О ВЫПОЛНЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ (ПЛАТЕЛЬЩИКОМ СБОРА, НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ) ПИСЬМЕННЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ, ИСКЛЮЧАЮЩЕМ ВИНУ В СОВЕРШЕНИИ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, А ТАКЖЕ О КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ РУКОВОДИТЕЛ. Постановление. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.05.07 03-02-07/1-211

            О ВЫПОЛНЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ (ПЛАТЕЛЬЩИКОМ
           СБОРА, НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ) ПИСЬМЕННЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ
        НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ, ИСКЛЮЧАЮЩЕМ ВИНУ
          В СОВЕРШЕНИИ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, А ТАКЖЕ О
        КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ)
             НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ЧАСТИ ТАКИХ РАЗЪЯСНЕНИЙ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            2 мая 2007 г.
                           N 03-02-07/1-211

                                 (Д)


     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено письмо по вопросу применения пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового
кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс) в части, касающейся
выполнения письменных разъяснений налоговых органов, данных в пределах
их  компетенции,  и  сообщается,  что  в целом поддерживается позиция,
изложенная в указанном письме.
     Согласно  пп.  3  п.  1  ст.  111  Налогового  кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс) одним из обстоятельств, исключающим вину
лица  в  совершении  налогового  правонарушения,  является  выполнение
налогоплательщиком  (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных
разъяснений  о  порядке  исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным
вопросам  применения  законодательства  о налогах и сборах, данных ему
либо  непосредственно  кругу  лиц  финансовым,  налоговым  или  другим
уполномоченным    органом   государственной   власти   (уполномоченным
должностным  лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные
обстоятельства  устанавливаются при наличии соответствующего документа
этого   органа,  по  смыслу  и  содержанию  относящегося  к  налоговым
периодам,  в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от
даты   издания  такого  документа).  Положение  данного  подпункта  не
применяется  в  случае, если указанные письменные разъяснения основаны
на    неполной    или    недостоверной    информации,   представленной
налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
     В  соответствии  с  пп.  4  п.  1 ст. 32 Кодекса налоговые органы
обязаны  бесплатно  информировать  (в  том  числе  в письменной форме)
налогоплательщиков,   плательщиков   сборов   и  налоговых  агентов  о
действующих  налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о
принятых  в  соответствии  с  ним  нормативных правовых актах, порядке
исчисления   и   уплаты   налогов  и  сборов,  правах  и  обязанностях
налогоплательщиков,   плательщиков   сборов   и   налоговых   агентов,
полномочиях   налоговых   органов   и  их  должностных  лиц,  а  также
представлять   формы  налоговых  деклараций  (расчетов)  и  разъяснять
порядок их заполнения.
     Таким образом, налоговые органы, осуществляя в силу Кодекса, иных
федеральных  законов  и  принятых  в  соответствии  с ними нормативных
правовых  актов  свои  полномочия  в установленной сфере деятельности,
представляют   налогоплательщикам,   плательщикам   сборов,  налоговым
агентам информацию, указанную в п. 1 ст. 32 Кодекса.
     Согласно  п.  1 ст. 30 Кодекса налоговые органы составляют единую
централизованную  систему  контроля  за соблюдением законодательства о
налогах   и   сборах,   за   правильностью   исчисления,   полнотой  и
своевременностью  внесения  в  бюджетную  систему Российской Федерации
налогов  и  сборов,  а  в  случаях,  предусмотренных законодательством
Российской   Федерации,   за   правильностью  исчисления,  полнотой  и
своевременностью  внесения  в соответствующий бюджет иных обязательных
платежей.  В указанную систему входят федеральный орган исполнительной
власти,  уполномоченный  по  контролю  и  надзору  в области налогов и
сборов, и его территориальные органы.
     Приказом  ФНС  России  от  15.02.2007  N  САЭ-3-18/62@  утвержден
Регламент   Федеральной   налоговой  службы  (далее  -  Регламент),  в
соответствии  с  которым руководитель ФНС России организует работу ФНС
России  и несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на  ФНС  России  задач  и  функций,  подписывает  от  имени ФНС России
договоры  и  другие  документы гражданско-правового характера, а также
осуществляет    иные   полномочия,   установленные   законодательством
Российской Федерации. Заместители руководителя представляют ФНС России
по  отдельным вопросам сфер ее деятельности, организуют и координируют
осуществление  функций ФНС России в соответствии с Регламентом (п. 1.8
Регламента).
     В   соответствии   с   Положениями   о   территориальных  органах
Федеральной налоговой службы, утвержденными Приказом Минфина России от
09.08.2005  N  101н  (далее - Положения), руководители инспекций несут
персональную  ответственность  за  выполнение возложенных на инспекции
задач и функций (п. 8 Положений).
     Исходя  из смысла п. 1.8 Регламента и п. 8 Положений следует, что
руководители (заместители руководителя) налоговых органов действуют от
имени  соответствующих  налоговых  органов  в  пределах  своих  прав и
обязанностей.
     В  Постановлении  Пленума  Высшего  Арбитражного  Суда Российской
Федерации  от  28.02.2001  N  5  отмечено, что налогоплательщик вправе
расценивать   письменное   разъяснение,   данное   руководителем  (его
заместителем)   налогового   органа,   как  разъяснение  компетентного
должностного лица.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
2 мая 2007 г.
N 03-02-07/1-211