ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПЕРИОД ПАВОДКА. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 02.03.07 0100/2163-07-32

      ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
                       НАДЗОРА В ПЕРИОД ПАВОДКА

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                           2 марта 2007 г.
                          N 0100/2163-07-32

                                 (Д)


     Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия  человека сообщает, что прогноз Росгидромета и МЧС России
на   2006   год   о   возникновении  напряженной  паводковой  ситуации
подтвердился на территориях Иркутской области (в г. Тулун, Тулунском и
Куйтунском  районах),  Саратовской  области  (Аткарский,  Калининский,
Лысогорский  районы), Алтайского края (г. Бийск, пос. Зеленый Клин; с.
Солоновка  Смоленского  района), Республик Хакасия (г. Абаз), Мордовия
(Ромодановский,    Зубово-Полянский    районы),   Алтай   (Майминский,
Турочанский и Чойский районы, райцентр Турочак) и др.
     По  данным  информационных писем с мест, органы госсанэпиднадзора
активно   участвовали   в   разработке   планов   противоэпидемических
мероприятий  на  паводковый  и  послепаводковый периоды, в составлении
списков  населенных  мест,  где  возможно  подтопление  или затопление
жилья,  в  организации  работ  по надзору за питанием, питьевой водой,
обеспечением   в   достаточном  количестве  дезсредств  для  обработки
колодцев,  выгребных  ям  и  др.  Вопросы  подготовки  к  паводку были
рассмотрены  на  паводковых  комиссиях  и  разработаны  мероприятия на
случай  возникновения  чрезвычайных  ситуаций.  Были  также  проведены
мероприятия  по контролю за готовностью водоочистных и канализационных
сооружений   к   паводку.  На  отдельных  территориях  (Архангельской,
Московской, Калининградской областей и др.) проводились мероприятия по
контролю  на  объектах,  расположенных в подтопляемой зоне, а также за
соблюдением  санитарного  законодательства  при  складировании отходов
производства и потребления.
     Подробную   информацию   о   проделанной   работе   по   усилению
государственного   санитарно-эпидемиологического   надзора   в  период
паводка    2006    г.   представили   Управления   по   Архангельской,
Калининградской,  Московской,  Нижегородской,  Иркутской,  Саратовской
областям; по Алтайскому краю; по Республикам Хакасия, Мордовия, Алтай.
     Органами  самоуправления  на  местах были изданы распорядительные
документы по санитарной очистке селитебной территории, что особо важно
в паводковый период.
     На  основании  анализа  мероприятий,  проведенных на территориях,
были        выявлены        следующие        основные        нарушения
санитарно-эпидемиологических правил и норм:
     в   ряде   регионов   осуществляется  сброс  в  открытые  водоемы
необеззараженных   или  частично  обеззараженных  хозяйственно-бытовых
сточных вод;
     нарушается   технология  водоподготовки  и  осуществляется  сброс
сточных   вод,   не   соответствующих   гигиеническим   нормативам  по
микробиологическим и санитарно-химическим показателям;
     не  соблюдаются  санитарно-эпидемиологические правила и нормы при
складировании отходов производства и потребления;
     имеются    несанкционированные   свалки   отходов   производства,
потребления в зонах санитарной охраны водоемов.
     При  этом  следует  учесть, что санитарное состояние водоемов как
первой  (используемых  для  питьевого  водоснабжения),  так  и  второй
(используемых   для   рекреации)  категории  водопользования  остается
неудовлетворительным.   По   предварительным   данным,   в  2006  году
ухудшилось    качество    воды   водоемов   1   и   2   категории   по
санитарно-химическим показателям: доля проб воды водоемов 1 категории,
не  отвечающих гигиеническим нормативам, увеличилась с 28,0% (2005 г.)
до  29,7%  (2006 г.); 2 категории - с 27,38% (2005 г.) до 27,68% (2006
г.).
     Основными  источниками  загрязнения  открытых  водоемов  в местах
водопользования    населения    продолжают   оставаться   промышленные
предприятия, жилищно-коммунальные объекты, животноводческие комплексы,
суда внутреннего и смешанного плавания, склады минеральных удобрений и
агрохимикатов,  мойка  автотранспорта.  При этом в целом по Российской
Федерации  положение  с  очисткой и обеззараживанием на водопроводах в
2006    году    оставалось   неудовлетворительным   из-за   отсутствия
необходимого   комплекса   очистных   сооружений  на  водопроводах  из
поверхностных источников.
     Сложная  обстановка с водоподготовкой на сооружениях коммунальных
водопроводов   в   текущем  году  была  в  Тульской,  Калининградской,
Тюменской,  Томской,  Мурманской,  Псковской  областях;  в Республиках
Дагестан, Тыва, Чеченской Республике; Таймырском автономном округе; на
ведомственных  водопроводах  во  Владимирской,  Тверской, Кемеровской,
Омской,  Томской, Саратовской, Тюменской, Калининградской, Камчатской,
Мурманской   областях,   Ненецком   автономном  округе;  в  Республике
Дагестан, Чеченской Республике; Приморском крае.
     С          целью          предотвращения          неблагоприятных
санитарно-эпидемиологических  последствий  паводка  2007 г. и снижения
угрозы здоровью населения руководителям Управлений Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации предлагаю:
     - усилить  государственный санитарно-эпидемиологический надзор за
системами  питьевого  водоснабжения; организовать проверки санитарного
состояния  водопроводных и канализационных сооружений и сетей, обращая
особое внимание на соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки,
режима обеззараживания воды перед поступлением в сети, наличие запасов
реагентов и обеззараживающих средств;
     - проверить  состояние иловых площадок, навозохранилищ, полигонов
складирования   бытовых   и  промышленных  отходов,  скотомогильников,
нефтебаз  и  складов  ГСМ,  несанкционированных  свалок  (в  том числе
промышленных  отходов),  складов  ядохимикатов  и пестицидов, особенно
расположенных в водоохранных зонах.
     Потребовать от органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации,   органов   местного   самоуправления,  руководителей  ЖКХ,
водоканалов:
     - активизировать  работу  по  обеспечению  готовности  к  паводку
эпидемиологически значимых объектов водоснабжения, канализации (в т.ч.
ливневой,  очистке  дренажных  отводящих  траншей),  полигонов бытовых
отходов,  скотомогильников,  выгребных  ям,  надворных  и общественных
туалетов;
     - активизировать  работу  административных  комиссий  по  решению
вопросов очистки и благоустройства территорий;
     - взять под жесткий контроль обеспечение водопроводов достаточным
количеством  реагентов и обеззараживающими средствами с учетом расхода
реагентов в сутки;
     - поддерживать     готовность     объектов     по     обеспечению
жизнедеятельности  населения на затопленных и подтопленных территориях
(в первую очередь - водоснабжение, питание, медицинская помощь);
     - подготовить   альтернативное   водообеспечение   бутилированной
питьевой  водой, машинами и питьевыми цистернами для подвозки питьевой
воды;
     - осуществлять  контроль  за  соблюдением технологического режима
обработки и обеззараживания питьевой воды;
     - неукоснительно    соблюдать    технологию    водоподготовки   и
водоочистки на очистных сооружениях;
     - осуществлять     производственный     контроль    в    процессе
водоподготовки и в разводящей сети с учетом паводковой ситуации;
     - обратить  особое  внимание  на  обеспечение сельского населения
водой  гарантированного  качества,  обеспечение  обеззараживания  воды
децентрализованных   систем   водоснабжения   (каптажей,  общественных
колодцев), благоустройство территорий;
     - обеспечить  планирование  запаса  медицинских  и  лекарственных
средств,  в  том  числе  препаратов,  необходимых  для  иммунизации  и
фагирования   населения   по   эпидемическим   показаниям   на  случай
возникновения  возможных  чрезвычайных  ситуаций  в период прохождения
весеннего паводка.
     При    выявлении    в   ходе   проверок   нарушений   санитарного
законодательства  в  области  обеспечения санитарно-эпидемиологической
безопасности   населения   в   полной  мере  использовать  полномочия,
предоставленные  Федеральным  законом  "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии  населения"  от  30.03.1999  N 52-ФЗ (с изменениями от 22
августа  2004  года), а также шире использовать меры административного
принуждения  к  виновным  в  его  нарушениях,  вплоть  до  прекращения
эксплуатации объектов.
     О  всех  случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (паводковых,
аварийных)  срочно  и  без  напоминания  сообщать в Федеральную службу
(e-mail: arsen@gsen.ru, факс: (095) 973-16-15).

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
2 марта 2007 г.
N 0100/2163-07-32