ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА, АРЕНДУЕМОГО ОРГАНИЗАЦИЕЙ, В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЕНВД ПРИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ, И О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГ СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ С. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 25.04.07 03-11-04/3/132

          ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА, АРЕНДУЕМОГО
         ОРГАНИЗАЦИЕЙ, В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЕНВД ПРИ РОЗНИЧНОЙ
          ТОРГОВЛЕ, И О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛУГ
            СТОРОННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ
              РАСЧЕТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ
                        ТЕХНИКИ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          25 апреля 2007 г.
                           N 03-11-04/3/132

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросам применения системы налогообложения в виде единого
налога  на  вмененный  доход  для  розничной  торговли и правомерности
использования  услуг  сторонней  организации  для  проведения расчетов
контрольно-кассовой техникой и сообщает.
     В  соответствии  с  п.  2  ст. 346.26 гл. 26.3 Налогового кодекса
Российской  Федерации  (далее - Кодекс) система налогообложения в виде
единого  налога  на  вмененный  доход  может  применяться  по решениям
представительных  органов  муниципальных  районов,  городских округов,
законодательных   (представительных)  органов  государственной  власти
городов  федерального  значения  Москвы и Санкт-Петербурга в отношении
розничной  торговли,  осуществляемой  через  магазины  и  павильоны  с
площадью  торгового  зала  не  более  150 квадратных метров по каждому
объекту организации торговли.
     При  этом  ст.  346.27  Кодекса определено, что площадь торгового
зала   -   часть  магазина,  павильона  (открытой  площадки),  занятая
оборудованием,  предназначенным  для  выкладки,  демонстрации товаров,
проведения  денежных  расчетов  и  обслуживания  покупателей,  площадь
контрольно-кассовых  узлов  и  кассовых  кабин,  площадь  рабочих мест
обслуживающего  персонала, а также площадь проходов для покупателей. К
площади  торгового  зала  относится  также  арендуемая  часть  площади
торгового  зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений,
а  также  помещений  для  приема,  хранения  товаров и подготовки их к
продаже,  в  которых  не  производится  обслуживание  покупателей,  не
относится   к   площади   торгового   зала.   Площадь  торгового  зала
определяется  на  основании  инвентаризационных и правоустанавливающих
документов.
     В    целях    гл.    26.3    Кодекса   к   инвентаризационным   и
правоустанавливающим    документам   относятся   любые   имеющиеся   у
организации  или  индивидуального  предпринимателя документы на объект
стационарной   торговой   сети  (организации  общественного  питания),
содержащие   необходимую   информацию   о  назначении,  конструктивных
особенностях   и   планировке   помещений   такого  объекта,  а  также
информацию,  подтверждающую право пользования данным объектом (договор
купли-продажи  нежилого  помещения,  технический  паспорт  на  нежилое
помещение,  планы,  схемы,  экспликации,  договор  аренды  (субаренды)
нежилого  помещения  или  его  части  (частей),  разрешение  на  право
обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
     Если  согласно  правоустанавливающим документам площадь торгового
зала,  арендуемая организацией, не превышает 150 квадратных метров, то
возможно  применение  системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход.
     Что касается вопроса об использовании услуг сторонней организации
для  проведения  денежных расчетов за проданные товары с покупателями,
то необходимо учитывать следующее.
     В  соответствии  с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"   контрольно-кассовая   техника,  включенная  в  Государственный
реестр,  применяется на территории Российской Федерации в обязательном
порядке  всеми  организациями  и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении  ими  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с
использованием  платежных  карт  в случаях продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг.
     Согласно  ст.  5  указанного  Федерального  закона  организации и
индивидуальные  предприниматели,  осуществляющие  сделки купли-продажи
товаров  за  наличный  расчет,  обязаны  применять контрольно-кассовую
технику и выдавать покупателям кассовые чеки.
     В  соответствии  с  Положением  о  порядке  продажи, технического
обслуживания   и   ремонта   контрольно-кассовых  машин  в  Российской
Федерации,   утвержденным  Решением  Государственной  межведомственной
экспертной  комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее - ГМЭК) от
06.03.1995,  Протокол  N  2/18-95  (с изм. и доп.), Центр технического
обслуживания  вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых машин в
аренду  предприятиям  и  организациям, применяющим контрольно-кассовые
машины,  с  последующей их регистрацией в налоговых органах указанными
предприятиями и организациями.
     Положением    по   применению   контрольно-кассовых   машин   при
осуществлении    денежных    расчетов   с   населением,   утвержденным
Постановлением  Совета  Министров - Правительства Российской Федерации
от  30.07.1993  N  745  (в ред. Постановления Правительства Российской
Федерации  от  07.08.1998 N 904) (далее - Положение), установлено, что
денежные  расчеты с населением при осуществлении торговых операций или
оказании  услуг  на территории Российской Федерации производятся всеми
организациями,  предприятиями,  учреждениями,  их  филиалами и другими
обособленными    подразделениями,    а   также   физическими   лицами,
осуществляющими   предпринимательскую   деятельность  без  образования
юридического  лица  (далее  именуются  -  организации), с обязательным
применением контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию ГМЭК
и  включенных ГМЭК в Государственный реестр контрольно-кассовых машин,
используемых на территории Российской Федерации.
     Пунктом  4  Положения определено, что организация, осуществляющая
денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин,
обязана  выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной)
документ,  напечатанный  контрольно-кассовой  машиной.  На  выдаваемом
покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны
отражаться   реквизиты:  наименование  организации;  идентификационный
номер       организации-налогоплательщика;       заводской       номер
контрольно-кассовой  машины;  порядковый  номер  чека;  дата  и  время
покупки   (оказания   услуги);  стоимость  покупки  (услуги);  признак
фискального режима.
     При  этом  контрольно-кассовая техника, применяемая организациями
(за    исключением    кредитных    организаций)    и   индивидуальными
предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по
месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве
налогоплательщика.
     Из  вышеназванных норм следует, что применение одной организацией
контрольно-кассовой  техники,  зарегистрированной другой организацией,
неправомерно.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
25 апреля 2007 г.
N 03-11-04/3/132