ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СПИСАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ С ДЕЙСТВУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ; О РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯХ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ, СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ И ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО НИМ, ПРОВО. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 20.04.07 03-01-03/4-41

                 ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СПИСАНИЯ
           ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ С ДЕЙСТВУЮЩИХ
          ОРГАНИЗАЦИЙ; О РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯХ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ПО
        НАЛОГАМ И СБОРАМ, СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
          СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ И ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО
           НИМ, ПРОВОДИВШИХСЯ В 1999 И 2001 ГГ., А ТАКЖЕ О
             ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧКИ И РАССРОЧКИ
                          ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          20 апреля 2007 г.
                           N 03-01-03/4-41

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо и сообщает следующее.
     Обязанность   каждого   налогоплательщика   по   уплате   законно
установленных   налогов   и   сборов  определена  ст.  57  Конституции
Российской Федерации.
     Законодательство  Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах не
предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам
с действующих предприятий и организаций.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  59  Налогового кодекса Российской
Федерации    признается   безнадежной   и   списывается   в   порядке,
установленном   Правительством   Российской   Федерации,  недоимка  по
федеральным  налогам,  числящаяся  за  отдельными налогоплательщиками,
взыскание  которой оказалось невозможным в силу причин экономического,
социального или юридического характера. Согласно п. 2 указанной статьи
данная  норма применяется также при списании безнадежной задолженности
по пени и штрафам.
     В целях реализации ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации
Правительством   Российской   Федерации   принято   Постановление   от
12.02.2001  N  100  "О  порядке  признания  безнадежными к взысканию и
списания  недоимки  и  задолженности по пеням и штрафам по федеральным
налогам  и  сборам,  а  также  задолженности  по  страховым  взносам в
государственные  социальные  внебюджетные  фонды,  начисленным пеням и
штрафам"  (с  учетом дополнений, внесенных в него во исполнение ст. 20
Федерального  закона  "О  введении  в действие части второй Налогового
кодекса   Российской   Федерации  и  внесении  изменений  в  некоторые
законодательные   акты  Российской  Федерации  о  налогах"),  согласно
которому  решения  о  признании  безнадежной  к  взысканию  и списании
недоимки  и  задолженности  по пени и штрафам по федеральным налогам и
сборам,  а  также задолженности по страховым взносам в государственные
социальные   внебюджетные   фонды,   числящейся  за  организациями  по
состоянию   на   1  января  2001  г.,  начисленным  пеням  и  штрафам,
принимаются    в    отношении   ликвидированных   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации организаций.
     Одновременно  обращаем  внимание  на  то, что с целью преодоления
кризиса  неплатежей и нормализации финансового состояния предприятий и
организаций Правительством Российской Федерации в 1999 г. было принято
решение  о  проведении  реструктуризации,  имеющейся  у  предприятий и
организаций задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам
перед  федеральным  бюджетом  (Постановление от 03.09.1999 N 1002) и в
2001  г.  было  принято  решение (Постановление от 01.10.2001 N 699) о
проведении реструктуризации, имеющейся у организаций по состоянию на 1
января  2001  г.  задолженности по страховым взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным
на указанную задолженность.
     Многие  организации, имевшие потенциал для выхода на рентабельный
уровень    работы,    воспользовались    предоставленным   правом   на
реструктуризацию  задолженности  и  в  настоящее  время  погасили  или
значительно    сократили   свою   задолженность   перед   бюджетом   и
государственными социальными внебюджетными фондами.
     В  настоящее время вопрос урегулирования задолженности может быть
решен  посредством  применения  инструментов,  предусмотренных  гл.  9
Налогового  кодекса  Российской  Федерации. В соответствии с указанной
главой   Налогового   кодекса   Российской   Федерации   при   наличии
предусмотренных  в указанной главе оснований (п. 2 ст. 64 НК РФ) может
быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога на срок, не
превышающий  один  год,  соответственно с единовременной или поэтапной
уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка
по  уплате  федеральных  налогов  в  части,  зачисляемой в федеральный
бюджет,  на  срок более одного года, но не превышающий три года, может
быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
20 апреля 2007 г.
N 03-01-03/4-41