ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ПО ДЕЛАМ, РАССМАТРИВАЕМЫМ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ПО ИСКАМ О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ, А ТАКЖЕ О ВЗЫСКАНИИ С РАБОТОДАТЕЛЯ НЕВЫПЛАЧЕННЫХ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.04.07 03-05-07-03/13

              ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ
         СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ПО ДЕЛАМ,
          РАССМАТРИВАЕМЫМ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ПО ИСКАМ
        О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ, А ТАКЖЕ О ВЗЫСКАНИИ
        С РАБОТОДАТЕЛЯ НЕВЫПЛАЧЕННЫХ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ,
              СВЯЗАННЫХ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ,
              ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ И ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           4 апреля 2007 г.
                           N 03-05-07-03/13

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение по вопросу освобождения военнослужащих, проходящих службу по
контракту, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым
в  судах общей юрисдикции, по искам о взыскании денежного довольствия,
и сообщает.
     В  соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.36 от уплаты государственной
пошлины  по  делам,  рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также
мировыми   судьями,   освобождаются  истцы  -  по  искам  о  взыскании
заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим
из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
     Пунктом   2  Постановления  Пленума  Верховного  Суда  Российской
Федерации   от   14.02.2000  N  9  разъяснено,  что  согласно  ст.  10
Федерального  закона  от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
право  на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими
военной  службы.  При  разрешении  дел  по  искам  или  жалобам  судам
необходимо  иметь  в  виду,  что правоотношения, имеющие специфический
характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами
и   иными   нормативными   правовыми   актами,  определяющими  порядок
прохождения  военной  службы  и статус военнослужащих. Нормы трудового
законодательства  могут  применяться  к  правоотношениям,  связанным с
прохождением  военной  службы,  лишь  в случаях, когда об этом имеется
прямое указание в законе.
     В  соответствии с п. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N
79-ФЗ  "О  государственной  гражданской  службе  Российской Федерации"
денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада
гражданского  служащего  в  соответствии  с  замещаемой  им должностью
гражданской   службы  и  месячного  оклада  гражданского  служащего  в
соответствии  с  присвоенным  ему  классным  чином гражданской службы,
которые  составляют  оклад месячного денежного содержания гражданского
служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
     Также  согласно  п.  1  ст.  12  Федерального  закона  "О статусе
военнослужащих"   денежное   довольствие   военнослужащих  состоит  из
месячного  оклада  в  соответствии  с занимаемой воинской должностью и
месячного  оклада  в  соответствии  с  присвоенным  воинским  званием,
которые    составляют    оклад    месячного    денежного    содержания
военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
     Следовательно,  учитывая  вышеперечисленные положения Федеральных
законов,   месячное  денежное  содержание  военнослужащих  состоит  из
месячного  оклада  в  соответствии  с занимаемой воинской должностью и
месячного  оклада  в  соответствии с присвоенным воинским званием. Что
касается месячных и иных дополнительных выплат, предусмотренных ст. 13
Федерального  закона "О статусе военнослужащих", в том числе связанных
с    выплатой    военнослужащим,    направляемым    в    командировку,
командировочных  расходов,  то  они  к  месячному денежному содержанию
военнослужащих не относятся.
     Однако  в  соответствии  со  ст.  ст.  21 и 187 Трудового кодекса
Российской   Федерации   работник   имеет  право  на  профессиональную
подготовку,  переподготовку  и повышение своей квалификации в порядке,
установленном   настоящим   Кодексом,   иными  федеральными  законами.
Работникам,  направляемым  для  повышения  квалификации  с  отрывом от
работы   в   другую  местность,  производится  оплата  командировочных
расходов   в  порядке  и  размерах,  которые  предусмотрены  для  лиц,
направляемых в служебные командировки.
     Учитывая вышеперечисленные положения Трудового кодекса Российской
Федерации,  Федеральных законов и нормы пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Кодекса,
касающиеся  освобождения  от  уплаты государственной пошлины истцов по
иным  требованиям,  вытекающим  из  трудовых  правоотношений, в случае
обращения  военнослужащих в суды общей юрисдикции с исками о взыскании
с  работодателя  невыплаченных  командировочных  расходов, связанных с
профессиональной    подготовкой,    переподготовкой    и    повышением
квалификации,  они  должны  быть освобождены от уплаты государственной
пошлины.
     Что  касается  обращений военнослужащих в суды общей юрисдикции с
исками  о  взыскании  с  работодателя невыплаченных командировочных по
другим  основаниям,  то  в  этих  случаях  они  являются плательщиками
государственной пошлины на общих основаниях.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
4 апреля 2007 г.
N 03-05-07-03/13