ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ - РЕЗИДЕНТ ФИНЛЯНДИИ ИМЕЕТ В МОСКВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, В КОТОРОМ РАБОТАЮТ ГРАЖДАНЕ ФИНЛЯНДИИ. ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ РАБОТНИКИ ПОЛУЧАЮТ В ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПО РОДУ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТИ РАБОТНИКИ ОТНОСЯТСЯ К КАТЕГОРИИ ПОСТОЯННО НАХ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 25.01.07 21-11/006901@

          ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ - РЕЗИДЕНТ ФИНЛЯНДИИ ИМЕЕТ В
        МОСКВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, В КОТОРОМ РАБОТАЮТ ГРАЖДАНЕ
           ФИНЛЯНДИИ. ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ РАБОТНИКИ ПОЛУЧАЮТ В
         ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПО РОДУ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТИ
        РАБОТНИКИ ОТНОСЯТСЯ К КАТЕГОРИИ ПОСТОЯННО НАХОДЯЩИХСЯ
          НА ТЕРРИТОРИИ РФ И ПОЛУЧАЮЩИХ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ ЗА
          ИСПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ В РФ. ОБЛАГАЕТСЯ
              ЛИ УКАЗАННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ЕСН И НДФЛ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          25 января 2007 г.
                           N 21-11/006901@

                                 (Д)


     Согласно  статье  8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О
внесении   изменений   и  дополнений  в  Налоговый  кодекс  Российской
Федерации  и  в  некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах  и  сборах"  с 1 января 2003 года утратила силу норма пункта 2
статьи 239 Налогового кодекса РФ.
     В  соответствии  с  пунктом  2  статьи  239  НК  РФ от уплаты ЕСН
освобождаются  налогоплательщики,  указанные  в  подпункте  1 пункта 1
статьи   235  НК  РФ,  с  подлежащих  налогообложению  выплат  и  иных
вознаграждений,  выплачиваемых  в пользу иностранных граждан и лиц без
гражданства,  в  случае,  если  такие  иностранные граждане и лица без
гражданства  согласно  законодательству  РФ  или  условиям  договора с
работодателем   не  обладают  правом  на  государственное  пенсионное,
социальное  обеспечение  и  медицинскую помощь, осуществляемую за счет
средств ПФР, ФСС России, фондов обязательного медицинского страхования
-  в  части,  зачисляемой  в  тот  фонд, на выплаты из которого данный
иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
     Таким   образом,   с   1  января  2003  года  норм,  определяющих
особенности   налогообложения   ЕСН   выплат,  производимых  в  пользу
иностранных  граждан,  в  НК РФ не содержится. То есть налогообложение
выплат  данной  категории  граждан  производится  в  общеустановленном
порядке.
     Согласно  подпункту 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ плательщиками ЕСН
признаются  лица,  производящие  выплаты физическим лицам, в том числе
организации.
     В  соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН
для   организаций-налогоплательщиков   признаются   выплаты   и   иные
вознаграждения,  начисляемые  ими в пользу физических лиц по трудовым,
гражданско-правовым  договорам,  предметом которых является выполнение
работ,  оказание  услуг  (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     На  основании пункта 1 статьи 237 НК РФ при определении налоговой
базы  ЕСН  учитываются  любые выплаты и вознаграждения (за исключением
сумм,  указанных  в  статье  238  НК  РФ)  вне зависимости от формы, в
которой осуществляются данные выплаты.
     Трудовой  кодекс  РФ,  законы  и  иные нормативные правовые акты,
содержащие  нормы  трудового права, которые обязательны для применения
на   всей  территории  РФ  для  всех  работодателей  (юридических  или
физических  лиц)  независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности,   распространяются   на  всех  работников,  заключивших
трудовой договор с работодателем согласно статье 11 ТК РФ.
     В  соответствии  со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают
между работником и работодателем на основании трудового договора.
     Таким  образом, гражданин Финляндии, работающий на территории РФ,
исполняет  свои  трудовые  обязанности  на  условиях,  подпадающих под
действие  норм  ТК  РФ  и,  следовательно,  выплаты, начисленные в его
пользу,  по  существу являются выплатами в рамках трудового договора и
признаются объектом налогообложения ЕСН.
     Согласно  пункту  1  статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
застрахованные  лица  - лица, на которых распространяется обязательное
пенсионное страхование в соответствии с законом.
     Застрахованными  лицами являются граждане РФ, а также проживающие
на  территории  РФ  иностранные  граждане  и  лица  без гражданства, в
частности,  если  они  работают  по трудовому договору или по договору
гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение
работ  и  оказание  услуг,  а  также  по  авторскому  и  лицензионному
договорам.
     Статус   иностранного   гражданина  для  целей  отнесения  его  к
категории застрахованных лиц определяется в соответствии с Федеральным
законом  от  25.07.2002  N  115-ФЗ  "О  правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации":
     - временно   проживающий  в  РФ  иностранный  гражданин  -  лицо,
получившее разрешение на временное проживание;
     - постоянно  проживающий  в  РФ  иностранный  гражданин  -  лицо,
получившее вид на жительство;
     - временно   пребывающий   в   Российской  Федерации  иностранный
гражданин  -  лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не
требующем  получения  визы,  и  не  имеющее  вида  на  жительство  или
разрешения на временное проживание.
     Таким образом, с выплат в пользу постоянно и временно проживающих
иностранных  граждан  должна производиться уплата страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование.
     В   соответствии   с  пунктом  1  статьи  226  НК  РФ  российские
организации,     индивидуальные     предприниматели    и    постоянные
представительства  иностранных  организаций  в  РФ,  от  которых или в
результате  отношений  с  которыми  налогоплательщик  получил  доходы,
обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
     При  этом  специального определения постоянного представительства
для  целей главы 23 НК РФ не предусмотрено. Упоминания об этом термине
имеются   в   главах  25  и  30  НК  РФ,  однако  предметной  связи  с
налогообложением доходов физических лиц от работы по найму здесь нет.
     Аналогичная   ситуация   складывается   и   в  отношении  понятия
постоянного   представительства,  предусмотренного  в  соглашениях  об
избежании двойного налогообложения, заключаемых РФ с другими странами.
В  этих  соглашениях  указанный  термин  применяется исключительно для
целей   налогообложения  прибыли  и  движимого  имущества  иностранных
организаций.
     Однако  согласно  положениям  пункта  1 статьи 11 НК РФ понятия и
термины   различных   иных   (неналоговых)  отраслей  законодательства
применяются в том значении, какое им придается НК РФ. То есть в данном
случае     можно     руководствоваться     определением    постоянного
представительства,   изложенным   в  пункте  2  статьи  306  НК  РФ  и
указывающим  на  связь с предпринимательской деятельностью иностранной
организации в РФ.
     До  вступления  в  силу  положений  главы  25  НК РФ было принято
исходить  из  общего  лексического  значения  тех  или иных терминов и
понятий.  Постоянное  представительство иностранного юридического лица
рассматривалось как функционирующее в течение относительно длительного
периода    времени   его   структурное   подразделение,   занимающееся
коммерческой   деятельностью   и   осуществляющее   представительские,
маркетинговые, рекламные функции, а также сбор информации.
     Если    деятельность   представительства   иностранной   компании
осуществляется  на долгосрочной основе, то оно может исполнять функции
налогового  агента  и  в  соответствии  с  пунктом  1 статьи 226 НК РФ
исчислять  и  удерживать  у  налогоплательщика  сумму  НДФЛ с доходов,
полученных за работу на территории РФ.
     При  этом  на  основании  статьи  24 НК РФ налоговый агент обязан
также  своевременно перечислять налог в бюджет; вести учет выплаченных
доходов  и  перечисленных  налогов, в том числе персонально по каждому
налогоплательщику;  представлять  в  налоговый  орган  по месту своего
учета   документы,   необходимые   для   осуществления   контроля   за
правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.

Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный
советник 2-го класса
                                                           С.Х. Аминев
25 января 2007 г.
N 21-11/006901@