ГТК России и транспортные прокуроры неоднократно указывали о необходимости исполнения таможенными органами, как органами дознания, их процессуальных обязанностей по задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если последнее вызывается необходимостью и для задержания подозреваемых имеются законные основания, предусмотренные в ст.122 УПК РСФСР. (В противном случае, лица, могущие быть задержанными в качестве подозреваемых, (в основном граждане иных государств), скрываются от следствия и суда)). Наряду с такими серьезными недостатками в работе таможенных органов недопустима и другая крайность - задержание и арест лиц без достаточных для этого оснований и с отступлением от порядка производства этих следственных действий, предусмотренных УПК РСФСР. В этой связи, считаем необходимым подчеркнуть, что нарушения законности при задержании и аресте подозреваемых являются грубейшими ущемлениями конституционных прав и свобод и требуют немедленного реагирования со стороны руководящих должностных лиц таможенных органов, если такие противоправные действия были допущены их подчиненными при производстве дознания. Обеспечение законности при задержании и аресте подозреваемых по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, и контроль за этой стороной деятельности таможенных органов являются одной из главнейших обязанностей руководителей последних, а также начальников соответствующих правоохранительных подразделений (отделов дознания и отделов организации дознания) таможен и региональных таможенных управлений. В целях контроля за соблюдением в подчиненных таможенных органах законности, в том числе при задержании и аресте подозреваемых, Методическим письмом УБК ГТК России "О временном порядке учета в таможенных органах Российской Федерации материалов и уголовных дел о контрабанде и предоставлении по ним отчетности", действие которого подтверждено: письмами УБК ГТК России от 25.11.92 N 01-13/7419 "О соблюдении требований УПК РСФСР по делам о контрабанде", от 25.05.93 N 01-13/4973 "О недостатках в вопросах отчетности по материалам и уголовным делам о контрабанде", письмом и.о. Председателя ГТК России Бекова С.М. от 24.05.93 N 01-13/4889 "О внесении дополнений в УК РСФСР и УПК РСФСР", письмами заместителя Председателя ГТК России Драганова В.Г. от 23.05.94 N 01-13/5626 "О взаимодействии с органами внутренних дел при задержании и аресте подозреваемых по уголовным делам" и от 23.05.94 N 01-13/5627 "О необходимости исполнения приказа ГТК России N 7 от 13.01.94" предусматривается ведение таможенными органами учета всех лиц, задержанных и помещенных в ИВС в качестве подозреваемых в совершении преступления или подозреваемых, в отношении которых в процессе дознания была избрана мера пресечения - содержание под стражей - в специальном журнале (п.5 "Методического письма..."). При этом был установлен порядок (п.п.11, 12, 13, 14 "Методического письма..."), при котором в каждом случае произведенных таможенными органами задержаний подозреваемых или их арестах с помещением последних в ИВС таможенный орган обязан был о выполнении упомянутого следственного действия немедленно уведомить УБК (УБТП) ГТК России специальным сообщением с направлением копий такого спецсообщения и в соответствующее региональное таможенное управление (таможни центрального подчинения такие сообщения обязаны были направлять только в УБК (УБТП) ГТК России). Содержание спецсообщений о произведенных таможенными органами в процессе дознания задержаниях или арестах подозреваемых определялось п.15 "Методического письма..." 19.01.96 таможенным органам направлено письмо УБТП ГТК России N УБТП/106, которым установлена новая форма отчета о работе подразделений дознания таможенных органов, в разделе 3 которого подтверждена обязанность последних отражения сведений о произведенных задержаниях и арестах подозреваемых. Однако, как показали осуществленные УБТП ГТК России и органами прокуратуры проверки, эти требования не исполняются в подавляющем большинстве таможенных органов. Так в некоторых таможнях не все лица, задержанные в качестве подозреваемых, зарегистрированы в "журнале учета лиц, задержанных или взятых под стражу в процессе дознания", а в ряде таможен этот учет вообще отсутствует. В нарушении "Методического письма..." и других указаний УБК ГТК России и руководства ГТК России, таможнями не было своевременно представлено для контроля в УБК (УБТП) ГТК России только в 1995 году, даже по не полным данным УБТП, спецсообщений о задержании по меньшей мере 280 и об аресте 25 подозреваемых. Игнорирование требований "Методического письма от 23.11.92 N 01-13/7418" существенным образом затрудняет контроль УБТП и региональных таможенных управлений за соблюдением законности в деятельности подчиненных таможен при задержаниях и арестах подозреваемых и создает условия для ее нарушений. Такое отношение к исполнению указаний ГТК России считаем нетерпимым. В дальнейшем, при обнаружении подобных случаев, последние будут расцениваться УБТП ГТК России как укрытие в таможнях фактов задержаний и арестов подозреваемых от контроля вышестоящих таможенных органов со всеми вытекающими из этого последствиями для руководителей таможен и конкретных исполнителей, а именно - постановкой вопроса о привлечении их к строгой дисциплинарной ответственности, о назначении внеочередной аттестации и т.д. В целях недопущения нарушений законности в правоохранительной деятельности таможенных органов, как органов дознания и укрепления исполнительской дисциплины, предлагаем: - строго выполнять требования о надлежащем ведении в таможенных органах "Журнала учета лиц, задержанных или взятых под стражу в процессе дознания", о немедленном представлении по фактам задержаний и арестов подозреваемых и обвиняемых спецсообщений в УБТП ГТК России и в региональные таможенные управления (для таможен центрального подчинения только в адрес УБТП ГТК России); - в октябре 1996 года силами отделов организации дознания региональных таможенных управлений (Северо-Кавказской оперативной таможни) осуществить во всех подчиненных последним таможенных органах проверки полноты учета, обоснованности и законности задержаний и арестов подозреваемых и обвиняемых при проведении дознания таможенными органами за 9 месяцев 1996 года. (Проверка таможен центрального подчинения поручена отделу организации дознания УБТП ГТК России). Копии справок по результатам проверок представить в УБТП ГТК России не позднее 10.11.96. Начиная с 1997 года такие целевые проверки в порядке контроля проводить не реже 2-х раз в год (за первую половину года в июле-августе, в целом за год в январе-феврале последующего года); - предусмотреть в "Журналах учета лиц, задержанных или взятых под стражу в процессе дознания" (Приложение 2 к "Методическому письму УБК ГТК России от 23.11.92 N 01-13/7418") графу для данных о квалификации преступления, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо, задержанное или взятое под стражу. С настоящим письмом ознакомить заместителей начальников таможенных органов, начальников и личный состав отделов дознания таможен и отделов организации дознания Региональных таможенных управлений. Начальник Управления по борьбе с таможенными правонарушениями М.В.Ванин |