О КОНЦЕПЦИИ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ. Постановление. Правительство Москвы. 29.05.07 412-ПП

Оглавление

                   О КОНЦЕПЦИИ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО
            ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ
                 ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                            29 мая 2007 г.
                               N 412-ПП

                                (ПРМ)


     На современном  этапе  градостроительного   развития   Москвы   в
условиях  сокращения  территориальных резервов для создания и развития
благоприятной среды жизнедеятельности  в  целях  устойчивого  развития
города необходимы опережающие темпы освоения подземного пространства.
     Вместе с тем,  только менее трети строящихся  в  городе  объектов
различного   назначения   имеют  подземную  часть,  и  доля  подземных
сооружений в общей  площади  объектов,  введенных  в  эксплуатацию  за
последние пять лет, не превышает 8%.
     Возможности использования подземного пространства  города  Москвы
ограничиваются сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими
условиями,  наличием  уже  построенных  и  эксплуатируемых   подземных
сооружений:  фундаментов  существующих зданий,  метрополитена и других
объектов транспортной и инженерной инфраструктуры города, что приводит
к значительному удорожанию строительства.
     В результате  воздействия   этих   факторов   площадь   подземных
сооружений,  ежегодно  вводимых  в  эксплуатацию  в последние годы,  в
среднем не превышает 700 тыс.кв.м,  и в действующем Генеральном  плане
развития  города Москвы освоение подземного пространства как отдельное
направление градостроительного развития города Москвы отсутствует.
     Вместе с тем, анализ ранее принятых проектных решений показывает,
что в большинстве случаев отказ от  освоения  подземного  пространства
негативно      влияет      на      формируемую     планировочную     и
архитектурно-пространственную структуру города.
     В целях  создания  благоприятной  среды  для  жизнедеятельности и
устойчивого  развития  города  за  счет  максимального   использования
градостроительного  потенциала  подземного  пространства Правительство
Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию освоения подземного пространства и основные
направления развития подземной  урбанизации  города  Москвы  (далее  -
Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.
     2. Департаменту   градостроительной    политики,    развития    и
реконструкции города Москвы:
     2.1. Выступить государственным заказчиком по разработке Городской
целевой  среднесрочной  программы  освоения подземного пространства на
период 2008-2010  гг.  (далее  -  Программа)  и  основных  направлений
развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.
     2.2. Совместно с Москомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы",
ГУП    "Московский   центр   освоения   резервных   территорий",   ГУП
"Мосгоргеотрест",  Департаментом потребительского рынка и услуг города
Москвы  в  IV  квартале  2007 г.  на основании Концепции разработать и
представить на  утверждение  Правительства  Москвы  Городскую  целевую
среднесрочную  программу  освоения  подземного  пространства на период
2008-2010 гг.  и основные направления развития  подземной  урбанизации
города Москвы на последующие годы.
     2.3. Обеспечить на конкурсной основе разработку:
     2.3.1. Совместно  с  Управлением  государственного  строительного
надзора Ростехнадзора в IV квартале 2007 г.  - методики  районирования
территорий   города  по  условиям  освоения  подземных  пространств  в
зависимости от различных природных и техногенных факторов.
     2.3.2. В  IV  квартале  2007 г.  - схемы районирования территорий
города  по  условиям  реализации  инвестиционных   проектов   освоения
подземного   пространства  в  зависимости  от  различных  природных  и
техногенных  факторов  и  методики   расчета   нормативной   стоимости
строительства  различных типов подземных сооружений в условиях влияния
негативных природных и техногенных процессов и явлений.
     2.3.3. Совместно   с   Департаментом   экономической  политики  и
развития города Москвы до 30 декабря 2007 г. - методики экономического
стимулирования освоения подземного пространства.
     2.4. Осуществить   финансирование    разработки    Программы    и
мероприятий,  предусмотренных пунктом 2.3 настоящего постановления, за
счет  средств,  выделенных  Департаменту  градостроительной  политики,
развития  и  реконструкции города Москвы на 2007 год в рамках Адресной
инвестиционной программы.
     2.5. До 15 ноября 2007 г. представить в Департамент экономической
политики и развития  города  Москвы  прогноз  обеспечения  финансовыми
средствами предполагаемых основных мероприятий Программы на 2008 год и
последующие годы.
     2.6. Совместно   с   Управлением  государственного  строительного
надзора  Ростехнадзора,  Москомархитектурой,   ГУП   "НИиПИ   Генплана
Москвы",  ГУП  "Московский  центр освоения резервных территорий",  ГУП
"Мосгоргеотрест",  префектурами административных округов города Москвы
и  другими  специализированными  организациями  в  целях  формирования
единой базы данных о подземных объектах на  территории  города  Москвы
организовать  систему  учета  существующих,  вводимых в эксплуатацию и
проектируемых подземных сооружений.
     3. Создать  Координационный  совет  при  Правительстве  Москвы по
вопросам освоения  подземного  пространства  города  Москвы  (далее  -
Координационный  совет) под председательством первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве  Москвы,  руководителя  Комплекса  архитектуры,
строительства, развития и реконструкции города Москвы Ресина В.И.
     4. Председателю   Координационного   совета   в   месячный   срок
представить   на   утверждение   Правительства   Москвы   положение  о
Координационном совете и его состав.
     5. Москомархитектуре:
     5.1. Совместно  с  Управлением   государственного   строительного
надзора   Ростехнадзора  в  III  квартале  2007  г.  подготовить  план
мероприятий по разработке  и  совершенствованию  нормативной  правовой
базы в целях обеспечения освоения подземного пространства.
     5.2. При актуализации Генерального плана развития города  Москвы,
разработке   других   видов   градостроительной,   нормативно-правовой
документации  и  проектов  законов  города  Москвы,   регламентирующих
градостроительную  деятельность,  предусматривать разработку разделов,
обеспечивающих освоение подземного пространства.
     6. Департаменту  имущества  города  Москвы  до 30 августа 2007 г.
подготовить  и  представить  для  учета  при  разработке  Программы  в
Департамент   градостроительной  политики,  развития  и  реконструкции
города  Москвы  предложения  по  внесению  дополнений  и  изменений  в
нормативные правовые акты, касающиеся вопросов имущественных отношений
при освоении подземного пространства.
     7. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

Мэр Москвы
                                                            Ю.М.Лужков
29 мая 2007 г.
N 412-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                   от 29 мая 2007 года
                                                              N 412-ПП

                              КОНЦЕПЦИЯ
                   освоения подземного пространства
              и основные направления развития подземной
                      урбанизации города Москвы

     В соответствии с Порядком разработки, утверждения, финансирования
и  контроля  за  ходом  реализации городских целевых программ в городе
Москве,  утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17 января
2006  г.  N  33-ПП,  на  основании  представленной  Концепции освоения
подземного пространства  и  основных  направлений  развития  подземной
урбанизации   города   Москвы   (далее   -  Концепция)  предполагается
разработать  Городскую  целевую   среднесрочную   программу   освоения
подземного пространства на 2008-2010 гг. (далее - Целевая программа) и
основные направления развития подземной урбанизации города  Москвы  на
последующие годы.
     Концепция содержит следующие основные разделы:
     I. Обоснование  соответствия  целей и решаемой Целевой программой
проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития города
Москвы.
     II. Обоснование      целесообразности      решения       проблемы
программноцелевым методом.
     III. Возможные варианты реализации Целевой программы.
     IV. Основные   цели,  задачи  и  мероприятия  Целевой  программы,
ожидаемые результаты.
     V. Основные показатели реализации Целевой программы.
     VI. Финансовое обеспечение Целевой программы.
     VII. Основные исполнители Целевой программы.
     VIII. Государственный заказчик и разработчики Целевой программы.
     IX. Управление и контроль за реализацией Целевой программы.

         I. Обоснование соответствия целей и решаемой Целевой
               программой проблемы приоритетным задачам
           социально-экономического развития города Москвы

     На современном  этапе  социально-экономического  развития  Москвы
создание  благоприятной  среды  для  жизнедеятельности  и  обеспечения
устойчивого развития города в значительной степени  возможно  за  счет
максимального  использования  градостроительного  потенциала подземных
пространств,  который в настоящее время используется  в  недостаточной
степени.   Реализация   Целевой   программы   и   разработка  основных
направлений  развития   подземной   урбанизации   города   Москвы   на
последующие  годы  позволит  резко  увеличить  ввод подземных объектов
различного  назначения   до   уровня,   соответствующего   современным
требованиям  к  городской  среде  и необходимого для решения следующих
приоритетных задач социально-экономического развития города:
     - размещение    на    наиболее    градостроительно   значимых   и
инвестиционно    привлекательных    территориях     города     крупных
многофункциональных  комплексов,  строительство  которых  в  связи  со
сложившейся  застройкой  возможно  только  путем  освоения   подземных
пространств;
     - повышение уровня  комфортности  проживания  в  городе  за  счет
обеспечения    комплексности   застройки   с   размещением   подземных
гаражей-стоянок,  объектов социально-культурного,  торгового и другого
назначения в пределах пешеходной доступности;
     - обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых для
реализации городских градостроительных программ;
     - сокращение площади  городских  территорий,  занятых  объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве;
     - увеличение  уровня  обеспеченности   жителей   города   местами
организованного      хранения      автотранспорта      и     объектами
социально-культурного назначения;
     - снижение   избыточной   парковочной  нагрузки  на  существующую
улично-дорожную  сеть  города   за   счет   размещения   в   подземном
пространстве  гаражей  и вспомогательных помещений при строительстве и
реконструкции жилых,  общественных центров,  административных  зданий,
предприятий     торговли.     Увеличение     пропускной    способности
улично-дорожной сети;
     - увеличение   доходной  части  бюджета  города  Москвы  за  счет
налоговых и неналоговых  поступлений  от  деятельности  предприятий  и
организаций,   которые   будут  размещены  на  объектах,  созданных  в
подземном пространстве.

          II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Реализация основных   направлений   градостроительного   развития
Москвы,  предусмотренных Генеральным планом  развития  города  Москвы,
осуществляется   в  условиях  постоянного  сокращения  территориальных
ресурсов.
     Одновременно возрастают   требования  по  обеспеченности  местами
организованного хранения автомобилей, объектами социальной, инженерной
и транспортной инфраструктуры.
     Значительная часть этих объектов может быть размещена в подземном
пространстве  города  и  в  последние  годы  темпы освоения подземного
пространства постоянно увеличиваются по двум основным направлениям:
     - массовое  строительство  объектов,  в  составе  которых имеются
подземные сооружения;
     - уникальные объекты общегородского значения,  такие как торговый
центр на Манежной  площади,  тоннель  Третьего  транспортного  кольца,
подземный участок Звенигородского проспекта.
     Вместе с тем,  особенности геологического строения территории, на
которой расположен город Москва,  гидрогеологические условия,  а также
сложившаяся  наземная  застройка  и  существующие  подземные   объекты
значительно осложняют освоение подземных пространств города.
     Как следствие этого,  менее  30%  строящихся  в  городе  объектов
различного   назначения  имеют  подземную  часть,  в  результате  доля
подземных  сооружений  в   общей   площади   объектов,   введенных   в
эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%.
     Изучение зарубежного опыта показывает,  что  оптимальные  условия
для  обеспечения  устойчивого  развития  и  комфортного  проживания  в
городских агломерациях,  схожих с Москвой по  таким  показателям,  как
общая  площадь,  численность  населения,  соотношение  исторической  и
современной застройки,  достигаются при доле подземных  сооружений  от
общей площади вводимых объектов, составляющей 20-25%.
     Анализ хода реализации Генерального плана развития города  Москвы
до 2020 года показывает, что основные негативные факторы, сдерживающие
развитие подземной урбанизации в городе Москве, следующие:
     - при   планировании  развития  города  в  недостаточной  степени
используются  в   качестве   обосновывающих   материалов   объективные
характеристики  градостроительного  потенциала  подземных  пространств
города;  как следствие этого, при планировании наземного строительства
возможности  размещения объектов в подземном пространстве используются
в недостаточной степени;
     - до  настоящего  времени в городе не разработана единая методика
оценки  экономической   целесообразности   подземного   строительства,
учитывающая   влияние   подземных  объектов  на  развитие  инженерной,
транспортной и социальной инфраструктуры.  В связи с этим в результате
недостаточного   стимулирования   строительства  подземных  сооружений
значительные городские  территории  застраиваются  объектами,  которые
могут быть размещены в подземном пространстве;
     - отсутствует единая общегородская система нормативно-правового и
технического регулирования освоения подземного пространства.  Вместе с
тем,  анализ существующей нормативной базы показывает,  что в условиях
изменяющегося   федерального   законодательства  и  при  необходимости
значительного увеличения объемов подземного строительства  нормативное
обеспечение   подземной  урбанизации  Москвы  необходимо  осуществлять
опережающими темпами;
     - одно   из   основных  преимуществ  подземного  строительства  в
условиях сложившейся  застройки  -  возможность  размещения  подземных
сооружений  под  объектами природного комплекса и культурного наследия
используется крайне редко - как правило,  при строительстве уникальных
объектов транспортной инфраструктуры.
     С учетом изложенного,  эффективно решать  поставленные  задачи  и
существующие проблемы возможно только программно-целевым методом.

         III. Возможные варианты реализации Целевой программы

     Варианты реализации  Целевой  программы  определены  на основании
предложений  по  размещению  объектов  подземного   строительства   на
2008-2010 гг.,  подготовленных ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" при участии
Департамента  градостроительной  политики,  развития  и  реконструкции
города Москвы, Москомархитектуры и префектур административных округов,
а также с учетом показателей,  утвержденных  Среднесрочной  программой
жилищного  строительства  в  городе  Москве на период 2006-2008 гг.  и
заданий  до  2010  года  в  целях  реализации  национального   проекта
"Доступное  и комфортное жилье - гражданам России" и Целевой программы
строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2005-2007 гг.
     Строительство подземных сооружений в объеме 1 млн.800 тыс. кв.м в
период с 2008 по 2010 год по расчетам, выполненным ГУП "НИиПИ Генплана
Москвы",   соответствует   минимальному  варианту  реализации  Целевой
программы и обеспечивает подземными объектами  утвержденные  городские
градостроительные программы.
     Вместе с тем,  при выполнении Целевой программы  по  минимальному
варианту  такие  важнейшие  показатели  качества городской среды,  как
обеспеченность  местами  организованного  хранения  автотранспорта   и
пропускная   способность   улично-дорожной  сети  за  счет  подземного
строительства не увеличатся, а напротив, могут уменьшиться.
     Максимальный вариант реализации Целевой программы предусматривает
предельный объем ввода подземных сооружений в 2008-2010 гг.  на уровне
3,0 млн.кв.м.
     В значительной  степени  возможность  реализации  этого  варианта
зависит  от темпов строительства и сроков ввода в эксплуатацию крупных
многофункциональных  комплексов,  в  составе  которых  доля  подземных
сооружений, как правило, не превышает 30%.
     Опыт реализации таких проектов в городе Москве в  последние  годы
показывает,  что  одним  из  важнейших  факторов,  влияющих  на  сроки
строительства,  является  обеспеченность  инженерной  и   транспортной
инфраструктурой, в первую очередь, электроснабжением.
     В связи  с   этим   при   сравнении   максимального   и   единого
оптимистического     варианта     реализации     Целевой    программы,
предусматривающего ввод подземных объектов в объеме 2,550  млн.кв.м  с
учетом  имеющего и планируемого уровня развития городской инженерной и
транспортной   инфраструктуры,   в   целях   безусловного   выполнения
мероприятий  Целевой  программы  в  установленные  сроки  предлагается
оптимистический вариант реализации Целевой программы.
     Указанный вариант    предусматривает    ввод   объектов   Целевой
программы,   увязанный   с   развитием   инженерной   и   транспортной
инфраструктуры  города,  и обеспечивает утвержденные градостроительные
программы необходимыми объемами подземного строительства.
     Кроме того,  при  реализации  этого  варианта Целевой программы и
одновременно с нарастающим вводом подземных сооружений  в  необходимом
объеме будет обеспечен задел на последующие годы за счет значительного
увеличения количества объектов,  по которым  в  период  2008-2010  гг.
планируется разработка проектно-сметной документации.

               IV. Основные цели, задачи и мероприятия
               Целевой программы, ожидаемые результаты

     Целевая программа освоения подземного пространства города  Москвы
будет   разработана   с   целью   создания   благоприятной  среды  для
жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития  города  за  счет
максимального  использования  градостроительного  потенциала подземных
пространств.
     Для достижения   целей   Целевой   программы   необходимо  решить
следующие задачи:
     1. Обеспечить  максимальное использование подземного пространства
для       формирования       современной        планировочной        и
архитектурно-пространственной структуры города.
     2. Разработать   основные   направления    освоения    подземного
пространства города Москвы.
     3. Создать    систему    стимулирования    освоения    подземного
пространства города Москвы.
     4. Повысить  надежность,  энергоэффективность   и   долговечность
подземных  сооружений,  обеспечить безопасность эксплуатации подземных
сооружений в расчетных  условиях  эксплуатации,  а  также  в  условиях
чрезвычайных ситуаций.
     В соответствии  с  указанными   целями   и   задачами   программы
предлагается выполнить следующие мероприятия:
     1. Мероприятия,   направленные   на   обеспечение   максимального
использования  подземного  пространства  для  формирования современной
планировочной и архитектурно-пространственной структуры города Москвы:
     1.1. Сбор    и   систематизация   информации   по   существующим,
проектируемым и строящимся подземным сооружениям.
     1.2. Подготовка  предложений  по  размещению подземных сооружений
при выполнении городских градостроительных программ.
     1.3. Формирование  базовых  адресных перечней объектов подземного
строительства.
     1.4. Разработка    предпроектной   и   конкурсной   документации,
предусматривающей в условиях конкурса возврат в бюджет  города  Москвы
средств   на   предпроектные   проработки   и   разработку  конкурсной
документации.
     1.5. Подготовка  предложений по уточнению показателей финансового
обеспечения Целевой программы при формировании бюджета города Москвы и
адресной инвестиционной программы города Москвы.
     Ожидаемые результаты:
     1. Повышение  уровня  комфортности  проживания  в  городе за счет
обеспечения   комплексности   застройки   с   размещением    подземных
гаражей-стоянок,  объектов социально-культурного,  торгового и другого
назначения в пределах пешеходной доступности.
     2. Обеспечение  ввода  подземных объектов в объемах,  необходимых
для реализации городских градостроительных программ.
     3. Сокращение  площади  городских территорий,  занятых объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве.
     4. Увеличение   уровня   обеспеченности  жителей  города  местами
организованного     хранения      автотранспорта      и      объектами
социальнокультурного назначения.
     5. Снижение  избыточной  парковочной  нагрузки  на   существующую
улично-дорожную   сеть   города   за   счет   размещения  в  подземном
пространстве гаражей и вспомогательных помещений при  строительстве  и
реконструкции  жилых,  общественных центров,  административных зданий;
предприятий торговли.
     6. Создание  единой общегородской системы разработки и реализации
предпроектной  и  проектной  документации   по   освоению   подземного
пространства.
     7. Увеличение  количества   конкурсов   на   выполнение   функций
инвестора по строительству подземных объектов.
     8. Увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.
     9. Сохранение объектов культурного наследия.
     10. Сохранение и развитие озелененных территорий.
     11. Разработка    системы    контроля    за    использованием   и
складированием грунтов при создании подземных сооружений.
     2. Мероприятия   по   разработке  основных  направлений  освоения
подземного пространства города Москвы.
     2.1. Разработка   методики  районирования  территорий  города  по
условиям освоения подземных пространств  в  зависимости  от  различных
природных и техногенных факторов.
     2.2. Разработка   методики    расчета    нормативной    стоимости
строительства  различных типов подземных сооружений в условиях влияния
негативных природных и техногенных процессов и явлений.
     2.3 Разработка   методики   расчета  нормативных  показателей  по
проектированию размещения объектов  потребительского  рынка  и  услуг,
расположенных  в  подземных пространствах,  по районам города Москвы с
учетом действующих градостроительных нормативов.
     2.4. Разработка схемы районирования территорий города по условиям
освоения подземных пространств в зависимости от  различных  природных,
техногенных и экономических факторов.
     2.5. Разработка   основных   направлений    развития    подземной
урбанизации,  соответствующих  разделов  Генерального  плана  развития
города Москвы и другой градостроительной документации.
     Ожидаемые результаты:
     1. Увеличение  эффективности   использования   градостроительного
потенциала подземных пространств города.
     2. Определение объемов и видов подземного строительства,  которое
возможно  на  территории  города  Москвы  с учетом действия негативных
природных и техногенных процессов и явлений,  а также экономических  и
других факторов, влияющих на условия освоения подземного пространства.
     3. Повышение   качества   и    сокращение    сроков    разработки
предпроектной   и   проектной   документации  по  объектам  подземного
строительства.
     4. Создание   системы  мониторинга  реализации  градостроительной
документации по освоению подземных  пространств  города  и  подготовки
обосновывающих материалов для актуализации указанной документации.
     3. Мероприятия  по  созданию  системы   стимулирования   освоения
подземного пространства города Москвы:
     3.1. Проведение анализа экономических условий реализации проектов
строительства подземных сооружений в городе Москве.
     3.2. Выполнение оценки влияния природных и  техногенных  факторов
на стоимость строительства подземных сооружений.
     3.3. Разработка    методики     экономического     стимулирования
строительства подземных объектов, предусматривающей следующие основные
положения:
     3.3.1. Разработанная  методика  обеспечит  возможность проведения
анализа   потенциальных    коммерческих    (финансовых)    результатов
строительства  подземных объектов,  а также подготовки предварительных
заключений по возможным поступлениям в бюджет  города  при  реализации
проектов  подземного  строительства за счет средств инвесторов с целью
стимулирования  инвестиционной  активности  при   освоении   подземных
пространств города Москвы.
     3.3.2. Методику  необходимо   разработать   в   соответствии   со
сложившейся практикой инвестиционной деятельности в городе Москве.
     3.3.3. Методика предусматривает возможность  расчета  максимально
допустимого размера обременений при строительстве подземных объектов с
учетом   приемлемой   рентабельности   инвестиционного   проекта   для
инвестора.
     3.3.4. При  разработке  методики  необходимо  учесть  сложившийся
уровень  рыночных  цен  и  экономическую  эффективность  строительства
различных объектов для различных районов Москвы.
     3.3.5. В  результате разработки и утверждения методики необходимо
обеспечить учет влияния следующих природных и техногенных факторов  на
себестоимость строительства подземных сооружений:
     - инженерно-геологические и гидрогеологические условия;
     - археологические данные;
     - негативные природные и природно-техногенные процессы и  явления
(суффозия,  изменение уровня грунтовых вод,  вибрационные воздействия,
магнитные поля и др.);
     - существующие   либо   планируемые   к  строительству  подземные
сооружения,  в том  числе  подземные  части  или  фундаменты  наземных
сооружений;
     - наличие объектов природного комплекса;
     - существующие биоценозы и прогноз их развития.
     3.3.6. Кроме того,  в методике необходимо предусмотреть следующие
планировочные и иные ограничения, а также мероприятия, направленные на
максимальное использование  градостроительного  потенциала  подземного
пространства:
     - требования по безопасности;
     - требования по ресурсо- и энергосбережению;
     - функциональное    назначение     объектов     (отдельно     для
многофункциональных комплексов);
     - размеры сооружений;
     - вид  сооружения:  отдельно  стоящие  либо  в  составе  объекта,
имеющего наземную и подземную часть;
     - плотность  существующей  застройки (возможность ведения работ с
поверхности либо щитовой проходкой);
     - требования  к подземным сооружениям,  определяемые существующей
либо планируемой наземной застройкой;
     - необходимость строительства объектов ГО;
     - условия присоединения к наружным сетям;
     - необходимость  строительства  автономных  источников  электро-,
тепло- и водоснабжения;
     - возможность размещения муниципальных объектов;
     - целесообразность  финансирования  строительства  (в  том  числе
частичного) из средств бюджета города;
     - форму возврата вложенных средств:  продажа,  аренда, концессия,
прочее;
     - разработку     нормативно-правовой     и      градостроительной
документации,   обеспечивающей  эффективное  использование  подземного
пространства.
     Ожидаемые результаты:
     1. Увеличение объемов строительства подземных сооружений.
     2. Увеличение   доли   подземных   сооружений   в   общем  объеме
строительства (в том числе за счет размещения  объектов  инженерной  и
транспортной инфраструктуры).
     3. Сокращение  неэффективно  используемых  подземных  пространств
города.
     4. Повышение   инвестиционной   привлекательности   строительства
подземных сооружений.
     5. Увеличение поступлений в бюджет города Москвы  при  реализации
инвестиционных проектов.
     6. Увеличение объемов внебюджетного финансирования  строительства
подземных сооружений.

     4. Мероприятия,    направленные    на    повышение    надежности,
энергоэффективности и долговечности подземных сооружений,  обеспечение
безопасности  эксплуатации  подземных  сооружений в расчетных условиях
эксплуатации, а также в условиях чрезвычайных ситуаций:
     4.1. Разработка технической и нормативно-правовой документации по
освоению подземных пространств.
     4.2. Разработка технической и нормативно-правовой документации по
эксплуатации и ремонту подземных сооружений.
     4.3. Разработка нормативно-правовой документации,  обеспечивающей
стимулирование внедрения при освоении подземных пространств  передовых
отечественных    и    зарубежных    проектных,    технологических    и
организационных решений.
     4.4. Разработка    методики   мониторинга   состояния   подземных
сооружений.
     4.5. Изучение и внедрение передового отечественного и зарубежного
опыта  при  освоении  подземных  пространств,  а  также  инновационных
технологий.
     4.6. Разработка   прогноза   влияния   негативных   природных   и
техногенных процессов и явлений на подземные сооружения.
     4.7. Разработка   нормативно-правовой   документации   в    целях
повышения безопасности эксплуатации подземных сооружений.
     4.8. Разработка и внедрение проектных  решений,  направленных  на
повышение   безопасности   эксплуатации   существующих   и  строящихся
подземных сооружений.
     Ожидаемые результаты:
     1. Повышение  надежности,  энергоэффективности,  долговечности  и
безопасности подземных сооружений.
     2. Улучшение эксплуатационных характеристик подземных сооружений.
     3. Повышение  качества  объемно-планировочных  решений  подземных
объектов.
     4. Увеличение   сроков   эксплуатации  подземных  сооружений  без
текущего и капитального ремонта.
     5. Снижение  эксплуатационных  затрат  подземных  сооружений.  6.
     Снижение затрат на текущий и капитальный ремонт подземных
сооружений. 7.  Обеспечение  проектирования  и  строительства в городе
     Москве
технической и   нормативно-правовой   документацией,   соответствующей
современным   требованиям   к   надежности,   энергоэффективности    и
долговечности подземных сооружений.

         V. Основные показатели реализации Целевой программы

     Основные показатели Целевой программы определены в соответствии с
планируемыми объемами  строительства  подземных  сооружений  по  годам
реализации программы.
     Предусмотрено увеличение ввода подземных  объектов  на  150  тыс.
кв.м  в  год  начиная  с  2008  года и доведение этого показателя до 1
млн.кв.м в 2010 году.
     Указанное увеличение  будет обеспечено за счет того,  что в целях
совершенствования   планировочной   и    архитектурно-пространственной
структуры   города   Концепцией  намечено  существенное  -  до  15%  -
увеличение  доли  подземных  сооружений  в  общем  вводе  жилищной   и
административно-деловой застройки по городу.
     Выполнение этих  показателей   обеспечит   достижение   ожидаемых
результатов выполнения мероприятий программы, таких как:
     - повышение уровня  комфортности  проживания  в  городе  за  счет
обеспечения    комплексности   застройки   с   размещением   подземных
гаражей-стоянок,  объектов социально-культурного,  торгового и другого
назначения в пределах пешеходной доступности;
     - обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых для
реализации городских градостроительных программ;
     - сокращение площади  городских  территорий,  занятых  объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве;
     - увеличение  уровня  обеспеченности   жителей   города   местами
организованного      хранения      автотранспорта      и     объектами
социально-культурного назначения;
     - снижение   избыточной   парковочной  нагрузки  на  существующую
улично-дорожную  сеть  города   за   счет   размещения   в   подземном
пространстве  гаражей  и вспомогательных помещений при строительстве и
реконструкции жилых,  общественных центров,  административных  зданий;
предприятий торговли;
     - увеличение объемов строительства подземных  сооружений,  в  том
числе "закрытым способом";
     - увеличение   доли   подземных   сооружений   в   общем   объеме
строительства;
     - увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.

                 Сводные показатели Целевой программы
            освоения подземного пространства города Москвы

----------------------------------------------------------------------
|                                        |2008 г.| 2009 г.| 2010 г.  |
|----------------------------------------|-------|--------|----------|
|Общая площадь объектов подземного       |  700  |  850   | 1000     |
|строительства, тыс.кв.м                 |       |        |          |
|----------------------------------------|-------|--------|----------|
|Доля подземных сооружений в общем вводе |   10  |   12   |   15     |
|жилищной и административно-деловой      |       |        |          |
|застройки (%)                           |       |        |          |
----------------------------------------------------------------------

             VI. Финансовое обеспечение Целевой программы

     Источниками финансирования мероприятий Целевой программы являются
средства  бюджета  города  Москвы (на возвратной основе при проведении
конкурсов по подбору  инвесторов  на  проектирование  и  строительство
подземных объектов).
     Стоимость выполнения  мероприятий  определяется  при   разработке
лотовой документации для проведения конкурсов по подбору исполнителей.
     Объем финансовых  средств  городского  бюджета,  необходимых  для
реализации Целевой программы, представлен в таблице.

------------------------------------------------------------------------------
|                                  |    Объемы финансирования за счет        |
|                                  |     городского бюджета, млн.руб.        |
|       Мероприятия                |-----------------------------------------|
|                                  | 2008 г.|2009 г.|2010 г.|  Всего         |
|                                  |        |       |       |2008 - 2010 гг. |
|----------------------------------|--------|-------|-------|----------------|
|           1                      |   2    |   3   |   4   |     5          |
|----------------------------------|--------|-------|-------|----------------|
| Мероприятия, направленные на     |        |       |       |                |
| обеспечение максимального        |    50,0|   30,0|   30,0|     110,0      |
| использования подземного         |        |       |       |                |
| пространства, для формирования   |        |       |       |                |
| современной планировочной и      |        |       |       |                |
| архитектурно-пространственной    |        |       |       |                |
| структуры города Москвы          |        |       |       |                |
|----------------------------------|--------|-------|-------|----------------|
| Мероприятия по разработке        |    41,7|   20,0|   20,0|      81,7      |
| основных направлений освоения    |        |       |       |                |
| подземного пространства города   |        |       |       |                |
| Москвы                           |        |       |       |                |
|----------------------------------|--------|-------|-------|----------------|
| Мероприятия по созданию системы  |    23,0|   12,0|   10,0|      45,0      |
| стимулирования освоения          |        |       |       |                |
| подземного пространства города   |        |       |       |                |
| Москвы                           |        |       |       |                |
|----------------------------------|--------|-------|-------|----------------|
| Мероприятия, направленные на     |    14,0|   10,0|    8,0|      32,0      |
| повышение надежности,            |        |       |       |                |
| энергоэффективности и            |        |       |       |                |
| долговечности подземных          |        |       |       |                |
| сооружений, обеспечение          |        |       |       |                |
| безопасности эксплуатации        |        |       |       |                |
| подземных сооружений в расчетных |        |       |       |                |
| условиях эксплуатации, а также в |        |       |       |                |
| условиях чрезвычайных ситуаций   |        |       |       |                |
|----------------------------------|--------|-------|-------|----------------|
|             ИТОГО                |   128,7|   72,0|   68,0|     268,7      |
------------------------------------------------------------------------------

     Реализация всех  мероприятий  должна  происходить  на  конкурсной
основе.  В условиях конкурса должен быть предусмотрен возврат средств,
затраченных   на  предпроектные  проработки  и  разработку  конкурсной
документации,  в бюджет города Москвы.  Стартовые цены для  проведения
конкурса  должны быть рассчитаны на основании соответствующих расчетов
по трудозатратам на реализацию мероприятий и утверждены  Департаментом
экономической  политики  и  развития  города Москвы.  Указанные объемы
финансирования  мероприятий   Целевой   программы   корректируются   и
уточняются   при   формировании   бюджета  и  адресной  инвестиционной
программы Правительства Москвы на соответствующий год.

             VII. Основные исполнители Целевой программы

     Департамент градостроительной политики,  развития и реконструкции
города Москвы
     Департамент экономической политики и развития города Москвы
     Департамент земельных ресурсов города Москвы
     Департамент науки и промышленной политики города Москвы
     Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы
     Москомархитектура
     Префектуры административных округов города Москвы
     ГУП "НИиПИ Генплана Москвы"
     ГУП "МЦОРТ"
     ГУП "Мосгоргеотрест"

            VIII. Государственный заказчик и разработчики
                          Целевой программы

     Государственный заказчик   и   координатор  Целевой  программы  -
Департамент  градостроительной  политики,  развития  и   реконструкции
города Москвы.
     Разработчики Целевой программы  -  Департамент  градостроительной
политики,  развития и реконструкции города Москвы, ГУП "НИиПИ Генплана
Москвы",  ГУП "МЦОРТ",  Департамент  потребительского  рынка  и  услуг
города Москвы.

               IX. Управление и контроль за реализацией
                          Целевой программы

     Управление реализацией    Целевой    программы     осуществляется
Департаментом  градостроительной  политики,  развития  и реконструкции
города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 11  июля  2001
г.  N  34  "О  государственных  целевых  программах в городе Москве" и
постановлениями Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г.  N  1030-ПП
"О  совершенствовании порядка размещения государственного заказа",  от
11 января 2005 г.  N 3-ПП "О совершенствовании практики  разработки  и
реализации  городских целевых программ в городе Москве",  от 17 января
2006 г.  N 33-ПП "О Порядке разработки,  утверждения, финансирования и
контроля  за  ходом  реализации  городских  целевых  программ в городе
Москве".
     Координация деятельности  органов  исполнительной  власти  города
Москвы при реализации  мероприятий  Целевой  программы  осуществляется
Координационным  советом при Правительстве Москвы по вопросам освоения
подземного  пространства  города  Москвы,  в  состав  которого  входят
представители   Комплекса   городского   хозяйства  Москвы,  Комплекса
архитектуры,  строительства,  развития и реконструкции города  Москвы,
Комплекса экономической политики и развития города Москвы.
     Контроль за  ходом  выполнения  мероприятий   Целевой   программы
осуществляется   Правительством   Москвы   в   установленном  порядке.
Государственный  заказчик  Целевой   программы   несет   всю   полноту
ответственности  за  реализацию  Целевой  программы,  осуществление  в
установленные  сроки   мероприятий   Целевой   программы   и   целевое
использование выделенных на реализацию средств бюджета города Москвы.
     В целях осуществления контроля за выполнением мероприятий Целевой
программы государственный заказчик обеспечивает:
     - разработку и  утверждение  годовых  планов  реализации  Целевой
программы;
     - сбор данных от  исполнителей  Целевой  программы  о  выполнении
целевых показателей;
     - сбор данных об освоении денежных  средств,  предусмотренных  на
выполнение мероприятий Целевой программы;
     - на  основании  отчетов  исполнителей   мероприятий   подготовку
ежегодного отчета о ходе выполнения Целевой программы.
Оглавление