О ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НУЛЕВОЙ СТАВКИ НДС В ПЕРИОД С 01.01.2004 ПО 31.12.2005 ПО РАБОТАМ (УСЛУГАМ) ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, ПРИ ОФОРМЛЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ГРУЗОВЫХ ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ КАК В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННЫМ РЕЖИМОМ ЭКСПОРТА, ТАК И В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННЫМ РЕЖИМОМ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 апреля 2007 г. N 03-07-15/44 (Д) В связи с письмом по вопросам применения с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2005 г. положений пп. 2 п. 1 ст. 164 и п. 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении операций по реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, Минфин России сообщает. Как правомерно указано в письме, согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса операции по реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса. С 1 января 2004 г. согласно п. 1 ст. 173 новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) переработка на таможенной территории - это таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок. Таким образом, в соответствии с указанной нормой Таможенного кодекса с 1 января 2004 г. таможенный режим переработки на таможенной территории завершается вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации, а не режимом экспорта товаров, как было установлено в таможенном законодательстве ранее. Одновременно согласно п. 4 ст. 165 Налогового кодекса в редакции, действующей в период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2005 г., для документального подтверждения применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 - 3 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, в том числе работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, в налоговые органы представлялась грузовая таможенная декларация или ее копия с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. Полагаем, что при рассмотрении вопроса об оформлении и содержании таможенных деклараций, представляемых в целях применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость налогоплательщиками, выполняющими (оказывающими) в 2004 - 2005 гг. вышеуказанные работы (услуги), нельзя не учитывать следующее. Пунктом 2 ст. 438 Таможенного кодекса (в новой редакции) в п. 4 ст. 6 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом. Кроме того, ст. 11 Налогового кодекса дополнена п. 4, предусматривающим, что в отношениях, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом, а в части, не урегулированной им, - Налоговым кодексом. В соответствии с нормами ст. ст. 123 и 124 Таможенного кодекса при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации товары подлежат декларированию таможенным органам, которое производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах и об их таможенном режиме. Действительно, как отмечено в письме, в 2004 - 2005 гг. порядок таможенного оформления продуктов переработки, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации при завершении действия таможенного режима переработки на таможенной территории, осуществлялся в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915, согласно которой при вывозе продуктов переработки в грузовой таможенной декларации указывался режим переработки, а не режим экспорта. Однако, как указано в обращении, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.10.2005 N 11885/05 при рассмотрении заявления налогового органа о пересмотре о порядке надзора решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-1530/2005-30-62 отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указанного дела по основанию, согласно которому вывоз продукции из Российской Федерации в режиме переработки на таможенной территории не предполагает обратного ввоза, что свидетельствует о том, что по существу товар вывезен в режиме экспорта. Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2005 N 41-О разъясняется, что при оценке правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость положения пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса необходимо рассматривать в системной связи, то есть неразрывно, с положениями пп. 1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по реализации товаров и связанных с процессом производства и реализации работ и услуг. По нашему мнению, существенное значение при рассмотрении поставленного вопроса имеет недавнее Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 N 14219/06. Так, согласно данному Постановлению пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, содержащий прямое указание на обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем, во взаимосвязи с положениями ст. 151 и пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса позволяет сделать вывод о налогообложении работ (услуг) по переработке товаров при вывозе с территории Российской Федерации продуктов переработки (товаров, переработанных в режиме переработки на таможенной территории Российской Федерации) по налоговой ставке 0 процентов. При этом отмечено, что в случае, если реальность осуществления хозяйственных операций налоговым органом не ставится под сомнение, факт реализации товаров иностранному лицу и факт получения оплаты за поставленный товар налоговым органом не оспариваются, то есть товары - продукты переработки - фактически были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может быть отказано в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость лишь на том основании, что вывоз осуществлялся не в таможенном режиме экспорта, а в таможенном режиме переработки на таможенной территории, в отсутствие сведений о нарушении им таможенного режима. Учитывая изложенное и принимая во внимание сложившуюся судебную практику, полагаем возможным согласиться, что для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2005 г. по вышеуказанным работам (услугам) налогоплательщики могли представлять грузовые таможенные декларации, оформленные как в соответствии с таможенным режимом экспорта, так и таможенным режимом переработки на таможенной территории, то есть грузовые таможенные декларации, подтверждающие фактический вывоз продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации. Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д.ШАТАЛОВ 2 апреля 2007 г. N 03-07-15/44 |