо, не употреблять личную посуду для ее кормления, дезинфицировать и содержать в чистоте свою одежду, мыть перед едой руки и не курить во время работы с собакой. 2.3.5. В случае укуса человека проводник (вожатый) служебной собаки обязан сообщить пострадавшему сведения о ней (кличку, данные о прививках против бешенства и место нахождения команды военизированной охраны, в которой можно получить копию документа о сделанных собаке прививках). Работника военизированной охраны, пострадавшего от укуса служебной собаки, следует направить в медицинское учреждение. Содержание служебных собак в подразделениях военизированной охраны должно осуществляться в соответствии с Руководством по содержанию и применению служебных собак в подразделениях военизированной охраны МПС. 2.4. Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 2.4.1. Оружие должно выдаваться лицам служебных нарядов, которые сдали зачет в знании правил обращения, хранения и его применения в соответствии с Табелем вооружения военизированной охраны МПС России. 2.4.2. Оружие должно выдаваться личному составу непосредственно перед выходом на пост или другие виды наряда. Начальник команды должен контролировать правильность выдачи оружия. Ношение оружия разрешается работникам военизированной охраны только при исполнении ими служебных обязанностей и наличии при себе разрешения на право хранения и ношения огнестрельного оружия. При прекращении исполнения служебных обязанностей оружие должно быть немедленно разряжено и сдано начальнику караула для хранения в оружейную комнату. Начальник караула, после проверки исправности оружия и боеприпасов, должен сделать отметку в книге приема и выдачи оружия и боеприпасов. 2.4.3. Получая оружие, лицо служебного наряда военизированной охраны (далее - лицо служебного наряда) обязано убедиться в отсутствии в магазинной коробке (магазине, барабане) или в патроннике патрона, а также проверить его исправность. 2.4.4. Оружие должно заряжаться и разряжаться в установленных местах. Места, где заряжают и разряжают оружие, должны быть оборудованы пулеулавливателями. Караульные должны заряжать и разряжать оружие по команде и под наблюдением начальника караула или его помощника. После того как оружие заряжено или разряжено, оно должно быть поставлено на предохранитель. 2.4.5. Часовой, находясь на посту, должен иметь оружие заряженным в следующем положении: карабин - на ремне; у ноги; изготовки для стрельбы стоя; автомат - на груди; на ремне; изготовки для стрельбы стоя; револьвер (пистолет) - в кобуре на ремне. 2.4.6. Лицам служебного наряда запрещается: получать неисправное оружие; затыкать канал ствола какими-либо предметами; оставлять оружие в непредусмотренных для его хранения местах или передавать его другим лицам; без необходимости направлять оружие на людей, независимо от того, заряжено оно или нет; без надобности заряжать и разряжать оружие; хранить оружие при себе после смены с поста и прибытия в караульное помещение. 2.4.7. При проведении стрельб строго соблюдать правила и меры безопасности, изложенные в Курсе стрельб из стрелкового оружия. 2.4.8. При проведении занятий с оружием и боеприпасами руководитель занятий должен обеспечить соблюдение следующих мер безопасности: проверить перед началом и в конце занятий не заряжено ли оружие, нет ли в канале ствола посторонних предметов; убедиться, что среди учебных патронов нет боевых; осуществлять переноску мелкокалиберных винтовок к местам их хранения, в тир, на занятия только в чехлах, футлярах или специальных ящиках; переносить и хранить оружие с закрытым затвором и спущенным с боевого взвода курком. 2.4.9. При проведении учебных стрельб руководитель должен обеспечить соблюдение следующих мер безопасности: не допускать к стрельбе и обслуживанию стрельбы личный состав, не имеющий твердых практических навыков в обращении с оружием и не усвоивший меры безопасности; выставить оцепление сектора стрельбы (обстрела) до начала проведения учебных стрельб; давать команду на начало стрельб только после доклада начальника оцепления о том, что в секторе стрельбы (обстрела) отсутствуют люди; прекращать стрельбу в случаях появления в секторе обстрела (стрельбы) людей, животных или получении сигнала о прекращении стрельбы; не допускать направления оружия на людей, в сторону и тыл стрельбища, тира, независимо от того, заряжено оружие или нет; не допускать вынос заряженного оружия с огневого рубежа. 2.5. Требования безопасности при перемещении личного состава на транспортных средствах 2.5.1. Перевозка личного состава должна проводиться на автомобилях и мотоциклах, специально предназначенных для этой цели. Перевозка личного состава в зимний и переходные периоды года должна осуществляться в крытом подвижном составе, а при температуре ниже минус 10 ёC - в подвижном составе, имеющем обогрев салона, для пассажиров. 2.5.2. Группу людей в кузове грузового автомобиля можно перевозить только при соблюдении требований, установленных Правилами дорожного движения. 2.5.3. Посадка и высадка личного состава разрешаются только при полной остановке автомобиля (мотоцикла) и лишь со стороны тротуара или обочины (в кузов грузового автомобиля - со стороны заднего борта). 2.5.4. Запрещается перевозить личный состав на сиденье рядом с водителем, в кузове автомобиля и в коляске мотоцикла сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест на этот вид транспортного средства. 2.5.5. При следовании на автомобиле (мотоцикле) начальник подразделения (старший наряда) обязан поддерживать дисциплину среди личного состава военизированной охраны и следить, чтобы скорость движения автомобиля соответствовала требованиям Правил дорожного движения. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ В ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ 3.1. Требования безопасности при следовании к месту пожара и при его тушении 3.1.1. Одновременно с подачей сигнала "Тревога" включается освещение в караульном помещении и гараже. Сбор и выезд караула по тревоге должен производиться в установленном руководителем подразделения военизированной охраны порядке. Порядок посадки личного состава караула в пожарные автомобили (в гараже и вне его) устанавливается приказом руководителя подразделения военизированной охраны, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке вне здания гаража выход личного состава караула на площадку допускается только после выезда пожарных автомобилей из гаража. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями, выезжающими по тревоге, бросать на пути следования одежду, предметы обихода, останавливаться в проходах, дверных проемах и создавать другие помехи для передвижения личного состава. При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальную звуковую и световую сигнализацию. 3.1.2. Во время движения пожарного автомобиля личному составу запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, высовываться из окон, курить и применять открытый огонь. В пути следования пожарного поезда запрещается нахождение личного состава в тамбурах, на подножках и переходах между вагонами, на площадках цистерн-водохранилищ. 3.1.3. В целях обеспечения мер безопасности при боевом развертывании начальствующим составом пожарных подразделений обеспечивается: выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря; установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств. От недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, пожарные автомобили устанавливаются на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов; установка единых сигналов об опасности и извещения о них всего личного состава пожарных подразделений, работающего на пожаре; вывод личного состава пожарных подразделений в безопасное место при явной угрозе взрыва, отравления, радиоактивного облучения, обрушения, вскипания; организация постов безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением подвижного состава и своевременным оповещением личного состава пожарных подразделений об их приближении, в случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями; освещение в ночное время места стоянки и проведения работ. 3.1.4. При проведении боевого развертывания запрещается: начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля (пожарного поезда); использовать для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и теплокоммуникаций открытый огонь; спускаться в колодцы водо-, газо- и техкоммуникаций без средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) и спасательной веревки; одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте; находиться под грузом при его подъеме или спуске на спасательных веревках (инструмент, пожарно-техническое вооружение); переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки - без чехлов; поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой; подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав). Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов. 3.1.5. При пожарах в груженых вагонах и контейнерах необходимо выяснить по документам характеристику и опасность грузов. Тушение следует производить с соблюдением требований, изложенных в соответствующих грузу аварийных карточках. 3.1.6. В помещения и вагоны, в которых предполагается наличие взрывоопасных паров, газов и легковоспламеняющихся веществ, запрещается входить с открытым огнем. При пожаре данных помещений и вагонов следует использовать меры защиты, изложенные в Типовом наставлении по газодымозащитной службе в пожарных подразделениях военизированной охраны МПС России. При проведении работ, связанных с образованием взрывоопасных смесей, следует использовать искробезопасный инструмент. 3.1.7. При тушении пожара на объектах и в подвижном составе с наличием взрывчатых веществ необходимо предусмотреть защиту личного состава от последствий взрыва, используя различного рода укрытия. 3.1.8. Перед сбрасыванием с верхних этажей и крыш домов конструкций и других предметов необходимо организовать охрану или ограждение мест сбрасывания и предупредить об этом работающих у здания (сооружения). Во время сбрасывания необходимо следить, чтобы предметы не попадали на электропровода, балконы, крыши зданий и пожарную технику. 3.1.9. Организация работ по вскрытию и разборке строительных конструкций должна проводиться под непосредственным руководством оперативных должностных лиц на пожаре, а также с указанием места складирования (сбрасывания) демонтируемых конструкций. До начала их проведения необходимо провести отключение (или ограждение от повреждения) имеющихся на участке электрических сетей (до 220 В), газовых коммуникаций, подготовить средства тушения возможного (скрытого) очага. Электрические сети и установки с напряжением выше 220 В отключают представители энергослужб (энергонадзора). При проведении работ по вскрытию и разборке строительных конструкций необходимо внимательно следить за их состоянием, не допуская нарушения их прочности и ослабления, принимая соответствующие (возможные) меры по предотвращению их обрушения. Запрещается сбрасывать с этажей и крыш конструкции (предметы) без предварительного предупреждения об этом работающих внизу у здания (сооружения). При сбрасывании конструкций (предметов) необходимо следить, чтобы они не падали на провода (воздушные линии), балконы, крыши соседних зданий, а также на людей, пожарную технику и т.п. В местах сбрасывания конструкций, предметов и материалов выставляется постовой, задача которого не пропускать никого до полного или временного прекращения работ. В ночное время место сбрасывания конструкций обязательно освещается. Разобранные конструкции, эвакуируемое оборудование, материалы и т.п. следует складывать острыми (колющими) сторонами вниз, не загромождать проходы к месту производства работ. Работы по вскрытию кровли или покрытия крыш зданий, сооружений проводятся группами по 2 - 3 человека. Работающие обязаны страховаться спасательными веревками или пожарными поясными карабинами. Не допускается скопление личного состава пожарных подразделений в одном месте кровли. При разборке строительных конструкций во избежание падения высоких вертикальных сооружений (труб, антенн и других устройств) нельзя допускать нарушения их крепления (опоры, растяжки, распорки). В случае необходимости, сваливание конструкций или частей здания должно производиться под непосредственным руководством оперативных должностных лиц только после удаления из опасной зоны всех людей и техники. Работу отрезным кругом на закрепленной конструкции, профиле, образце необходимо производить так, чтобы при резании не происходило заклинивание отрезного круга в пропиле в результате деформации или перекоса разрезаемого фрагмента. При вскрытии деревянных конструкций цепными пилами не допускать зажима в профиле верхней части цепи, вследствие которого инструмент отбрасывает на оператора. Отключение электропроводов путем резки допускается при фазном напряжении сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами нельзя обесточить сеть. Работа личного состава пожарных подразделений по отключению проводов, находящихся под напряжением, должна выполняться в присутствии представителя администрации предприятия, а при его отсутствии - под наблюдением оперативного должностного лица с использованием диэлектрического оборудования и средств индивидуальной защиты. При этом необходимо: определить участок сети, где резка электрических проводов наиболее безопасна и обеспечивает обесточивание на требуемой площади (здание, секция, этаж); обрезать питающие наружные провода у изоляторов со стороны потребления электроэнергии с расчетом, чтобы падающие (обвисающие) провода не оставались под напряжением. Резку проводов производить, начиная с нижнего ряда. Запрещается обрезать одновременно многожильные провода и кабели, а также одножильные провода и кабели, проложенные группами в изоляционных трубах (оболочках) и металлических рукавах. 3.1.10. Для работы со стволом на высоте должны выделяться не менее двух человек. 3.1.11. При горении нефти и нефтепродуктов в резервуарах необходимо вывести из опасной зоны личный состав пожарных подразделений и обслуживающий персонал, не занятый на тушении пожара, и пожарную технику. 3.1.12. При работе с пенообразователями личный состав должен быть обеспечен средствами защиты глаз и кожных покровов. 3.1.13. До начала вскрытия и разборки конструкций зданий необходимо обесточить все расположенные на участке электрические сети, отключить газовые сети и приборы. Обесточивать электропровода путем их резки можно при фазном напряжении в сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами обесточить сеть нельзя. Эта работа должна проводиться в установленной последовательности, в резиновых диэлектрических перчатках, галошах (ботах), под наблюдением начальника караула и только лицами, прошедшими ранее практическое обучение. 3.1.14. Тушение пожара на электрифицированных железных дорогах должно выполняться в соответствии с Правилами электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах и Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. 3.1.15. При пожаре на электрифицированных участках его ликвидация должна производиться только после получения руководителем тушения пожара письменного разрешения о снятии напряжения в контактной сети от электромонтера сетевого района с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения. В тех случаях, когда до прибытия электромонтера и получения разрешения о снятии напряжения требуется время, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается получение разрешения по имеющимся средствам связи. 3.1.16. До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов, крыши вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м. 3.1.17. При тушении пожаров на объектах, в зданиях и в вагонах, где находятся какое-либо оборудование или емкости под давлением, необходимо принять меры к предотвращению их нагрева до опасных пределов, при необходимости потребовать от администрации объекта снижения давления в оборудовании (емкостях) до безопасных пределов, организовать охрану помещений, вагонов, зданий и удалить из них лиц, не связанных с тушением пожара. 3.1.18. Во время тушения пожара при низких температурах должны приниматься меры к предупреждению переохлаждения и обморожения работников пожарных подразделений. Работа на высоте и спуск (подъем) по пожарным лестницам в обмерзшей боевой одежде должны производиться только при страховке личного состава пожарных подразделений спасательными веревками. 3.1.19. В зависимости от характера, площади и места пожара, задымленности (загазованности) помещений личный состав пожарных подразделений должен обеспечиваться средствами защиты органов дыхания, приборами освещения и связи, средствами спасания и самоспасания, инструментом для вскрытия конструкций. 3.1.20. В условиях открытых пожаров на участках сильного теплового излучения ствольщики должны обеспечиваться теплоотражающими костюмами и при необходимости выполнять работы под защитой водяной струи. 3.1.21. При тушении пожаров в пассажирском и грузовом подвижном составе необходимо выполнять требования безопасности, изложенные в Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе и Рекомендациях по тушению пожаров на железнодорожном транспорте, а также в аварийных карточках на данный вид груза. 3.2. Требования безопасности при эксплуатации пожарной техники и пожарно-технического вооружения 3.2.1. Пожарная техника должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.037 и ГОСТ 12.4.009. 3.2.2. Пожарные поезда должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации. 3.2.3. Пожарная техника, пожарно-техническое вооружение и другое оборудование, пожарный инструмент и инвентарь, а также спортивные снаряды должны содержаться в исправном состоянии и испытываться в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных актов. Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Страховочные канаты, спасательные веревки должны испытываться на прочность один раз в шесть месяцев. Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины, рукавные задержки должны испытываться на прочность один раз в год. Порядок испытания пожарно-технического вооружения приведен в Приложении 2 к настоящим Правилам. Результаты испытаний должны заноситься в журнал регистрации результатов испытаний пожарно-технического вооружения. Форма журнала приведена в Приложении 3 к настоящим Правилам. 3.2.4. Ручные пожарные лестницы, предохранительные пояса, страховочные канаты, спасательные веревки и другие пожарно-технические устройства и приспособления должны осматриваться перед каждым применением. Пожарная техника, пожарные защитные костюмы и индивидуальное снаряжение, состоящее на вооружении пожарных подразделений, должны обеспечивать безопасность личного состава при несении службы, тушении пожаров и проведении занятий. Эксплуатация их в неисправном состоянии запрещается. 3.2.5. Механизированный инструмент, оборудование для вскрытия и разборки конструкций должен проходит техническое обслуживание и проверку при смене караулов, после каждого применения и ремонта. При работе с механизированным инструментом и другим оборудованием должны соблюдаться меры безопасности, указанные в инструкциях по их эксплуатации. 3.2.6. Движение пожарного автомобиля разрешается по команде начальника караула только после посадки личного состава и при закрытых дверях кабины, кузова. 3.2.7. Выезд (заезд) из вагона-гаража пожарного автомобиля должен осуществляться только под непосредственным руководством начальника пожарного поезда, его заместителя или начальника караула. 3.2.8. Должностные лица, ответственные за использование транспортных средств, не должны допускать их эксплуатацию в технически неисправном состоянии. 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕРРИТОРИИ И СЛУЖЕБНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ 4.1. Территория подразделения военизированной охраны должна постоянно содержаться в чистоте. 4.2. Территория подразделений должна быть ограждена. Ямы, канавы и другие углубления, устраиваемые на территории подразделений для технических целей, должны быть накрыты настилами или иметь ограждения на высоту не менее 1 м с отступлением от края не менее чем на 0,75 м. 4.3. Освещенность территории подразделений и служебных помещений должны соответствовать Нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. 4.4. Ступени, перила и поручни лестничных маршей помещений должны содержаться в исправном состоянии. 4.5. Крыши служебных, санитарно-бытовых помещений и сооружений должны систематически очищаться от снега и льда. На территории расположения служебных и санитарно-бытовых помещений подразделений военизированной охраны должны устанавливаться емкости для сбора и хранения использованных обтирочных и смазочных материалов, отходов продуктов питания и т.д. 4.6. Полы в караульных помещениях пожарных, стрелково-пожарных, стрелковых команд и команд по охране искусственных сооружений и других объектов должны выполняться на одном уровне (одной отметке). В дверных проемах пороги делать не допускается. 4.7. Помещение гаража пожарного депо оборудуется вентиляцией и газоотводами для удаления отработанных газов при работе двигателей пожарных автомобилей. 4.8. Страхующие устройства учебных башен перед использованием подвергать проверке. Замок должен прочно удерживать веревку и после снятия нагрузки на нем не должно быть повреждений и заметной остаточной деформации. Учебная башня должна обеспечиваться страхующими устройствами из расчета - одно устройство на один ряд окон по вертикали, которое ежегодно должно испытываться в установленном порядке. Запрещается использовать учебные башни для хранения оборудования и различных предметов, кроме пожарных рукавов, подвешенных для сушки. 4.9. В подразделениях военизированной охраны устанавливаются безопасные маршруты следования служебных нарядов по обочинам путей или междупутью с менее интенсивным движением поездов и маневровой работой. Схемы маршрутов вывешивают в караульных помещениях. 4.10. Посты часовых устанавливаются в местах, обеспечивающих хорошее наблюдение за охраняемыми объектами и безопасное несение службы. 4.11. На постах по охране искусственных сооружений и других объектов в соответствии с проектами оборудуются постовые будки (грибки), смотровые вышки, площадки с твердым покрытием, лестницы, настилы и другие необходимые обустройства. В зимнее время площадки, лестницы, настилы и подходы к ним должны регулярно очищаться от снега, льда и посыпаться песком. 4.12. На территории расположения служебных и бытовых помещений военизированной охраны должны быть емкости для сбора и хранения использованных обтирочных, смазочных материалов и других отходов. 5. РЕЖИМЫ ТРУДА И ОТДЫХА 5.1. Руководство отряда, команды (пожарного поезда) военизированной охраны должно обеспечивать подчиненным работникам режимы труда и отдыха в соответствии с Приказом МПС СССР от 18.09.90 N 8ЦЗ и Положением о прохождении службы в военизированной охране МПС России. 5.2. Руководство отряда военизированной охраны должно предоставлять подчиненным работникам военизированной охраны ежегодные и дополнительные отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.3. В соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации продолжительность рабочего времени работников военизированной охраны устанавливается не более 40 часов в неделю. 5.4. Для начальствующего и рядового состава военизированной охраны, занятого на непрерывной сменной службе, устанавливается суммированный учет рабочего времени - месяц или квартал. Длительность учетного периода определяется начальником службы военизированной охраны железной дороги и не меняется в течение учетного периода. 5.5. Средний, старший и высший начальствующий состав военизированной охраны, кроме лиц, занятых на непрерывной сменной службе, относится к категории работников с ненормированным рабочим днем. 5.6. Для работников с нормированным и ненормированным рабочим днем продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и нормами трудового законодательства Российской Федерации. 5.7. Продолжительность несения службы на постах и других видах нарядов устанавливается в соответствии с Положением о прохождении службы в военизированной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации. Время пребывания на наружном стационарном посту при температуре воздуха -20 ёC и ниже, +30 ёC (в тени) и выше, а также при сильном ветре сокращается до 4 ч. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОТБОРУ И ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ 6.1. К работе в военизированной охране допускаются граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на военизированную охрану. Работники военизированной охраны должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" и порядке, установленном МПС России. Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в отряде военизированной охраны в личных делах работников. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны быть подвергнуты внеочередному медицинскому осмотру. 6.2. Работники военизированной охраны допускаются к несению службы по охране объектов, грузов и обеспечению пожарной безопасности после изучения программы начальной подготовки и проверки знаний по основным предметам для стрелковых и пожарных подразделений, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, настоящих Правил, а также прохождения стажировки в качестве дублеров часовых или номеров боевых расчетов на пожарных автомобилях (пожарных поездах). 6.3. Обучение, проверка знаний, стажировка и все виды инструктажа (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте и Руководством по организации профессиональной подготовки работников военизированной охраны МПС России. Сведения о прохождении обучения, проверке знаний, стажировке и проведении инструктажей должны регистрироваться с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующих журналах. 6.4. Работники, связанные с обслуживанием электростанций и электрооборудования в пожарных поездах, должны проходить в соответствующем объеме обучение по Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. 6.5. Работники военизированной охраны, в зависимости от должности, профессии и характера работ, должны иметь группу по электробезопасности в соответствии с перечнем профессий и должностей, приведенным в Приложении 4 к настоящим Правилам. 6.6. К работе на транспортных средствах (автомобили, мотоциклы, катера) допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления этими средствами. 6.7. К управлению пожарными автомобилями и работе со специальными агрегатами допускаются: водители с трехлетним непрерывным стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортных средств, прошедшие специальную подготовку по программам, согласованным Государственной противопожарной службой МВД России, и получившие свидетельство (удостоверение) на право управления автомобилем, выданное квалификационной комиссией отряда (службы) военизированной охраны железной дороги; к работе с пожарными мотопомпами - лица, имеющие удостоверение на право управления автотранспортным средством, прошедшие обучение по программе подготовки к работе на пожарных мотопомпах и других агрегатах и получившие свидетельство (удостоверение), выданное квалификационной комиссией отряда (службы) военизированной охраны железной дороги; к работе с транспортной системой комбинированного пожаротушения (ТСКП) - лица, прошедшие специальное обучение по программе подготовки к работе на данной системе и получившие в установленном порядке свидетельство (удостоверение) на право работы с сосудами высокого давления. 6.8. Лица, включаемые в состав звеньев газодымозащитной службы (ГДЗС) в пожарных командах (пожарных поездах) военизированной охраны, должны иметь допуск врачебной комиссии к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания. В каждой команде (пожарном поезде) военизированной охраны должны быть оборудованы кабинеты или уголки по охране труда, имеющие нормативные документы по охране труда, наглядные пособия по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, а также устройства для демонстрации видеофильмов и диафильмов. 7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 7.1. Работники военизированной охраны должны быть обеспечены соответствующей спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 03.01.96 N 1Ц "О форменной одежде для личного состава военизированной охраны МПС России" и Инструкцией о порядке обеспечения, хранения и учета форменной, спецпостовой одеждой и постельными принадлежностями и выдачи их личному составу военизированной охраны МПС России, а также нормами, определенными Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации. 7.2. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются. Боевая и защитная одежда должна обеспечивать безопасность и удобство работы пожарных в условиях высоких и низких температур, а также защиту от воздействия воды и водных растворов огнетушащих веществ. Руководители подразделений военизированной охраны обязаны обеспечивать химчистку, стирку и ремонт спецодежды в установленные сроки. 7.3. Перед сдачей в ремонт средства индивидуальной защиты и другие предохранительные приспособления должны подвергаться дезинфекции, чистке и стирке. Недопустимо применение керосина и других токсичных нефтепродуктов для чистки кожи и обработки средств индивидуальной защиты. 7.4. Личный состав пожарных команд (пожарных поездов) военизированной охраны должен обеспечиваться: фильтрующими противогазами (ГП-5), гопкалитовыми патронами - согласно штатной численности подразделения; изолирующими противогазами или аппаратами сжатого воздуха (АСВ-2, АИР-317, АИР-217) - для каждого члена звена газодымозащитной службы; регенеративными патронами - согласно штатной численности подразделения; пусковыми брикетами - 10 штук на подразделение; войсковым прибором химической разведки (ВПХР) - комплект, радиометром, рентгенометром (ДП-58), метеокомплектом (МК-3) - по одному на пожарное подразделение; очками защитными - 5 штук на пожарное подразделение; перчатками резиновыми - 5 штук на пожарное подразделение. 7.5. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) должны испытываться в сроки и по методике, установленными Типовым наставлением по газодымозащитной службе в пожарных подразделениях военизированной охраны МПС России. 8. ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-БЫТОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ 8.1. Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий работников военизированной охраны в подразделениях должны быть оборудованы санитарно-бытовые и вспомогательные помещения в соответствии со СНиП 2.09.04, Пособием по проектированию административных и бытовых зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта и проектно-сметной документацией на строительство служебных помещений подразделений военизированной охраны. Санитарно-бытовые помещения должны содержать гардеробные, умывальные комнаты, санузлы и помещения для сушки спецодежды и форменной одежды, комнаты для кратковременного отдыха, обогрева и приема пищи. Температура воздуха в указанных помещениях должна быть не ниже +18 град.C. В умывальных комнатах постоянно должно быть мыло для мытья рук. 8.2. Отделка служебных санитарно-бытовых помещений должна производиться вязкостойким материалом, позволяющим легко очищать поверхности от загрязнения. 8.3. Для приема пищи должны быть оборудованы специальные помещения. Хранение и принятие пищи на рабочих местах не допускается. 8.4. В служебных помещениях пожарной команды (пожарного поезда) военизированной охраны должно быть оборудовано питьевое водоснабжение. В специально отведенных местах должны быть установлены бачки фонтанного типа, защищенные от попадания пыли и других вредных веществ. В бачках должна находиться ежедневно сменяемая кипяченая вода с температурой при раздаче не выше +20 ёC и не ниже +6 ёC. Допускается употребление некипяченой водопроводной воды с разрешения центра санитарно-эпидемиологического надзора. 8.5. В подразделениях военизированной охраны в специально отведенных местах должны находиться укомплектованные медикаментами и перевязочными материалами (согласно перечню, утвержденному Департаментом здравоохранения МПС России) аптечки и инструкции по оказанию первой доврачебной помощи. Все работники военизированной охраны должны знать места расположения аптечек и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. Ответственность за хранение и содержание аптечки должна возлагаться на начальника отделения дежурного караула, прошедшего соответствующую подготовку. 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ 9.1. Ответственными лицами за состояние охраны труда, организацию безопасного несения службы, за пожарную безопасность, а также за соблюдение настоящих Правил в соответствии со своими обязанностями являются: начальник службы военизированной охраны железной дороги и его заместители; начальник отряда военизированной охраны железной дороги и его заместители; начальник команды (пожарного поезда) военизированной охраны железной дороги; начальник отделения (караула) команды (пожарного поезда) военизированной охраны железной дороги. 9.2. Начальник службы военизированной охраны железной дороги, его заместители несут ответственность за: соблюдение законодательства Российской Федерации по охране труда; выполнение требований настоящих Правил; выполнение Нормативов участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта; выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, отвечающих требованиям нормативных актов по охране труда; исправное состояние помещений, пожарной техники, пожарно-технического вооружения, оборудования, механизмов, инструмента, предохранительных приспособлений и санитарно-технических устройств; положение дел с производственным травматизмом, разработку мероприятий и подготовку рекомендаций подразделениям военизированной охраны по его профилактике; проведение служебного расследования групповых несчастных случаев, а также случаев со смертельным исходом и тяжелыми телесными травмами. 9.3. Начальник отряда военизированной охраны и его заместители несут ответственность за: соблюдение законодательства Российской Федерации по охране труда; выполнение требований настоящих Правил; выполнение Нормативов участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта; осуществление контроля за разработкой и выполнением мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и санитарно-гигиенических условий труда; своевременное медицинское обследование подчиненных работников; состояние сооружений и обустройств; соблюдение режима труда и отдыха подчиненных работников; проверку знаний и выполнение работниками правил охраны труда; наличие и ведение служебной документации по вопросам охраны труда; организацию ежемесячного проведения дня охраны труда в подразделениях отряда; расследование в установленном порядке несчастных случаев с работниками отряда военизированной охраны; незамедлительное принятие мер к устранению причин, вызвавших несчастный случай; обеспечение подразделений отряда исправной спецодеждой и форменным обмундированием (согласно установленным нормам), организацию чистки, ремонта и дезинфекции спецодежды. 9.4. Начальник команды (пожарного поезда) военизированной охраны несет ответственность за: выполнение Нормативов участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта; разработку планов мероприятий по охране труда; проведение первичных, повторных, внеплановых и целевых инструктажей на рабочем месте, организацию стажировки вновь принятых в подразделение военизированной охраны работников; проведение занятий, бесед, организацию лекций по вопросам трудового законодательства, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии с работниками подразделения военизированной охраны; исправность спецодежды и форменного обмундирования, обеспечение безопасного состояния помещений и других обустройств, оборудования и инвентаря, рабочих мест; соблюдение работниками подразделения военизированной охраны законодательства Российской Федерации о труде, норм, правил, инструкций, приказов и указаний по охране труда; организацию оформления кабинета (уголка) по охране труда, наличие инструкций, знаков, надписей и плакатов по охране труда; расследование несчастных случаев, разработку мер по их предупреждению. 9.5. Начальник отделения (караула) несет ответственность за: проведение инструктажа личного состава на рабочем месте; соблюдение личным составом отделения (караула) требований инструкций по охраны труда; исправность спецодежды, форменного обмундирования, технических средств, оборудования, инвентаря. 9.6. Лица начальствующего состава, допустившие нарушение нормативных актов по охране труда и пожарной безопасности, с учетом последствий, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правила по охране труда для работников военизированной охраны Министерства путей сообщения, утвержденные МПС СССР 16.04.91 N ЦУО-4850, на территории Российской Федерации не применяются. Приложение 1 к Правилам по охране труда от 19 февраля 1999 года N ЦУО-640 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1. ГОСТ 12.0.003-74. ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. 2. ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. 3. ГОСТ 12.1.010-76. ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования. 4. ГОСТ 12.2.037-78. ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности. Изм. 1989 г. 5. ГОСТ 12.4.009-83. ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание. 6. СНиП 2.09.04-87. Госстрой 30.12.87 N 313. Административные и бытовые здания. 7. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. МВД России, 16.10.93, ППБ-01-93. 8. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. МПС России, 11.11.92, N ЦУО-112. 9. Правила эксплуатации электроустановок потребителей (5-е издание). Главгосэнергонадзор России, 31.03.92. 10. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Главгосэнергонадзор СССР, 21.12.84. 11. Правила содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации. МПС России, 20.12.93, N ЦУО-219. 12. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. МПС России, 26.04.93, N ЦРБ/162. 13. Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах. МПС России, 22.09.95, N ЦЭ-346. 14. Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. МВД России, 25.05.96, N ПОТ РО-78-001-96. 15. Правила дорожного движения. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N 1090. 16. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. МПС СССР, 25.04.91, РД 3215-91. 17. Нормы оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения. МПС СССР, 22.06.88, N ЦУО/4607. 18. Положение о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте. МПС России, 23.03.98, N ЦСР-543. 19. Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте. МПС, 04.05.95, N ЦСР-325. 20. Положение о порядке разработки и утверждения нормативных актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте. МПС России, 22.12.98, N ЦСР-619. 21. Нормативы участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта. Указание МПС России от 01.04.98 N О-382у. 22. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. МПС России, 26.04.93, N ЦРБ/176. 23. Инструкция о порядке обеспечения, хранения и учета форменной, спецпостовой одеждой и постельными принадлежностями и выдачи их личному составу военизированной охраны МПС России. 30.12.96, N ЦУО-412. 24. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. МПС, 27.04.93, N ЦТ-ЦУО/175. 25. Рекомендации по тушению пожаров на железнодорожном транспорте. МПС России, 22.12.95, N ЦУОП-1/65. 26. Пособие по проектированию административных и бытовых зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта. МПС СССР, 30.04.91. 27. Типовое наставление по газодымозащитной службе в пожарных подразделениях военизированной охраны МПС России. МПС России, 01.09.97, N ЦУОП-1/52. 28. Наставление по организации службы в стрелковых и стрелково-пожарных подразделениях военизированной охраны Министерства путей сообщения. МПС России, 25.03.92, N ЦУОШ-1/40. 29. Руководство по определению зон воздействия опасных факторов аварий с сжиженными газами, горючими жидкостями и аварийно химически опасными веществами на объектах железнодорожного транспорта. МПС России, 20.11.97. 30. Руководство по содержанию и применению служебных собак в подразделениях военизированной охраны МПС. 15.07.83, N ЦУО-4143. 31. О введении в действие Особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров. Приказ МПС СССР от 18.09.90 N 8ЦЗ. 32. О форменной одежде для личного состава военизированной охраны МПС России. Приказ МПС России от 03.01.96 N 1Ц. 33. Табель вооружения военизированной охраны МПС России. 34. Курс стрельб из стрелкового оружия. 35. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара. N НПБ 110-96, М., 1997 г. 36. Наставление по организации службы в пожарных подразделениях военизированной охраны МПС. МПС России, 18.05.95, N ЦУО-324. 37. Руководство по организации профессиональной подготовки работников военизированной охраны МПС России. МПС России, 23.07.96, N ЦУОШ 1/27. 38. О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии. Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90. 39. Положение о прохождении службы в военизированной охране МПС России. МПС России, 15.12.93, N ЦУО-214. 40. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. МПС России, 25.11.96, N ЦМ-407. Приложение 2 к Правилам по охране труда от 19 февраля 1999 года N ЦУО-640 ПОРЯДОК И СРОКИ ИСПЫТАНИЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ Ручные пожарные лестницы Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается. При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75 градусов к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдерживать натяжение в 200 кг без деформации. После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания. Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по пожарно-прикладному спорту (ППС) оговариваются Правилами проведения соревнований по ППС. При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка. При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75 градусов к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться. Примечание: Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр. Спасательные веревки (страховочные канаты) Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг/5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок. Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины. Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см. Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с техническими условиями (ТУ) или паспортами на каждый вид спасательного устройства. Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку. К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин. (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин.). После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала. Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов могут производиться на стенде с помощью динамометра. Рукавные задержки Испытания рукавных задержек на прочность производиться один раз в год. Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг/5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений. Примечание: Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных - на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО). Приложение 3 к Правилам по охране труда от 19 февраля 1999 года N ЦУО-640 ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ -------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование|Инвентарный| Величина |Результат| Подпись лица, | |п/п| предмета | номер | испытательной|испытаний| проводившего | | | вооружения | | нагрузки | | испытания, расшифровка| | | | | | | подписи | |---|-------------|-----------|--------------|---------|-----------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|-------------|-----------|--------------|---------|-----------------------| |---|-------------|-----------|--------------|---------|-----------------------| -------------------------------------------------------------------------------- Приложение 4 к Правилам по охране труда от 19 февраля 1999 года N ЦУО-640 ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ СТАЖИРОВКЕ И ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА --------------------------------------------------------------------------------------- | Должность работника | Минимальная | Периодичность| Группа по | | военизированной охраны | продолжительность| проверки по | электробезопасности| | | стажировки | охране труда,| | | | в караулах, | годы | | | | сменах | | | |-------------------------------------------------------------------------------------| | I. Стрелковые, стрелково-пожарные команды, команды по охране | | искусственных сооружений, пожарные поезда (команды) | |-------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Начальник команды (поезда)| - | 3 | II | | и его заместители | | | | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 2. Инструктор (старший) по | - | 3 | II | | противопожарной профилактике | | | | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 3. Начальник оперативного | - | 2 | I | | отделения | | | | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 4. Начальник отделения | 4 | 2 | I | | (караула) | | | | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 5. Машинист насосных | 4 | 2 | I | | установок пожарного поезда | | | | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 6. Стрелок | 4 | 2 | I | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 7. Оператор команды | 4 | 2 | I | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 8. Проводник служебных собак | 4 | 2 | I | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 9. Вожатый служебных собак | 4 | 2 | - | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 10. Пожарный | 4 | 2 | I | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 11. Водитель автомобиля, | 5 | 2 | I | | специального автомобиля | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------| | II. Отряд военизированной охраны | |-------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Начальник службы и его | - | ПНД | II | | заместители | | | | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 2. Инструкторский и | - | 3 | II | | инженерно-технический | | | | | состав отряда | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------| | III. Служба военизированной охраны | |-------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Начальник службы и его | - | ПНД | II | | заместители | | | | |------------------------------|------------------|--------------|--------------------| | 2. Инструкторский и | - | 3 | II | | инженерно-технический | | | | | состав отряда | | | | --------------------------------------------------------------------------------------- Примечание: Проверке знаний по охране труда не подлежат работники, занимающиеся вопросами планирования, финансирования и материально-технического обеспечения. |