Страницы: 1 2 показателей целевым и плановым; - подтверждение соблюдения экологических нормативов и норм; - проведение анализа обнаруженных несоответствий; - подтверждение устранения обнаруженных несоответствий и выполнение корректирующих действий; - определение рисков, связанных с несоблюдением установленных требований; - выявление возможностей для улучшений. Предприятие, создающее СУОС, формирует службу внутреннего аудита. Деятельность службы внутреннего аудита эффективна при условии, если ее результаты будут способствовать непрерывному улучшению и, как следствие этого, - улучшению природоохранной деятельности. Внутренний аудит строится на ряде организационных принципов: единообразие, системность, документированность, предупредительность, регулярность, независимость и открытость. Деятельность службы внутреннего аудита осуществляется на плановой основе. Организационной базой служит программа аудита - совокупность нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени, например, на год, и направленных на достижение конкретной цели. Программа аудита включает деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудита. Вариант формы годовой программы внутренних аудитов представлен в приложении 15. Вариант аудиторской проверки планируется на основе годовой программы аудита. Вариант формы плана представлен в приложении 16. Выявленные в ходе аудита несоответствия фиксируются в протоколах регистрации несоответствий, которые являются приложениями к отчету по внутреннему аудиту (варианты форм протокола регистрации несоответствий и отчета представлены в приложениях 17, 18). 13. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них Подготовленность к аварийным ситуациям, реагированию на них играет большую роль в эффективности функционирования СУОС и обеспечивается определением (идентификацией) потенциально опасных объектов, процессов, операций, рабочих участков и т.п. Для каждого из идентифицированных объектов должны быть определены возможные причины, масштабы и сценарии развития прогнозируемых аварий, а также планы мероприятий, процедуры действий по реагированию на них. Цель таких документов - обеспечение соответствующей реакции на неожиданные и случайные ситуации. Руководители подразделений разрабатывают планы по предотвращению аварийных ситуаций, ликвидации их последствий. Используемые при этом соответствующие методы контроля и управления операциями должны учитывать: - аварийные выбросы в атмосферный воздух; - аварийные сбросы в воду и почву; - эффекты воздействия аварий на окружающую среду и экосистемы (например, загазованность прилегающей к предприятию территории вследствие розлива растворителей, распространение продуктов горения химических веществ в случае пожара). Процедуры идентификации аварийных ситуаций и реагирования на них документируются, а соответствующая деятельность планируется. Вариант возможных аварийных ситуаций и планирования действий персонала по ликвидации последствий на лакокрасочных предприятиях представлен в приложении 19. Возможные причины аварий устанавливаются путем анализа последствий ошибок персонала при выполнении технологических операций и возможных последствий отказов, неисправностей оборудования, несоблюдения требований и правил промышленной безопасности, установленных нормативными актами, техническими документами, применяемыми в производственной деятельности на основных производственных участках предприятия. Повышение промышленной безопасности, снижение рисков возникновения возможных аварийных ситуаций обеспечиваются внедрением систем управления охраной труда в соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002 (OHSAS 18001-99). 14. Механизм и практика действия системы управления окружающей средой 1. Предварительное обучение высшего руководства и ведущих специалистов. 2. Предварительная оценка (аудит). Целесообразно поручить компетентной организации (органу по сертификации систем менеджмента охраны окружающей среды). На этом этапе оценивается реальное состояние предприятия, выявляются значимые экологические аспекты его деятельности, определяется уровень несоответствия требованиям ИСО 14001 и законодательным требованиям. После ознакомления руководства, специалистов с требованиями ИСО 14001 и предварительной оценки экологического состояния предприятия можно приступать к разработке системы менеджмента охраны окружающей среды. 3. Экологическая политика (стратегические цели, приоритеты). Ответственность за определение и реализацию экологической политики несет высшее руководство. Экологическая политика должна: - соответствовать характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции или услуг; - включать обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения; - включать обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, которые распространяются на организацию; - создавать основы для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа; - быть документально оформленной, доведенной до сведения персонала организации и понятной ему; - периодически анализироваться на пригодность; - быть доступной общественности. В экологической политике высшее руководство должно подтвердить свою приверженность делу охраны окружающей среды и обеспечивать адекватными ресурсами достижение поставленных целей. 4. Планирование. Цель планирования - создание условий для реализации экологической политики. Для разработки плана следует предпринять следующие действия: - идентифицировать экологические аспекты, оценить их воздействие на окружающую среду; - идентифицировать требования законодательных актов и другие требования, распространяющиеся на предприятие; - разработать целевые и плановые экологические показатели; - разработать программу охраны окружающей среды. При планировании необходимо установить систему приоритетов и очередность выполнения задач в соответствии с остротой проблем. Программа охраны окружающей среды должна предусматривать ресурсы для их выполнения и периодически пересматриваться. После достижения очередного результата и планирования нового необходимо оценивать, насколько изменились требования, экономические возможности предприятия, ресурсы и др. 5. Внедрение и функционирование системы менеджмента охраны окружающей среды. При этом предусматриваются: - распределение обязанностей; - обеспечение необходимыми ресурсами; - обеспечение согласованного участия всех работников организации; - повышение уровня компетентности персонала; - установление и поддержание в рабочем состоянии внутренних и внешних связей; - документирование системы и управление документацией; - обеспечение управления операциями (процессами); - обеспечение готовности к аварийным ситуациям. 6. Проведение проверок и корректирующие действия. Необходимо подтверждать результативность системы, проводить мониторинг и соответствующие измерения. Места проведения проверок и сроки включаются в планы проверок. Измерительные средства подвергаются контролю и проверкам. В системе предусматриваются корректирующие и предупреждающие действия, пропорциональные важности проблем, соразмерные выявленным воздействиям на окружающую среду. Все несоответствия должны быть идентифицированы и зарегистрированы. Необходимо определить круг лиц, обладающих полномочиями и несущих ответственность за работу с несоответствиями. Могут быть приняты решения: - остановить производственный процесс; - предпринять действия по устранению несоответствий; - получить особые разрешения у соответствующих региональных служб; - оповестить местные власти (при аварийных случаях); - ввести в действие аварийный план; - ввести в действие корректирующие мероприятия по конкретным несоответствиям. Каждое принятое решение регистрируется. 7. Все виды регистрации должны заноситься в реестр "Регистрация данных по вопросам охраны окружающей среды" с конкретными сведениями по каждому внесенному в реестр документу. 8. Периодическое проведение внутренних аудитов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 19011-2003. 9. Анализ со стороны руководства. Периодически руководство анализирует СУОС. В общем виде порядок создания системы управления окружающей средой представлен на рис. 7, 8, 9. Рис. 7. Порядок создания системы управления окружающей средой ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ------------------------------------------------------------------------ | Анализ текущего состояния воздействия деятельности предприятия | | на окружающую среду | | | |----------------- -------------------- ----------------------| ||Соответствие | |Изучение всех | |Сбор, обобщение || ||природоохранной| |существующих | |и анализ информации,|| ||деятельности | |методов и процедур| |поступившей или || ||требованиям | |управления | |получаемой после || ||законодательных| |окружающей средой | |исследований || ||актов | | | |предшествующих || |----------------- -------------------- ----------------------| | \/ \/ \/ | | |-----------------------------------------------| | | |Выявление и определение наиболее значимых | | ------------экологических аспектов деятельности предприятия------------- ------------------------------------------------- \/ ------------------------------------------------- |Установление целевых экологических показателей | ------------------------------------------------- \/ ------------------------------------------------- |Формирование экологической политики предприятия| ------------------------------------------------- \/ ------------------------------------------------------------------------ | Планирование мероприятий по реализации экологической политики | | | | ------------------------------------------------- | | |Установление плановых экологических показателей| | | ------------------------------------------------- | | \/ \/ \/ | | -------------- ------------- ----------------- | | |Планирование| |Обеспечение| |Определение | | ------|мероприятий |--------|мероприятий|--------|ответственности|------ -------------- ------------- ----------------- Рис. 8. Схема экологической политики ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА --------------------------------------------------------------------- | | | ------------------------------------- | | ---------------|Документ, утвержденный руководством| | | | |предприятия | | | | ------------------------------------- | | | ------------------------------- | | | -----------------|Доведена до всех работников, | | | ------------------------ |доступна общественности | | | |Экологическая политика| ------------------------------- | | |предприятия | --------------------------------------- | | --------------------------|Кратко описывает обязательства: | | | | | |- соответствия природоохранному | | | -------------------- | |законодательству; | | | |Является основой | | |- постоянного улучшения окружающей | | | |для экологического| | |среды и предотвращения ее загрязнения| | | |планирования | | --------------------------------------- | | |и анализа | | | | -------------------- | | | -------------------------- | | |Соответствует характеру,| | | |масштабу и воздействиям | | | |на окружающую среду | | | |деятельности предприятия| | | -------------------------- | --------------------------------------------------------------------- Рис. 9. Схема планирования --------------------------------------------------------------------------------- | ПЛАНИРОВАНИЕ | | | | --------------------------------- | | |Экологические аспекты связаны | | | |с рисками предприятия в области| | | |экологии | | | --------------------------------- | | ---------------------------------- | -------------------------------------- | | |Экологические аспекты (процессы | | |- идентифицировать аспекты; | | | |и операции, которые оказывают |-----|- выделить существенные аспекты; | | | |воздействие на окружающую среду)| |- регулярно актуализировать аспекты | | | ---------------------------------- -------------------------------------- | | --------------------------------------- | | |- установить с учетом экологических | | | |аспектов, законодательных требований,| | | |требований предприятия, | | | ---------------------------------- |технологических и финансовых | | | |Целевые и плановые показатели | |возможностей; | | | |(цели и задачи) | |- документировать | | | ---------------------------------- --------------------------------------- | | ---------------------------------- --------------------------------------- | | |Программы управления окружающей | |- установить ответственность | | | |средой | |за выполнение; | | | | |----|- определить средства и сроки | | | | | |выполнения; | | | | | |- корректировать для учета изменений | | | ---------------------------------- --------------------------------------- | --------------------------------------------------------------------------------- Процедуры описывают процессы организации, правильный порядок их выполнения. Процедуры дают ответ на следующие вопросы относительно каждого процесса: зачем, кто, когда, где, что, как. На основании сформулированной комплексной программы предлагается оперативный план создания и внедрения ССУОС. 1. Высшее руководство предприятия определяет группу специалистов, отвечающих за изучение стандартов серии ИСО 14000 и внедрение положений стандарта в практику деятельности предприятия, и принимает решение о разделении функций между персоналом предприятия. 2. Администрация организует обучение специалистов. 3. Ответственные специалисты информируют высшее руководство об основных положениях стандарта и требованиях по его внедрению, сертификации, затратах и выгодах, связанных с деятельностью по экологическому менеджменту. 4. Высшее руководство принимает решение, включая соответствующие обязательства, об организации СУОС на предприятии (либо в одном из подразделений предприятия) и возможности сертификации. 5. Специалисты определяют практические действия, которые необходимо предпринять для построения СУОС. На основании анализа текущей ситуации разрабатывают детальный план-график работ по внедрению системы. 6. Ответственные специалисты представляют результаты анализа и план-график работ высшему руководству, которое выносит решение об обеспечении необходимыми ресурсами. 7. Ответственные специалисты совместно с высшим руководством составляют проект экологической политики и целей предприятия. После утверждения руководством предприятия документ распространяют среди всех заинтересованных сторон. 8. Ответственные специалисты совместно с другими сотрудниками предприятия проводят мероприятия по организации деятельности в области СУОС: - разрабатывают процедуру для определения экологических аспектов деятельности предприятия; - определяют экологические аспекты и связанные с ними изменения окружающей среды; - разрабатывают процедуры для определения законодательных и других экологических требований (включая самостоятельно устанавливаемые требования); - определяют законодательные и другие экологические требования, соблюдение которых предприятие считает для себя обязательным; - устанавливают показатели планирования и экологические задачи для каждого приоритетного экологического аспекта деятельности подразделения предприятия; - определяют структуру СУОС, формулируют основные полномочия и ответственность; - разрабатывают программу (программы) для достижения установленных начальных экологических целей и задач; - представляют программу высшему руководству предприятия для согласования; - разрабатывают другие элементы СУОС, такие как подготовка к действиям и действия в условиях чрезвычайных ситуаций, процедуры и система документооборота, программы информирования, образования и мотивации специалистов и персонала в целом; - представляют результаты работы высшему руководству для согласования. 9. Деятельность персонала в соответствии с принятой программой. 10. Текущий мониторинг и контроль деятельности, внутренний аудит. 11. Оценка и анализ достигнутых результатов с участием высшего руководства. Для определения результативности управления, функционирования и состояния окружающей среды целесообразно использовать ГОСТ Р ИСО 14031-2001, где приводятся перечни показателей эффективности. 12. Пересмотр и совершенствование при необходимости экологической политики и целей, планирования и организации деятельности. 13. Практическое использование результатов деятельности, демонстрация соответствия положениям стандартов ИСО 14000. Заявка на проведение сертификации СУОС внешним сертифицирующим органом. Ориентировочно продолжительность этапов создания СУОС указана в таблице 8. Таблица 8 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ СУОС НА ПРЕДПРИЯТИИ ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Этапы | Сроки | Отчетные документы | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | 1. Предварительная экологическая оценка.| 2-3 мес. | Отчет о проведении | | Выявление экологических аспектов | | экологической оценки | | деятельности предприятия и определение | | предприятия и результаты | | законодательных природоохранных | | анализа | | требований, применимых к конкретному | | | | производству | | | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | На основании собранной информации оценка| | Подробный перечень необходимых | | достаточности выделенных ресурсов | | ресурсов с обоснованием | | (оборудование, персонал, средства | | мероприятий, которые | | измерений, финансы), определение | | необходимо провести | | и обоснование недостающих ресурсов. | | | | Примечание. Полученные сведения могут | | | | использоваться как основа для принятия | | | | высшим руководством предприятия решения | | | | о выделении необходимых ресурсов | | | | для целей совершенствования СУОС | | | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | Создание (при необходимости) временной | | Протокол совещания рабочей | | координационной группы, возглавляемой | | группы по результатам анализа | | одним из заместителей директора, | | и предложений | | основной задачей которой будет являться | | | | аккумулирование поступающей | | | | экологической информации, ее анализ | | | | и принятие решений | | | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | 2. Подготовка и организация. | ~3 мес. | Проект текста экологической | | Разработка декларируемых принципов | | политики | | и обязательств, связанных | | | | с экологическими аспектами деятельности | | | | предприятия, - экологической политики, | | | | обеспечивающей основу для установления | | | | экологических целей и задач | | | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | Доработка (при необходимости) структуры | | Проект | | административного экологического | | административно-функциональной | | управления - создание (преобразование) | | структуры СУОС | | экологической службы предприятия | | | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | Организация и проведение необходимого | | Программы и план обучения, | | обучения персонала: определение состава | | свидетельства о прохождении | | обучающихся, разработка и утверждение | | обучения | | программ обучения, обучение и мотивация | | | | высшего руководства предприятия | | | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | 3. Разработка и внедрение. | 4-6 мес. | Программа СУОС | | Разработка системы конкретных | | | | мероприятий и действий, совокупное | | | | описание которых представляет собой | | | | Программу совершенствования системы | | | | экологического менеджмента по: | | | | - документированию; | | | | - экспертизе внедренных документов; | | | | - консультированию разработчиков; | | | | - разработке (доработке) планов | | | | реагирования на аварийные ситуации; | | | | - анализу эффективности; | | | | - установлению административных, | | | | финансовых и информационных | | | | коммуникаций; | | | | - установлению принципов обратной связи | | | | и отслеживания (мониторинга) в СУОС | | | | предприятия. | | | | Базовая структура Программы представляет| | | | собой совокупность действий | | | | и мероприятий, для каждого из которых | | | | указываются ответственный исполнитель, | | | | сроки реализации, необходимые финансовые| | | | и материальные ресурсы и методы | | | | определения количественных критериев | | | | (показателей) результативности. | | | | Выбор органа по сертификации | | | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | 4. Внутренний аудит и оценка | ~1 мес. | Программа и план обучения | | эффективности. | | внутренних аудиторов, план | | Организация и участие в проведении | | проверок, акты и отчеты | | внутреннего экологического аудита СУОС | | о проверках | | предприятия, подготовка аудиторов, | | | | программ обучения, планирование проверок| | | | и координация их проведения | | | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | Участие в анализе СУОС со стороны | | Проект протокола анализа СУОС | | руководства предприятия. Разработка | | со стороны руководства | | и предложение корректирующих | | предприятия. | | мероприятий по результатам анализа СУОС | | План корректирующих | | руководством | | мероприятий | |-----------------------------------------|--------------------|--------------------------------| | 5. Подготовка к сертификации. | 1-2 мес. | Отчет о предсертификационном | | Проведение предсертификационного аудита | | аудите. | | СУОС. Оформление результатов | | План мероприятий | | предсертификационного аудита | | | | и представление руководству предприятия.| | | | Разработка плана мероприятий | | | | по результатам предсертификационного | | | | аудита. Подача заявки на сертификацию | | | | и подготовка подразделений предприятия | | | | к взаимодействию с внешними аудиторами. | | | | Сопровождение и методологическая | | | | поддержка СУОС при сертификации | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------- 15. Сертификация систем управления окружающей средой Сертификация СУОС проводится в целях подтверждения соответствия системы требованиям ГОСТ Р ИСО 14001. Сертификацию осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в соответствующей системе сертификации. Процедура сертификации включает следующие действия: - направление заявителем заявки на проведение сертификации в орган по сертификации; - ознакомление заявителя с порядком сертификации; - регистрация заявки в органе по сертификации; - рассмотрение материалов заявки и принятие органом решения о проведении сертификационных работ; - заключение договора на проведение работ между заявителем и органом по сертификации; - экспертиза представленной документации и выдача заключения с указанием выявленных несоответствий по документации; - устранение заявителем выявленных несоответствий по документации и представление в орган по сертификации подтверждения об их устранении; - проведение сертификационного аудита на предприятии; - принятие решения по результатам сертификации; - заключение договора на инспекционный контроль; - выдача сертификата соответствия; - проведение инспекционного контроля сертифицированной СУОС. Процедура инспекционного контроля СУОС близка к процедуре сертификации системы. По окончании срока действия сертификата соответствия по заявке заявителя подвергается повторной (последующей) сертификации с выдачей документа на новый срок. Схематично порядок сертификации представлен ниже. После того как руководство предприятия приняло решение о внедрении стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 и сертификации СУОС, разрабатывается последовательность действий по подготовке предприятия к сертификации. Обобщенная схема прохождения предприятием процесса сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001:1996 включает ряд необходимых последовательных процедур. 1. Подача официальной заявки на сертификацию (после информационного собеседования с представителями выбранной сертифицирующей организации). 2. Заключение контракта (договора) на предварительную оценку функционирующей СУОС на предприятии (рассмотрение пакета документов, содержащих информацию о действующей СУОС предприятия с возможной последующей проверкой на месте). 3. Представление предприятием (заявителем) пакета необходимой информации о действующей СУОС в сертифицирующую организацию (состав пакета определяется сертифицирующей организацией). 4. Предварительная оценка сертифицирующей организацией СУОС предприятия и обсуждение ее результатов с заявителем. 5. Оценка сертифицирующей организацией объема работ по сертификации и заключение контракта (договора) на проведение процесса сертификации. 6. Разработка сертифицирующей организацией, доведение до сведения заявителя и согласование с ним плана и программы сертификационного аудита (ревизии), состава аудиторской группы и другой необходимой информации. 7. Проведение аудита (ревизии) СУОС предприятия. 8. Разработка программы и проведение дополнительного аудита (в том случае, когда заявителю дается определенный срок для устранения выявленных несоответствий). 9. Подготовка и передача заявителю заключительного отчета по аудиту с заключением сертифицирующей организации о соответствии (несоответствии) системы требованиям конкретного стандарта. 10. Представление сертифицирующей организацией необходимых документов (отчета об аудите, заключения и др.) в соответствующий орган по сертификации, принимающий решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия. 11. Выдача (отказ в выдаче) предприятию сертификата соответствия его СУОС положениям стандарта. 12. Проведение периодического надзора со стороны сертифицирующей организации за соответствием функционирующей СУОС предприятия нормативным требованиям. Приложение 1 к Методическим рекомендациям ФОРМА ОТЧЕТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОРГАНОРАСТВОРИМЫХ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 1. Основные термины и определения, используемые в отчете. 2. Обоснование целесообразности создания СУОС на предприятии. 3. Общая характеристика условий производственной деятельности предприятия. 3.1. Общие сведения о предприятии-природопользователе. 3.2. Организации, осуществляющие свою деятельность в районе расположения предприятия по производству ЛКМ как источника потенциальных техногенных воздействий. 3.3. Существующие первоочередные задачи предприятия, производящего ЛКМ, по обеспечению рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности. 3.4. Организационная структура предприятия как основа СУОС. 4. Деятельность предприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и анализ ее соответствия законодательству. 4.1. Деятельность по охране атмосферного воздуха и анализ ее соответствия законодательству. 4.2. Деятельность по использованию водных ресурсов и анализ соответствия водопользования законодательству. 4.3. Деятельность по обращению с отходами и анализ ее соответствия законодательству. 4.4. Перечень разрешений (лицензий) на природопользование и производственную деятельность. 4.5. Организация производственно-экологического контроля. 4.6. Деятельность по обеспечению готовности к аварийным ситуациям. 4.7. Организация обучения и информирования по вопросам охраны окружающей среды. 5. Экоаудиторское заключение и рекомендации по созданию СУОС на предприятии и подготовке ее к сертификации с приложениями: - обобщенные показатели экологических аспектов деятельности предприятия; - организационная структура предприятия; - предложения по структуре СУОС предприятия; - предложения по формированию экологической политики предприятия; - реестр экологических аспектов деятельности предприятия; - предложения по реестру законодательных актов и основных нормативных, правовых и распорядительных документов, действующих на предприятии; - вариант содержания Руководства по СУОС. Приложение 2 к Методическим рекомендациям ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТ) 1. Руководство предприятия считает, что экологическое благополучие является основой жизнедеятельности населения, и признает постоянным приоритетом планомерное снижение отрицательного воздействия своей производственной деятельности на окружающую среду всеми доступными и разумными средствами. 2. На предприятии функционирует система экологического менеджмента, направленная на выполнение требований природоохранного законодательства и нормативных документов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также на постоянное улучшение качества окружающей среды. 3. Руководство предприятия намерено постоянно совершенствовать систему экологического менеджмента, стремиться к обоснованному формированию и достижению целей в направлении улучшения окружающей среды. 4. Предприятие стремится к снижению уровня загрязнения окружающей среды путем совершенствования средств, а также разработки и выполнения мероприятий по предотвращению загрязнений окружающей среды, включая снижение косвенного негативного воздействия на нее продукции предприятия. 5. Предприятие стремится к выполнению всех требований местных природоохранных органов и обязуется своевременно оформлять и выполнять необходимые договоры и разрешения. 6. В своей деятельности предприятие постоянно учитывает требования общественности и мнения других заинтересованных сторон по обеспечению экологической безопасности для населения и окружающей среды. 7. Предприятие обязуется увеличить инвестиции в охрану окружающей среды. Директор предприятия --------------- -------------- (подпись, дата) (Ф.И.О.) Приложение 3 к Методическим рекомендациям РЕЕСТР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ И ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СУОС ПРЕДПРИЯТИЯ (ВАРИАНТ ФОРМЫ) -------------------------------------------------------------------------------------- |N п/п |Наименование и шифр |Орган, |Дата введения |Указания |Отмена| | |нормативного документа |утвердивший НД|и срок действия|по применению| | | |(НД) | | | | | |------|-------------------------|--------------|---------------|-------------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |------|-----------------------------------------------------------------------------| |1. |Законодательные акты Российской Федерации | |------|-----------------------------------------------------------------------------| |1.1. |Закон Российской Федерации | |------|-----------------------------------------------------------------------------| |1.1.1.|Конституция Российской | |12.12.1993 | | | | |Федерации | | | | | |------|-------------------------|--------------|---------------|-------------|------| | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 4 к Методическим рекомендациям РЕЕСТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ И ИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ВАРИАНТ ФОРМЫ) 1. РЕЕСТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ (ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ) ПО ВЫБРОСАМ В АТМОСФЕРУ -------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование,|Экологические показатели |Нормативный |Наименование | |п/п |обозначение |--------------------------------------|документ, |подразделения, | | |процесса, |Наименование|Количество (т/год) |регламентирующий|ответственного | | |к которому |загрязнителя|-------------------------|проведение |за выполнение | | |относится | |установленные|фактические|процесса, |процесса, | | |загрязнитель | | | |операции |операции | |----|-------------|------------|-------------|-----------|----------------|---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |----|-------------|------------|-------------|-----------|----------------|---------------| |1 | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- 2. РЕЕСТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ (ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ) ПО СБРОСАМ 2.1. РЕЕСТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ (ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ) ПО СБРОСАМ ЛИВНЕВЫХ СТОКОВ -------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование |Нормативные показатели|Лимит на срок |Фактические показатели | |п/п |загрязняющего| |до 01.01.2007 |от 10.10.2006 | | |вещества |----------------------|----------------|-------------------------------| | | |ПДК, |ПДС, |ВСК, |ВСС, |Концентрация, |Сброс, т/год | | | |мг/л |т/год |мг/л |т/год |мг/л | | |----|-------------|----------|-----------|-------|--------|--------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |----|-------------|----------|-----------|-------|--------|--------------|----------------| |1 | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- 2.2. РЕЕСТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ (ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ) ПО СБРОСАМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И БЫТОВЫХ СТОКОВ КОНЦЕНТРАЦИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И БЫТОВЫХ СТОКАХ, МГ/Л -------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование|Январь|Февраль|Март|Апрель|Май |Июнь|Июль|Август|Сентябрь|Октябрь|Ноябрь|Декабрь|ПДК| |п/п |показателя | | | | | | | | | | | | | | |----|------------|------|-------|----|------|----|----|----|------|--------|-------|------|-------|---| | | | | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2.3. КОЛИЧЕСТВО ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И БЫТОВЫХ СТОКАХ, Т -------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование|Январь|Февраль|Март|Апрель|Май |Июнь|Июль|Август|Сентябрь|Октябрь|Ноябрь|Декабрь|Год | |п/п|показателя | | | | | | | | | | | | | | |---|------------|------|-------|----|------|----|----|----|------|--------|-------|------|-------|----| |1 | | | | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3. РЕЕСТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ (ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ) ПО ОТХОДАМ -------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование видов отходов,|Код отхода |Опасные свойства |Класс опасности |Образование отходов, т | |п/п|сгруппированных по классам |по ФККО |отходов |для окружающей |----------|------------| | |опасности для окружающей | | |среды |Лимит |Фактическое | | |среды | | | | |значение | |---|---------------------------|-----------|-----------------|----------------|----------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Отходы I класса опасности | |------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1 | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------|----------|------------| |Всего по I классу опасности | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Отходы II класса опасности | |------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Всего по II классу опасности | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Отходы III класса опасности | |------------------------------------------------------------------------------------------------------| |2 | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------|----------|------------| |Всего по III классу опасности | | | |------------------------------------------------------------------------------|----------|------------| |Отходы IV класса опасности | |------------------------------------------------------------------------------|----------|------------| |3 | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------|----------|------------| |Всего по IV классу опасности | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------| |Отходы V класса опасности | |------------------------------------------------------------------------------------------------------| |4 | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------|----------|------------| |Всего по V классу опасности | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 5 к Методическим рекомендациям Утверждаю: Руководитель предприятия --------- ------------------- ------ (подпись) (инициалы, фамилия) (дата) ЦЕЛЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА --------- ГОД ---------------------------------------------------------------------- |N |Наименование |Числовое значение показателя|Ответственный | |п/п|целевого показателя |----------------------------|за выполнение | | | |Существующее |Установленное | | | | |на --- год |на --- год | | |---|--------------------|-------------|--------------|--------------| | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Руководитель экологической службы --------- ------------------- (подпись) (инициалы, фамилия) ------ (дата) Приложение 6 к Методическим рекомендациям ФРАГМЕНТ МАТРИЦЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА В СУОС (ВАРИАНТ) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Пункт ГОСТ| Наименование | Генеральный| Главный | Заместитель | Начальник |Главный |Главный |Главный |Начальник |Начальник| |Р ИСО | пункта | директор | инженер (спец.| генерального| экологической|механик |метролог |энергетик|технического|отдела | |14001 | | | представитель | директора по| службы | | | |отдела |охраны | | | | | руководства) | производству| | | | | |труда | |----------|----------------|------------|---------------|-------------|--------------|--------|---------|---------|------------|---------| |4.1. | Общие | И | О | И | В | И | И | И | И | И | | | требования | | | | | | | | | | |----------|----------------|------------|---------------|-------------|--------------|--------|---------|---------|------------|---------| |4.2. | Экологическая | О | В | У | В | У | У | В | У | У | | | политика | | | | | | | | | | |----------|----------------|------------|---------------|-------------|--------------|--------|---------|---------|------------|---------| |4.3. | Планирование | О | В | У | В | У | У | У | У | У | |----------|----------------|------------|---------------|-------------|--------------|--------|---------|---------|------------|---------| |4.3.1. | Экологические | И | О | И | В | И | У | У | И | И | | | аспекты | | | | | | | | | | |----------|----------------|------------|---------------|-------------|--------------|--------|---------|---------|------------|---------| |4.3.2. | Требования | И | В | У | О | У | У | У | У | У | | | законодательных| | | | | | | | | | | | актов | | | | | | | | | | |----------|----------------|------------|---------------|-------------|--------------|--------|---------|---------|------------|---------| |4.3.3. | Целевые | И | О | У | В | И | И | И | И | И | | | и плановые | | | | | | | | | | | | экологические | | | | | | | | | | | | показатели | | | | | | | | | | |----------|----------------|------------|---------------|-------------|--------------|--------|---------|---------|------------|---------| |4.3.4. | Программа | О | В | У | В | У | У | У | У | У | | | экологического | | | | | | | | | | | | менеджмента | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О - отвечает; В - выполняет; У - участвует в выполнении; И - получает информацию. Приложение 7 к Методическим рекомендациям Утверждаю: -------------------------- "---" ----------- 200-- г. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ Наименование вида документов ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Местонахождение перечня - подразделение, служба, участок ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование|Обозначение|Ответственный|Дата внесения|Отметка о наличии |Примечание| |п/п|документов |документов |разработчик |последнего |в подразделении | | | | | | |изменения | | | |---|------------|-----------|-------------|-------------|------------------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|------------|-----------|-------------|-------------|------------------|----------| |1 | | | | | | | |---|------------|-----------|-------------|-------------|------------------|----------| |2 | | | | | | | |---|------------|-----------|-------------|-------------|------------------|----------| | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 8 к Методическим рекомендациям ФОРМА ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ Утверждаю: Руководитель предприятия -------------------------- "---" ----------- 200-- г. ИЗВЕЩЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ N ------------------- (номер извещения) -------------------------------------- (обозначение и наименование документа) Дата введения: "---" ----------- 200-- г. -------------------------------------------------- |N изменения|Содержание изменения | | |------------------------------------| | |Существующий текст|Измененный текст | |-----------|------------------|-----------------| |1 | | | |-----------|------------------|-----------------| |2 | | | |-----------|------------------|-----------------| | | | | -------------------------------------------------- ----------------------------------------- --------- --------- (руководитель подразделения разработчика) (подпись) (фамилия) ------------- --------- --------- (исполнитель) (подпись) (фамилия) Согласовано: Приложение 9 к Методическим рекомендациям ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ (ВАРИАНТ) ------------------------------------------------------------------------------------ |N |Дата |Обозначение|Содержание|Должность,|Отметка о внесении|Примечание | |изменения|записи |документа |документа |фамилия, |изменений в | | | | | | |подпись, |------------------| | | | | | |дата |подлинники |копии | | |---------|-------|-----------|----------|----------|-----------|------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |---------|-------|-----------|----------|----------|-----------|------|-----------| | | | | | | | | | |---------|-------|-----------|----------|----------|-----------|------|-----------| | | | | | | | | | |---------|-------|-----------|----------|----------|-----------|------|-----------| | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------ Приложение 10 к Методическим рекомендациям ФОРМА ЖУРНАЛА ПРИКАЗОВ И РАСПОРЯЖЕНИЙ (ВАРИАНТ) ------------------------------------------------------------------------------------ |N |Номер приказа,|Лицо, |Описание |Кому направлены|Подпись |Примечание| |п/п|распоряжения |готовившее |информации|приказ, |получившего| | | | |приказ, | |распоряжение |информацию | | | | |распоряжение | | | | | |---|--------------|-------------|----------|---------------|-----------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|--------------|-------------|----------|---------------|-----------|----------| | | | | | | | | |---|--------------|-------------|----------|---------------|-----------|----------| | | | | | | | | |---|--------------|-------------|----------|---------------|-----------|----------| | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------ Приложение 11 к Методическим рекомендациям ФОРМА ЖУРНАЛА ВХОДЯЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ (ВАРИАНТ) ------------------------------------------------------------------------------------ |N |Исходящий|Наименование|Кол-во |Описание |Кому |Подпись |Примечание | |п/п |номер |организации,|стр. |информации|направлена|получившего| | | |письма |отправившей | | |информация|информацию | | | | |информацию | | | | | | |----|---------|------------|--------|----------|----------|-----------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |----|---------|------------|--------|----------|----------|-----------|-----------| | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------ Приложение 12 к Методическим рекомендациям ФОРМА ЗАЯВКИ НА ДОКУМЕНТАЦИЮ Наименование подразделения -------------------- -------------------------------------------------- |N |Наименование,|Кол-во экземпляров|Примечание | |п/п|обозначение | | | | |документа | | | |---|-------------|------------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---|-------------|------------------|-----------| | | | | | -------------------------------------------------- Руководитель предприятия --------- ------------- (подпись) (фамилия) Приложение 13 к Методическим рекомендациям ФОРМА ЖУРНАЛА ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТАЦИИ (ВАРИАНТ) --------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Дата |Наименование,|Местонахождение|Результаты|Подпись |Действия |Примечание| |п/п|проверки|обозначение |документа |проверки |проводившего|по устранению| | | | |проверяемых | | |проверку |нарушения | | | | |документов | | | | | | |---|--------|-------------|---------------|----------|------------|-------------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |---|--------|-------------|---------------|----------|------------|-------------|----------| | | | | | | | | | |---|--------|-------------|---------------|----------|------------|-------------|----------| | | | | | | | | | |---|--------|-------------|---------------|----------|------------|-------------|----------| | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 14 к Методическим рекомендациям ПЕРЕЧЕНЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ДАННЫХ СУОС (ВАРИАНТ ФОРМЫ) Утверждаю: Руководитель предприятия ---------------------------- (подпись, фамилия, инициалы) "---" ------------- 200-- г. ------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование|Исполнитель|Кол-во экз. |Кому |Для чего |Место хранения |Место хранения | |п/п|документа | | |направляется|используется|подлинника |контрольных | | | | | |документ |документ |и срок хранения |экземпляров | | | | | |(информация)| |документа |данных | | | | | | | | |и данных, | | | | | | | | |оставленных | | | | | | | | |для справочного | | | | | | | | |хранения | |---|------------|-----------|------------|------------|------------|----------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |---|------------|-----------|------------|------------|------------|----------------|----------------| | | | | | | | | | |---|------------|-----------|------------|------------|------------|----------------|----------------| | | | | | | | | | |---|------------|-----------|------------|------------|------------|----------------|----------------| | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 15 к Методическим рекомендациям ФОРМА ПРОГРАММЫ АУДИТОВ (ВАРИАНТ) УТВЕРЖДАЮ Специальный представитель руководства ------------------------------------- ------------------------------------- (дата) ПРОГРАММА АУДИТОВ СУОС НА ----------- ГОД ------------------------------------------------------------- | Требования к СУОС| Проверяемые подразделения | | (в соответствии |----------------------------------------| | с ГОСТ Р ИСО | январь |февраль |... | | | 14001-1998) | | | | | |------------------|--------|--------|------------|---------| | | | | | | |------------------|--------|--------|------------|---------| | | | | | | |------------------|--------|--------|------------|---------| | | | | | | |------------------|--------|--------|------------|---------| | | | | | | |------------------|--------|--------|------------|---------| | | | | | | ------------------------------------------------------------- Разработал ----------------------------- (должность, подпись, фамилия) Дата --------------- Приложение 16 к Методическим рекомендациям ФОРМА ПЛАНА АУДИТА (ВАРИАНТ) УТВЕРЖДАЮ Специальный представитель руководства по СУОС ------------------ ------------------ (дата) ПЛАН АУДИТА СУОС 1. Основание ---------------------------------------------------------------------- 2. Подразделение ---------------------------------------------------------------------- 3. Дата проведения аудита -------------------------------------------- 4. Объекты (элементы), вид деятельности, подлежащие проверке ---------------------------------------------------------------------- 5. Цель и объем аудита: 5.1. Соответствие требованиям ---------------------------------------------------------------------- 5.2. Соответствие действующим НД СУОС, процедурам, положениям, инструкциям и т.п. ---------------------------------------------------------------------- 5.3. Выявление несоответствий установленным требованиям СУОС ---------------------------------------------------------------------- 6. Аудиторская группа ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (должности, фамилии) 7. Отчет о результатах проверки направляется: 1 экз. --------------------------------------------------------------- (руководитель проверяемого подразделения) 2 экз. --------------------------------------------------------------- Руководитель аудиторской группы ---------------------------------------------------------------------- (подпись, фамилия) Руководитель проверяемого подразделения ---------------------------------------------------------------------- (подпись, фамилия) Приложение 17 к Методическим рекомендациям ---------------------------------------------------------------- | | |--------------------------------------------------------------| | (наименование органа по сертификации СУОС) | |--------------------------------------------------------------| | ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ НЕСООТВЕТСТВИЙ N --- | |--------------------------------------------------------------| |Проверяемая |Дата: ------------ |Стандарт -------------- | |организация | |Номер пункта стандарта | |(предприятие) | |----------------------- | |-----------------|-------------------|------------------------| |Подразделение |Вид несоответствия |Специальный | |(служба) |(критическое или |представитель | | |некритическое) |руководства | | ||-| |предприятия по СУОС | | || | критическое |----------------------- | | ||-| | (Ф.И.О.) | | ||-| | | | || | некритическое | | | ||-| | | |--------------------------------------------------------------| | Описание несоответствия: | | | |Руководитель аудиторской группы: | | ------------------- -------------------- Дата: | | (подпись) (Ф.И.О.) | | | |Аудитор-эколог: | | ------------------- -------------------- Дата: | | (подпись) (Ф.И.О.) | |--------------------------------------------------------------| | Корректирующее действие: | | | |Специальный представитель руководства предприятия по СУОС: | | ------------------- -------------------- Дата: | | (подпись) (Ф.И.О.) | |--------------------------------------------------------------| | Оценка результатов корректирующих действий: | | | |Руководитель аудиторской группы: | | ------------------- -------------------- Дата: | | (подпись) (Ф.И.О.) | ---------------------------------------------------------------- Приложение 18 к Методическим рекомендациям ФОРМА ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ АУДИТА СУОС (ВАРИАНТ) УТВЕРЖДАЮ Специальный представитель руководства по СУОС ------------------ ------------------ (дата) ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ АУДИТА СУОС Дата ------------------------- 1. Основание --------------------------------------------------------- 2. Подразделение ----------------------------------------------------- 3. Аудиторская группа ------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (должности, фамилии) 4. Объекты (элементы) аудита ----------------------------------------- 5. Результаты проверки: ---------------------------------------------------------------------- 6. Предложения: ---------------------------------------------------------------------- Руководитель аудиторской группы -------------------------------------- (подпись) Члены группы ------------------------------- (подпись) Приложение 19 к Методическим рекомендациям ПЛАН ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ И АВАРИЙ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОТХОДАМИ (ВАРИАНТ) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Возможные аварийные ситуации| Действия производственного | Исполнители и должностные | Места нахождения | Действия пожарной| |п/п | и аварии, места | персонала по спасению людей, | лица, ответственные | средств для | части | | | их возникновения. | ликвидации аварийных ситуаций| за выполнение работ | спасения людей | | | | Код площадки (по плану | и аварий | по ликвидации аварийных | и ликвидации | | | | или схеме) | | ситуаций и аварий | аварий | | |----|-----------------------------|------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |----|-----------------------------|------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | Площадка сбора и хранения | | | | | | | смеси отработанных | | | | | | | растворителей в цистернах | | | | | | | и бочках на... площадке | | | | | | | участка... | | | | | |----|-----------------------------|------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| |1 | Загазованность территории | 1. Окриком предупредить | Первый заметивший аварию | Командный пункт | | | | вследствие розлива отходов | об опасности лиц, находящихся| | находится... | | | | растворителей на... | вблизи площадки | | | | | | площадку из-за перелива |------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | во время их заполнения или | 2. Все работающие в смене | Все работники смены, | | | | | из-за негерметичности бочек | временно обязаны прекратить | мастер | | | | | с отходами и наливных | выполняемую работу | | | | | | шлангов | и переключиться на ликвидацию| | | | | | | аварии | | | | | | |------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | 3. Удалить людей из опасной | Мастер | | | | | | зоны, выставить посты | | | | | | | ограждения опасного участка. | | | | | | | Пострадавшим оказать помощь. | | | | | | | Телефон медпункта... | | | | | | |------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | 4. Сообщить об аварии | Мастер (назначенное лицо) | | | | | | начальнику цеха (тел. ...), | | | | | | | а в вечернее время дежурному | | | | | | | по предприятию (тел.) | | | | | | |------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | 5. Приступить к ликвидации | Мастер, слесарь | Аварийные | | | | | источника загазованности, | (назначенное лицо) | средства | | | | | для чего произвести | | индивидуальной | | | | | следующее: | | защиты, | | | | | | | противогазы | | | | | | | находятся | | | | | | | в... шкафу (...) | | | |-----------------------------|------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | | Ответственное лицо | Резиновые сапоги,| | | | | | за ликвидацию аварии | перчатки, | | | | | | | фартуки, | | | | | | | вспомогательный | | | | | | | инструмент - | | | | | | | в аварийном шкафу| | | | | | | (...) | | | | |------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | а) прекратить работы | Аппаратчик | | | | | | по закачке растворителя | | | | | | | или перекачке | | | | | | |------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | б) надеть противогаз марки | Все работники смены | | | | | | ФУ-13А | | | | | | |------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | в) разлитую массу засыпать | Персонал смены | | | | | | песком, опилками, после | | | | | | | впитывания собрать | | | | | | | и направить на термическое | | | | | | | обезвреживание, затем место | | | | | | | розлива повторно засыпать | | | | | | | песком | | | | |----|-----------------------------|------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| |2 | Загорание в цистерне | 1. Окриком "Пожар" | Первый заметивший аварию | Кнопка находится | | | | (на площадке сбора смеси | предупредить об опасности | | ... | | | | отработанных растворителей) | лиц, находящихся поблизости | | | | | | |------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | 2. Все работающие должны | | | | | | | немедленно прекратить | | | | | | | выполняемую работу | | | | | | | и переключиться на ликвидацию| | | | | | | пожара | | | | | | |------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | 3. Выставить посты | Мастер | | ДПД действует | | | | для ограждения опасной зоны. | | | согласно | | | | Сообщить о пожаре в охрану | | | обязанностям | | | | предприятия по тел. ..., | | | боевого расчета | | | | в вечернее и ночное время | | | и по указанию | | | | и в выходные дни - дежурному | | | ответственного | | | | по предприятию | | | лица | | | | по тел. ..., вызвать | | | за ликвидацию | | | | городскую пожарную команду | | | аварии | | | | по тел. 01; по тел. ... | | | | | | | сообщить начальнику цеха | | | | | | | и должностным лицам, | | | | | | | указанным в плане ликвидации | | | | | | | аварий | | | | |----|-----------------------------|------------------------------|---------------------------|------------------|------------------| | | | Принять срочные меры | Мастер | Огнетушители | | | | | по спасению и эвакуации | | ОХП-10, ОУ-2, | | | | | пострадавших, если они есть. | | ОУ-5 или | | | | | Телефон медпункта... | | передвижной | | | | |------------------------------|---------------------------| на колесах |------------------| | | | Для ликвидации пожара | Двое ответственных | ОВПУ-100. | | | | | необходимо использовать | | Песок | | | | | пенный огнетушитель ОХП-10, | | и огнетушители | | | | | песок или ОВПУ-100 | | ОХП-10 находятся | | | | |------------------------------| | в летнее время |------------------| | | | 4. После ликвидации пожара | | на площадке | | | | | вся смена должна приступить | | хранения | | | | | к устранению последствий | | отработанных | | | | | аварии | | смесей | | | | | | | растворителей; | | | | | | | в зимнее время - | | | | | | | в... | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Страницы: 1 2 |