ИНСТРУКЦИЯ N 10 ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ДОКЕРА-МЕХАНИЗАТОРА-ШВАРТОВЩИКА ИНСТРУКЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ 10 апреля 1995 г. N ТОИ-РД 31.82.05.10-95 (Д) УТВЕРЖДАЮ Директор Департамента морского транспорта Минтранса Российской Федерации Н.П.ЦАХ 10 апреля 1995 года Согласовано письмом ЦК профсоюза работников морского транспорта от 15 февраля 1995 года N 3.06/57 письмом Российского профсоюза докеров от 17 февраля 1995 года 1. Общие требования 1.1. К выполнению обязанностей швартовщика допускается докер-механизатор (ДМ), прошедший обучение, получивший квалификацию швартовщика, имеющий при себе удостоверение и прошедший обучение и инструктаж по безопасным приемам и методам работы на рабочем месте. 1.2. Швартовщик, допустивший нарушение требований охраны труда, направляется на внеочередную проверку знаний. Швартовщик, не прошедший проверку знаний, к работе не допускается. 1.3. Докер-механизатор-швартовщик должен знать Инструкцию N 1 по охране труда для ДМ, настоящую Инструкцию по охране труда и уметь выполнять швартовные операции. 1.4. ДМ-швартовщик привлекается к швартовным операциям судов только к береговым причалам. Запрещается ДМ-швартовщикам принимать участие в швартовке судов на открытом рейде и на рейдовые бочки на акватории порта. 2. Требования безопасности перед началом работы 2.1. ДМ, назначенные на швартовку, должны прибыть на причал вместе с руководителем работ за 5 - 10 мин. до подхода судна и поступить в распоряжение работника службы капитана порта. 2.2. ДМ должен получить инструктаж у работника службы капитана порта по всем вопросам, связанным с производством швартовных работ на данном причале. 2.3. Нельзя приступать к швартовным работам в неисправных рукавицах, при недостаточном освещении, загромождении, захламлении и скользком причале. 2.4. Заблаговременная подготовка причала к швартовке судов производится по указанию руководителя работ с установкой знаков безопасности со стороны возможного появления транспортных средств. 2.5. До начала швартовных операций ДМ-швартовщик обязан проверить: 2.5.1. Наличие и исправность отбойных устройств. 2.5.2. Готовность швартовных тумб. 2.5.3. Чистоту причала. 2.5.4. Наличие багров, спасательных кругов с линями. 2.6. Приступать к выполнению швартовных операций ДМ-швартовщик обязан в защитной каске с закрепленным подбородочным ремешком и в спасательном жилете. 3. Требования безопасности во время работы 3.1. Все работы по швартовным операциям должны производиться под руководством работника службы капитана порта и с соблюдением мер личной безопасности. Запрещается приступать к швартовным операциям без работника службы капитана порта. 3.2. ДМ, привлеченные к швартовным операциям, должны строго соблюдать расстановку ДМ по местам швартовки, произведенную работником службы капитана порта, а также обращаться за помощью в работе к лицам, не допущенным к швартовным операциям. 3.3. Во время подготовки и производства швартовных работ не разрешается заниматься посторонними разговорами, покидать рабочее место без разрешения работника службы капитана порта, курить и принимать пищу. Запрещается совмещение швартовных работ с какими-либо другими работами. 3.4. При подходе судна к причалу швартовки, услышав предупредительный окрик с судна о подаче бросательного конца: "Берегись", ДМ-швартовщик должен стать лицом к судну, но не ближе одного метра от края причала, и следить за падающей легостью (мешочек с песком), но не ловить его руками. 3.5. Выбирая бросательный конец, а затем швартовный канат, нужно стоять лицом к судну. Нельзя находиться между тянущимся швартовным канатом и кромкой причала, ставить ногу в огон (петлю), надевать его на руку или на плечо. 3.6. Перед накладкой огона (петли) швартовного троса на береговую тумбу нужно отвязать бросательный конец и находиться с тыловой стороны тумбы. 3.7. Швартовный канат можно брать только за середину огона (между сплеснем и концом огона). 3.8. После закрепления швартовного каната на тумбе старший группы швартовщиков должен сообщить об этом на судно: "Швартов закреплен". 3.9. Перед подачей бросательного конца (легости) с причала на судно нужно предупредить команду судна окриком: "Берегись!". 3.10. При выбирании швартовного каната на судне или при работе судовой машины, когда швартовы закреплены на тумбе, нужно быстро отойти в сторону и не стоять против линии натяжения, а также ближе 5 м по обе стороны от швартовного каната. 3.11. Перекладывать или отдавать швартовные канаты с тумбы и сбрасывать их в воду можно только по указанию работника службы капитана порта. 3.12. После отдачи швартовного каната с тумбы нужно сообщить об этом на судно, крикнув: "Швартов отдан и чист!". 3.13. Работы по перетяжке судна вдоль причала разрешается производить только руководством работника службы капитана порта. 3.14. При накладывании швартовного каната на береговую тумбу руки следует держать с наружной стороны огона. 3.15. При наложении на тумбу второго швартовного каната огон последнего пропустить снизу под огон первого каната. 3.16. Запрещается работать в замасленных рукавицах. 3.17. Запрещается находиться вблизи сильно натянутых канатов, на линии направления тяги. 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях 4.1. Кроме выполнения требований, изложенных в разделе 4 Инструкции N 1 по охране труда для ДМ, в аварийных ситуациях ДМ-швартовщик обязан прекратить работу при угрозе возникновения несчастного случая или аварии. 4.2. Если во время выбирания швартовного каната большой длины и диаметра появилось ощущение физического перенапряжения ("канат тянет назад"), нужно его бросить и выбирать повторно с помощью двух ДМ-швартовщиков. 4.3. При падении в воду ДМ-швартовщика немедленно бросить ему спасательный круг с линем и принять другие меры к подъему его на причал и при необходимости оказать первую помощь. 5. Требования безопасности по окончании работ По окончании швартовных операций ДМ-швартовщик должен сообщить работнику службы капитана порта о всех замеченных при швартовке недостатках. 6. Ответственность За невыполнение данной Инструкции ДМ-швартовщик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. |