О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОВЕДЕНИИ СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 04.04.07 0100/3355-07-32

                         О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
             В ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОВЕДЕНИИ
               СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                           4 апреля 2007 г.
                          N 0100/3355-07-32

                                 (Д)


     В связи с внесенными изменениями в отдельные нормативные правовые
акты,  государственный  контроль  и надзор за соблюдением обязательных
требований  которых  возложен на Федеральную службу по надзору в сфере
защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека, Роспотребнадзор
сообщает нижеследующее.
     1.  Учитывая  принятие и введение в действие с 1 января 2007 года
Федерального  закона  от  26.07.2006  N 134-ФЗ "О внесении изменений в
главу  22  части  второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации и
некоторые   другие   законодательные   акты   Российской   Федерации",
предусматривающего  внесение  соответствующих изменений, в том числе в
Федеральный  закон  от  10.07.2001  N  87-ФЗ  "Об  ограничении курения
табака",  начиная  с  текущего года будут вводиться новые требования к
порядку   реализации   на  территории  Российской  Федерации  табачной
продукции.
     Основу этих новаций определяет новый порядок исчисления налоговой
ставки  для  отдельных  видов  подакцизных табачных изделий (сигарет с
фильтром   и  без  фильтра,  папирос)  с  использованием  максимальной
розничной цены (МРЦ).
     МРЦ   устанавливается   как  цена,  выше  которой  пачка  сигарет
(папирос)   не   может   быть  реализована  конечному  потребителю,  и
определяется  за  каждую  пачку  сигарет  (папирос) отдельно по каждой
марке (каждому наименованию табачных изделий) самим налогоплательщиком
по  правилам,  установленным  ст.  187.1 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее  -  НК  РФ),  посредством  подачи  соответствующего
уведомления.
     Максимальные  розничные  цены,  которые  заявлены  в уведомлении,
должны  действовать  не менее одного календарного месяца. По истечении
месяца  налогоплательщик вправе изменить цену, подав новое уведомление
(п. 5 ст. 187.1 НК РФ).
     Информация о максимальной розничной цене (а также о месяце и годе
изготовления)  должна  наноситься  на  каждую  пачку  табачных изделий
согласно требованиям, указанным в п. 4 ст. 187.1 НК РФ.
     Производство  и  импорт  сигарет  с  фильтром  без  указания этих
сведений  запрещены  с  1 января 2007 г., а их розничная продажа - с 1
января 2008 г. Для сигарет без фильтра и папирос производство и импорт
без  указания  сведений  об МРЦ на пачке будут запрещены с 1 июля 2007
г., розничная продажа - с 1 июля 2008 г.
     В  этой  связи  соответствующие  изменения  внесены в Федеральный
закон  от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", п. 3 ст.
3  которого  (применительно  к  сигаретам  без фильтра и папиросам эти
изменения  вступают  в  силу  с  1  июля  2007 года) в настоящее время
предусматривает, что:
     "На  одной  из  наружных  сторон  каждой потребительской упаковки
(пачки) сигарет и папирос должны быть нанесены:
     - максимальная  розничная  цена,  по  которой сигареты и папиросы
могут быть реализованы потребителям;
     - сведения о месяце и годе изготовления сигарет и папирос.
     Не  допускается  поверх  надписи  о  максимальной розничной цене,
сведений  о  месяце  и  годе  изготовления  табачных изделий нанесение
каких-либо  элементов  упаковки  (пачки),  за  исключением  прозрачной
оберточной  пленки,  либо  наклеивание  специальной  (акцизной) марки,
которые  закрывают  ее  поверхность,  занятую  надписью о максимальной
розничной  цене,  сведениями  о  месяце  и  годе изготовления табачных
изделий".
     При  этом  ко  всем надписям на упаковке (пачке) табачных изделий
тот  же  п.  3  ст.  3  Федерального  закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об
ограничении курения табака" предъявляет требования, согласно которым:
     - "надпись должна быть четкой и легко читаемой;
     - надпись должна быть расположена таким образом, чтобы обеспечить
целостность надписи при открывании упаковки (пачки) табачных изделий;
     - надпись  не  должна  быть  напечатана  на прозрачной оберточной
пленке или на каком-либо другом внешнем упаковочном материале".
     Таким  образом, принимая во внимание факт того, что применительно
к сфере розничной торговли вновь вводимые запретительные меры (в части
как  таковой возможности нахождения в продаже соответствующей табачной
продукции   без  указания  на  каждой  упаковке  (пачке)  максимальной
розничной цены и сведений о месяце и годе изготовления) вступят в силу
лишь с 2008 года (для сигарет с фильтром - с 1 января 2008 года, а для
сигарет  без  фильтра  и  папирос  -  с  1  июля  2008 года), контроль
соблюдения   вышеназванных   требований   в   плановом  порядке  будет
осуществляться  Роспотребнадзором  начиная  с  указанного  периода  (с
соблюдением   установленного   порядка  периодичности  мероприятий  по
контролю и надзору, предусмотренного Федеральным законом от 08.08.2001
N   134-ФЗ   "О   защите   прав   юридических   лиц  и  индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)").
     В  то же время, учитывая, что производители сигарет и папирос уже
начали  наносить  на  их упаковку МРЦ, это означает, что при розничной
продаже  такой табачной продукции продавцы обязаны уже сейчас в полной
мере обеспечивать выполнение определенных законодательством требований
к  ее  реализации,  закрепленных  в Федеральном законе от 10.07.2001 N
87-ФЗ  "Об ограничении курения табака", имея в виду, что согласно п. 8
его  ст.  3  "запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене,
превышающей  максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке
(пачке)".
     В  этой  связи  в целях недопущения и пресечения возможных фактов
нарушений   установленных   правил   продажи   табачной   продукции  в
вышеназванной  части, Роспотребнадзор поручает провести в апреле - мае
2007  года  внеплановые  мероприятия по контролю на предмет соблюдения
хозяйствующими   субъектами,   осуществляющими   розничную  реализацию
сигарет и папирос, вновь введенных требований.
     При  этом в ходе проведения мероприятий по контролю следует также
обращать  внимание на соблюдение иных правил продажи табачных изделий,
закрепленных Федеральным законом от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении
курения табака".
     Так,  в  частности, необходимо иметь в виду, что в соответствии с
положениями  п.  2  ст. 3 названного законодательного акта запрещаются
розничная  продажа  сигарет,  не  соответствующих гигиеническим нормам
содержания в дыме никотина и смолы, которые не могут превышать:
     - "для  сигарет  с фильтром - содержание в дыме сигареты смолы 14
миллиграмм на сигарету и никотина 1,2 миллиграмма на сигарету;
     - для  сигарет  без фильтра - содержание в дыме сигареты смолы 16
миллиграмм  на  сигарету  и никотина 1,3 миллиграмма на сигарету". При
этом  информационная  надпись  о  содержании  смолы  и никотина в дыме
сигареты  должна  быть  нанесена  на  каждую упаковку (пачку) табачных
изделий  с  одной  из  боковых  сторон и занимать не менее 4 процентов
площади боковой стороны упаковки (пачки) сигарет.
     Кроме  того,  на  одной большей стороне упаковки (пачки) табачных
изделий  должна  быть  помещена  основная  предупредительная надпись о
вреде   курения   табака,   а   на   другой  большей  стороне  -  одна
дополнительная надпись о вреде курения табака.
     Текст  указанных  надписей  в  настоящее время утвержден Приказом
Министерства   здравоохранения   и   социального  развития  Российской
Федерации от 28.02.2005 N 163, в соответствии с которым:
     - "Основная  предупредительная  надпись  о  вреде курения табака:
"Минздравсоцразвития   России  предупреждает:  курение  вредит  Вашему
здоровью".
     Дополнительные надписи о вреде курения табака:
     "Курение - причина раковых заболеваний"
     "Курение - причина смертельных заболеваний"
     "Оградите детей от табачного дыма"
     "Курение табака вызывает никотиновую зависимость"
     "Курение - причина заболеваний сердца".
     Согласно установленным требованиям производитель табачных изделий
должен  выбрать  из  указанного  списка четыре варианта дополнительных
надписей о вреде курения табака, каждый из которых должен быть помещен
на   равное  количество  упаковок  (пачек)  табачных  изделий.  Причем
основная   предупредительная   надпись   о   вреде  курения  табака  и
дополнительная  надпись  о  вреде  курения  табака (без учета указания
автора   предупреждения   о   вреде   курения  -  федерального  органа
исполнительной  власти  по  здравоохранению,  т.е. Минздравсоцразвития
России)  на упаковке (пачке) табачных изделий должны занимать не менее
4  процентов  площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных
изделий.
     Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с требованиями,
закрепленными  п.  п.  4,  5  ст.  3  и  ст.  4 Федерального закона от
10.07.2001  N  87-ФЗ  "Об  ограничении  курения табака", при розничной
продаже табачных изделий запрещена:
     - продажа  сигарет  с  содержанием менее 20 штук сигарет в каждой
упаковке (пачке) и поштучная реализация сигарет и папирос;
     - их   реализация   в   организациях  здравоохранения,  культуры,
физкультурно-спортивных  организациях  и на территориях и в помещениях
образовательных  организаций,  а  также  на  расстоянии  менее чем сто
метров от границ территорий образовательных организаций;
     - продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет, и
с использованием автоматов.
     С 1 января 2007 года, т.е. после введения в действие Федерального
закона  от  26.07.2006  N  134-ФЗ  помимо  вышеуказанного  запрещается
розничная   продажа   табачных   изделий,   включая  табак  трубочный,
курительный,  жевательный,  сосательный,  нюхательный,  кальянный, без
потребительской  упаковки.  При  этом максимальная нетто-масса табака,
содержащегося   в  потребительской  упаковке  и  предназначенного  для
розничной продажи, не должна превышать 500 граммов.
     Во  всех случаях выявления нарушений установленных правил продажи
табачных   изделий   к   лицам,  виновным  в  несоблюдении  требований
законодательства, следует применять меры административного наказания в
соответствии   с   компетенцией   и   полномочиями   Роспотребнадзора,
закрепленными  Положением  о  Федеральной  службе  по  надзору в сфере
защиты   прав   потребителей  и  благополучия  человека,  утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года
N   322,   и   Кодексом   Российской   Федерации  об  административных
правонарушениях (по ст. ст. 14.6 и 14.15 КоАП РФ).
     Информацию  о выявленных в ходе проверок нарушениях (по пунктам и
статьям  Федерального  закона  от  10.07.2001  N 87-ФЗ "Об ограничении
курения  табака")  и  принятых мерах (по статьям КоАП РФ) с выделением
установленных фактов реализации сигарет и папирос по цене, превышающей
МРЦ,  указанную  на упаковке, необходимо представить в Роспотребнадзор
на бумажном носителе и по электронной почте соответственно в срок до 5
мая (за апрель) и до 5 июня (за апрель - май) 2007 года.
     2.   Постановлением   Правительства   Российской   Федерации   от
27.03.2007  N  185  "О  внесении изменений в Правила продажи отдельных
видов   товаров"   (опубликовано  в  "Российской  газете"  31.03.2007)
указанные    Правила,    утвержденные   Постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от 19.01.1998 N 55, были дополнены положениями,
регламентирующими  порядок розничной продажи "программ для электронных
вычислительных машин и баз данных".
     В  этой  связи необходимо при проведении мероприятий по контролю,
связанных  с выполнением Приказа Федеральной службы по надзору в сфере
защиты  прав  потребителей и благополучия человека от 29.06.2005 N 618
"О мерах по выявлению и пресечению правонарушений, ведению мониторинга
в   сфере  оборота  и  распространения  контрафактной  аудиовизуальной
продукции",  учесть  изменения,  внесенные  в  п. п. 4, 90 - 93 Правил
продажи отдельных видов товаров, обеспечив отражение выявленных в этой
связи   нарушений   порядка   реализации   программ   для  электронных
вычислительных  машин и баз данных в числе соответствующих показателей
отчетности,  предусмотренной  приложением  N  2  к  указанному Приказу
Роспотребнадзора.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
4 апреля 2007 г.
N 0100/3355-07-32