ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ В 2006 - 2008 ГГ. ПРОГРАММА (Д) Требования XXI столетия предполагают построение передовой в мировом масштабе организации по интеллектуальной собственности, с высококвалифицированным кадровым потенциалом и эффективной системой правовой охраны интеллектуальной собственности. Деятельность этой организации должна способствовать увеличению ВВП России к 2010 г. вдвое и построению экономики страны, основанной на знаниях. Построение экономики, рационально сочетающей государственное регулирование с рыночными механизмами, направленными на стимулирование научной и инновационной деятельности, повышение уровня образования, науки и культуры, - задача, стоящая перед современной Россией, и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, безусловно, принимает активное участие в решении этой задачи. Основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р утверждены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг., а также План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг., разработанные Минэкономразвитием России по поручению Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2003 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Российское агентство по патентам и товарным знакам было преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, находящуюся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, осуществляющего выработку государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. Правительство Российской Федерации Постановлением от 16 июня 2004 г. N 299 возложило на Роспатент, наряду с традиционными функциями патентного ведомства, и новые функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов, товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот. Кроме того, Роспатент призван обеспечивать соблюдение интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. На протяжении определенного периода времени основным направлением деятельности Роспатента являлось совершенствование нормативной правовой базы в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, что является традиционной функцией патентного ведомства. Так, несмотря на существенное обновление в течение 2002 - 2004 гг. нормативной правовой базы, Роспатент продолжает работу по подготовке предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства в области интеллектуальной собственности. Подготовлены и направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по изменению положений Патентного закона Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также предложения по внесению изменений в иные нормативные правовые акты в сфере ведения Роспатента. Одновременно принципиально важным для Роспатента на данном этапе также становится разработка и принятие комплекса мер, направленного на реализацию новых функций по организации учета и контроля за правовой охраной и использованием результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств федерального бюджета. К настоящему времени уже разработаны концепция нормативно-методического обеспечения контрольных и надзорных функций, проект порядка проверки деятельности организаций по обеспечению правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, единые формы документов и методических рекомендаций, необходимые для осуществления государственного учета и регистрации научных и научно-технических результатов, созданных на средства федерального бюджета. Дополнительно планируется разработать меры, направленные на эффективное использование государством объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности, совершенствование нормативной правовой базы коммерциализации исследований и разработок, созданных с привлечением средств федерального бюджета, создание системы экономических стимулов их коммерциализации. Осуществляются мероприятия по модернизации автоматизированных систем Роспатента. В 2005 г. в Роспатенте внедрена в промышленную эксплуатацию уникальная автоматизированная система поиска по изображениям товарных знаков (единственная в мире), введен в действие удостоверяющий центр для сертификации и генерации электронных ключей, обеспечивающий работу с электронными документами, подписанными электронно-цифровой подписью, в сфере предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности. Создана система безбумажного электронного взаимодействия между Роспатентом и ВОИС по заявкам и регистрациям Мадридской системы международных товарных знаков. В прошедшем году на сайте Роспатента представлены открытые электронные реестры по изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, наименованиям мест происхождения товаров, общеизвестным товарным знакам. С января 2005 г. Роспатент предоставил для открытого доступа реестр заявок на товарные знаки с указанием актуального состояния делопроизводства по ним. В 2006 г. была разработана Стратегия развития системы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам до 2010 г., определяющая не только основные цели, направления и задачи развития, но и основные пути их решения. Реализация основных стратегических задач развития системы Роспатента будет способствовать построению передовой организации по интеллектуальной собственности с высококвалифицированным кадровым потенциалом и эффективной системой правовой охраны интеллектуальной собственности. Таким образом, за прошедший период времени Роспатентом заложена основа для реализации мероприятий в рамках административной реформы: подготовлена стратегия развития всей системы на 2006 г. и последующие годы, проведены мероприятия, направленные на автоматизацию системы поиска, повышение уровня информированности заинтересованного круга лиц и открытости, прозрачности деятельности Роспатента, модернизацию системы информационного обеспечения. Структура Роспатента также претерпела значительные изменения. Структура Роспатента, его производственные мощности, технологии оптимизированы под текущие объемы работ, упорядочена деятельность подведомственных учреждений, приняты дополнительные меры по эффективному использованию кадрового ресурса. Качество предоставляемой правовой охраны, сроки ее предоставления и стоимость в целом соответствуют возможностям и потребностям инновационной среды. Однако уже при 20% росте объемов работ соотношение показателя (качество/срок) может начать резко снижаться. По имеющимся прогнозам, рост заявок на объекты интеллектуальной собственности составит от 96 тыс./год (2005 г.) до 250 - 300 тыс./год (2010 г.). При этом в силу объективных причин работа Роспатента должна будет осуществляться при сохранении штатной численности ФГУ ФИПС, без увеличения площадей и при сохранении достигнутых сроков предоставления правовой охраны по проверочной системе, средняя длительность которых является одной из самых низких в мире. В этой связи целью Роспатента на современном этапе является создание оперативной, высокоэффективной организации, готовой в условиях существенного увеличения объемов работ обеспечивать правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, осуществлять контроль и надзор в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности. В качестве целей административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг. намечены: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. В этой связи для достижения перечисленных целей предполагается решение следующих задач: внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение административных регламентов в органах исполнительной власти; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления. Для решения поставленных задач у Роспатента есть: средства, квалифицированные кадры, готовность к выполнению этих задач. В 2006 г. Роспатентом предполагается осуществлять работу по следующим направлениям: разработка проектов административных регламентов исполнения государственных функций, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказывающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; сокращение трудозатрат при росте объемов осуществляемых работ за счет совершенствования технологических процедур предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, в том числе путем автоматизации и исключения дублирования функций, а также организационного совершенствования процессов экспертизы и регистрации прав; модернизация системы информационного обеспечения, повышение уровня открытости ведомства, информированности общественности о его деятельности и проводимых мероприятиях, развитие механизмов взаимодействия с общественностью, а также другими федеральными органами исполнительной власти, создание системы мониторинга по направлениям административной реформы и информирования общества о ее реализации; разработка базы для совершенствования действующей системы контроля и надзора в сфере предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности и использования результатов интеллектуальной деятельности; создание системы управления качеством на основе независимого системного контроля и анализа предоставления правовой охраны, ликвидации двойных стандартов правоприменительной практики; реализация программы подготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности, непрерывного обучения всех категорий сотрудников Роспатента и подведомственных организаций, совершенствования порядка подбора и расстановки кадров с учетом их квалификации. В 2007 г. предполагаются: продолжение разработки проектов административных регламентов исполнения государственных функций, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказывающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; внедрение одобренных Правительственной комиссией по проведению административной реформы и утвержденных в установленном порядке административных регламентов; продолжение работ по автоматизации и организационному совершенствованию процессов экспертизы и регистрации прав; обеспечение открытости ведомства, совершенствование механизмов взаимодействия Роспатента с общественностью, а также другими федеральными органами исполнительной власти; совершенствование системы управления качеством на основе независимого системного контроля и анализа предоставления правовой охраны, ликвидации двойных стандартов правоприменительной практики; продолжение реализации программы подготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности, непрерывного обучения всех категорий сотрудников Роспатента и подведомственных организаций, совершенствования порядка подбора и расстановки кадров с учетом их квалификации; разработка и внедрение механизмов противодействия коррупции в установленной сфере деятельности. В 2008 г. в рамках административной реформы будет осуществляться работа по следующим направлениям: внедрение административных регламентов исполнения Роспатентом государственных функций, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказывающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; ликвидация избыточных функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проведение мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности по осуществлению функций контроля и надзора в установленной сфере деятельности; корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы, поскольку известно, чтобы достичь целей государственной политики, недостаточно их сформулировать, обеспечить правовую базу и разработать план действий, необходимо также организовать выполнение этих планов, постоянный контроль за их реализацией, а при необходимости - корректировку. Реализация перечисленных направлений и мероприятий будет осуществляться в соответствии с утвержденным Планом мероприятий по проведению административной реформы в Роспатенте на 2006 - 2008 гг., а также ежегодными подробными планами. Одним из основных направлений деятельности Роспатента предполагается разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказывающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В основу исполнения Роспатентом государственных функций предполагается положить следующие основные принципы: 1. Предоставление ясной, своевременной и точной информации, доступной для неограниченного круга потребителей, по вопросам, связанным с требованиями, предъявляемыми Роспатентом при выполнении возложенных на него функций (оказании публичных государственных услуг), административных процедурах. Использование для этих целей возможностей информационных технологий, размещение информации на официальном сайте. 2. Обеспечение равного отношения ко всем потребителям осуществляемых Роспатентом функций с учетом специфики разнообразных потребительских групп и возможности предоставления им льгот. 3. Своевременность и пунктуальность. Обеспечение упрощения действий и административных процедур, сокращение сроков их выполнения. 4. Обеспечение простой, доступной для ознакомления системы работы с жалобами по поводу качества исполнения Роспатентом государственных функций. Обеспечение полного, всестороннего и объективного анализа каждого обращения с жалобой на действия Роспатента и своевременного информирования о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. 5. Обеспечение экономии сил, средств и служебного времени государственных служащих, скоординированный и интегрированный подход к выполнению государственных функций. 6. Реализация принципа ответственности каждого должностного лица за порученное дело. Разработка четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля качества. Административные регламенты исполнения Роспатентом государственных функций будут представлять собой нормативные правовые акты, определяющие сроки и последовательность действий и/или принятия решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации (документа), не связанных с непосредственным обращением (заявлением) гражданина или организации. Административный регламент будет включать в себя: показатели результативности исполнения государственной функции; последовательность действий и решений, необходимых для осуществления той или иной государственной функции; структурные подразделения и их должностных лиц, ответственных за совершение действий или принятие решения; сроки совершения отдельных действий и принятия решений; формы и порядок контроля совершенных действий и принятых решений в процессе осуществления функции; формы отчетности о совершении действий или принятии решений о ходе осуществления функции. В рамках административной реформы предполагается разработать и ввести в действие административные регламенты следующих функций: 1. По организации приема заявок на изобретения, их регистрации, экспертизе и выдаче в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение. 2. По организации приема заявок на промышленные образцы, их регистрации, экспертизе и выдаче в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец. 3. По организации приема заявок на полезные модели, их регистрации, экспертизе и выдаче в установленном порядке патентов Российской Федерации на полезную модель. 4. По организации приема заявок на товарные знаки и знаки обслуживания, их регистрации, экспертизе и выдаче в установленном порядке свидетельства Российской Федерации на товарный знак или знак обслуживания. 5. По организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявок на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их регистрации, экспертизе и выдаче в установленном порядке свидетельства Российской Федерации. 6. По организации приема заявок на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на официальную регистрацию баз данных, их регистрации, экспертизе и выдаче в установленном порядке свидетельства Российской Федерации. 7. По организации приема заявок на официальную регистрацию топологии интегральной микросхемы, их регистрации, экспертизе и выдаче в установленном порядке свидетельства Российской Федерации. 8. По осуществлению регистрации договоров о предоставлении права на использование или передаче исключительного права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности. 9. По осуществлению аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации, а также выдаче им регистрационных свидетельств. 10. По осуществлению в установленном порядке проверки деятельности организаций, распоряжающихся правами Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности. 11. По продлению срока действия патента на изобретение, относящегося к средствам, для применения которых требуется получение разрешения уполномоченного на это органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, срока действия патента на промышленный образец, свидетельства (патента) на полезную модель, свидетельства о регистрации товарного знака, знака обслуживания, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, внесению изменений в регистрацию товарного знака, в регистрацию наименования места происхождения товара и свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, выдаче дубликата патента, свидетельства, а также восстановлению действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, прекращенного в связи с неуплатой в установленный срок пошлины за поддержание его в силе. 12. По осуществлению рассмотрения возражений на решения экспертизы, признанию недействительным предоставления или осуществлению досрочного прекращения действия правовой охраны товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, осуществлению признания недействительными патентов на изобретение, промышленный образец, свидетельств (патентов) на полезную модель, свидетельств на право пользования наименованием места происхождения товара. 13. По осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Роспатентом утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Роспатенте в 2006 - 2008 гг. Ответственным за реализацию мероприятий по проведению административной реформы в Роспатенте назначен заместитель руководителя - Корчагин Александр Дмитриевич. Кроме того, утвержден состав рабочих групп по подготовке проектов административных регламентов исполнения государственных функций, а также состав рабочей группы по организации разработки проектов административных регламентов исполнения государственных функций, имеющей следующие полномочия: организация работ в Роспатенте по реализации мероприятий по проведению административной реформы; организация участия Роспатента в конкурсном отборе федеральных органов исполнительной власти для предоставления средств на стимулирование проведения административной реформы в 2006 г.; разработка структуры административных регламентов исполнения государственных функций; рассмотрение разрабатываемых рабочими группами проектов административных регламентов исполнения государственных функций. Информирование широкого круга общественности о проводимых в рамках административной реформы в Роспатенте мероприятиях будет осуществляться посредством оперативного размещения всей информации на официальном сайте Роспатента в сети Интернет: www.rupto.ru. Кроме того, освещение всех проводимых мероприятий будет осуществляться в рамках деятельности Информационного совета по пропагандистскому обеспечению деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и подведомственных ей организаций. Среди основных мероприятий по информационному сопровождению административной реформы в Роспатенте предполагается: размещение на сайте проектов административных регламентов исполнения Роспатентом государственных функций, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказывающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; организация открытого обсуждения проводимых мероприятий, включая проекты разрабатываемых административных регламентов, путем проведения конференций, доведения информации до средств массовой информации, проведения общественной экспертизы проектов. Финансирование мероприятий административной реформы, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Роспатента, а также за счет средств, выделенных на стимулирование административной реформы. |