ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 17 апреля 2007 г. N ШС-6-14/320@ (Д) Федеральная налоговая служба в связи с принятием Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации информационного письма от 13.03.2007 N 117, касающегося практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации о государственной пошлине, разъясняет следующее. В информационном письме указано, что налоговые органы при обжаловании судебных решений по делам, рассмотренным в пользу налогоплательщиков, должны уплачивать государственную пошлину, если налоговый орган в данном деле выступает ответчиком. Кроме того, налоговые органы должны возмещать налогоплательщику расходы по уплате государственной пошлины в случае принятия судом решения в его пользу. 1. Согласно Федеральному конституционному закону от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации") арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Одним из полномочий Высшего Арбитражного суда Российской Федерации согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 10 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" являются разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Согласно статье 12 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Полномочием Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" является рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Важно, что согласно пункту 2 статьи 13 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" по вопросам своего ведения, куда входят и разъяснения по вопросам судебной практики, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации. Круг полномочий Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации очерчен в статье 16 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации": рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации. Поскольку именно Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полномочен принимать обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации постановления, постольку рекомендации обзора судебной практики (информационное письмо) Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не являются обязательными (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N ГКПИ00-1448). 2. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Из текста подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что государственные органы освобождаются от государственной пошлины при соблюдении 2-х условий: 1. обращение в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом; 2. обращение в защиту государственных и (или) общественных интересов. Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. При этом законодательство, регулирующее деятельность налоговых органов, предусматривает 2 случая участия налоговых органов в рассматриваемых судами налоговых спорах: во-первых, в качестве истцов/заявителей в случае предъявления налоговыми органами исков/заявлений в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"; во-вторых, в качестве ответчиков в случае обжалования налогоплательщиками и иными лицами актов налоговых органов, действия и бездействия их должностных лиц в соответствии со статьей 138 НК РФ. При этом и в первом, и во втором случае именно на налоговые органы возложена обязанность доказывания законности и обоснованности их актов, действий либо бездействия, что осуществляется также в рамках возложенной на налоговые органы функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, то есть защиты государственных интересов. В соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Отсюда налоговый орган, выступая в арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика, осуществляет защиту государственных интересов, защиту интересов бюджета Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; жалобы - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами; представления - при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Таким образом, подача жалобы (апелляционной, кассационной) является одной из форм обращения в арбитражный суд как заявителями, так и ответчиками по делу. Совокупность изложенного показывает, что информационное письмо от 13.03.2007 N 117 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не является обязательным для арбитражных судов в Российской Федерации, а согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы, выступая в арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика, осуществляя защиту государственных интересов, защиту интересов бюджета Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины. Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Н.ШУЛЬГИН 17 апреля 2007 г. N ШС-6-14/320@ |