О ПОРЯДКЕ УЧЕТА БАНКОМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НЕРЕАЛЬНОЙ КО ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ССУДАМ И ПРОЦЕНТОВ К НИМ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 20.02.07 03-03-06/2/34

              О ПОРЯДКЕ УЧЕТА БАНКОМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ
              НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НЕРЕАЛЬНОЙ КО ВЗЫСКАНИЮ
              ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ССУДАМ И ПРОЦЕНТОВ К НИМ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          20 февраля 2007 г.
                           N 03-03-06/2/34

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу учета в целях налогообложения прибыли нереальной ко
взысканию  задолженности  по  ссудам  и  процентов  по  ним и сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  292 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  суммы отчислений в резервы на возможные
потери  по  ссудам,  по  ссудной  и  приравненной к ней задолженности,
сформированные  в порядке, установленном Центральным банком Российской
Федерации  в  соответствии  с Федеральным законом "О Центральном банке
Российской  Федерации  (Банке  России)",  признаются расходом с учетом
ограничений, предусмотренных указанной статьей Кодекса.
     На  основании Федеральных законов "О Центральном банке Российской
Федерации  (Банке  России)"  и  "О  банках  и банковской деятельности"
Центральным   банком  Российской  Федерации  утверждено  Положение  от
26.03.2004  N  254-П  "О порядке формирования кредитными организациями
резервов  на  возможные  потери по ссудам, по ссудной и приравненной к
ней задолженности" (далее - Положение).
     Пунктом   2.3  Положения  за  кредитной  организацией  закреплена
обязанность  отражения  во  внутренних документах процедуры принятия и
исполнения   решений  по  списанию  с  баланса  кредитной  организации
нереальных   для  взыскания  ссуд,  т.е.  ссуд,  в  отношении  которых
кредитной  организацией  предприняты  все  необходимые  и  достаточные
юридические  и  фактические  действия  по  их  взысканию,  а  также по
реализации   прав,   вытекающих   из   наличия  обеспечения  по  ссуде
(реализация  залога,  обращение  требования  к гаранту (поручителю), и
проведение  дальнейших  действий по взысканию ссуды либо по реализации
прав,   вытекающих   из   наличия  обеспечения  по  ссуде,  юридически
невозможно и (или) когда предполагаемые издержки кредитной организации
будут  выше  получаемого  результата,  включая указания на документы и
(или)  акты  уполномоченных  государственных  органов,  необходимые  и
достаточные  для принятия решения о списании ссуды с баланса кредитной
организации.
     При  этом  Департамент  обращает  внимание  на  то, что процедура
досрочного  списания нереальных ко взысканию ссуд, в отношении которых
банком предприняты все меры, перечисленные в п. 2.3 Положения, в целях
налогообложения  прибыли  применима только к потребительским кредитам,
выданным физическим лицам.
     При   досрочном  списании  с  баланса  указанных  потребительских
кредитов,  нереальных  к  взысканию, восстанавливается соответствующая
сумма  ранее  списанного  на  расходы  резерва  на возможные потери по
ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.
     Согласно   положениям   гл.   8   Положения   размер  списываемых
потребительских  кредитов  не  должен превышать 1 процента от величины
собственных средств банка.
     По  мнению  Департамента,  при списании потребительских кредитов,
нереальных   ко   взысканию,   одновременно   прекращается  начисление
процентов по указанным кредитам.
     Указанные  суммы  списанных  с баланса потребительских кредитов и
процентов   по   ним   в  дальнейшем  учитываются  на  соответствующих
забалансовых счетах в течение пяти лет.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
20 февраля 2007 г.
N 03-03-06/2/34