ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВСКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СУДОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 14.03.96 140

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВСКРЫТИЯ И
        ЗАКРЫТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СУДОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     
                                ПРИКАЗ

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
                           14 марта 1996 г.
                                N 140
     
                                 (Д)

        
     В целях  повышения  ответственности  должностных  лиц  таможенных
органов,  имеющих в своем составе суда, за организацию ремонтных работ
ПРИКАЗЫВАЮ:
     1. Утвердить  Инструкцию  по  организации  вскрытия  и   закрытия
технических  средств  судов  таможенных  органов  Российской Федерации
(приложение).
     2. Контроль   за   исполнением  настоящего  приказа  осуществлять
заместителю Председателя ГТК России С.М.Бекову.

Первый заместитель
Председателя Комитета                          В.Ф. Кругликов


                                                            Приложение
                                                  к приказу ГТК России
                                           от 14 марта 1996 года N 140

                              ИНСТРУКЦИЯ
        по организации вскрытия и закрытия технических средств
            судов таможенных органов Российской Федерации

                          1. Общие положения
                                           
     1.1. Настоящей  Инструкцией  определяется   порядок   организации
вскрытия  и  закрытия  технических  средств  судов  таможенных органов
Российской  Федерации  (далее  -  судов),  проводимых  силами  личного
состава судна при периодических осмотрах и ремонтах.
     1.2. Вскрытие  технических  средств,  не  нарушающее  назначенной
готовности   судна,   производят  с  разрешения  должностного  лица  -
командира судна.
     1.3. Если  время,  необходимое  для вскрытия технических средств,
недостаточно для обеспечения требуемой готовности судна к  выходу,  то
такие вскрытия следует производить с разрешения начальника таможни.
     1.4. Вскрытие  необитаемых  помещений   (коффердамы,   топливные,
масляные  и водяные цистерны) для производства работ в базе производят
с  разрешения  должностного  лица  -  механика   судна,   а   вскрытие
необитаемых помещений в море - только с разрешения командира судна.
     1.5. Вскрытие и закрытие технических средств следует  производить
строго     в     последовательности,     установленной    инструкциями
заводов-изготовителей,  а  организацию  проведения  этих  работ  -   в
соответствии с требованиями Устава судов таможенных органов Российской
Федерации,  Руководства по борьбе за живучесть,  инструкций  и  правил
эксплуатации, правил техники безопасности и настоящей Инструкции.
     Вскрытие и закрытие технических средств следует организовать так,
чтобы   исключить  всякую  возможность  несчастных  случаев  с  личным
составом,  повреждений техники и  попадания  посторонних  предметов  в
открытые  полости механизмов и систем.  Все используемые инструменты и
приспособления должны быть учтены и по окончании работ пересчитаны.
     1.6. Во время ремонта,  производимого судоремонтным предприятием,
личный состав судна обязан следить за соблюдением рабочими предприятия
требований  инструкций  по  вскрытию  и закрытию технических средств и
принимать необходимые меры по устранению выявленных нарушений.
     1.7. Каждое  техническое средство следует вскрывать и закрывать в
присутствии заведующего,  а в его отсутствие на судне - в  присутствии
его непосредственного начальника (помимо должностных лиц,  указанных в
приложении).
     1.8. При  подготовке  к  вскрытию  и закрытию технических средств
необходимо:
     - изучить с личным составом, участвующим в проведении этих работ,
соответствующие разделы инструкций завода-изготовителя и формуляров;
     - установить  обязанности  и  последовательность действий личного
состава;
     - определить  место  для  размещения,  крепления  и  хранения (по
месту) всех громоздких деталей по мере их демонтажа;
     - подготовить  все  необходимые контрольно-измерительные приборы,
материалы,  специальный инструмент и съемные  приспособления,  таблицы
для замера зазоров;
     - провести инструктаж личного состава,  участвующего в работе, по
вопросам техники безопасности, о чем сделать запись в эксплуатационном
журнале.
     1.9. Работы  по  вскрытию  технических  средств  и трубопроводов,
связанных с забортной водой,  следует производить только  по  указанию
механика судна. Перед началом этих работ необходимо убедиться в полном
закрытии клапанов,  клинкетов и  кингстонов,  разобщающих  технические
средств,  и трубопроводы и забортную воду.  На них необходимо вывесить
таблички с предупреждающими надписями "Не трогать! Жизнеопасно!".
     При рассоединении   фланцев   магистралей   или   снятии  крышек,
связанных с забортной водой,  вначале  производят  частичную  открутку
крепежа для спуска воды, а затем после полного спуска воды заканчивают
рассоединение.
     1.10. Вместо  снятых  участков  трубопроводов  и арматуры на весь
период работ на отверстия устанавливают  равнопрочные  заглушки.  Если
судно на плаву, в период вскрытия и закрытия арматуры забортных систем
на месте работ необходимо подготовить средства для заделки отверстий и
привести   в   немедленную   готовность   средства   для   водоотлива.
Предварительно   проверяют   возможность   немедленной    герметизации
помещения в случае его затопления.  В нерабочее время в помещении, где
не закончены работы с забортными отверстиями, выставляют дневального.
     1.11. При производстве работ со вскрытыми техническими средствами
последние должны быть ограждены сверху и сбоку полиэтиленовой пленкой,
брезентом  или  фанерой  во  избежание  попадания  в  открытые полости
посторонних предметов.
     Отсоединенные концы  электрокабелей  снятого  электрооборудования
необходимо изолировать и  навесить  бирки  с  обозначением  назначения
отключенного кабеля и надписью "Отключено".
     1.12. Снятые мелкие детали,  арматуру, крепеж, а также инструмент
во время работы держат в ящиках и сумках.
     1.13. На  время  перерывов  в  работе  со  вскрытыми  механизмами
оставляют  старшего,  ответственного  за  сохранность механизмов,  или
специально  выделенного  дневального.  Если  в  помещении   никто   не
остается, то его закрывают на замок.
     1.14. При вскрытии и  закрытии  технических  средств  присутствие
лиц,  не  имеющих  непосредственного  отношения  к  этим работам,  без
разрешения механика судна, запрещается.
     1.15. Техническое   средство   после   завершающего  контрольного
осмотра должно быть немедленно и полностью закрыто в присутствии  лиц,
производивших   его.   Если  вследствие  исключительных  обстоятельств
пришлось сделать перерыв  и  техническое  средство  после  осмотра  не
закрыли,  то независимо от мер,  предусмотренных предыдущими пунктами,
надлежит вновь произвести контрольный осмотр, а затем закрытие.
     1.16. Использование  грузоподъемных  средств,  непроверенных  и с
просроченным  сроком  технического  освидетельствования,  запрещается.
Применять  грузоподъемные средства (тали,  тросы) разрешается после их
проверки и только в соответствии с установленной грузоподъемностью.
     1.17. Использование  переносных  светильников  разрешается только
при полной их исправности и при питании  их  от  сети  напряжением  не
более 27 В.
     1.18. Перед  началом  работ   по   вскрытию   электрооборудования
(распределительные   щиты,   электромашины,  электроаппараты  и  т.д.)
необходимо:
     - убедиться,  что  оно  не находится под напряжением:  на органах
управления,  коммутационных аппаратах  и  т.п.,  которыми  произведено
отключение   электрооборудования,  вывесить  запрещающие  плакаты  "Не
включать - работают люди!";
     - проверить, нет ли напряжения на электрооборудовании, выделенном
для  работ,  предварительно   убедившись   в   исправности   указателя
напряжения  на неотключенных токоведущих частях;  делать окончательное
заключение об отсутствии напряжения по показаниям штатных  приборов  и
сигнальных ламп не допускается;
     - при наличии конденсаторов в цепях снять  с  токоведущих  частей
остаточный   заряд  неоднократным  замыканием  на  заземленный  корпус
электрооборудования изолированной перемычкой;
     - для   исключения   возможности  проворачивания  электроприводов
насосов и вентиляторов от приводного механизма закрыть соответствующие
клапаны или клинкеты и вывесить плакаты "Не трогать! Работают люди".

     Примечание. 1.      При     работе     с     автоматизированным
электрооборудованием следует убедиться в отсутствии напряжения во всех
цепях управления, защиты и контроля.
     2. Отсутствие  напряжения  необходимо  проверять   между   фазами
(полюсами) и каждой фазой и корпусом электрооборудования.
     3. При работе на автоматах с дистанционным приводом  убедиться  в
отсутствии напряжения  на  обоих  полюсах  в целях оперативного тока и
электропривода автомата. Автомат должен быть в отключенном положении.
     
     1.19. Перед  вскрытием  механизмов,   трубопроводов,   систем   и
арматуры  предварительно следует убедиться в закрытии путевых запорных
устройств, отсутствии давления (воздуха, пара, жидкости) в механизмах,
трубопроводах,   системах  и  аппаратуре,  снять  остаточное  давление
согласно инструкции проектанта и завода-изготовителя.
     1.20. В помещении, где производится вскрытие редукторов, картеров
и горловин двигателей, работы с открытым огнем запрещаются.
     1.21. При  каждом  вскрытии  и  закрытии  технических  средств  в
соответствующих эксплуатационных журналах делают записи:
     - о  причинах  вскрытия,  техническом  состоянии  и  обнаруженных
дефектах;
     - о результатах замеров зазоров и других проделанных работах;
     - о результатах и замечаниях при проведении швартовных и  ходовых
испытаний.
     В журналах  следует  также  указать  должности  и  фамилии   лиц,
проводивших  вскрытие,  закрытие технических средств,  и руководителей
этих работ.
     1.22. На  основе  записей  в эксплуатационных журналах о вскрытии
технических средств,  результатах их осмотров  и  проведенных  работах
вносят необходимые данные в соответствующие разделы формуляров.

                    2. Обязанности должностных лиц

              Обязанности и ответственность специалиста

     2.1. Перед   закрытием   любого   технического   средства  своего
заведования каждый специалист лично осматривает и проверяет внутренние
полости  технического  средства  и  несет  полную  ответственность  за
исправное  состояние  деталей,  правильность  их  сборки,   отсутствие
посторонних  предметов  в  полостях  технического  средства,  а  также
производит  замеры,  отвечает  за   их   правильность,   дефектование,
установку   новых   зазоров   и   регулировку   технических   средств,
производит.......

             Обязанности и ответственность механика судна
     
     2.2. Руководит   работами   и   контролирует   их    организацию,
обеспечивая  выполнение  всех  указаний  настоящей Инструкции.  Обязан
присутствовать при вскрытии и  закрытии  всех  наиболее  ответственных
технических  средств  своего  заведования.  Лично  проверяет состояние
деталей,  их сборку и  отсутствие  посторонних  предметов  в  полостях
закрываемых   при   нем   технических  средств,  неся  за  это  полную
ответственность.  Несет ответственность за производство и правильность
замеров   и   износов,   анализ   замеров,   дефектование,  соблюдение
нормативных  зазоров  и  регулировку  главных   установок,   а   также
утверждает  произведенные  специалистами анализы замеров.  Кроме того,
проверяет  правильность   заполнения   эксплуатационных   журналов   и
формуляров. Непосредственно контролирует вскрытие и закрытие забортной
арматуры.

            Обязанности и ответственность командира судна
     
     2.3. Командир судна следит за  соблюдением  требований  правил  и
инструкций  по  вскрытию и закрытию технических средств,  присутствует
при   вскрытии   и   закрытии   главной   установки,   несет    полную
ответственность  за  безаварийность  этих  работ  и  за предупреждение
несчастных случаев с личным составом во время их производства.

            Обязанности и ответственность морских отделов
                  региональных таможенных управлений
                                                                   
     2.4. Морские  отделы  региональных  таможенных  управлений должны
контролировать выполнение настоящей Инструкции при вскрытии и закрытии
технических средств личным составом судов.


                                                            Приложение
                                           к Инструкции по организации
                                       вскрытия и закрытия технических
                                      средств судов таможенных органов


              Функциональные обязанности должностных лиц
      при вскрытии и закрытии основных узлов технических средств
      электромеханических подразделений судов таможенных органов

 ---------------------------------------------------------------------------------------
|     Наименование      |         Выполняемая работа      |   Кто дает указание  | Кто р
| технических средств   |                                 |   производить работы |   и о
|                       |                                 |                      |
|                       |                                 |                      |
|                       |                                 |                      |
|-----------------------|---------------------------------|----------------------|------
|          1            |                 2               |          3           |
 ---------------------------------------------------------------------------------------
  Главные дизели          Демонтаж и монтаж двигателей      Начальник морского     Произв
                                                            отдела Регионального   предпр
                                                            таможенного            состав
                                                            управления
                                                            
                          Частичная разборка двигателя      Начальник таможни      Механи
                          для осмотров
                                                           
                          Вскрытие, чистка масляной         Механик судна          Специа
                          системы, закрытие
                                                           
  Дизель-генераторы и     Частичная разборка и сборка.      Механик судна          Специа
  дизели плавсредств      Вскрытие, осмотр и очистка        Специалист             Специа
                          масляного и водяного
                          холодильников, закрытие,
                          очистка масляных и топливных
                          фильтров. Полная разборка
                          и сборка                          Механик судна          Специа
                                                           
                                                           
  Компрессоры             Вскрытие, осмотр и закрытие       Механик судна          Специа
                          втулок цилиндров, поршней,
                          поршневых колец, топливной
                          аппаратуры
                                                           
  Электрические           Осмотр N 2                        Механик судна          Специа
  машины: генераторы,
  шпилевые машины,
  пожарных насосов,      Вскрытие, осмотр подшипников,      Специалист             Специалист
  водоотливных           проведение замеров, проверка
  насосов,               состояния обмоток, коллекторов,
  преобразователи        контактных колец, закрытие
  тока и частоты

  Распределительные      Осмотр N 2                         Механик судна          Специалист
  щиты, пульты
  управления и
  устройства
  автоматизации          Вскрытие, осмотр ГРЩ и пультов     Механик судна          Механик
  энергетических         управления, закрытие
  систем, батарейные
  выключатели и
  автоматы

  Электрическая          Осмотр N 2                         Механик судна          Механик
  аппаратура
  дистанционного
  автоматизированного
  управления
  энергетической
  установкой,
  общекорабельными
  системами и
  движительным
  комплексом

  Воздухоприемные        Вскрытие, осмотр соединений и      Механик судна         Специал
  шахты и                компенсаторов
  газоотводы

  Донная и забортная     Все работы с арматурой и           Командир судна        Механик
  арматура и             трубопроводами, связанными с
  трубопроводы           донными и забортными
                         отверстиями, через которые
                         возможно поступление воды
                         внутрь судна

  Приборы                Осмотр N 2                         Механик судна         Специал
  корабельной
  телефонии и
  сигнализации

  Система                Вскрытие, осмотр и регулировка,    Механик судна         Специал
  дистанционного         закрытие
  управления
  дизелями

  Система                Вскрытие, осмотр и регулировка,    Механик судна         Специал
  дистанционного         закрытие
  управления
  дизель-генератором


  Системы: водяная       Вскрытие, осмотр и закрытие        Механик судна         Специал
  противопожарная,       арматуры (не связанной с
  водоотливная и         забортными отверстиями).
  перепускная,           Разборка, осмотр и сборка          Механик судна         Специал
  осушения               эжекторов водоотлива.
                         Вскрытие, осмотр и закрытие        Механик судна         Специал
                         насосов водоотлива и их
                         арматуры

  Система воздуха        Разборка, осмотр и сборка          Механик судна         Специал
  высокого, среднего     трубопроводов, клапанов
  и низкого давления

  Системы: санитарная,   Вскрытие, осмотр и закрытие        Механик судна         Специал
  пресной воды,          систем (не связанных с
  фановая и сточная,     забортными отверстиями).
  кондиционирования,     Вскрытие, очистка и                Командир судна        Специал
  топливная, масляная    цементировка, покраска цистерн
                         пресной воды.
                         Вскрытие, пропарирование,          Командир судна        Специал
                         чистка и закрытие топливных,
                         масляных цистерн.
                         Вскрытие, осмотр и закрытие        Специалист            Специал
                         кондиционеров

  Водометы               Вскрытие, осмотр, ремонт,          Командир судна        Специал
                         закрытие


     Примечание. 1.  Вскрытие и закрытие технических средств, систем и
устройств, не  вошедших  в  графу  1,  производятся  в  соответствии с
инструкцией по вскрытию и закрытию этих технических средств.
     2. На  судах,  где  штатом  специалисты  не   предусмотрены,   их                              5
обязанности возлагаются на механика судна.