О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЛО ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 7 марта 2007 г. N 1643/10-и (Д) В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации деятельность Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Внесенные изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) были направлены на дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере социальной защиты граждан, в том числе в лекарственном обеспечении. В этой связи одной из важнейших задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед фондами обязательного медицинского страхования, является обеспечение финансирования расходов за фактически отпущенные гражданам медикаменты по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Следует особо отметить, что лекарственное обеспечение льготных категорий населения - первая масштабная государственная программа, основанная на реальной потребности граждан в лекарственных средствах. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" (далее - Федеральный закон) объем финансовых средств, предназначенных для обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, на 2007 год составил 34,9 млрд. рублей. При этом статьей 13 Федерального закона установлено, что в случае недостаточности средств федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) вправе направлять в установленном порядке на эти цели субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Распределение средств, направляемых Федеральным фондом в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, осуществляется в объемах, указанных в приложении 4 к Федеральному закону. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 N 102 "О порядке направления в 2007 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования" утверждены Правила направления в 2007 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - Правила). В настоящее время согласно Правилам Федеральным фондом перечислены в бюджеты территориальных фондов средства федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами и субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования на общую сумму 19 млрд. рублей. Таким образом, финансирование за первый квартал 2007 года на указанные цели выполнено Федеральным фондом в полном объеме, что позволит территориальным фондам уже в марте текущего года оплатить фармацевтическим организациям счета за фактически отпущенные лекарственные средства в январе - феврале 2007 года. При этом создаются условия для сокращения срока оплаты счетов по государственным контрактам до 90 дней. Одновременно необходимо отметить наличие комплекса проблем, препятствующих эффективной реализации программы ДЛО на современном этапе. В настоящее время одной из основных причин дисбаланса программы дополнительного лекарственного обеспечения является несовершенство механизмов ее финансирования. Около 60% денежных средств затрачено на лечение больных 4 "дорогостоящих" нозологических форм: инсулинозависимого сахарного диабета, рассеянного склероза, гемофилии, онкогематологических заболеваний. При этом происходит отказ от натуральных льгот в пользу денежной компенсации среди значительного числа льготников, в том числе не нуждающихся в дорогостоящем медикаментозном лечении. В комплексе это приводит к нарушению страхового и солидарного принципов программы ДЛО. Кроме того, являются экономически необоснованными финансовые издержки при реализации программы. Так, в отдельных субъектах Российской Федерации торговая надбавка на лекарственные средства составляет от 20% до 103%, что создает диспропорцию возможности лекарственного обеспечения льготных категорий граждан этих регионов. Наличие в перечне лекарственных средств дорогостоящих импортных аналогов стимулировало рост затрат и нерациональное использование средств бюджета, предназначенных на дополнительное лекарственное обеспечение. В то же время фонды обязательного медицинского страхования не могут эффективно обеспечить функции по выполнению расходных бюджетных обязательств по программе ДЛО в связи с невозможностью участвовать в работе по регулированию цен и торговых надбавок, стандартов лечения. Фонды обязательного медицинского страхования осуществляют лишь финансирование программы дополнительного лекарственного обеспечения и мониторинг ее реализации. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации поддержаны инициативы и предложения Федерального фонда, направленные на изменение действующего регламента по разграничению полномочий ведомств, участвующих в реализации программы ДЛО. В этой связи предполагается повышение уровня полномочий Федерального фонда в работе над основными правовыми документами, регулирующими функционирование программы ДЛО. Необходимо отметить, что территориальным фондам необходимо обеспечить реализацию механизмов, направленных на повышение ответственности медицинских работников, наделенных правом выписки льготных лекарственных препаратов. Повышение уровня ответственности и компетенции врачей в процессе выписки рецептов позволит оптимизировать расходование финансовых средств по программе ДЛО. В этой связи просим активно привлекать страховые медицинские организации к деятельности по экспертизе и выявлению случаев нарушения правил выписки и назначений льготных медикаментов. В настоящее время Федеральным фондом принимаются все необходимые меры по стабилизации ситуации с дополнительным лекарственным обеспечением льготных категорий граждан путем решения трех ключевых задач: - погашение задолженности перед фармацевтическими организациями за 2006 год; - принятие мер по выравниванию ситуации с дополнительным лекарственным обеспечением в 2007 году; - разработка перспективного стратегического направления развития программы дополнительного лекарственного обеспечения. Информируем, что 2 марта 2007 года на Пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования", определяющий дополнительные источники средств, направляемых на завершение расчетов с территориальными фондами за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2006 году. Это позволит Федеральному фонду осуществить оплату счетов фармацевтических организаций за период 2006 года на общую сумму в размере 16 млрд. рублей. Федеральный фонд просит усилить работу территориальных фондов по реализации программы ДЛО и обеспечить координацию деятельности ее участников на уровне субъекта Российской Федерации в пределах компетенции. И.о. Директора Д.В.РЕЙХАРТ 7 марта 2007 г. N 1643/10-и |