МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ, ОБНОВЛЕНИЯ И ОТМЕНЫ ДОКУМЕНТОВ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ RULES OF CARRYING WORKS ON INTERSTATE STANDARDIZATION. PROCEDURE OF DEVELOPMENT, TAKING, USE, WITHDRAWAL OF DOCUMENTS FOR INTERSTATE STANDARDIZATION ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ 1 января 1999 г. N ГОСТ 1.2-97 (Д) Дата введения - 1 января 1999 года <*> -------------------------------- <*> Дату введения стандарта в действие на территории государств устанавливают их национальные органы по стандартизации. Предисловие 1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России. Внесен Госстандартом России. 2. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 12-97 от 21 ноября 1997 г.). За принятие проголосовали: ------------------------------------------------------------------ | Наименование государства | Наименование национального органа | | | по стандартизации | |--------------------------|-------------------------------------| |Азербайджанская Республика|Азгосстандарт | |--------------------------|-------------------------------------| |Республика Армения |Армгосстандарт | |--------------------------|-------------------------------------| |Республика Беларусь |Госстандарт Беларуси | |--------------------------|-------------------------------------| |Грузия |Грузстандарт | |--------------------------|-------------------------------------| |Республика Казахстан |Госстандарт Республики Казахстан | |--------------------------|-------------------------------------| |Киргизская Республика |Киргизстандарт | |--------------------------|-------------------------------------| |Республика Молдова |Молдовастандарт | |--------------------------|-------------------------------------| |Российская Федерация |Госстандарт России | |--------------------------|-------------------------------------| |Республика Таджикистан |Таджикгосстандарт | |--------------------------|-------------------------------------| |Туркменистан |Главная государственная инспекция | | |Туркменистана | |--------------------------|-------------------------------------| |Республика Узбекистан |Узгосстандарт | |--------------------------|-------------------------------------| |Украина |Госстандарт Украины | ------------------------------------------------------------------ 3. Введен впервые. 1. Область применения Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, принятия, применения, обновления (внесения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации) <**>. -------------------------------- <**> Порядок разработки, принятия и применения межгосударственных нормативных документов в строительстве, а также порядок внесения в них изменений и прекращения применения устанавливает Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве [1]. Положения настоящего стандарта подлежат применению национальными органами по стандартизации, другими государственными органами управления, Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Технический секретариат), межгосударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК), национальными техническими комитетами по стандартизации (ТК), предприятиями, организациями и другими субъектами хозяйственной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями (далее - общественные объединения) государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение). 2. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 1.0-92. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения; ГОСТ 1.5-93. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. 3. Порядок разработки, принятия и регистрации межгосударственных стандартов 3.1. Общие положения 3.1.1. Разработку межгосударственных стандартов (далее - стандартов) осуществляют, как правило, в следующем порядке: 1-я стадия - организация разработки стандарта; 2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв <***>; 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование; 4-я стадия - принятие стандарта и его регистрация. -------------------------------- <***> В государстве - разработчике стандарта могут быть проведены дополнительные (предшествующие) стадии разработки стандарта, которые настоящий стандарт не регламентирует. В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций). 3.1.2. Разработку стандартов осуществляют в соответствии с программой работ по межгосударственной стандартизации или в инициативном порядке. 3.1.3. При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0. При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях науки, техники и технологии. В качестве проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны; действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или региональный стандарт (при наличии соответствующих международных, региональных соглашений или с разрешения соответствующих организаций), если требования этого стандарта удовлетворяют целям межгосударственной стандартизации по ГОСТ 1.0 (раздел 4). В этом случае предложенный действующий стандарт целесообразно рассматривать как окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта с соблюдением процедур, изложенных в 3.2.4 и 3.2.5. 3.1.4. Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5. Текст проектов стандартов излагают на русском языке. 3.1.5. Пересылку документов в процессе разработки, принятия и регистрации стандартов рекомендуется осуществлять с использованием электронной почты. 3.2. Порядок разработки проектов стандартов 3.2.1. Разработке стандарта в государстве - участнике Соглашения предшествует, как правило, подготовка национальным органом по стандартизации государства - участника Соглашения (далее - национальный орган) соответствующего предложения к программе работ по межгосударственной стандартизации в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный Совет) [2]. 3.2.2. Организация разработки и рассмотрения проекта стандарта в государстве-разработчике осуществляется в соответствии с порядком, установленным национальным органом этого государства. Перед началом разработки стандарта разработчик (национальный ТК или иная организация) направляет через национальный орган своего государства информацию о начале его разработки (с краткой аннотацией) в национальные органы других государств, заинтересованных в разработке стандарта и указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации, для публикации этой информации или применения иных форм ее распространения в этих государствах. Примечание. Если проект стандарта разрабатывается в инициативном порядке (без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации), то указанная информация направляется национальным органам всех государств - участников Соглашения. 3.2.3. Порядок разработки и рассмотрения первой редакции проекта стандарта в государстве - разработчике стандарта устанавливает его национальный орган. При этом может быть предусмотрена процедура согласования проекта стандарта. 3.2.3.1. Разработчик стандарта готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему. В пояснительной записке приводят: - основание для разработки стандарта, указывая номер темы по программе работ по межгосударственной стандартизации или ссылку на иной организационно-распорядительный документ <*>; - краткую характеристику объекта стандартизации; - технико-экономическое обоснование разработки стандарта; - обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне; - сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации (их проектами), а также с прогрессивными национальными стандартами государств - участников Соглашения и других стран; - предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, противоречащих предложенному проекту стандарта; - сведения о патентной чистоте проекта стандарта (при необходимости); - сведения о рассылке национальным органам первой редакции проекта стандарта на отзыв (с указанием исходящих номеров сопроводительных писем) и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); - источники информации; - адрес и контактный телефон разработчика стандарта. -------------------------------- <*> В случае разработки стандарта в инициативном порядке приводят соответствующую запись. 3.2.3.2. Национальный орган государства-разработчика направляет первую редакцию проекта стандарта с пояснительной запиской в национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта (указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации), а также в Технический секретариат. Примечания. 1. Если проект стандарта разрабатывается государством - участником Соглашения в инициативном порядке, то он рассылается национальным органам всех государств - участников Соглашения, если они не прислали уведомление о незаинтересованности в разработке данного стандарта. 2. При рассылке первой редакции проекта стандарта на отзыв в сопроводительном письме указывают предельную дату направления отзывов от заинтересованных государств. 3.2.3.3. Рассмотрение первой редакции проекта стандарта в заинтересованных государствах осуществляется в трехмесячный срок (с учетом предельной даты направления отзыва). Отзывы на первую редакцию проекта стандарта направляются в адрес национального органа государства-разработчика или в иной указанный им адрес (в секретариат национального ТК или иному разработчику стандарта). Примечания. 1. В отзыве замечания и предложения по проекту стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности: - по проекту в целом; - по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям - в порядке изложения проекта стандарта. 2. Все предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер. 3.2.3.4. Национальный орган государства-разработчика рассматривает полученные от заинтересованных государств отзывы, направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции проекта стандарта и в случае необходимости сообщает свое мнение о целесообразности реализации предложений и учета замечаний. 3.2.4. Порядок разработки, рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган. 3.2.4.1. После принятия национальным органом государства-разработчика решения о готовности проекта стандарта (окончательной редакции) к рассылке на рассмотрение и голосование в другие государства его направляют на издательское редактирование в ИПК Издательство стандартов Госстандарта России (далее - Издательство стандартов). 3.2.4.2. Издательское редактирование проекта стандарта осуществляется, как правило, в срок не более пяти дней <*>. -------------------------------- <*> В обоснованных случаях, связанных с объемом и (или) количеством поступивших проектов документов, срок редактирования может быть увеличен. 3.2.4.3. При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вносит необходимые исправления. 3.2.4.4. Национальный орган государства - разработчика стандарта направляет окончательную редакцию с пояснительной запиской, дополненной обобщенной характеристикой отзывов по первой редакции проекта стандарта, в национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта, а также в Технический секретариат. Примечания. 1. Если проект стандарта разрабатывался без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации, то на стадии подготовки окончательной редакции проекта стандарта заинтересованными считаются государства, от которых поступили отзывы на первую редакцию проекта стандарта. 2. При рассылке окончательной редакции проекта стандарта на рассмотрение и голосование в сопроводительном письме указывают дату подведения итогов голосования, устанавливаемую не ранее трех месяцев со дня рассылки. 3.2.4.5. Национальные органы заинтересованных государств организуют рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта, принимают по нему решение и направляют в национальный орган государства-разработчика бюллетени голосования до даты подведения итогов голосования. 3.2.4.6. Форма бюллетеня голосования и правила его заполнения приведены в Приложениях А и Б. 3.2.5. Национальный орган государства - разработчика стандарта подводит итоги голосования по проекту стандарта по бюллетеням, поступившим к назначенному для этого дню. 3.2.5.1. Результаты голосования по проекту стандарта могут считаться положительными, если за его принятие в предложенной редакции проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов государств, заинтересованных в разработке стандарта (без учета национальных органов, воздержавшихся от голосования) и принявших участие в голосовании, но не менее трех из них. Примечание. При подведении итогов голосования в числе национальных органов, проголосовавших за принятие предложенной редакции проекта стандарта, учитывается национальный орган государства-разработчика. 3.2.5.2. При положительных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган государства-разработчика направляет в Издательство стандартов проект стандарта (первый экземпляр и экземпляр с редакционными правками). 3.2.5.3. Издательство стандартов в трехдневный срок <*> проводит окончательное редактирование проекта стандарта, проставляет на каждом листе первого экземпляра штамп "В НАБОР" и возвращает его вместе с экземпляром с редакционными правками. -------------------------------- <*> В обоснованных случаях, связанных с объемом и (или) количеством поступивших проектов документов, срок редактирования может быть увеличен. 3.2.5.4. Национальный орган государства-разработчика направляет в Технический секретариат документы, необходимые для регистрации принятого стандарта в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным Советом [3]. 3.2.5.5. Бюллетени голосования, поступившие после дня подведения итогов голосования, не учитываются и направляются в Технический секретариат. Примечание. Замечания и предложения по проекту стандарта, поступившие вместе с такими бюллетенями, могут быть учтены при очередном пересмотре принятого стандарта или при внесении в него изменения. 3.2.6. При отрицательных результатах голосования по проекту стандарта может быть осуществлена его доработка с учетом замечаний и предложений национальных органов или прекращена разработка проекта стандарта. 3.2.6.1. Доработка проекта стандарта осуществляется в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, установленном национальным органом государства-разработчика. 3.2.6.2. Доработанный проект стандарта после проведения издательского редактирования рассылается (вместе с пояснительной запиской, дополненной обобщенной характеристикой поступивших замечаний и предложений) на повторное голосование в национальные органы заинтересованных государств, а также в Технический секретариат (с копиями замечаний и предложений, поступивших по результатам первого рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта). 3.2.6.3. При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта осуществляются работы в соответствии с 3.2.5.4 и 3.2.5.5. 3.2.6.4. При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта окончательное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки) принимает Межгосударственный Совет на своем заседании. В случае принятия решения о прекращении разработки стандарта национальные органы заинтересованных государств могут использовать его проект (в любой редакции) в качестве основы для разработки или оформления соответствующего национального стандарта. 3.2.7. Если разработка проекта стандарта осуществляется с участием МТК, национальный орган может передать свои функции в работах по разработке (рассмотрению) проекта стандарта на любой стадии своему полномочному представителю <*> в МТК и (или) секретариату МТК, участие которых в указанных работах определяется положением о МТК и (или) порядком, установленным национальным органом. При этом разработка проекта стандарта может осуществляться в соответствии с рекомендациями Межгосударственного Совета [5] <**>. -------------------------------- <*> Термины, связанные со структурой и деятельностью МТК, - в соответствии с правилами, установленными Межгосударственным Советом [4]. <**> В Российской Федерации - по согласованию с Госстандартом России. 3.3. Порядок принятия стандартов 3.3.1. Межгосударственные стандарты принимает Межгосударственный Совет <***>, проводя голосование по переписке или непосредственно на заседании Межгосударственного Совета. -------------------------------- <***> Термины, связанные с деятельностью Межгосударственного Совета, - в соответствии с правилами, установленными Межгосударственным Советом [6]. 3.3.2. Голосование по проекту стандарта по переписке осуществляется в процессе рассмотрения его окончательной редакции в государствах - участниках Соглашения, проводимого в соответствии с 3.2.4.5; 3.2.4.6 и 3.2.5.1 (или 3.2.6.2 и 3.2.6.3). 3.3.3. При необходимости (если в процессе доработки проекта стандарта не удалось добиться снятия разногласий по его содержанию) голосование по проекту стандарта может выноситься на заседание Межгосударственного Совета. На заседание Межгосударственного Совета также выносят обсуждение и принятие наиболее важных основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения. При этом стандарт считается принятым только при достижении по нему консенсуса <****> и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании. -------------------------------- <****> Термин "консенсус" означает общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения; при этом консенсус не предполагает полного единодушия. 3.3.3.1. С инициативой вынесения голосования по проекту стандарта на заседание Межгосударственного Совета может выступить любой национальный орган. 3.3.3.2. Проект стандарта, подготовленный для рассмотрения на заседании Межгосударственного Совета, должен быть разослан для ознакомления всем национальным органам и Техническому секретариату не позднее чем за два месяца до проведения этого заседания. 3.3.3.3. При голосовании по проекту стандарта на заседании Межгосударственного Совета бюллетени голосования не заполняют, а результаты голосования оформляют соответствующим протоколом, передаваемым национальному органу государства - разработчика стандарта. 3.3.4. Стандарт считается принятым при положительных результатах голосования, указанных в 3.2.5.1 (или в 3.3.3). 3.3.5. Проект стандарта, не принятый в соответствии с 3.3.4, может быть опубликован в качестве технического отчета Межгосударственного Совета. 3.3.6. Национальные органы, проголосовавшие против принятия стандарта или не принявшие участия в голосовании, могут в дальнейшем присоединиться к стандарту, направив в Технический секретариат бюллетень голосования (Приложение А) со своим положительным решением. Информация об этом решении публикуется в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты". 3.3.7. Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на национальные органы, не принявшие участия в голосовании по его принятию, воздержавшиеся при голосовании или проголосовавшие против его принятия. 3.3.8. Регистрация и учет принятых стандартов, в том числе оформление дела стандарта, публикация соответствующей информации в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты" и в годовом указателе "Межгосударственные стандарты", а также подготовка стандартов к изданию (обеспечение их копиями национальных органов) осуществляются в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным Советом [3]. 4. Порядок применения межгосударственных стандартов 4.1. Межгосударственные стандарты применяют в качестве национальных (государственных) стандартов в государствах, чьи национальные органы приняли эти стандарты (присоединились к ним), в порядке, установленном этими национальными органами. При этом применение межгосударственных стандартов, как правило, осуществляется непосредственно, без переоформления в национальные (государственные) стандарты. 4.2. Межгосударственные стандарты вводятся в действие на территории государств после их регистрации в Техническом секретариате принявшими эти стандарты (присоединившимися к ним) национальными органами этих государств путем принятия соответствующих организационно-распорядительных документов. При этом национальный орган устанавливает для каждого стандарта дату введения его в действие на территории своего государства и своевременно отменяет противоречащий ему (или дублирующий его) национальный (государственный) стандарт (стандарты). Примечания. 1. Дата введения в действие межгосударственного стандарта, как правило, должна быть не позднее двух лет со дня регистрации стандарта в Техническом секретариате. При ее установлении учитывают соответствующие рекомендации национального органа государства-разработчика. 2. Под понятием "противоречащий национальный (государственный) стандарт" подразумевают такой стандарт, который распространяется на тот же объект стандартизации и имеет ту же область применения, что и межгосударственный стандарт, но содержит иные требования. 4.3. Публикацию информации о введении межгосударственного стандарта в действие для применения в государстве - участнике Соглашения, его издание и распространение на территории страны осуществляют в порядке, установленном национальным органом этого государства. При этом издание стандарта осуществляют на русском или одновременно на русском языке и государственном языке страны. 5. Порядок обновления межгосударственных стандартов 5.1. Порядок проведения проверок стандартов 5.1.1. Обновление стандартов путем внесения в них изменений или пересмотра осуществляют на основе их проверок или предложений национальных органов, других органов государственного управления, предприятий, организаций, других субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и граждан государств, на территории которых применяют эти стандарты. 5.1.2. Проверку стандарта проводят с целью выявления необходимости его обновления, которое может быть направлено на приведение его в соответствие с вновь заключенными межгосударственными соглашениями, действующими и вводимыми нормами законодательства государств - участников Соглашения, применяющих этот стандарт, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; на распространение передового опыта, повышение качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, потребностями населения, экономики и обороноспособности государств - участников Соглашения и на более полное достижение целей межгосударственной стандартизации. 5.1.3. Проверку стандарта, как правило, проводят в государстве - разработчике этого стандарта (в государстве, за которым закреплен данный стандарт) в порядке, установленном национальным органом этого государства. К проверке стандарта может быть привлечен МТК, который участвовал в разработке данного стандарта. Проверку стандарта целесообразно проводить регулярно, через пять лет после разработки или пересмотра стандарта, принятия последнего изменения или проведения последней проверки. 5.2. Порядок разработки, принятия и введения в действие изменений к стандартам 5.2.1. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных его требований, которые не влекут за собой нарушения взаимозаменяемости и (или) совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают, а включают в очередное изменение, обусловленное заменой (дополнением, исключением) содержательных требований стандарта. Построение и изложение изменения - по ГОСТ 1.5. 5.2.2. Работы по внесению в стандарт изменения осуществляет МТК, за которым закреплен данный стандарт, а при его отсутствии проводят под руководством национального органа государства - разработчика стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт). 5.2.3. Разработку и принятие изменения к стандарту осуществляют в порядке, установленном 3.2 и 3.3 для проектов стандартов, со следующими дополнениями: - изменение к стандарту считается принятым по переписке, если за это проголосовало не менее двух третей национальных органов государств, применяющих данный стандарт; - национальные органы, проголосовавшие против его принятия в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосования), решают вопрос применения стандарта на территории своих государств с учетом нецелесообразности одновременного применения в государствах - участниках Соглашения стандарта с принятым изменением и без него. 5.2.4. Изменения к наиболее важным основополагающим стандартам, затрагивающим интересы всех государств - участников Соглашения, как правило, принимают на заседании Межгосударственного Совета. При этом изменение к такому стандарту считается принятым только при достижении по нему консенсуса и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании. 5.2.5. Регистрация принятого изменения к стандарту, обеспечение его копиями национальных органов, а также публикация информации о принятии изменения к стандарту и его текста в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты" - в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным Советом [3]. 5.2.6. Изменение к стандарту вводится в действие на территории государств после его регистрации в Техническом секретариате путем принятия национальными органами соответствующих организационно-распорядительных документов. Примечание. Дату введения в действие изменения к стандарту рекомендуется устанавливать не ранее шести месяцев, но не позднее одного года со дня регистрации изменения в Техническом секретариате. 5.2.7. Публикацию информации о введении в действие изменения к стандарту, а при необходимости также текста изменения осуществляют в порядке, установленном национальным органом государства, в котором применяют данный стандарт. Примечание. Публикацию текста изменения к стандарту осуществляют на тех языках, на которых издан данный стандарт. 5.3. Порядок пересмотра стандартов 5.3.1. Пересмотр стандарта осуществляют при установлении в нем новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости продукции, соответствующей им, и продукции, изготовляемой до введения этих требований. При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего, при этом действовавший ранее стандарт отменяют, а в обновленном стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Обновленному стандарту присваивают обозначение действовавшего ранее стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Одновременно с пересмотром стандарта осуществляют работы по обновлению или отмене взаимосвязанных с ним стандартов. 5.3.2. При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (не взаимозаменяемую при переходе на выпуск по обновленному стандарту) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенной продукции, находящейся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют, а вносят в него изменение, ограничивающее соответствующим образом область применения этого стандарта. При этом сохраняют его регистрационный номер, а обновленному стандарту присваивают новый регистрационный номер. 5.3.3. Работы по пересмотру стандарта осуществляет МТК, за которым закреплен данный стандарт, а при его отсутствии проводят под руководством национального органа государства - разработчика стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт). 5.3.4. Разработку и принятие стандарта взамен действующего осуществляют в порядке, установленном в 3.2 и 3.3 для вновь разрабатываемых стандартов, со следующими дополнениями: - результаты голосования по проекту обновленного стандарта могут считаться положительными, если за его принятие проголосовало не менее двух третей национальных органов государств, применяющих действующий стандарт; - национальные органы государств, применяющих действующий стандарт, которые проголосовали против принятия обновленного стандарта в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосования), решают вопрос о применении действовавшего ранее стандарта на территории своего государства с учетом нецелесообразности одновременного применения в государствах - участниках Соглашения обновленного и действовавшего ранее стандартов (за исключением случаев, указанных в 5.3.2). 5.3.5. Стандарт, принятый взамен действовавшего стандарта, вводится в действие и применяется в соответствии с разделом 4. 6. Порядок отмены межгосударственных стандартов и прекращения их применения в государствах - участниках Соглашения 6.1. Стандарт отменяют в следующих случаях: - в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этот стандарт; - при разработке взамен данного стандарта другого межгосударственного стандарта (стандартов); - при прекращении применения данного стандарта (в случаях, указанных в 6.2) во всех применявших его государствах; - в других обоснованных случаях. 6.2. Национальный орган государства, применяющего стандарт, вправе прекратить его применение на территории своего государства в одностороннем порядке в следующих случаях: - при возникновении противоречий между установленными в данном стандарте требованиями и положениями законодательных актов этого государства; - при несоответствии установленных в данном стандарте требований потребностям национальной экономики и безопасности; - при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта, в случаях, указанных в 5.2.4 и 5.3.4; - других обоснованных случаях. 6.3. Предложения о прекращении применения стандарта государственные органы управления, национальные ТК, предприятия, организации, другие субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государства, применяющего данный стандарт, направляют в национальный орган своего государства. 6.4. Национальный орган в соответствии с установленным им порядком организует рассмотрение поступивших предложений по прекращению применения стандарта и определяет целесообразность реализации этих предложений в одностороннем порядке (только на территории своей страны) или путем подготовки предложения об отмене данного стандарта Межгосударственным Советом. 6.5. В случае принятия решения о прекращении применения стандарта на территории государства в одностороннем порядке национальный орган этого государства направляет соответствующее уведомление (с указанием причины) в Технический секретариат и национальные органы других государств, применяющих данный стандарт, не позднее чем за девять месяцев до даты прекращения применения. Информация о прекращении применения стандарта на территории какого-либо государства в одностороннем порядке публикуется в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты". 6.6. Предложение об отмене стандарта национальный орган государства, применяющего этот стандарт, направляет в МТК, за которым закреплен данный стандарт, или в Технический секретариат. 6.7. Секретариат МТК (Технический секретариат) анализирует предложения об отмене стандарта, обобщает их, оценивает целесообразность реализации этих предложений и при необходимости направляет предложение об отмене данного стандарта в национальные органы государств, применяющих данный стандарт, с обращением о рассмотрении этого предложения и голосовании по нему. 6.8. Национальный орган государства, применяющего стандарт, организует рассмотрение предложения о его отмене в соответствии с порядком, установленным национальным органом, и голосует, направляя бюллетень голосования в секретариат МТК (Технический секретариат) не позднее трех месяцев со дня получения указанного предложения. Форма бюллетеня голосования об отмене межгосударственного стандарта приведена в Приложении В. 6.9. МТК обобщает результаты голосования об отмене стандарта и направляет бюллетени голосования в Технический секретариат. 6.10. Стандарт считается отмененным Межгосударственным Советом по переписке, если за его отмену проголосовали национальные органы всех государств, применявших данный стандарт и принявших участие в голосовании (в течение срока, установленного для голосования). 6.11. Закрытие дела отмененного стандарта, публикацию соответствующей информации в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты" и направление официальной информации об отмене стандарта в национальные органы государств, применявших данный стандарт, а также передачу копии дела стандарта в случае одностороннего прекращения его применения в государстве, в котором хранилось это дело, осуществляют в порядке, установленном Межгосударственным Советом [3]. В этом случае Технический секретариат определяет государство, в котором в дальнейшем будет храниться дело стандарта. 6.12. Решение о прекращении применения стандарта на территории государства, применявшего данный стандарт, в связи с его отменой или в одностороннем порядке национальный орган этого государства оформляет принятием соответствующего организационно-распорядительного документа с публикацией официальной информации об этом решении в порядке, установленном этим национальным органом. 6.13. В чрезвычайных ситуациях, когда применение стандарта может создать угрозу для национальной безопасности, жизни и здоровья населения страны, нанести ущерб ее экономике или окружающей среде, национальный орган вправе временно (на срок до одного года) приостановить действие этого стандарта на территории своего государства. Одновременно с принятием этого решения национальный орган направляет соответствующую информацию в национальные органы других государств, применяющих данный стандарт, и Технический секретариат для публикации соответствующей информации в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты". Последующее решение по данному стандарту (о возобновлении или прекращении его применения на территории государства) доводится национальным органом этого государства до Технического секретариата и национальных органов других государств, применяющих стандарт. 7. Порядок разработки, принятия, регистрации, применения, обновления и отмены правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации 7.1. Правила по межгосударственной стандартизации (далее - правила) разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующих основополагающих организационно-технических и общетехнических межгосударственных стандартов, а также при нецелесообразности разработки таких стандартов, если устанавливаемые положения определяют порядок взаимодействия в работах по стандартизации, метрологии и сертификации только на уровне национальных органов и Технического секретариата. 7.2. Рекомендации по межгосударственной стандартизации (далее - рекомендации) разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений и процедур в области стандартизации, метрологии и сертификации, т.е. до принятия соответствующих стандартов или правил. 7.3. Правила и рекомендации не должны дублировать положения межгосударственных стандартов или противоречить им. 7.4. Построение, изложение, оформление и содержание правил (рекомендаций) - по ГОСТ 1.5. Первую страницу титульного листа правил (рекомендаций) оформляют в соответствии с Приложением Г. Первую страницу правил (рекомендаций) оформляют в соответствии с Приложением Д. Текст проекта правил (рекомендаций) излагают на русском языке. 7.5. Разработку правил и рекомендаций осуществляют, в основном без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации, по решению Межгосударственного Совета на основе предложений Технического секретариата или национальных органов государств - участников Соглашения. 7.6. Разработку правил (рекомендаций) осуществляет Технический секретариат или научно-исследовательские организации, специализированные в области стандартизации (метрологии, сертификации). Решением Межгосударственного Совета для разработки проекта правил (рекомендаций) может быть образована рабочая группа из представителей национальных органов или иных организаций. Информация о начале разработки правил (рекомендаций) с их краткой аннотацией направляется в национальные органы всех государств - участников Соглашения. 7.7. По решению Межгосударственного Совета разработка проекта правил осуществляется с подготовкой или без подготовки первой редакции. 7.7.1. Проект правил (первая и окончательная редакция) с пояснительной запиской рассылается Техническим секретариатом (или по согласованию с ним - организацией-разработчиком) в национальные органы всех государств - участников Соглашения. 7.7.2. Рассмотрение проекта правил (первой и окончательной редакции) в государствах - участниках Соглашения осуществляется в срок, не превышающий три месяца, в порядке, установленном национальными органами этих государств. 7.7.3. По результатам рассмотрения национальные органы направляют в Технический секретариат письма с замечаниями и предложениями по проекту правил или информацией о готовности проголосовать за принятие. 7.7.4. Технический секретариат рассматривает письма, поступившие от национальных органов, и определяет готовность проекта правил для их принятия Межгосударственным Советом. 7.7.5. Если проект правил по мнению Технического секретариата готов для принятия, его направляют на издательское редактирование по 3.2.4.1 - 3.2.4.3, а затем рассмотрение проекта правил выносят на очередное заседание Межгосударственного Совета. 7.7.6. Если по окончательной редакции проекта правил у национальных органов есть замечания и предложения, то осуществляется его доработка. Доработанный проект правил рассылается в национальные органы государств - участников Соглашения не позднее чем за два месяца до заседания Межгосударственного Совета, на которое выносится его рассмотрение. 7.7.7. Проект правил рассматривается и принимается на заседании Межгосударственного Совета. При этом правила считаются принятыми только при достижении по ним консенсуса и положительном голосовании всех национальных органов. 7.8. Разработка рекомендаций осуществляется в основном без разработки первой редакции. Проект рекомендаций рассылается на рассмотрение в национальные органы государств - участников Соглашения, при необходимости дорабатывается, направляется на издательское редактирование по 3.2.4.1 - 3.2.4.3, а затем рассматривается и принимается на заседании Межгосударственного Совета при положительном голосовании большинства (не менее двух третей) членов Совета, участвующих в заседании. 7.9. Регистрация принятых правил и рекомендаций, обеспечение их копиями национальных органов, публикация информации о их принятии осуществляются в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным Советом [3]. Обозначение правил и рекомендаций, присваиваемое при регистрации, состоит из индекса (ПМГ или РМГ), регистрационного цифрового номера, отделенных тире двух последних цифр года их принятия. 7.10. Правила и рекомендации издаются, распространяются и применяются в государствах - участниках Соглашения в порядке, установленном их национальными органами. При этом их издание может осуществляться одновременно на русском языке и государственном языке страны. 7.11. Обновление правил и рекомендаций осуществляется путем их пересмотра или внесения в них изменений. Разработку, принятие и применение правил (рекомендаций) в случае их пересмотра или внесения в них изменений осуществляют в порядке, установленном в 7.6 - 7.10. 7.12. Отмену правил и рекомендаций осуществляют в соответствии с 6.6 - 6.11. При этом голосование выносится на заседание Межгосударственного Совета. Правила (рекомендации) отменяют, если за это проголосовало большинство (более половины) членов Совета, участвующих в заседании. Одностороннее прекращение применения правил в государстве - участнике Соглашения не допускается, за исключением случая возникновения противоречий между положениями, установленными в них и в законодательных актах этого государства. При этом осуществляются процедуры, указанные в 6.5. Приложение А (обязательное) ФОРМА БЮЛЛЕТЕНЯ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ПРОЕКТУ СТАНДАРТА (ИЗМЕНЕНИЯ К СТАНДАРТУ) ------------------------------------------------------------------ | МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ | | ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ | | | | БЮЛЛЕТЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ <*> | | | | -------------------------------------------------- | | (официальное наименование государства) | | | | по проекту межгосударственного стандарта (изменения N --------| | ГОСТ -----------) | | | | -------------------------------------------------------------,| | (наименование стандарта) | | | | разработанному взамен ГОСТ ----------------------------------.| | | | ------------------------------------------------------------- | | (наименование голосующего национального органа) | | | | ----- | | 1| |голосует за принятие стандарта (изменения) в предложенной| | -----редакции | | | | ----- | | 2| |голосует против принятия стандарта (изменения) | | -----в предложенной редакции; обоснование принятого решения | | изложено в письме ----------------------- | | (исходящий номер и дата | | направления письма) | | | | ----- | | 3| |воздерживается в связи с незаинтересованностью | | -----в применении указанного стандарта | | | | ---------------- --------------- ----------------------| | (должность) (подпись) (расшифровка подписи) | | | | --------------- | | (дата) | | | | Правила заполнения бюллетеня голосования - по ГОСТ 1.2-97. | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Бюллетень голосования заполняют в соответствии с правилами, приведенными в Приложении Б. Приложение Б (обязательное) ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ БЮЛЛЕТЕНЯ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ПРОЕКТУ СТАНДАРТА (ИЗМЕНЕНИЯ К СТАНДАРТУ) 1. Номер изменения и обозначение стандарта, в который вносят это изменение, указывают только в бюллетене голосования по проекту изменения. 2. Обозначение действующего стандарта, взамен которого разработан проект стандарта, указывают только в бюллетене голосования при пересмотре действующего стандарта. 3. Решение, принятое по проекту стандарта (изменения), указывают в бюллетене перечеркиванием одного из квадратов 1, 2, 3 в соответствии со следующим примером: ------ | \/ | | /\ | ------ 4. Заполнение квадрата 3 в бюллетене голосования при пересмотре действующего стандарта или внесении в него изменения является официальным уведомлением со стороны государства, представившего этот бюллетень, о намерении прекратить применение данного стандарта на территории этого государства. 5. Подпись лица, подписавшего бюллетень голосования, подтверждается гербовой печатью национального органа, представившего бюллетень. Приложение В (обязательное) ФОРМА БЮЛЛЕТЕНЯ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ОТМЕНЕ СТАНДАРТА <*> -------------------------------- <*> Бюллетень голосования об отмене стандарта заполняют в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил заполнения бюллетеня голосования по проекту стандарта (Приложение Б). ------------------------------------------------------------------ | МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ | | ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ | | | | БЮЛЛЕТЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ | | | | -------------------------------------------------- | | (официальное наименование государства) | | | | об отмене ГОСТ -----------------------------------------------| | (обозначение и наименование стандарта) | | | | --------------------------------------------------------------| | (наименование голосующего национального органа) | | | | ----- | | 1| |голосует за отмену стандарта | | ----- | | | | ----- | | 2| |голосует против отмены стандарта | | ----- | | | | ---------------- --------------- ----------------------| | (должность) (подпись) (расшифровка подписи) | | | | --------------- | | (дата) | | | | Правила заполнения бюллетеня голосования - по ГОСТ 1.2-97. | ------------------------------------------------------------------ Приложение Г (обязательное) ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ПРАВИЛ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ------------------------- (обозначение документа) ПРАВИЛА (РЕКОМЕНДАЦИИ) ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ------------------------------------------------------------------ ------------------------------ (наименование документа) ------------------------------ Издание официальное МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск Приложение Д (обязательное) ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ ПРАВИЛ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ------------------------- (обозначение документа) ПРАВИЛА (РЕКОМЕНДАЦИИ) ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ------------------------------------------------------------------ --------------------------------------------------- (наименование документа) --------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Дата введения ----------------------------- (год, месяц, число) ТЕКСТ ---------------------------------------------------------------------- Издание официальное Приложение Е (информационное) БИБЛИОГРАФИЯ [1] МСН 1.01-01-96. Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения [2] РМГ 22-97. Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов [3] ПМГ 03-93. Порядок регистрации и подготовки к изданию межгосударственных нормативных документов по стандартизации [4] ПМГ 02-93. Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации [5] РМГ 24-97. Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами по стандартизации [6] Правила процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации |