ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПЛАТОЙ В ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД КОМПЕНСАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ КВОТИРУЕМОГО РАБОЧЕГО МЕСТА В РАЗМЕРЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ДЛЯ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА КАЖДОГО НЕТРУДОУСТРОЕННОГО ИНВАЛИДА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 21 декабря 2006 г. N 20-12/115154 (Д) В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли (за исключением поименованных в статье 270 НК РФ) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В статье 13 Закона РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ). На основании статьи 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Согласно частям 3 и 4 статьи 21 Закона N 181-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов РФ. Законом города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) установлены основы квотирования рабочих мест в г. Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. На основании пункта 3 статьи 2 Закона N 90 выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается: - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2 Закона, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней; - либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы. Вместе с тем согласно пункту 20 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ часть 4 статьи 21 Закона N 181-ФЗ, предусматривающая внесение работодателями обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005 года. Следовательно, для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с обязательной платой в целевой бюджетный фонд в связи с невозможностью исполнения условия квотирования, с 1 января 2005 года не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Таким образом, если организация в декларациях по налогу на прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2005-2006 годов при формировании налоговой базы учитывала расходы в сумме уплаченной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудоустроенного инвалида, то на основании статьи 54 НК РФ ей необходимо подать уточненные декларации за те периоды, в которых она учла указанные расходы. При этом обратите внимание на следующее. С 1 января 2006 года в целях сохранения в г. Москве образованной социальными партнерами системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 3 Закона N 90, стороны договорились, что до внесения изменений в действующее федеральное законодательство и законодательство г. Москвы по вопросу квотирования рабочих мест работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты. Об этом сказано в подпункте 1.45 пункта 1 Московского трехстороннего соглашения от 28.11.2005 на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей). Следует иметь в виду, что по вопросам обязанности организаций по внесению в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 90 в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудоустроенного инвалида нужно обращаться в Комитет общественных связей г. Москвы. И.о. заместителя руководителя Управления советник государственной гражданской службы 1-го класса О.М. Спицына 21 декабря 2006 г. N 20-12/115154 |