ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВСКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СУДОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 14 марта 1996 г. N 140 (Д) В целях повышения ответственности должностных лиц таможенных органов, имеющих в своем составе суда, за организацию ремонтных работ ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Инструкцию по организации вскрытия и закрытия технических средств судов таможенных органов Российской Федерации (приложение). 2. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю Председателя ГТК России С.М.Бекову. Первый заместитель Председателя Комитета В.Ф. Кругликов Приложение к приказу ГТК России от 14 марта 1996 года N 140 ИНСТРУКЦИЯ по организации вскрытия и закрытия технических средств судов таможенных органов Российской Федерации 1. Общие положения 1.1. Настоящей Инструкцией определяется порядок организации вскрытия и закрытия технических средств судов таможенных органов Российской Федерации (далее - судов), проводимых силами личного состава судна при периодических осмотрах и ремонтах. 1.2. Вскрытие технических средств, не нарушающее назначенной готовности судна, производят с разрешения должностного лица - командира судна. 1.3. Если время, необходимое для вскрытия технических средств, недостаточно для обеспечения требуемой готовности судна к выходу, то такие вскрытия следует производить с разрешения начальника таможни. 1.4. Вскрытие необитаемых помещений (коффердамы, топливные, масляные и водяные цистерны) для производства работ в базе производят с разрешения должностного лица - механика судна, а вскрытие необитаемых помещений в море - только с разрешения командира судна. 1.5. Вскрытие и закрытие технических средств следует производить строго в последовательности, установленной инструкциями заводов-изготовителей, а организацию проведения этих работ - в соответствии с требованиями Устава судов таможенных органов Российской Федерации, Руководства по борьбе за живучесть, инструкций и правил эксплуатации, правил техники безопасности и настоящей Инструкции. Вскрытие и закрытие технических средств следует организовать так, чтобы исключить всякую возможность несчастных случаев с личным составом, повреждений техники и попадания посторонних предметов в открытые полости механизмов и систем. Все используемые инструменты и приспособления должны быть учтены и по окончании работ пересчитаны. 1.6. Во время ремонта, производимого судоремонтным предприятием, личный состав судна обязан следить за соблюдением рабочими предприятия требований инструкций по вскрытию и закрытию технических средств и принимать необходимые меры по устранению выявленных нарушений. 1.7. Каждое техническое средство следует вскрывать и закрывать в присутствии заведующего, а в его отсутствие на судне - в присутствии его непосредственного начальника (помимо должностных лиц, указанных в приложении). 1.8. При подготовке к вскрытию и закрытию технических средств необходимо: - изучить с личным составом, участвующим в проведении этих работ, соответствующие разделы инструкций завода-изготовителя и формуляров; - установить обязанности и последовательность действий личного состава; - определить место для размещения, крепления и хранения (по месту) всех громоздких деталей по мере их демонтажа; - подготовить все необходимые контрольно-измерительные приборы, материалы, специальный инструмент и съемные приспособления, таблицы для замера зазоров; - провести инструктаж личного состава, участвующего в работе, по вопросам техники безопасности, о чем сделать запись в эксплуатационном журнале. 1.9. Работы по вскрытию технических средств и трубопроводов, связанных с забортной водой, следует производить только по указанию механика судна. Перед началом этих работ необходимо убедиться в полном закрытии клапанов, клинкетов и кингстонов, разобщающих технические средств, и трубопроводы и забортную воду. На них необходимо вывесить таблички с предупреждающими надписями "Не трогать! Жизнеопасно!". При рассоединении фланцев магистралей или снятии крышек, связанных с забортной водой, вначале производят частичную открутку крепежа для спуска воды, а затем после полного спуска воды заканчивают рассоединение. 1.10. Вместо снятых участков трубопроводов и арматуры на весь период работ на отверстия устанавливают равнопрочные заглушки. Если судно на плаву, в период вскрытия и закрытия арматуры забортных систем на месте работ необходимо подготовить средства для заделки отверстий и привести в немедленную готовность средства для водоотлива. Предварительно проверяют возможность немедленной герметизации помещения в случае его затопления. В нерабочее время в помещении, где не закончены работы с забортными отверстиями, выставляют дневального. 1.11. При производстве работ со вскрытыми техническими средствами последние должны быть ограждены сверху и сбоку полиэтиленовой пленкой, брезентом или фанерой во избежание попадания в открытые полости посторонних предметов. Отсоединенные концы электрокабелей снятого электрооборудования необходимо изолировать и навесить бирки с обозначением назначения отключенного кабеля и надписью "Отключено". 1.12. Снятые мелкие детали, арматуру, крепеж, а также инструмент во время работы держат в ящиках и сумках. 1.13. На время перерывов в работе со вскрытыми механизмами оставляют старшего, ответственного за сохранность механизмов, или специально выделенного дневального. Если в помещении никто не остается, то его закрывают на замок. 1.14. При вскрытии и закрытии технических средств присутствие лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам, без разрешения механика судна, запрещается. 1.15. Техническое средство после завершающего контрольного осмотра должно быть немедленно и полностью закрыто в присутствии лиц, производивших его. Если вследствие исключительных обстоятельств пришлось сделать перерыв и техническое средство после осмотра не закрыли, то независимо от мер, предусмотренных предыдущими пунктами, надлежит вновь произвести контрольный осмотр, а затем закрытие. 1.16. Использование грузоподъемных средств, непроверенных и с просроченным сроком технического освидетельствования, запрещается. Применять грузоподъемные средства (тали, тросы) разрешается после их проверки и только в соответствии с установленной грузоподъемностью. 1.17. Использование переносных светильников разрешается только при полной их исправности и при питании их от сети напряжением не более 27 В. 1.18. Перед началом работ по вскрытию электрооборудования (распределительные щиты, электромашины, электроаппараты и т.д.) необходимо: - убедиться, что оно не находится под напряжением: на органах управления, коммутационных аппаратах и т.п., которыми произведено отключение электрооборудования, вывесить запрещающие плакаты "Не включать - работают люди!"; - проверить, нет ли напряжения на электрооборудовании, выделенном для работ, предварительно убедившись в исправности указателя напряжения на неотключенных токоведущих частях; делать окончательное заключение об отсутствии напряжения по показаниям штатных приборов и сигнальных ламп не допускается; - при наличии конденсаторов в цепях снять с токоведущих частей остаточный заряд неоднократным замыканием на заземленный корпус электрооборудования изолированной перемычкой; - для исключения возможности проворачивания электроприводов насосов и вентиляторов от приводного механизма закрыть соответствующие клапаны или клинкеты и вывесить плакаты "Не трогать! Работают люди". Примечание. 1. При работе с автоматизированным электрооборудованием следует убедиться в отсутствии напряжения во всех цепях управления, защиты и контроля. 2. Отсутствие напряжения необходимо проверять между фазами (полюсами) и каждой фазой и корпусом электрооборудования. 3. При работе на автоматах с дистанционным приводом убедиться в отсутствии напряжения на обоих полюсах в целях оперативного тока и электропривода автомата. Автомат должен быть в отключенном положении. 1.19. Перед вскрытием механизмов, трубопроводов, систем и арматуры предварительно следует убедиться в закрытии путевых запорных устройств, отсутствии давления (воздуха, пара, жидкости) в механизмах, трубопроводах, системах и аппаратуре, снять остаточное давление согласно инструкции проектанта и завода-изготовителя. 1.20. В помещении, где производится вскрытие редукторов, картеров и горловин двигателей, работы с открытым огнем запрещаются. 1.21. При каждом вскрытии и закрытии технических средств в соответствующих эксплуатационных журналах делают записи: - о причинах вскрытия, техническом состоянии и обнаруженных дефектах; - о результатах замеров зазоров и других проделанных работах; - о результатах и замечаниях при проведении швартовных и ходовых испытаний. В журналах следует также указать должности и фамилии лиц, проводивших вскрытие, закрытие технических средств, и руководителей этих работ. 1.22. На основе записей в эксплуатационных журналах о вскрытии технических средств, результатах их осмотров и проведенных работах вносят необходимые данные в соответствующие разделы формуляров. 2. Обязанности должностных лиц Обязанности и ответственность специалиста 2.1. Перед закрытием любого технического средства своего заведования каждый специалист лично осматривает и проверяет внутренние полости технического средства и несет полную ответственность за исправное состояние деталей, правильность их сборки, отсутствие посторонних предметов в полостях технического средства, а также производит замеры, отвечает за их правильность, дефектование, установку новых зазоров и регулировку технических средств, производит....... Обязанности и ответственность механика судна 2.2. Руководит работами и контролирует их организацию, обеспечивая выполнение всех указаний настоящей Инструкции. Обязан присутствовать при вскрытии и закрытии всех наиболее ответственных технических средств своего заведования. Лично проверяет состояние деталей, их сборку и отсутствие посторонних предметов в полостях закрываемых при нем технических средств, неся за это полную ответственность. Несет ответственность за производство и правильность замеров и износов, анализ замеров, дефектование, соблюдение нормативных зазоров и регулировку главных установок, а также утверждает произведенные специалистами анализы замеров. Кроме того, проверяет правильность заполнения эксплуатационных журналов и формуляров. Непосредственно контролирует вскрытие и закрытие забортной арматуры. Обязанности и ответственность командира судна 2.3. Командир судна следит за соблюдением требований правил и инструкций по вскрытию и закрытию технических средств, присутствует при вскрытии и закрытии главной установки, несет полную ответственность за безаварийность этих работ и за предупреждение несчастных случаев с личным составом во время их производства. Обязанности и ответственность морских отделов региональных таможенных управлений 2.4. Морские отделы региональных таможенных управлений должны контролировать выполнение настоящей Инструкции при вскрытии и закрытии технических средств личным составом судов. Приложение к Инструкции по организации вскрытия и закрытия технических средств судов таможенных органов Функциональные обязанности должностных лиц при вскрытии и закрытии основных узлов технических средств электромеханических подразделений судов таможенных органов --------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Выполняемая работа | Кто дает указание | Кто р | технических средств | | производить работы | и о | | | | | | | | | | | | |-----------------------|---------------------------------|----------------------|------ | 1 | 2 | 3 | --------------------------------------------------------------------------------------- Главные дизели Демонтаж и монтаж двигателей Начальник морского Произв отдела Регионального предпр таможенного состав управления Частичная разборка двигателя Начальник таможни Механи для осмотров Вскрытие, чистка масляной Механик судна Специа системы, закрытие Дизель-генераторы и Частичная разборка и сборка. Механик судна Специа дизели плавсредств Вскрытие, осмотр и очистка Специалист Специа масляного и водяного холодильников, закрытие, очистка масляных и топливных фильтров. Полная разборка и сборка Механик судна Специа Компрессоры Вскрытие, осмотр и закрытие Механик судна Специа втулок цилиндров, поршней, поршневых колец, топливной аппаратуры Электрические Осмотр N 2 Механик судна Специа машины: генераторы, шпилевые машины, пожарных насосов, Вскрытие, осмотр подшипников, Специалист Специалист водоотливных проведение замеров, проверка насосов, состояния обмоток, коллекторов, преобразователи контактных колец, закрытие тока и частоты Распределительные Осмотр N 2 Механик судна Специалист щиты, пульты управления и устройства автоматизации Вскрытие, осмотр ГРЩ и пультов Механик судна Механик энергетических управления, закрытие систем, батарейные выключатели и автоматы Электрическая Осмотр N 2 Механик судна Механик аппаратура дистанционного автоматизированного управления энергетической установкой, общекорабельными системами и движительным комплексом Воздухоприемные Вскрытие, осмотр соединений и Механик судна Специал шахты и компенсаторов газоотводы Донная и забортная Все работы с арматурой и Командир судна Механик арматура и трубопроводами, связанными с трубопроводы донными и забортными отверстиями, через которые возможно поступление воды внутрь судна Приборы Осмотр N 2 Механик судна Специал корабельной телефонии и сигнализации Система Вскрытие, осмотр и регулировка, Механик судна Специал дистанционного закрытие управления дизелями Система Вскрытие, осмотр и регулировка, Механик судна Специал дистанционного закрытие управления дизель-генератором Системы: водяная Вскрытие, осмотр и закрытие Механик судна Специал противопожарная, арматуры (не связанной с водоотливная и забортными отверстиями). перепускная, Разборка, осмотр и сборка Механик судна Специал осушения эжекторов водоотлива. Вскрытие, осмотр и закрытие Механик судна Специал насосов водоотлива и их арматуры Система воздуха Разборка, осмотр и сборка Механик судна Специал высокого, среднего трубопроводов, клапанов и низкого давления Системы: санитарная, Вскрытие, осмотр и закрытие Механик судна Специал пресной воды, систем (не связанных с фановая и сточная, забортными отверстиями). кондиционирования, Вскрытие, очистка и Командир судна Специал топливная, масляная цементировка, покраска цистерн пресной воды. Вскрытие, пропарирование, Командир судна Специал чистка и закрытие топливных, масляных цистерн. Вскрытие, осмотр и закрытие Специалист Специал кондиционеров Водометы Вскрытие, осмотр, ремонт, Командир судна Специал закрытие Примечание. 1. Вскрытие и закрытие технических средств, систем и устройств, не вошедших в графу 1, производятся в соответствии с инструкцией по вскрытию и закрытию этих технических средств. 2. На судах, где штатом специалисты не предусмотрены, их 5 обязанности возлагаются на механика судна. |