ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НА РАСХОДЫ ПО ВЫПЛАТЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ ЧЛЕНАМ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ И ЧЛЕНАМ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ, ПРОИЗВОДИМОЙ НА ОСНОВАНИИ УСТАВА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА, И ОБ ОТСУТСТВИИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.04.07 03-04-06-02/72

        ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
        ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НА РАСХОДЫ ПО ВЫПЛАТЕ
           ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ ЧЛЕНАМ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ И ЧЛЕНАМ
        РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ, ПРОИЗВОДИМОЙ НА ОСНОВАНИИ УСТАВА
         АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА, И ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ
                 НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УКАЗАННЫХ ВЫПЛАТ ЕСН

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 апреля 2007 г.
                           N 03-04-06-02/72

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   по   вопросам   начисления   единого  социального  налога  на
вознаграждения членам совета директоров и членам ревизионной комиссии,
а  также  включение таких выплат в расходы организации при определении
налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль,  и  на  основании  ст.  34.2
Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее - Кодекс) разъясняет
следующее.
     В  соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N
208-ФЗ  "Об  акционерных  обществах" (далее - Закон) по решению общего
собрания  акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета)
общества   в   период   исполнения   ими   своих   обязанностей  могут
выплачиваться   вознаграждения   и   (или)  компенсироваться  расходы,
связанные   с   исполнением   ими  функций  членов  совета  директоров
(наблюдательного совета) общества.
     Размеры  таких  вознаграждений  устанавливаются  решением  общего
собрания акционеров.
     Согласно  ст.  85 указанного Закона для осуществления контроля за
финансово-хозяйственной   деятельностью   общества   общим   собранием
акционеров  в  соответствии  с уставом общества избирается ревизионная
комиссия  общества.  По  решению  общего  собрания  акционеров  членам
ревизионной   комиссии   общества   в   период  исполнения  ими  своих
обязанностей    могут    выплачиваться    вознаграждения    и    (или)
компенсироваться   расходы,   связанные   с   исполнением   ими  своих
обязанностей.    Размеры    таких    вознаграждений    и   компенсаций
устанавливаются решением общего собрания акционеров.
     В  соответствии  с пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона к компетенции общего
собрания  акционеров  относится  распределение прибыли, то есть чистой
прибыли  акционерного  общества,  остающейся  после  уплаты  налога на
прибыль,   включая   возможность  направления  части  нераспределенной
прибыли общества на выплату вознаграждений членам советов директоров.
     Вследствие  этого  акционерное  общество не может гарантировать в
обязательном  порядке  выплату вознаграждений членам совета директоров
общества.
     В  соответствии  с  п.  21  ст.  270  Кодекса при налогообложении
прибыли   не  учитываются  расходы  в  виде  расходов  на  любые  виды
вознаграждений,  предоставляемых  руководству  или  работникам  помимо
вознаграждений,   выплачиваемых   на   основании   трудовых  договоров
(контрактов).
     Таким   образом,   в   составе   расходов,  учитываемых  в  целях
налогообложения   прибыли,   могут  приниматься  выплаты  любых  видов
вознаграждений   и   компенсаций,   предоставляемых   руководству  или
работникам,  только  в  том  случае, когда такие выплаты предусмотрены
законодательством  Российской Федерации, коллективным и (или) трудовым
договорами.
     Кроме  того, основанием признания в целях налогообложения прибыли
расходов   на   оплату   труда   работников,   не  состоящих  в  штате
организации-налогоплательщика,   за   выполнение  ими  работ  являются
заключенные  с ними договоры гражданско-правового характера (п. 21 ст.
255 и пп. 41 п. 1 ст. 264 Кодекса).
     Следует дополнительно учитывать, что согласно Федеральному закону
"Об   акционерных   обществах"  непосредственное  руководство  текущей
деятельностью   акционерного   общества   осуществляется   единоличным
исполнительным  органом  общества (директором, генеральным директором)
или   единоличным  исполнительным  органом  общества  и  коллегиальным
исполнительным  органом  общества (правлением, дирекцией), компетенция
которых определяется уставом общества. В компетенцию совета директоров
(наблюдательного  совета)  общества  входит  решение  вопросов  общего
руководства  деятельностью  общества,  что, по мнению Департамента, не
может  квалифицироваться как управление организацией или отдельными ее
подразделениями в смысле пп. 18 п. 1 ст. 264 Кодекса.
     Таким  образом, расходы налогоплательщика - акционерного общества
на   выплату   вознаграждений   членам   совета  директоров  и  членам
ревизионной  комиссии,  производимую  не  на  основании  трудовых  или
гражданско-правовых  договоров  с  обществом,  а  на  основании устава
общества,  не  могут  быть  отнесены  в  уменьшение налоговой базы при
исчислении налога на прибыль.
     Что  касается  вопроса  об  уплате  единого  социального налога с
выплат  вознаграждений  членам  совета директоров и членам ревизионной
комиссии,  то  следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 236
Кодекса  объектом  налогообложения  единым социальным налогом (далее -
ЕСН)  для  налогоплательщиков-организаций  признаются  выплаты  и иные
вознаграждения,  начисляемые  налогоплательщиками  в пользу физических
лиц  по  трудовым  и  гражданско-правовым договорам, предметом которых
является    выполнение   работ,   оказание   услуг   (за   исключением
вознаграждений,   выплачиваемых  индивидуальным  предпринимателям),  а
также по авторским договорам.
     В  связи  с  вышеизложенным,  учитывая, что взаимоотношения между
членами совета директоров, членами ревизионной комиссии и организацией
(обществом)  строятся  не  на  основании  вышеупомянутых договоров, то
вознаграждения,   выплачиваемые  членам  совета  директоров  и  членам
ревизионной  комиссии,  не могут являться объектом налогообложения ЕСН
на основании положений п. 1 ст. 236 Кодекса.
     Вместе  с  тем  сообщаем,  что по данному вопросу существует иная
позиция  Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в
Информационном письме от 14.03.2006 N 106.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
16 апреля 2007 г.
N 03-04-06-02/72