ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, АРЕНДУЮЩЕЙ ЧАСТЬ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЖИЛОМ ДОМЕ, ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.04.07 03-05-06-02/29

          ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ,
           АРЕНДУЮЩЕЙ ЧАСТЬ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ЖИЛОМ ДОМЕ,
                    ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           4 апреля 2007 г.
                           N 03-05-06-02/29

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо,  а  также  прилагаемые  к  нему  материалы  по  вопросу уплаты
земельного налога и сообщает следующее.
     В  соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации
использование  земли  в Российской Федерации является платным. Формами
платы  за  использование  земли  являются  земельный  налог и арендная
плата.
     С  1  января  2006  г.  на  всей  территории Российской Федерации
вступила в силу гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее   -   Кодекс),  согласно  которой  земельный  налог
устанавливается  в  качестве  местного  налога,  вводится в действие и
прекращает  действовать  в  соответствии  с  Кодексом  и  нормативными
правовыми  актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
     Согласно  ст.  388  Кодекса налогоплательщиками земельного налога
признаются,  в частности, организации, обладающие земельными участками
на  праве  собственности,  праве постоянного (бессрочного) пользования
или    праве    пожизненного    наследуемого    владения.   При   этом
налогоплательщиками  земельного  налога  не  признаются  организации в
отношении   земельных   участков,   находящихся   у   них   на   праве
безвозмездного  срочного  пользования  или  переданных  им по договору
аренды.
     Таким  образом,  основанием для признания лица налогоплательщиком
земельного  налога является правоустанавливающий документ на земельный
участок.
     Как   следует  из  письма,  организация  арендует  часть  нежилых
помещений в жилом доме.
     В  связи  с  этим  необходимо  учитывать положения гражданского и
жилищного  законодательства Российской Федерации. Так, согласно ст. 16
Федерального  закона  от  29.12.2004  N  189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного  кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором
расположены  многоквартирный  дом и иные входящие в состав такого дома
объекты  недвижимого  имущества,  который  сформирован  до  введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого
проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую
долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     С  момента  формирования  земельного  участка  и  проведения  его
государственного  кадастрового  учета  земельный  участок,  на котором
расположены  многоквартирный  дом и иные входящие в состав такого дома
объекты  недвижимого  имущества,  переходит  бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     На  основании  п.  1  ст.  392 Кодекса налоговая база в отношении
земельных   участков,   находящихся  в  общей  долевой  собственности,
определяется    для    каждого   из   налогоплательщиков,   являющихся
собственниками  данного земельного участка, пропорционально его доле в
общей долевой собственности.
     Доля   в   праве   общей   собственности  на  общее  имущество  в
многоквартирном    доме    собственника    помещения   в   этом   доме
пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
     В соответствии  с п.  2 ст.  23 Федерального закона от 21.07.1997
N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок  с  ним"  государственная регистрация возникновения,  перехода,
ограничения (обременения) или прекращения права на жилое  или  нежилое
помещение    в    многоквартирных    домах    одновременно    является
государственной регистрацией неразрывно связанного с ним  права  общей
долевой собственности на общее имущество.
     Таким  образом,  с  момента  формирования  земельного участка, на
котором   расположен   жилой   дом,   в   соответствии   с   земельным
законодательством     и    законодательством    о    градостроительной
деятельности,   а  также  присвоения  кадастрового  номера  указанному
земельному   участку   плательщиком   земельного  налога  в  отношении
соответствующей  доли  земельного участка является собственник нежилых
помещений в жилом доме.
     Кроме  того,  необходимо  отметить, что в соответствии со ст. 652
Гражданского  кодекса  Российской  Федерации по договору аренды здания
или  сооружения  арендатору  одновременно  с передачей прав владения и
пользования   такой   недвижимостью   передаются  права  на  ту  часть
земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для
ее использования.
     Вместе  с  тем  согласно  позиции Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации,  изложенной в Постановлениях от  01.02.2005
N 9289/04   и  N  11301/04,  возможность  приобретения  в  пользование
арендаторами помещений в здании каких-либо прав  на  часть  земельного
участка,   пропорциональную   размеру   переданных  в  аренду  нежилых
помещений,  гражданским  и  земельным   законодательством   Российской
Федерации  не  предусмотрена.  Кроме  того,  поскольку  договор аренды
нежилого  помещения  в  здании   заключается   арендатором   в   целях
пользования  этим  помещением,  он  в силу договора аренды приобретает
право пользования земельным участком, на котором расположено здание, в
той  мере,  в  какой  это  необходимо ему для реализации своих прав по
договору аренды нежилого помещения.
     На  основании вышеизложенного организация, являющаяся арендатором
части  помещений  в  жилом  доме,  не может быть признана плательщиком
земельного налога.
     Обращаем  также  внимание,  что  вопросы, связанные с оформлением
договора аренды, не относятся к компетенции Минфина России.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
4 апреля 2007 г.
N 03-05-06-02/29