РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ РОССИЙСКИМ И ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ С ЭКИПАЖЕМ ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫСЛА В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ МЕСТОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НДС В ДАННОМ СЛУЧАЕ? ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СИТУАЦИИ АБЗ. 2 П. 2 СТ. 148 НК РФ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 мая 2007 г. N 03-07-08/103 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению российским и иностранным организациям рыболовных судов с экипажем во временное пользование для ведения промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, и сообщает следующее. Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Статьей 67 Конституции Российской Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерацией. Согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги, оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с пп. 5 п. 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается. Поэтому местом реализации услуг по предоставлению рыболовных судов с экипажем во временное пользование для ведения промысла за пределами территории Российской Федерации, в том числе в исключительной экономической зоне Российской Федерации, не перечисленных в пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, оказываемых российскими организациями как российским, так и иностранным организациям, территория Российской Федерации не признается и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются. Что касается положений абз. 2 п. 2 ст. 148 Кодекса, упомянутых в письме, то данные положения в отношении услуг по предоставлению в пользование рыболовных судов по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, используемых для добычи и переработки биологических ресурсов, не применяются. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 8 мая 2007 г. N 03-07-08/103 |