Без названия. Письмо. Федеральная налоговая служба. 17.04.07 ШС-6-14/320@


                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          17 апреля 2007 г.
                            N ШС-6-14/320@

                                 (Д)


     Федеральная  налоговая  служба  в  связи  с принятием Президиумом
Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации информационного письма
от  13.03.2007  N  117,  касающегося  практики  применения  главы 25.3
Налогового  кодекса  Российской  Федерации  о государственной пошлине,
разъясняет следующее.
     В   информационном  письме  указано,  что  налоговые  органы  при
обжаловании   судебных   решений  по  делам,  рассмотренным  в  пользу
налогоплательщиков,  должны  уплачивать  государственную пошлину, если
налоговый  орган  в  данном  деле  выступает  ответчиком.  Кроме того,
налоговые  органы должны возмещать налогоплательщику расходы по уплате
государственной пошлины в случае принятия судом решения в его пользу.
     1. Согласно Федеральному конституционному  закону  от  28.04.1995
N 1-ФКЗ  "Об  арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Закон
"Об арбитражных судах в  Российской  Федерации")  арбитражные  суды  в
Российской  Федерации являются федеральными судами и входят в судебную
систему Российской Федерации.
     Высший  Арбитражный  Суд  Российской  Федерации  является  высшим
судебным  органом  по  разрешению  экономических  споров  и  иных дел,
рассматриваемых  арбитражными  судами,  осуществляет в предусмотренных
федеральным  законом  процессуальных  формах  судебный  надзор  за  их
деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
     Одним   из   полномочий   Высшего  Арбитражного  суда  Российской
Федерации   согласно  подпункту  5  пункта  1  статьи  10  Закона  "Об
арбитражных  судах  в  Российской  Федерации"  являются разъяснения по
вопросам судебной практики.
     Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:
     Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
     Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
     судебных   коллегий   по   рассмотрению  споров,  возникающих  из
гражданских   и   иных   правоотношений   и  по  рассмотрению  споров,
возникающих из административных правоотношений.
     Согласно  статье  12  Закона  "Об  арбитражных судах в Российской
Федерации"  Пленум  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
решает  важнейшие  вопросы деятельности арбитражных судов в Российской
Федерации.
     Полномочием   Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда  Российской
Федерации  в соответствии со статьей 13 Закона "Об арбитражных судах в
Российской  Федерации"  является  рассмотрение  материалов  изучения и
обобщения  практики  применения  законов  и  иных нормативных правовых
актов  арбитражными  судами  и  дает  разъяснения по вопросам судебной
практики.
     Важно,  что  согласно  пункту  2 статьи 13 Закона "Об арбитражных
судах  в Российской Федерации" по вопросам своего ведения, куда входят
и   разъяснения   по   вопросам   судебной  практики,  Пленум  Высшего
Арбитражного   Суда   Российской  Федерации  принимает  постановления,
обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
     Круг  полномочий  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации   очерчен  в  статье  16  Закона  "Об  арбитражных  судах  в
Российской Федерации":
     рассматривает  в  порядке  надзора  дела по проверке вступивших в
законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
     рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах
рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.
     Поскольку  именно  Пленум  Высшего  Арбитражного  Суда Российской
Федерации  полномочен  принимать  обязательные для арбитражных судов в
Российской  Федерации  постановления,  постольку  рекомендации  обзора
судебной  практики  (информационное  письмо) Высшего Арбитражного Суда
Российской  Федерации  не  являются  обязательными (Решение Верховного
Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N ГКПИ00-1448).
     2. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса
Российской  Федерации  от  уплаты  государственной  пошлины  по делам,
рассматриваемым   в   арбитражных   судах,   освобождаются  прокуроры,
государственные  органы, органы местного самоуправления и иные органы,
обращающиеся  в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в
защиту государственных и (или) общественных интересов.
     Из  текста  подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса
Российской Федерации следует, что государственные органы освобождаются
от государственной пошлины при соблюдении 2-х условий:
     1.   обращение  в  арбитражный  суд  в  случаях,  предусмотренных
законом;
     2.  обращение  в  защиту  государственных  и  (или)  общественных
интересов.
     Пунктом  1  статьи  30  Налогового  кодекса  Российской Федерации
определено,  что  налоговые  органы составляют единую централизованную
систему  контроля  за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
за  правильностью  исчисления,  полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и сборов.
     При  этом  законодательство,  регулирующее деятельность налоговых
органов,   предусматривает   2  случая  участия  налоговых  органов  в
рассматриваемых судами налоговых спорах:
     во-первых,  в  качестве  истцов/заявителей  в случае предъявления
налоговыми  органами  исков/заявлений  в  соответствии  со  статьей 31
Налогового  кодекса  Российской Федерации и пунктом 11 статьи 7 Закона
Российской  Федерации  от  21.03.1991  N  943-1  "О  налоговых органах
Российской Федерации";
     во-вторых,   в   качестве   ответчиков   в   случае   обжалования
налогоплательщиками и иными лицами актов налоговых органов, действия и
бездействия их должностных лиц в соответствии со статьей 138 НК РФ.
     При  этом  и  в  первом,  и  во втором случае именно на налоговые
органы  возложена  обязанность доказывания законности и обоснованности
их актов, действий либо бездействия, что осуществляется также в рамках
возложенной  на  налоговые органы функции по осуществлению контроля за
соблюдением   законодательства   о  налогах  и  сборах,  правильностью
исчисления,  полнотой  и  своевременностью уплаты налогов и сборов, то
есть защиты государственных интересов.
     В  соответствии  со  статьей  138  Налогового  кодекса Российской
Федерации   акты   налоговых  органов,  действия  или  бездействие  их
должностных  лиц  могут  быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) или в суд. Судебное обжалование актов
(в  том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия
их  должностных  лиц организациями и индивидуальными предпринимателями
производится  путем  подачи  искового  заявления  в  арбитражный суд в
соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
     Отсюда  налоговый  орган,  выступая в арбитражном процессе либо в
качестве  заявителя,  либо  в  качестве ответчика, осуществляет защиту
государственных   интересов,   защиту   интересов  бюджета  Российской
Федерации.
     В  соответствии  с частью 4 статьи 4 Арбитражного процессуального
кодекса    Российской    Федерации   обращение   в   арбитражный   суд
осуществляется в форме:
     искового  заявления  -  по  экономическим  спорам  и  иным делам,
возникающим из гражданских правоотношений;
     заявления  -  по  делам,  возникающим  из административных и иных
публичных  правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве),
по  делам  особого  производства,  при обращении о пересмотре судебных
актов  в  порядке  надзора и в иных случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом;
     жалобы   -  при  обращении  в  арбитражный  суд  апелляционной  и
кассационной  инстанций,  а  также  в  иных  случаях,  предусмотренных
настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
     представления  -  при обращении Генерального прокурора Российской
Федерации  и  его  заместителей  о пересмотре судебных актов в порядке
надзора.
     Таким   образом,   подача  жалобы  (апелляционной,  кассационной)
является  одной  из  форм обращения в арбитражный суд как заявителями,
так и ответчиками по делу.
     Совокупность изложенного показывает, что информационное письмо от
13.03.2007  N  117  Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда Российской
Федерации  не является обязательным для арбитражных судов в Российской
Федерации,   а   согласно  положениям  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  налоговые  органы,  выступая  в арбитражном процессе либо в
качестве  заявителя,  либо  в  качестве  ответчика, осуществляя защиту
государственных   интересов,   защиту   интересов  бюджета  Российской
Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
                                                           С.Н.ШУЛЬГИН
17 апреля 2007 г.
N ШС-6-14/320@