О ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НУЛЕВОЙ СТАВКИ НДС В ПЕРИОД С 01.01.2004 ПО 31.12.2005 ПО РАБОТАМ (УСЛУГАМ) ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, ПРИ ОФОРМЛЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ГРУЗОВЫХ ТАМОЖЕННЫХ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.04.07 03-07-15/44

            О ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НУЛЕВОЙ СТАВКИ НДС
            В ПЕРИОД С 01.01.2004 ПО 31.12.2005 ПО РАБОТАМ
           (УСЛУГАМ) ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД
        ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ,
        ПРИ ОФОРМЛЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ГРУЗОВЫХ ТАМОЖЕННЫХ
          ДЕКЛАРАЦИЙ КАК В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННЫМ РЕЖИМОМ
         ЭКСПОРТА, ТАК И В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННЫМ РЕЖИМОМ
                ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           2 апреля 2007 г.
                            N 03-07-15/44

                                 (Д)


     В связи с письмом по вопросам применения с 1 января 2004 г. по 31
декабря 2005 г. положений пп. 2 п. 1 ст. 164 и п. 4 ст. 165 Налогового
кодекса  Российской  Федерации  (далее - Налоговый кодекс) в отношении
операций   по   реализации   работ  (услуг)  по  переработке  товаров,
помещенных  под таможенный режим переработки на таможенной территории,
Минфин России сообщает.
     Как  правомерно  указано  в  письме,  согласно пп. 2 п. 1 ст. 164
Налогового кодекса операции по реализации работ (услуг) по переработке
товаров,  помещенных  под  таможенный  режим переработки на таможенной
территории,  подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость
по  ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые
органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса.
     С  1  января  2004  г.  согласно  п.  1  ст.  173  новой редакции
Таможенного  кодекса  Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс)
переработка  на  таможенной  территории  -  это  таможенный режим, при
котором   ввезенные   товары  используются  на  таможенной  территории
Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки
товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным
условным  освобождением  от  уплаты  таможенных  пошлин,  налогов  при
условии   вывоза   продуктов   переработки   с  таможенной  территории
Российской Федерации в определенный срок.
     Таким  образом,  в  соответствии  с  указанной нормой Таможенного
кодекса  с 1 января 2004 г. таможенный режим переработки на таможенной
территории  завершается  вывозом  продуктов  переработки  с таможенной
территории  Российской  Федерации,  а не режимом экспорта товаров, как
было установлено в таможенном законодательстве ранее.
     Одновременно согласно п. 4 ст. 165 Налогового кодекса в редакции,
действующей  в  период  с  1 января 2004 г. по 31 декабря 2005 г., для
документального  подтверждения  применения  нулевой  ставки  налога на
добавленную   стоимость   при   реализации   товаров  (работ,  услуг),
предусмотренных пп. 1 - 3 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, в том числе
работ  (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим
переработки    на    таможенной   территории,   в   налоговые   органы
представлялась грузовая таможенная декларация или ее копия с отметками
российского   таможенного  органа,  осуществившего  выпуск  товаров  в
таможенном  режиме  экспорта,  и  российского  таможенного  органа,  в
регионе  деятельности которого находится пункт пропуска, через который
товар   был   вывезен  за  пределы  таможенной  территории  Российской
Федерации.
     Полагаем, что при рассмотрении вопроса об оформлении и содержании
таможенных  деклараций,  представляемых  в  целях  применения  нулевой
ставки    налога   на   добавленную   стоимость   налогоплательщиками,
выполняющими  (оказывающими)  в  2004  - 2005 гг. вышеуказанные работы
(услуги), нельзя не учитывать следующее.
     Пунктом  2  ст. 438 Таможенного кодекса (в новой редакции) в п. 4
ст.  6  Налогового  кодекса  внесены  изменения,  согласно  которым  в
отношении  нормативных  правовых  актов, регулирующих порядок взимания
налогов,  подлежащих  уплате  в  связи  с  перемещением  товаров через
таможенную   границу   Российской  Федерации,  применяются  положения,
установленные  Таможенным  кодексом.  Кроме  того,  ст.  11 Налогового
кодекса   дополнена   п.   4,  предусматривающим,  что  в  отношениях,
возникающих  в  связи  с взиманием таможенных платежей при перемещении
товаров  через  таможенную  границу Российской Федерации, используются
понятия,   определенные   Таможенным   кодексом,   а   в   части,   не
урегулированной им, - Налоговым кодексом.
     В  соответствии  с  нормами ст. ст. 123 и 124 Таможенного кодекса
при  перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации
товары    подлежат    декларированию   таможенным   органам,   которое
производится   путем   заявления   таможенному   органу  в  таможенной
декларации  или  иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом, в
письменной,  устной,  электронной  или  конклюдентной форме сведений о
товарах и об их таможенном режиме.
     Действительно,  как  отмечено в письме, в 2004 - 2005 гг. порядок
таможенного  оформления  продуктов переработки, вывозимых с таможенной
территории  Российской  Федерации  при завершении действия таможенного
режима   переработки   на   таможенной   территории,  осуществлялся  в
соответствии  с  Инструкцией  о порядке заполнения грузовой таможенной
декларации,  утвержденной  Приказом  ГТК  России  от 21.08.2003 N 915,
согласно   которой   при   вывозе  продуктов  переработки  в  грузовой
таможенной   декларации  указывался  режим  переработки,  а  не  режим
экспорта.
     Однако,   как   указано   в   обращении,  в  Определении  Высшего
Арбитражного  Суда  Российской  Федерации от 17.10.2005 N 11885/05 при
рассмотрении  заявления  налогового  органа  о  пересмотре  о  порядке
надзора  решения  Арбитражного  суда  Нижегородской  области по делу N
А43-1530/2005-30-62   отказано   в   передаче   в   Президиум  Высшего
Арбитражного  Суда  Российской Федерации указанного дела по основанию,
согласно  которому  вывоз  продукции  из Российской Федерации в режиме
переработки  на таможенной территории не предполагает обратного ввоза,
что  свидетельствует  о  том,  что  по существу товар вывезен в режиме
экспорта.
     Кроме   того,  в  Определении  Конституционного  Суда  Российской
Федерации   от   19.01.2005   N  41-О  разъясняется,  что  при  оценке
правомерности   применения   нулевой   ставки  налога  на  добавленную
стоимость  положения  пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса необходимо
рассматривать в системной связи, то есть неразрывно, с положениями пп.
1   того   же   пункта,   поскольку  они  регулируют  единый  комплекс
правоотношений,  касающихся  особенностей  налогообложения операций по
реализации  товаров  и связанных с процессом производства и реализации
работ и услуг.
     По   нашему   мнению,   существенное  значение  при  рассмотрении
поставленного  вопроса имеет недавнее Постановление Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 N 14219/06.
     Так, согласно данному Постановлению пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового
кодекса,   содержащий   прямое   указание   на  обложение  налогом  на
добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов работ (услуг) по
переработке  товаров,  помещенных  под  таможенные  режимы переработки
товаров  на  таможенной  территории  и  под  таможенным  контролем, во
взаимосвязи  с  положениями  ст.  151  и пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового
кодекса  позволяет  сделать  вывод  о налогообложении работ (услуг) по
переработке  товаров  при  вывозе  с  территории  Российской Федерации
продуктов переработки (товаров, переработанных в режиме переработки на
таможенной  территории  Российской  Федерации)  по  налоговой ставке 0
процентов.   При   этом   отмечено,  что  в  случае,  если  реальность
осуществления хозяйственных операций налоговым органом не ставится под
сомнение,  факт  реализации товаров иностранному лицу и факт получения
оплаты  за  поставленный  товар  налоговым органом не оспариваются, то
есть  товары  -  продукты  переработки  -  фактически  были вывезены с
таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может
быть  отказано  в  подтверждении  обоснованности  применения налоговой
ставки  0  процентов  по  налогу  на добавленную стоимость лишь на том
основании,  что вывоз осуществлялся не в таможенном режиме экспорта, а
в таможенном режиме переработки на таможенной территории, в отсутствие
сведений о нарушении им таможенного режима.
     Учитывая  изложенное  и принимая во внимание сложившуюся судебную
практику,   полагаем   возможным   согласиться,  что  для  обоснования
правомерности   применения   нулевой   ставки  налога  на  добавленную
стоимость  в  период  с  1  января  2004  г.  по 31 декабря 2005 г. по
вышеуказанным  работам  (услугам) налогоплательщики могли представлять
грузовые  таможенные  декларации,  оформленные  как  в  соответствии с
таможенным  режимом  экспорта, так и таможенным режимом переработки на
таможенной   территории,   то  есть  грузовые  таможенные  декларации,
подтверждающие  фактический  вывоз  продуктов переработки с таможенной
территории Российской Федерации.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
2 апреля 2007 г.
N 03-07-15/44