ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ И ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В АДВОКАТСКИХ ОБРАЗОВАНИЯХ ПРИ ПРИЕМЕ В КАССУ АДВОКАТСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО АДВОКАТУ, И (ИЛИ) КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЯ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.01.07 03-01-15/1-38

                ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ И ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ
             КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В АДВОКАТСКИХ ОБРАЗОВАНИЯХ
           ПРИ ПРИЕМЕ В КАССУ АДВОКАТСКОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ,
             ВЫПЛАЧИВАЕМОГО АДВОКАТУ, И (ИЛИ) КОМПЕНСАЦИИ
             РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          26 января 2007 г.
                           N 03-01-15/1-38

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо и сообщает.
     В соответствии с п.  1 ст.  2 Федерального закона  от  22.05.2003
N 54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"   (далее   -  Федеральный  закон  N  54-ФЗ)  все  организации  и
индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных
расчетов,  а  также расчетов с использованием платежных карт в случаях
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять
контрольно-кассовую технику.
     Минфин  России Письмом от 20.04.1995 N 16-00-30-35 утвердил форму
квитанции для расчетов с населением без применения контрольно-кассовой
техники,   выдаваемую   заказчикам  предприятиями  Федеральной  службы
лесного  хозяйства  Российской  Федерации,  в  качестве бланка строгой
отчетности.
     Письмом  Минфина  России от 11.05.1995 N 16-00-30-38 данная форма
разрешена для применения только судебно-экспертным учреждениям Минюста
России   и   не   предусмотрена  к  применению  при  оказании  платных
юридических услуг населению.
     В  связи  с  чем организации и индивидуальные предприниматели при
осуществлении  ими  наличных  денежных  расчетов  в  случаях  оказания
платных    юридических    услуг    населению    должны    использовать
контрольно-кассовую  технику либо осуществлять расчеты через кредитные
учреждения.
     Согласно   ч.   2  ст.  1  Федерального  закона  "Об  адвокатской
деятельности  и  адвокатуре  в Российской Федерации" (далее - Закон об
адвокатуре)  адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Целью  этой  деятельности  является  защита  прав,  свобод и интересов
юридических  и  физических  лиц,  в связи с чем ее результаты не могут
расцениваться  как  продажа  товаров,  выполнение  работ  или оказание
услуг.
     За  оказанную  юридическую помощь адвокат получает вознаграждение
на   условиях   соглашения,  заключенного  между  ним  и  доверителем.
Законодательство  предусматривает также случаи оплаты его деятельности
из средств федерального бюджета.
     В  целях  реализации  п.  6  ст. 25 Закона об адвокатуре (в части
обязательного    внесения    в    кассу    адвокатского    образования
вознаграждения,   выплачиваемого   адвокату   доверителем,   и   (или)
компенсации  адвокату  расходов,  связанных  с  исполнением поручения)
адвокатские   образования   должны   оформлять   кассовые  операции  в
соответствии   с  Порядком  ведения  кассовых  операций  в  Российской
Федерации,  утвержденным Решением Совета Директоров Центрального банка
РФ от 22.09.1993 N 40.
     Согласно  п.  13  указанного Порядка прием наличных денег в кассу
производится по приходным кассовым ордерам.
     Таким   образом,   оформление  кассовых  операций  в  адвокатских
образованиях    при    приеме   в   кассу   адвокатского   образования
вознаграждения, выплачиваемого адвокату, и (или) компенсации расходов,
связанных  с исполнением поручения, производится по приходным кассовым
ордерам  с указанием назначения вносимых средств и с выдачей квитанции
к приходному кассовому ордеру, подтверждающей прием наличных денег.
     В  связи  с чем деятельность адвокатских образований (в том числе
адвокатских  кабинетов)  не  попадает  под сферу действия Федерального
закона N 54-ФЗ.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
26 января 2007 г.
N 03-01-15/1-38