ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЙ "МАСТЕР-ПОВАР", "МАСТЕР-КОНДИТЕР" И "МАСТЕР ТОРГОВОГО СЕРВИСА" ПРИКАЗ КОМИТЕТ РФ ПО ТОРГОВЛЕ 17 сентября 1993 г. N 71 (Д) Комитетом Российской Федерации совместно с ЦК профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства с учетом изменений, происходящих в сфере обслуживания в условиях рыночной экономики, разработано Положение о порядке присвоения званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса". В целях совершенствования традиций кулинарного мастерства, развития национальных кухонь России, создания условий для повышения престижности труда, морального и материального стимулирования высококвалифицированных работников общественного питания приказываю: 1. Ввести в системе общественного питания почетное звание "Мастер торгового сервиса". 2. Утвердить Положение о порядке присвоения званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" согласно Приложению N 1. 3. Управлению организации массового питания совместно с Управлением науки, учебных заведений, кадрового обеспечения разработать проект свидетельства о присвоении звания "Мастер торгового сервиса" и представить его на утверждение руководству Комитета. 4. Считать не действующими на территории Российской Федерации нормативные акты согласно Приложению N 2. Первый заместитель Председателя Ф.Л.МАРЧУК 17 сентября 1993 г. N 71 Приложение N 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом Комитета Российской Федерации по торговле от 17 сентября 1993 года N 71 Согласовано Председатель ЦК профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства Российской Федерации "Торговое единство" Ю.В.БОБКОВ 2 сентября 1993 года N 3-09/305 Министерство труда Российской Федерации (письмо от 6 сентября 1993 года N 1602-РБ) ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ ЗВАНИЙ "МАСТЕР-ПОВАР", "МАСТЕР-КОНДИТЕР" И "МАСТЕР ТОРГОВОГО СЕРВИСА" 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение вводится в целях морального и материального стимулирования высококвалифицированных работников общественного питания, создания условий для совершенствования профессионального мастерства, повышения престижности их труда, сохранения и развития традиций национальных кухонь России. 1.2. Звания "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" являются почетными званиями, свидетельствующими о высоком профессионализме, владении прогрессивными (передовыми) методами труда, творческом подходе к работе, высоком уровне культуры производства и обслуживания. 1.3. Лицам, получившим звания "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса", по решению администрации (владельца) предприятия общественного питания могут устанавливаться надбавки к окладу (ставке) или повышенные оклады в пределах имеющихся средств. 2. Порядок присвоения званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" 2.1. Звания "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" присваиваются высококвалифицированным работникам общественного питания: поварам, кондитерам, начальникам кондитерских и других цехов, заведующим производством (шеф-поварам) и их заместителям, метрдотелям и официантам, барменам, имеющим стаж практической работы на предприятиях общественного питания независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, включая столовые (кухни) учреждений здравоохранения, социального обеспечения, домов отдыха и других учреждений и организаций, не менее 5 лет. 2.2. Звания "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" присваиваются Федеральным органом управления торговлей и общественным питанием - Комитетом Российской Федерации по торговле по представлениям организаций и предприятий независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности. Основанием для присвоения этих званий служит заключение экспертной комиссии. 2.3. Работникам, удостоенным званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса", выдается соответствующее свидетельство. 2.4. Звания "Мастер-повар" и "Мастер-кондитер" присваиваются работникам: искусно владеющим профессиональным мастерством, обладающим глубокими знаниями технологии приготовления блюд и изделий; способствующим сохранению и развитию национальных кулинарных традиций народов России; применяющим новейшие методы и приемы организации труда; постоянно совершенствующим ассортимент продукции за счет разработки рецептур новых и фирменных изделий; знающим основы стандартизации продукции и услуг общественного питания, имеющим навыки разработки стандартов предприятия (СТП); обеспечивающим: - рациональное использование сырья; - строжайшее соблюдение санитарных и технологических режимов; - знание международных требований (стандартов) к производству и реализации блюд и изделий, особенностей зарубежных кухонь; - передачу опыта и знаний, оказание практической помощи молодым кадрам в повышении их профессиональных навыков. 2.5. Звание "Мастер торгового сервиса" присваивается метрдотелям, официантам, барменам, в совершенстве владеющим: профессиональной этикой, методикой работы и техникой обслуживания потребителей; правилами особо сложной сервировки столов, отражающих национальные особенности и тематическую направленность предприятия; формами, правилами, практическими навыками обслуживания официальных (неофициальных) приемов и банкетов, групп иностранных туристов; знаниями основ технологии приготовления, характеристик блюд и напитков, санитарных норм и правил; Примечание: Для барменов обязательно совершенное владение искусством приготовления широкого ассортимента коктейлей и других напитков, холодных и горячих закусок и постоянное совершенствование ассортимента продукции за счет разработки рецептур новых и фирменных изделий. приемами подачи фирменных блюд и напитков с проведением заключительных операций на виду у заказчика; знаниями оборудования бара, зала, наименований и назначения посуды, приборов, столового белья; правилами поведения за столом; знаниями минимум одного иностранного языка в объеме профессионального общения; обладающим эстетичным внешним видом (совокупностью безупречной одежды, опрятности, ловкости и изящества движений, осанки, походки) и общей культурой поведения; обеспечивающим передачу опыта и знаний, оказание практической помощи молодым кадрам в повышении их профессиональных навыков. 2.6. Звания "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" без проверки теоретических и практических знаний могут присваиваться победителям международных и всероссийских конкурсов поваров, кондитеров, официантов. 2.7. Оценку профессионального мастерства, теоретических и практических навыков специалистов, представленных на присвоение почетных званий, проводит экспертная комиссия. 2.8. Экспертная комиссия по присвоению званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" создается Комитетом Российской Федерации по торговле из числа высококвалифицированных практиков, работников органов государственного управления торговлей региона и учебных заведений, представителей профсоюза, межрегиональной Ассоциации кулинаров и других с участием специалистов Комитета Российской Федерации по торговле. 2.9. Оценка профессиональных знаний производится непосредственно в производственных условиях с выездом экспертной комиссии в регионы, представившие специалистов на присвоение званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса". 2.10. Перечень документов, представляемых для присвоения званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер", "Мастер торгового сервиса": представление организации, предприятия (форма представления не приводится); подробная производственная характеристика на кандидата; справка органов саннадзора о соблюдении санитарных норм; данные контроля качества кулинарной или кондитерской продукции (кроме метрдотелей и официантов); справка госторгинспекции о соблюдении правил торговли (для метрдотелей, официантов, барменов). Дополнительно должны быть приложены две фотокарточки размером 3 x 4 см. 3. Порядок лишения званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" 3.1. Работники, которым присвоены звания "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса", могут быть лишены этого звания в случаях выпуска продукции низкого качества, нарушения технологических режимов, санитарных норм, Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, а также требований других нормативных документов, производственной дисциплины. 3.2. Основанием для лишения работников званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" является ходатайство организации, предприятия, выявившего нарушения. 3.3. Лишение званий "Мастер-повар", "Мастер-кондитер" и "Мастер торгового сервиса" производится Комитетом Российской Федерации по торговле. Со дня лишения звания "Мастер" отменяется выплата установленной надбавки. Свидетельство о присвоении указанных званий возвращается Комитету. Приложение N 2 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, НЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Письмо Госкомитета СССР по торговле от 21 июля 1965 г. N 079-75 "Об утверждении Инструкции о порядке представления работников общественного питания к присвоению званий "Мастер-повар" и "Мастер-кондитер" (письмо Минторга РСФСР от 16 августа 1965 г. N 0364). 2. Письмо Министерства торговли СССР от 21.04.86 N 045-75 "О внесении дополнения в Положение о порядке присвоения званий "Мастер-повар" и "Мастер-кондитер" работникам общественного питания" (письмо Минторга РСФСР от 26.05.86 N 093). |