О НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ СПЕЦСООБЩЕНИЙ О ЗАДЕРЖАНИИ И АРЕСТЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 30.07.96 11-02/2148

        
     ГТК России  и  транспортные  прокуроры  неоднократно  указывали о
необходимости исполнения таможенными органами,  как органами дознания,
их  процессуальных  обязанностей  по  задержанию лиц,  подозреваемых в
совершении преступлений,  если последнее вызывается  необходимостью  и
для    задержания    подозреваемых    имеются    законные   основания,
предусмотренные в ст.122 УПК РСФСР.
     (В противном случае,  лица,  могущие быть задержанными в качестве
подозреваемых,  (в основном граждане иных государств),  скрываются  от
следствия и суда)).
     Наряду с  такими  серьезными  недостатками  в  работе  таможенных
органов  недопустима  и  другая крайность - задержание и арест лиц без
достаточных  для  этого  оснований  и  с   отступлением   от   порядка
производства этих следственных действий, предусмотренных УПК РСФСР.
     В этой связи,  считаем  необходимым  подчеркнуть,  что  нарушения
законности  при  задержании и аресте подозреваемых являются грубейшими
ущемлениями конституционных  прав  и  свобод  и  требуют  немедленного
реагирования   со   стороны  руководящих  должностных  лиц  таможенных
органов,  если  такие  противоправные  действия   были   допущены   их
подчиненными при производстве дознания.
     Обеспечение законности при задержании и аресте  подозреваемых  по
делам  о  преступлениях,  производство  дознания по которым отнесено к
компетенции  таможенных  органов,  и   контроль   за   этой   стороной
деятельности   таможенных   органов   являются   одной  из  главнейших
обязанностей   руководителей   последних,    а    также    начальников
соответствующих  правоохранительных  подразделений (отделов дознания и
отделов  организации  дознания)  таможен  и  региональных   таможенных
управлений.
     В целях контроля за соблюдением в подчиненных таможенных  органах
законности,  в  том  числе  при  задержании  и  аресте  подозреваемых,
Методическим письмом УБК ГТК  России  "О  временном  порядке  учета  в
таможенных  органах  Российской Федерации материалов и уголовных дел о
контрабанде и предоставлении по  ним  отчетности",  действие  которого
подтверждено:  письмами  УБК  ГТК  России  от 25.11.92 N 01-13/7419 "О
соблюдении требований УПК РСФСР по делам о контрабанде", от 25.05.93 N
01-13/4973  "О  недостатках  в  вопросах  отчетности  по  материалам и
уголовным делам о контрабанде",  письмом и.о.  Председателя ГТК России
Бекова С.М. от 24.05.93 N 01-13/4889 "О внесении дополнений в УК РСФСР
и УПК РСФСР",  письмами заместителя Председателя ГТК России  Драганова
В.Г.  от 23.05.94 N 01-13/5626 "О взаимодействии с органами внутренних
дел при задержании и аресте подозреваемых по  уголовным  делам"  и  от
23.05.94 N 01-13/5627 "О необходимости исполнения приказа ГТК России N
7 от 13.01.94" предусматривается ведение  таможенными  органами  учета
всех  лиц,  задержанных  и помещенных в ИВС в качестве подозреваемых в
совершении преступления  или  подозреваемых,  в  отношении  которых  в
процессе  дознания  была  избрана  мера  пресечения  -  содержание под
стражей - в специальном журнале (п.5 "Методического письма...").
     При этом   был   установлен   порядок   (п.п.11,   12,   13,   14
"Методического письма..."),  при котором в каждом случае произведенных
таможенными   органами  задержаний  подозреваемых  или  их  арестах  с
помещением последних в ИВС таможенный орган обязан  был  о  выполнении
упомянутого следственного действия немедленно уведомить УБК (УБТП) ГТК
России   специальным   сообщением   с   направлением   копий    такого
спецсообщения и  в  соответствующее региональное таможенное управление
(таможни  центрального  подчинения  такие   сообщения   обязаны   были
направлять только в УБК (УБТП) ГТК России).
     Содержание спецсообщений о произведенных таможенными  органами  в
процессе  дознания  задержаниях или арестах подозреваемых определялось
п.15 "Методического письма..."
     19.01.96 таможенным  органам  направлено письмо УБТП ГТК России N
УБТП/106,  которым   установлена   новая   форма   отчета   о   работе
подразделений  дознания  таможенных  органов,  в  разделе  3  которого
подтверждена обязанность последних отражения сведений о  произведенных
задержаниях и арестах подозреваемых.
     Однако, как показали осуществленные УБТП ГТК  России  и  органами
прокуратуры  проверки,  эти  требования  не  исполняются в подавляющем
большинстве таможенных органов.
     Так в  некоторых  таможнях  не  все лица,  задержанные в качестве
подозреваемых,  зарегистрированы в "журнале учета лиц, задержанных или
взятых  под  стражу  в процессе дознания",  а в ряде таможен этот учет
вообще отсутствует.
     В нарушении  "Методического  письма..." и других указаний УБК ГТК
России и  руководства  ГТК  России,  таможнями  не  было  своевременно
представлено  для контроля в УБК (УБТП) ГТК России только в 1995 году,
даже по не полным данным УБТП,  спецсообщений о задержании по  меньшей
мере 280 и об аресте 25 подозреваемых.
     Игнорирование требований  "Методического  письма  от  23.11.92  N
01-13/7418"   существенным   образом   затрудняет   контроль   УБТП  и
региональных  таможенных  управлений  за  соблюдением   законности   в
деятельности   подчиненных   таможен   при   задержаниях   и   арестах
подозреваемых и создает условия для ее нарушений.
     Такое отношение   к   исполнению   указаний  ГТК  России  считаем
нетерпимым.  В дальнейшем, при обнаружении подобных случаев, последние
будут  расцениваться  УБТП  ГТК  России  как укрытие в таможнях фактов
задержаний и арестов подозреваемых от контроля вышестоящих  таможенных
органов  со всеми вытекающими из этого последствиями для руководителей
таможен и конкретных исполнителей,  а именно - постановкой  вопроса  о
привлечении их к строгой дисциплинарной ответственности,  о назначении
внеочередной аттестации и т.д.
     В целях  недопущения  нарушений  законности  в правоохранительной
деятельности таможенных органов,  как органов  дознания  и  укрепления
исполнительской дисциплины, предлагаем:
     - строго выполнять требования о надлежащем ведении  в  таможенных
органах  "Журнала  учета  лиц,  задержанных  или  взятых  под стражу в
процессе дознания", о немедленном представлении по фактам задержаний и
арестов подозреваемых и обвиняемых спецсообщений в УБТП ГТК России и в
региональные   таможенные   управления   (для   таможен   центрального
подчинения только в адрес УБТП ГТК России);
     - в  октябре  1996  года  силами  отделов  организации   дознания
региональных   таможенных  управлений  (Северо-Кавказской  оперативной
таможни) осуществить во всех подчиненных последним таможенных  органах
проверки  полноты  учета,  обоснованности  и  законности  задержаний и
арестов подозреваемых и обвиняемых при проведении дознания таможенными
органами за 9 месяцев 1996 года.
     (Проверка таможен   центрального   подчинения   поручена   отделу
организации дознания УБТП ГТК России).
     Копии справок по результатам  проверок  представить  в  УБТП  ГТК
России не позднее 10.11.96.
     Начиная с 1997 года такие целевые  проверки  в  порядке  контроля
проводить   не  реже  2-х  раз  в  год  (за  первую  половину  года  в
июле-августе, в целом за год в январе-феврале последующего года);
     - предусмотреть в "Журналах учета лиц, задержанных или взятых под
стражу в процессе дознания" (Приложение 2 к "Методическому письму  УБК
ГТК  России от 23.11.92 N 01-13/7418") графу для данных о квалификации
преступления, в совершении которого подозревается или обвиняется лицо,
задержанное или взятое под стражу.
     С настоящим   письмом   ознакомить    заместителей    начальников
таможенных  органов,  начальников  и  личный  состав  отделов дознания
таможен  и  отделов  организации  дознания   Региональных   таможенных
управлений.

Начальник Управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями                               М.В.Ванин