О НАПРАВЛЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 03.10.2006 N 471-О. Приказ. Пенсионный фонд РФ. 16.02.07 ЛЧ-25-26/1728

           О НАПРАВЛЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 03.10.2006 N 471-О

                                ПРИКАЗ

                          ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

                          16 февраля 2007 г.
                           N ЛЧ-25-26/1728

                                 (Д)


     Пенсионный  фонд  Российской  Федерации направляет для сведения и
применения  в  работе  определение  Конституционного  Суда  Российской
Федерации  от  03.10.2006 N 471-О "По запросу Курчатовского городского
суда  Курской  области о проверке конституционности пункта 3 статьи 27
Федерального  закона  "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и по
жалобе  гражданки  Степановой  Ольги  Александровны  на  нарушение  ее
конституционных прав той же нормой".
     По вопросу применения указанного определения сообщаем следующее.
     Определением   Конституционного   Суда  Российской  Федерации  от
02.11.2006  N 409-О установлено, что правовые позиции Конституционного
Суда  Российской  Федерации  по  вопросам,  касающимся  вступления его
решений  в  силу  (действия  во  времени)  и их исполнения, выражены в
определениях  от 14.01.1999 N 4-О, от 05.02.2004 N 78-О, от 27.05.2004
N 211-О, от 09.06.2005 N 220-О, от 12.05.2006 N 135-О и заключаются, в
частности, в следующем.
     Согласно   статье  75  Федерального  конституционного  закона  от
21.07.1994  N  1-ФКЗ  "О  Конституционном Суде Российской Федерации" в
решении  Конституционного  Суда  Российской Федерации в зависимости от
характера   рассматриваемого   вопроса   может   определяться  порядок
вступления  решения  в  силу, а также порядок, сроки и особенности его
исполнения  (пункт 12). В случае, если в решении Конституционного Суда
Российской  Федерации  порядок  вступления в силу, сроки и особенности
его  исполнения  специально  не  оговорены,  действует  общий порядок,
предусмотренный  Федеральным  конституционным  законом от 21.07.1994 N
1-ФКЗ.
     Юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской
Федерации  о  признании  неконституционными  акта  или  его  отдельных
положений,  в том числе с учетом смысла, который им придан сложившейся
правоприменительной  практикой,  является  утрата  ими  силы с момента
провозглашения  решения,  т.е.  на  будущее время. Это означает, что с
указанного  момента  такие  акты  или  их отдельные положения не могут
применяться и реализовываться каким-либо иным способом.
     Обратной  силой,  как  следует из части третьей статьи 79 и части
второй статьи 100 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N
1-ФКЗ,  решение  Конституционного Суда Российской Федерации обладает в
отношении  дел обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации
граждан,  объединений  граждан  (организаций),  а  также  в  отношении
вынесенных  до  его  принятия  неисполненных  решений.  Дела,  которые
послужили  для  заявителей поводом для обращения в Конституционный Суд
Российской   Федерации,   во   всяком   случае   подлежат   пересмотру
компетентными органами. Такой пересмотр осуществляется безотносительно
к  истечению  сроков  обращения  в  эти  органы  и независимо от того,
имеются  ли  основания  для  пересмотра, предусмотренные иными, помимо
Федерального  конституционного  закона  от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, актами.
Правоприменительные      решения,     основанные     на     признанных
неконституционными акте или его отдельных положениях, по делам лиц, не
являвшихся  участниками  конституционного  судопроизводства,  подлежат
пересмотру  в  установленных федеральным законом случаях. Это касается
как  не  вступивших,  так  и  вступивших  в  законную силу решений, но
неисполненных  или  исполненных  частично. Такой пересмотр, однако, не
может  производиться  без  надлежащего волеизъявления заинтересованных
субъектов и учета требований отраслевого законодательства.
     Приведенные  правовые позиции в полной мере относятся и к порядку
вступления  в силу и исполнения решений, в которых Конституционный Суд
Российской  Федерации,  не  признавая  акт или его отдельные положения
противоречащими   Конституции   Российской   Федерации,   выявляет  их
конституционно-правовой смысл.
     Распространяются  они  и  на  отношения,  связанные с исполнением
определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2006 N
471-О,  согласно  которому  "пункт  3 статьи 27 Федерального закона "О
трудовых  пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий особенности
реализации  определенными  категориями  граждан  права  на  назначение
трудовой     пенсии     по     старости     досрочно,     по    своему
конституционно-правовому   смыслу  в  системе  действующего  правового
регулирования     при     отсутствии     специального     федерального
законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному
назначению  этим  гражданам  трудовой  пенсии по старости на условиях,
предусмотренных пунктом 1 той же статьи".
     Это  означает,  что "для граждан, которые достигли установленного
законом возраста, имеют необходимую продолжительность страхового стажа
для   назначения   трудовой   пенсии   по  старости  ранее  достижения
общеустановленного   пенсионного  возраста,  на  1  января  2003  года
проработали на подземных работах, работах с вредными условиями труда и
в  горячих  цехах менее половины требуемого срока, а недостающую часть
специального  стажа выработали после этой даты, впредь до установления
надлежащего    правового    регулирования    профессиональных   пенсий
соответствующие   периоды   работы   должны   засчитываться   в   стаж
профессиональной  деятельности,  определенный  в  подпункте 1 пункта 1
статьи  27  Федерального  закона  "О  трудовых  пенсиях  в  Российской
Федерации",  т.е.  независимо от того, в какой период - до или после 1
января 2003 года - выполнялась работа с особыми условиями труда".
     Конституционный  Суд  Российской  Федерации  в  Постановлении  от
25.06.2001  N 9-П установил, что "Пенсионный фонд Российской Федерации
наделен     публично-властными     полномочиями     по     обеспечению
конституционного   права   на  государственную  пенсию,  в  том  числе
полномочием  по  назначению  указанных  пенсий,  именно законом. Такие
полномочия,  по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть
2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78
(часть  1),  110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции
Российской    Федерации,    относятся    к    сфере   функционирования
исполнительной власти и ее органов".
     Учитывая   изложенное,  в  рамках  действующего  законодательства
Пенсионный  фонд  Российской  Федерации  и  его территориальные органы
обладают   всеми  полномочиями  правоприменительных  органов  в  сфере
назначения  (перерасчета)  и  выплаты  пенсий на территории Российской
Федерации.
     Согласно  пункту  7 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 N
173-ФЗ   "О   трудовых   пенсиях   в   Российской  Федерации"  решения
территориальных  органов ПФР об установлении или отказе в установлении
трудовой  пенсии,  о  выплате  указанной пенсии, об удержаниях из этой
пенсии  и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть
обжалованы  в  вышестоящий  пенсионный  орган  (по отношению к органу,
вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
     Кроме  того,  Верховный  Суд  Российской  Федерации  в  пункте  1
Постановления  Пленума  от  20.12.2005  N  25  "О  некоторых вопросах,
возникших  у  судов  при  рассмотрении  дел,  связанных  с реализацией
гражданами  права  на  трудовые  пенсии"  указал, что "в силу пункта 1
части  1  статьи  22  Гражданского  процессуального кодекса Российской
Федерации и пункта 7 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях
в  Российской  Федерации"  дела  по спорам между гражданами и органом,
осуществляющим  пенсионное  обеспечение,  об установлении или отказе в
установлении   трудовой   пенсии,   о  выплате  указанной  пенсии,  об
удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой
пенсии,  а  также  по  иным спорам, связанным с назначением и выплатой
трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.
     Таким  образом,  правоприменительные  решения,  принятые  после 3
октября  2006  года,  по  делам  граждан,  не  обратившихся в судебные
органы,  подлежат  пересмотру  с  даты  повторной  подачи заявления об
установлении  указанной пенсии (что соответствует положениям статьи 19
Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, согласно которым "трудовая
пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.., но во всех
случаях  не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию")
либо  заявления  о пересмотре решения об отказе в досрочном назначении
пенсии,  поданного  после  3  октября  2006  года  в орган пенсионного
обеспечения,   но   не   ранее  даты  вступления  в  силу  определения
Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2006 N 471-О.
     Возможность назначения пенсии гражданам, в отношении которых до 3
октября  2006  года  были  вынесены  решения  об  отказе  в назначении
досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием на 1 января 2003 года
не  менее  половины требуемого стажа на соответствующих видах работ, с
даты  первоначальной  подачи заявления о назначении досрочной трудовой
пенсии   действующим   законодательством   не   предусмотрена.  Однако
указанные  граждане не лишены возможности обратиться в территориальные
органы  ПФР  с  заявлением  об  установлении досрочной трудовой пенсии
после 3 октября 2006 года.
     С  учетом  изложенного  ПФР  считает  целесообразным организовать
работу   по   информированию   соответствующей  категории  граждан  об
определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2006 N
471-О и о правовых последствиях его принятия.

Заместитель
Председателя Правления
                                                             Л.И.ЧИЖИК
16 февраля 2007 г.
N ЛЧ-25-26/1728