НА ПИСЬМО АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17.02.2007 N П9-4308. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.03.07 09-05-05/2

        НА ПИСЬМО АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ОТ 17.02.2007 N П9-4308

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           21 марта 2007 г.
                             N 09-05-05/2

                                 (Д)


     Министерство  финансов Российской Федерации рассмотрело обращение
о  принятии  мер  по  развитию сельскохозяйственного производства и по
вопросам, входящим в компетенцию Министерства, сообщает.
     Реорганизация  сельскохозяйственных  предприятий,  проходившая  в
90-е     годы     прошлого    века,    сопровождалась    приватизацией
сельскохозяйственных угодий с выделением земельных долей (паев) членам
сельскохозяйственных предприятий.
     В   этой  связи  отмечаем,  что  в  соответствии  со  статьей  65
Земельного  кодекса  Российской  Федерации  (далее - Земельный кодекс)
использование  земли  в Российской Федерации является платным. Формами
платы  за  использование  земли  являются  земельный  налог и арендная
плата.  Порядок  исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством  Российской  Федерации о налогах и сборах. За земли,
переданные в аренду, взимается арендная плата.
     Взимание   земельного  налога  осуществляется  в  соответствии  с
положениями  главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс).
     Так,  согласно  статье 388 Налогового кодекса налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными   участками   на  праве  собственности,  праве  постоянного
(бессрочного)   пользования   или   праве   пожизненного  наследуемого
владения.
     В  соответствии  со  статьей  131 Гражданского кодекса Российской
Федерации  право  собственности  и  другие  вещные права на недвижимые
вещи,  ограничения  этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат  государственной регистрации в едином государственном реестре
органами,   осуществляющими   государственную   регистрацию   прав  на
недвижимость и сделок с ней.
     Таким  образом,  основанием для уплаты земельного налога является
наличие   у   налогоплательщика   правоустанавливающего  документа  на
земельный участок.
     При этом пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004
г.  N  141-ФЗ  "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской   Федерации   и   некоторые   другие  законодательные  акты
Российской  Федерации,  а также о признании утратившими силу отдельных
законодательных  актов  (положений  законодательных  актов) Российской
Федерации"   установлено,   что   в   случае   отсутствия   в   Едином
государственном  реестре  прав  на недвижимое имущество и сделок с ним
информации    о    существующих    правах    на    земельные   участки
налогоплательщики  по  земельному  налогу  определяются  на  основании
государственных    актов,    свидетельств    и    других   документов,
удостоверяющих  права  на  землю и выданных физическим или юридическим
лицам  до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N
122-ФЗ  "О  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную
юридическую  силу  с записями в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных
органами государственной власти или органами местного самоуправления в
рамках  их  компетенции  и в порядке, установленном законодательством,
действующим  в  месте  издания  таких  актов  на  момент их издания, о
предоставлении земельных участков.
     Согласно  пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в
отношении    земельных   участков,   находящихся   в   общей   долевой
собственности,   определяется   для   каждого  из  налогоплательщиков,
являющихся  собственниками данного земельного участка, пропорционально
его доле в общей долевой собственности.
     Статьей  15  Федерального  закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об
обороте  земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный
закон  N  101-ФЗ)  дано  понятие  земельной  доли,  согласно  которому
земельная   доля,  полученная  при  приватизации  сельскохозяйственных
угодий  до  вступления  в  силу Федерального закона N 101-ФЗ, является
долей  в  праве  общей  собственности  на  земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения.
     Одновременно  обращаем  внимание,  что  Свидетельства  о праве на
земельные  доли,  выданные до вступления в силу Федерального закона от
21  июля  1997  г.  N  122-ФЗ  "О  государственной регистрации прав на
недвижимое  имущество  и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из
принятых  до  вступления в силу указанного Федерального закона решений
органов  местного  самоуправления  о приватизации сельскохозяйственных
угодий,   удостоверяющие   права   на  земельную  долю,  имеют  равную
юридическую  силу  с записями в Едином государственном реестре прав на
недвижимое  имущество  и сделок с ним (статья 18 Федерального закона N
101-ФЗ).
     Учитывая   изложенное,  правообладатели  земельных  долей  (паев)
должны признаваться налогоплательщиками земельного налога.

Директор
Департамента бюджетной политики
в отраслях экономики
                                                             В.С.БЕЛОВ
21 марта 2007 г.
N 09-05-05/2