ФИЗЛИЦО УНАСЛЕДОВАЛО 1/4 ДОЛИ В ПРАВЕ ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА НАСЛЕДУЕМОЕ ИМУЩЕСТВО. ДРУГИМИ НАСЛЕДНИКАМИ ИМУЩЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ ДОЧЬ НАСЛЕДОДАТЕЛЯ И ДВОЕ ДЕТЕЙ ФИЗЛИЦА. В КАКОМ РАЗМЕРЕ ДОЛЖНА ИСЧИСЛЯТЬСЯ ГОСПОШЛИНА ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО: ИСХОДЯ ИЗ ВСЕЙ СТОИМОСТИ НАСЛЕДУЕМОГО ИМУЩЕСТВА ИЛИ ИЗ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА ДОЛЮ КАЖДОГО НАСЛЕДНИКА В ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 июня 2007 г. N 03-05-07-03/25 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления размера государственной пошлины при наследовании доли в общей собственности и сообщает. В соответствии со ст. ст. 1113 - 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наследство открывается со смертью гражданина, днем открытия наследства является день смерти гражданина. Оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства на основании пп. 6 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.24 Кодекса за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя уплачивается государственная пошлина в размере 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб., другим наследникам - в размере 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 руб. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий предусмотрены ст. 333.25 Кодекса, на основании которой при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Кодекса при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с пп. 7 - 10 данного пункта. По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества. Пунктом 2 ст. 244 ГК РФ определено, что имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Подпунктом 3 п. 1 ст. 333.25 Кодекса определено, что при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником. Учитывая нормы пп. 3 и 5 п. 1 ст. 333.25 Кодекса, за выдачу свидетельства о праве на наследство нескольким наследникам согласно долям на наследуемое имущество размер государственной пошлины (нотариального тарифа) должен исчисляться исходя из стоимости наследуемого имущества, приходящегося на долю каждого в праве собственности, если это долевая или совместная собственность, а не от стоимости имущества в целом. При этом сообщаем, что вопросы, связанные с контролем за деятельностью нотариусов, не входят в компетенцию Минфина России. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, регулирование вопросов в сфере нотариата относится к компетенции Минюста России. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 14 июня 2007 г. N 03-05-07-03/25 |