ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПЛАТОЙ В ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД КОМПЕНСАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ КВОТИРУЕМОГО РАБОЧЕГО МЕСТА В РАЗМЕРЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ДЛЯ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА КАЖДОГО НЕТР. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 21.12.06 20-12/115154

              ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
         НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПЛАТОЙ
          В ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД КОМПЕНСАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ
          КВОТИРУЕМОГО РАБОЧЕГО МЕСТА В РАЗМЕРЕ ПРОЖИТОЧНОГО
          МИНИМУМА ДЛЯ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗА КАЖДОГО
                     НЕТРУДОУСТРОЕННОГО ИНВАЛИДА?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          21 декабря 2006 г.
                            N 20-12/115154

                                 (Д)


     В   соответствии  со  статьей  252  НК  РФ  расходами  для  целей
налогообложения  прибыли (за исключением поименованных в статье 270 НК
РФ)  признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а
в  случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные
(понесенные)  налогоплательщиком, при условии, что они произведены для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     В статье 13 Закона РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения
в  Российской  Федерации"  установлено,  что  государство обеспечивает
дополнительные  гарантии  гражданам,  испытывающим  трудности в поиске
работы,  в  том  числе  путем  установления квоты для приема на работу
инвалидов.
     Квота   для   приема   на   работу  инвалидов  устанавливается  в
соответствии  с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
     На  основании статьи 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность
работников  которых  составляет  более  100 человек, законодательством
субъекта  РФ  устанавливается  квота  для приема на работу инвалидов в
процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не
более 4%).
     Согласно  частям  3  и  4  статьи 21 Закона N 181-ФЗ (в редакции,
действовавшей  до  1  января  2005 года) механизм установления квоты в
организациях  определяется  органами  государственной власти субъектов
Российской Федерации.
     В  случае невыполнения или невозможности выполнения установленной
квоты  для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в
бюджеты  субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного
инвалида  в  пределах  установленной квоты. Размеры и порядок внесения
работодателями  указанной  платы определяются органами государственной
власти субъектов РФ.
     Законом  города Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих
мест"  (далее  -  Закон  N 90) установлены основы квотирования рабочих
мест  в г. Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без  попечения  родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от
18  до  20  лет  из числа выпускников учреждений начального и среднего
профессионального образования, ищущих работу впервые.
     На  основании пункта 3 статьи 2 Закона N 90 выполнением квоты для
приема на работу инвалидов считается:
     - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к
труду,  и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2 Закона,
подтвержденное  заключением  трудового  договора,  действие которого в
текущем месяце составило не менее 15 дней;
     - либо  уплата  ежемесячно  в целевой бюджетный фонд квотирования
рабочих  мест  в  г.  Москве  компенсационной  стоимости  квотируемого
рабочего  места  в  размере  прожиточного минимума для трудоспособного
населения,  определенного  в  г.  Москве  на день ее уплаты в порядке,
установленном правовыми актами г. Москвы.
     Вместе  с тем согласно пункту 20 статьи 63 Федерального закона от
22.08.2004   N   122-ФЗ   часть   4   статьи   21   Закона  N  181-ФЗ,
предусматривающая  внесение работодателями обязательной платы в случае
невыполнения  или  невозможности  выполнения  установленной  квоты для
приема  на  работу инвалидов, признана утратившей силу с 1 января 2005
года.
     Следовательно,  для  целей  налогообложения  прибыли  организаций
расходы,  связанные  с  обязательной платой в целевой бюджетный фонд в
связи  с  невозможностью  исполнения  условия квотирования, с 1 января
2005  года  не учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
     Таким  образом,  если  организация  в  декларациях  по  налогу на
прибыль   за   отчетные   (налоговые)   периоды  2005-2006  годов  при
формировании  налоговой  базы  учитывала  расходы  в  сумме уплаченной
компенсационной  стоимости  квотируемого  рабочего  места  за  каждого
нетрудоустроенного  инвалида,  то  на  основании  статьи  54  НК РФ ей
необходимо  подать  уточненные декларации за те периоды, в которых она
учла указанные расходы.
     При этом обратите внимание на следующее.
     С  1 января 2006 года в целях сохранения в г. Москве образованной
социальными  партнерами  системы  создания дополнительных рабочих мест
для   инвалидов,   признанных   таковыми   федеральными   учреждениями
медико-социальной  экспертизы  в  порядке и на условиях, установленных
Правительством  РФ, и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 3
Закона  N  90,  стороны  договорились,  что  до  внесения  изменений в
действующее  федеральное законодательство и законодательство г. Москвы
по  вопросу  квотирования рабочих мест работодатель вправе добровольно
ежемесячно  вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест
г.  Москвы  компенсационную  стоимость  квотируемого  рабочего места в
размере   прожиточного   минимума   для   трудоспособного   населения,
определенного  в  г.  Москве  на  день  ее  уплаты.  Об этом сказано в
подпункте  1.45  пункта  1  Московского  трехстороннего  соглашения от
28.11.2005  на  2006  год  между  Правительством  Москвы,  московскими
объединениями  профсоюзов и московскими объединениями промышленников и
предпринимателей (работодателей).
     Следует  иметь в виду, что по вопросам обязанности организаций по
внесению  в  соответствии  с  частью  3 статьи 2 Закона N 90 в целевой
бюджетный  фонд  квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной
стоимости  квотируемого  рабочего  места за каждого нетрудоустроенного
инвалида нужно обращаться в Комитет общественных связей г. Москвы.

И.о. заместителя
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                          О.М. Спицына
21 декабря 2006 г.
N 20-12/115154