ПИСЬМО ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 21 февраля 2007 г. N 02-18/07-1565 (Д) Фонд социального страхования Российской Федерации сообщает, что Порядок и условия оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и выдачи женщинам родовых сертификатов утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 15 января 2007 года N 33, зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2007 г. N 8980 (далее - Порядок) и вступает в силу с 1 января 2007 года. При применении Порядка необходимо обратить внимание на следующие его положения. 1. В отличие от 2006 года, данный Порядок регулирует не только условия и порядок оплаты услуг, оказанных государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, а при их отсутствии - медицинскими организациями, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ (далее - учреждения здравоохранения), на основании родовых сертификатов, но также и порядок и условия выдачи женщинам родовых сертификатов. Согласно пункту 6 Порядка по общему правилу родовый сертификат выдается женщине с 30 недель беременности (с 28 недель - в случае многоплодной беременности) женской консультацией, осуществляющей наблюдение женщины в период беременности. В случае если женщина наблюдалась в период беременности в медицинском учреждении, не имеющем права на выдачу родового сертификата, он может быть выдан женщине с 30 недель беременности (с 28 недель - в случае многоплодной беременности) женской консультацией по месту жительства женщины на основании выписки из индивидуальной карты беременной и родильницы с соответствующей отметкой в обменной карте родильного дома, родильного отделения и медицинской карте амбулаторного больного. Женщины, родившие в 2007 году и не получившие родовый сертификат, согласно пункту 6 Порядка, для оплаты услуг по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни могут получить родовый сертификат в женской консультации по месту наблюдения женщины после родов. Для этих целей женские консультации обеспечиваются по заявкам, подаваемым в региональные отделения Фонда, бланками родовых сертификатов с талонами N 1 и N 2, погашенными штампами регионального отделения "Не подлежит оплате". Необходимо обратить внимание, что женщинам, получившим родовый сертификат до 1 января 2007 года и родившим в 2007 году, родильными домами (родильными отделениями, перинатальными центрами) осуществляется замена родового сертификата на родовый сертификат нового образца, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2005 г. N 701 "О родовом сертификате". Пункт 12 Порядка предусматривает, что в случае поступления женщины на роды без родового сертификата (в том числе в случае преждевременных родов, утраты родового сертификата) родильными домами, а также детскими поликлиниками (в случае непредставления родового сертификата за услуги по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни) на основании данных обменной карты принимаются меры по получению родового сертификата, в том числе через женские консультации. 2. Необходимо также отметить, что, в отличие от прошлого года, в 2007 году утверждено три формы реестров талонов родовых сертификатов, представляемых для оплаты услуг, оказанных женскими консультациями, родильными домами и детскими поликлиниками (приложения N N 1 - 3 к Порядку). Порядок предоставления счетов одновременно с реестрами талонов родовых сертификатов сохраняется. Реестр талонов родовых сертификатов представляется на бумажном носителе, а также в электронном виде в формате, утверждаемом Фондом. Если в 2006 году талоны родовых сертификатов представлялись в региональные отделения Фонда, даже если не подлежали оплате, то в этом году, согласно пункту 17 Порядка, талоны родовых сертификатов, не подлежащие оплате, не направляются в региональные отделения Фонда. 3. Что касается размеров оплаты услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, то они составляют: женским консультациям в размере 3,0 тыс. рублей за каждую женщину; родильным домам в размере 6,0 тыс. рублей за каждую женщину; детским поликлиникам в размере 1 тыс. рублей за каждого ребенка, получившего услуги по диспансерному наблюдению по истечении первых шести месяцев наблюдения. 4. Относительно условий оплаты услуг, оказанных учреждениями здравоохранения, на основании родовых сертификатов сообщаем следующее. Пункт 9 Порядка устанавливает, что непрерывное наблюдение женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе женской консультацией в течение 12 недель является обязательным условием для оплаты услуг по медицинской помощи, оказанных женщине женской консультацией, но не для выдачи женщине родового сертификата, в отличие от порядка, действовавшего в 2006 году. При этом в указанный период включается период пребывания женщины по медицинским показаниям в стационаре либо в специализированном отделении (санатории), если она была направлена в указанные учреждения в установленном порядке, а также период наблюдения женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе до 1 января 2007 года. Кроме того, если женщина встала на учет в женской консультации в 2006 году, наблюдалась не менее 12 недель и родила в 2007 году, период наблюдения, пришедшийся на 2006 год, учитывается в периоде наблюдения 12 недель, и талон N 1 такого родового сертификата подлежит оплате. При наблюдении женщины несколькими женскими консультациями (но не менее 12 недель в совокупности) оплате подлежат услуги женской консультации, наблюдавшей женщину наиболее длительное время. Услуги по медицинской помощи, оказанной женщине в период родов и в послеродовой период родильным домом, не подлежат оплате в случае смерти матери или ребенка. При этом, в случае сохранения жизни матери и хотя бы одного ребенка при рождении женщиной одного или нескольких детей услуги родильного дома подлежат оплате (пункт 17 Порядка). Не подлежит оплате талон N 2 родового сертификата в случае прохождения родов вне родильного дома (рождение ребенка дома, в машине скорой помощи, в фельдшерско-акушерском пункте и др.) независимо от последующего наблюдения женщины и ребенка в родильном доме. В 2007 году, в отличие от прошлого года, в соответствии с пунктом 11 Порядка, предусмотрена также оплата услуг по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни (талон N 3-1 родового сертификата - за первые шесть месяцев наблюдения ребенка и талон N 3-2 родового сертификата - за вторые шесть месяцев диспансерного наблюдения в течение первого года жизни). Оплата производится по месту нахождения детской поликлиники, в которой производится диспансерное наблюдение ребенка. При этом в указанный период времени включается период пребывания ребенка по медицинским показаниям в стационаре, если ребенок был направлен в лечебно-профилактическое учреждение врачом-педиатром детской поликлиники в установленном порядке. Не подлежат оплате услуги по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, оказанные детской поликлиникой, в случае смерти ребенка. Помимо вышеперечисленных условий, не подлежат оплате талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования. 5. В соответствии с Правилами финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 869, контроль за целевым использованием средств на оплату осуществляется в соответствии с действующим законодательством. При этом пунктом 19 Порядка на региональные отделения Фонда возложены полномочия по осуществлению контроля за правильностью выдачи учреждениями здравоохранения родовых сертификатов. Полномочий по осуществлению иных контрольных функций, в частности, за расходованием учреждениями здравоохранения средств, поступающих от региональных отделений Фонда на оплату талонов родовых сертификатов, к компетенции Фонда социального страхования Российской Федерации и его региональных отделений не отнесено. Что касается расходования учреждениями здравоохранения средств, получаемых от региональных отделений Фонда в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 869, то Порядок и условия расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 19 января 2007 г. N 50, зарегистрированным Минюстом России 14 февраля 2007 г. N 8943 (направляется для сведения). Л.Н.РАУ 21 февраля 2007 г. N 02-18/07-1565 |