Страницы: 1 2 заданной площадки по вине летчика или штурмана, а также при совершении ими грубых ошибок в навигации и боевом применении, угрожающих безопасности полета, вышестоящий штурман должен принять у летчика (штурмана) зачет по соответствующей дисциплине и проверить его умения и навыки в работе при выполнении навигации и боевого применения на тренажере, а также в кабине ВС (АК) на земле и в полете. К дальнейшим самостоятельным полетам летчик или штурман допускается при положительных результатах проверки. 100. Проверка летной штурманской подготовки летчиков и штурманов проводится должностными лицами штурманской службы. Летчики одноместных ВС (АК) решением командира авиационной части могут проверяться на учебном ВС (АК) подготовленным летчиком-инструктором. Перед проверкой летчиков (штурманов) проверяющий должен ознакомиться с уровнем их штурманской подготовки и проверить подготовку к полету. После полета провести разбор полета, допущенных ошибок проверяемым и указать меры по их устранению. Дать заключение о допуске к дальнейшим полетам. 101. На ВС (АК), позволяющих размещение проверяющих, летчики и штурманы проверяются штурманами-инструкторами (летчиками - инструкторами). При размещении штурмана-инструктора (летчика-инструктора) на рабочем месте штурмана (летчика) ВС (АК) проверяющие выполняют обязанности штурмана (летчика). При невозможности размещения проверяющих на ВС (АК) летная штурманская подготовка летчиков и штурманов проверяется на учебных ВС (АК) по материалам объективного контроля или при полете проверяющего на другом ВС (АК) (в паре). 102. Штурман-инструктор, включенный в состав экипажа для проверки или обучения, независимо от занимаемого рабочего места является старшим штурманом на борту и отвечает за выполнение полетного задания по навигации и боевому применению, а также за безопасность полета в штурманском отношении. 103. Результаты проверки летной штурманской подготовки заносятся в летную книжку летчика (штурмана) с выставлением оценок, а также решения о допуске к дальнейшему выполнению полетов. 104. Полеты многоместных ВС (АК) без штурмана, если он в составе экипажа предусмотрен штатом, запрещаются. 105. В полете штурман экипажа (или выполняющий его обязанности летчик) обязан: выполнять полетное задание в строгом соответствии со штурманским планом полета или по командам ПУ полетами; точно выдерживать заданный маршрут и режим полета; определять вид и параметры маневра для занятия заданного места в боевом порядке или для выхода на цель (рубеж, поворотный пункт) в заданное время и своевременно выполнять его; отыскивать заданные цели (площадки десантирования), точно выходить на них и эффективно выполнять боевое применение; сохранять ориентировку, постоянно знать с необходимой точностью место ВС; своевременно и точно выполнять необходимые штурманские расчеты при перенацеливании и вынужденных изменениях маршрута (режима) полета; непрерывно контролировать выдерживание заданного режима полета (курса, скорости, высоты); рассчитывать (уточнять) и докладывать командиру экипажа время прибытия на очередные пункты маршрута; точно выводить ВС (АК) на аэродром посадки, производить расчеты для построения маневра захода на посадку и оказывать помощь командиру экипажа в его выполнении; постоянно следить за воздушной обстановкой, метеорологическими и орнитологическими условиями полета, своевременно докладывать командиру об обнаружении опасных для авиации явлений погоды; постоянно контролировать остаток топлива; пунктуально выполнять требования по обеспечению безопасности полета; вести установленную полетную штурманскую документацию. 106. Второй штурман (штурман-оператор) в своих действиях руководствуется штурманским планом полета и указаниями штурмана экипажа, при этом он должен быть постоянно готовым к выполнению обязанностей штурмана. В зависимости от размещения бортового оборудования ВС на второго штурмана (штурмана-оператора) могут возлагаться в полете дополнительные обязанности (работа с электрооборудованием, средствами радиоэлектронной борьбы, связи и др.). 107. Штурман экипажа (второй штурман, штурман-оператор) осуществляет навигацию в полете комплексным использованием бортовых и наземных средств. Выдерживание заданного режима полета (курса, скорости, высоты, крена и вертикальной скорости) в целях навигации и боевого применения осуществляет командир экипажа. 108. Решение задач навигации и боевого применения осуществляется штурманом (командиром) экипажа в соответствии со штурманским планом полета с учетом изменения условий полета и команд ПУ полетами. 109. Командир экипажа в целях повышения надежности, точности и безопасности навигации и боевого применения в полете обязан постоянно знать местонахождение своего ВС, выдерживать заданное место в боевом порядке и режим полета, контролировать действия штурмана, используя для этого доклады членов экипажа, данные ПНК (ПНО), радиотехнические средства, а также визуальное наблюдение земных ориентиров и положение других ВС боевого порядка. Члены экипажа, на рабочих местах которых имеются технические средства, обеспечивающие получение навигационной информации, обязаны выдавать ее по требованию командира или штурмана. 110. На боевом пути экипаж обязан действовать только в интересах обеспечения работы членов экипажа, непосредственно осуществляющих боевое применение. 111. При наведении ВС (АК) на воздушные или наземные цели расчетом ПУ с помощью АСУ или по командам офицера боевого управления экипаж обязан точно выполнять эти команды, соблюдая меры безопасности полета, и, сохраняя ориентировку, постоянно быть готовым продолжать навигацию самостоятельно. Офицер боевого управления отвечает за правильность и точность наведения и наравне с летным экипажем отвечает за выход его на цель и обеспечение безопасности полета в штурманском отношении. 112. Летчик одноместного ВС (АК) (штурман дальнего перехватчика) после выполнения перехвата воздушной цели обязан быть готовым к самостоятельной навигации и выводу ВС (АК) на заданный аэродром посадки (или в заданную зону). 113. При выполнении групповых полетов старшим штурманом группы назначается, как правило, старший по занимаемой должности штурман из состава группы. Он выполняет полет в экипаже командира группы, отвечает за штурманскую подготовку группы к полету и выполнение ею задач навигации и боевого применения. В группе одноместных ВС (АК) командир группы исполняет и обязанности штурмана группы. 114. Командир группы может занимать в боевом порядке место как ведущего, так и ведомого. В последнем случае штурманом ведущего должен быть один из наиболее подготовленных и опытных штурманов из состава группы. В любом случае командир и старший штурман группы отвечают за выполнение задачи и безопасность полета. 115. Старший штурман группы в полете кроме выполнения функций штурмана экипажа обязан: по данным, получаемым по радиообмену, визуальным наблюдением и с помощью технических средств контроля, постоянно следить за построением (роспуском) и выдерживанием заданного боевого порядка группы, выполнением штурманского плана полета ее экипажами (подразделениями); совместно с командиром группы определять дальнейшие действия экипажей (подразделений), по каким-либо причинам не выдерживающие установленный порядок выполнения задания; постоянно следить за обстановкой, совместно с командиром оценивать ее и при необходимости изменять (уточнять) порядок выполнения задания; в случае необходимости запрашивать навигационную информацию от экипажей группы и готовить обобщенные данные для решения поставленных или возникающих задач; при нанесении ударов с предварительным перестроением боевого порядка группы определять необходимые для этого исходные данные и в зависимости от обстановки уточнять порядок выполнения задания; при нанесении ударов по групповым рассредоточенным целям осуществлять целераспределение и целеуказание экипажам (подразделениям) группы; с учетом конкретной обстановки уточнять действия экипажей по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении и докладывать об этом командиру; при возникновении аварийной обстановки на борту ВС (АК) в боевом порядке группы (поражение средствами ПВО противника, отказ авиационной техники, потеря ориентировки и др.) докладывать командиру группы предложения о порядке дальнейших действий экипажей указанных ВС (АК). 116. Штурман ведущего экипажа группы обязан: выполнять навигацию согласно заданию и штурманскому плану полета, добиваясь наибольшей точности выдерживания заданного маршрута и режима полета; своевременно докладывать командиру экипажа в соответствии со штурманским планом полета (на заданных рубежах) данные на изменение режима полета и выполнение маневра группой; постоянно следить за обстановкой, при необходимости выполнения внепланового маневра группой немедленно докладывать об этом командиру экипажа или по его указанию - командиру группы; в случаях, угрожающих безопасности полета и не терпящих отлагательства, совместно с командиром экипажа определять и выполнять необходимый маневр, подавая соответствующие сигналы ведомым; при полете в рассредоточенном боевом порядке информировать экипажи группы (подразделения) о точном времени пролета ведущим экипажем контрольных ориентиров (рубежей) и о непредвиденных изменениях навигационной обстановки по маршруту полета, обращая особое внимание на наличие опасных для авиации явлений погоды и других условий, не обеспечивающих безопасность полета в штурманском отношении; при решении задач боевого применения "по команде ведущего" выполнять прицеливание и своевременно давать необходимые предварительные и исполнительные команды ведомым. 117. Летчик одноместного ВС (АК) (ведомый) при выполнении групповых полетов обязан: выдерживать заданные способы построения и размыкания (роспуска) боевого порядка группы; выполнять команды ведущего группы и докладывать об их исполнении; непрерывно знать свое местонахождение и быть готовым к самостоятельной навигации и решению задач боевого применения, а также к замене ведущего. 118. При выполнении групповых полетов в рассредоточенном боевом порядке навигацию и боевое применение экипаж осуществляет самостоятельно. Выдерживание заданного места (при отсутствии у летчика индикации места в боевом порядке) производится подбором режима полета по командам штурмана (без штурмана - летчиком). Штурманская подготовка офицеров авиационных штабов 119. Штурманская подготовка офицеров авиационных штабов включает изучение: положений настоящих Правил; района полетов (боевых действий); инструкций по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по производству полетов в районах аэроузла, аэродрома, по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления), по производству стрельб на полигоне; основ теории и практики воздушной навигации и боевого применения, принципов работы бортовых и наземных средств навигации, боевого применения и способов их использования в различных условиях полета; теории и методики наведения ВС (АК) на воздушные и наземные цели с использованием АСУ и глазомерно, порядка перенацеливания ВС (АК) на другие (запасные) цели; тактико-технических данных и боевых возможностей основных типов ВС (АК) авиационного объединения (соединения); основ авиационной картографии; основных мероприятий штурманского обеспечения полетов (боевых действий). 120. В результате проведения штурманской подготовки офицер авиационного штаба обязан знать: структуру воздушного пространства; положения инструкций по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по производству полетов в районах аэроузлов, аэродромов, по проведению полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления), по производству стрельб на полигоне; основные и запасные аэродромы (своего авиационного объединения, соединения, части), их местоположение, оборудование средствами навигации и посадки; порядок перенацеливания на запасные аэродромы; принцип действия, тактико-технические данные ПНК (ПНО), систем авиационного вооружения ВС (АК) и авиационных средств поражения, средств управления полетами и наведения; методику решения задач навигации, наведения, боевого применения, целеуказания и перенацеливания одиночных и группы ВС (АК) на воздушные, наземные и морские цели в различных условиях обстановки; возможности ВС (АК) по дальности и продолжительности полета, километровые и часовые расходы топлива; боевые возможности ВС (АК) объединения, соединения; порядок проведения основных мероприятий в интересах штурманского обеспечения полетов (боевых действий); правила восстановления экипажами ориентировки и оказания помощи экипажам, терпящим бедствие. Штурманская подготовка расчетов ПУ, ГРП и авиационных диспетчеров 121. Штурманская подготовка расчетов ПУ и ГРП состоит из теоретической подготовки, частных и комплексных тренировок. 122. Теоретическая подготовка расчетов ПУ и ГРП включает изучение: положений настоящих Правил, основ навигации и боевого применения; района полетов (боевых действий); инструкций по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по производству полетов в районах аэроузла, аэродрома, по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления), по производству стрельб на полигоне; тактико-технических данных, боевых возможностей основных типов ВС (АК) авиационного объединения (соединения); принципа действия ПНК (ПНО) ВС (АК); средств навигации и боевого применения, их возможностей; средств РТО полетов; средств, теории и практики наведения на воздушные и наземные (морские) цели, порядка их перенацеливания и передачи управления другим ПУ полетами; методики выполнения необходимых штурманских расчетов и подготовки справочных данных; способов построения и роспуска боевых порядков, захода на посадку, порядка перенацеливания на запасные аэродромы; основ авиационной картографии. 123. В результате теоретической штурманской подготовки должностные лица расчетов ПУ и ГРП обязаны знать: положения настоящих Правил, основ навигации и боевого применения; район полетов (боевых действий): общую характеристику, положение государственной границы и приграничной полосы (линии фронта), коридоры ее пролета, запретные зоны, расположение и характеристику запасных аэродромов, средств РТО полетов, воздушных трасс и местных воздушных линий и авиационных полигонов; расположение наиболее характерных ориентиров, характер местности (особенности рельефа, его высоты), местонахождение и высоты искусственных препятствий; принцип действия, тактико-технические данные ПНК (ПНО) и систем авиационного вооружения своих ВС (АК), наземных систем навигации, их боевые возможности; методику решения задач навигации, наведения, боевого применения целеуказания и перенацеливания ВС (АК) (групп ВС (АК)) на другие воздушные, наземные, морские цели и аэродромы посадки в различных условиях обстановки; способы контроля построения и роспуска боевых порядков, полета по маршруту, выхода ВС (АК) на заданные цели и аэродромы посадки, снижения и захода на посадку; возможности ВС (АК) по дальности и продолжительности полета, километровые и часовые расходы топлива, остаток топлива на конечном пункте маршрута, обеспечивающий посадку на свой и запасный аэродромы; методику выполнения штурманских расчетов, нанесения маршрутов полета на карты, планшеты, индикаторы РЛС и расчета безопасной высоты полета; меры по обеспечению безопасности при выполнении полетов в районе аэродрома, полигона, площадки десантирования (приземления), в зонах стрельб (пусков), на маршрутах и при выполнении боевого применения; правила восстановления ориентировки и оказания помощи экипажам, попавшим в условия, не предусмотренные заданием на полет; особенности использования барометрических высотомеров при взлете и посадке ВС на высокогорные аэродромы. 124. Частные и комплексные тренировки с расчетами ПУ полетами проводятся по тематике и в сроки, определяемые служебными документами. 125. На частных тренировках должностные лица ПУ в соответствии со своими функциональными обязанностями отрабатывают комплекс штурманских расчетов, необходимых им при наведении ВС (АК) на воздушные, наземные и морские цели, контроле построения боевых (полетных) порядков и местонахождения ВС (АК) в полете, выводе их на аэродромы, роспуске, снижении и заходе на посадку. 126. На комплексных тренировках совершенствуются навыки должностных лиц ПУ в выполнении штурманских расчетов и их использовании при управлении ВС (АК) (группами ВС (АК)) в полете, в контроле местонахождения, в точном и своевременном выводе на наземные и морские цели с передачей управления на взаимодействующие ПУ, обеспечении посадки на заданном (запасном) аэродроме. 127. После окончания комплексных тренировок обрабатываются результаты объективного контроля, позволяющие оценить выучку расчетов ПУ: проводки ВС (АК) (групп ВС (АК)) по маршрутам; наведения на заданные воздушные, наземные и морские цели; фотографирования экранов РЛС; записей радиообмена ПУ с экипажами ВС (АК) и переговоров между лицами расчетов ПУ; навигации и боевого применения. 128. Каждая комплексная тренировка должна заканчиваться разбором, на котором оценивается выполнение задач экипажами ВС (АК) и действия расчетов ПУ, уровень их штурманской подготовки. 129. В результате проведения штурманской подготовки должностные лица ПУ должны уметь: выполнять штурманские расчеты полета и решать задачи обеспечения безопасности полета в штурманском отношении; наносить на планшеты ПУ, индикаторы РЛС положение государственной границы (линии фронта) и приграничной полосы, коридоры ее пролета, запретные зоны, зоны ограничения и опасные зоны, ограничительные пеленги, маршруты полетов ВС, воздушные трассы и местные воздушные линии; контролировать работу средств РТО полетов; осуществлять контроль за полетами ВС по данным технических средств, наводить ВС (АК) и группы ВС (АК) на воздушные, наземные и морские цели, выполнять их перенацеливание и целеуказание; обеспечивать безопасность полетов в штурманском отношении, оказывать помощь экипажам в восстановлении ориентировки. 130. Штурманская подготовка авиационных диспетчеров проводится по специальной программе, в результате изучения которой они обязаны знать: инструкции по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по производству полетов в районах аэроузла и аэродрома, по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления); район полетов (боевых действий), положение государственной границы (линии фронта) и коридоров ее пролета, запретных зон и зон с особым режимом полетов, воздушные трассы и местные воздушные линии, порядок обеспечения безопасности полета в районах пересечения маршрутов, воздушных трасс и местных воздушных линий; высотные и скоростные характеристики различных типов ВС (АК), их возможности по дальности и продолжительности полета. 131. Авиационные диспетчеры должны уметь: определять по картам геодезические и прямоугольные координаты объектов, пользоваться сеткой ПВО, измерять на картах расстояния и направления; пользоваться документами аэронавигационной информации; контролировать соответствие заявленных экипажами маршрутов разрешенным. Штурманская подготовка руководителей полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления) и авиационных наводчиков 132. Штурманская подготовка руководителей полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления) и авиационных наводчиков осуществляется на специальных сборах. 133. В результате проведения штурманской подготовки руководителей полетов на авиационных полигонах, площадках десантирования (приземления) и авиационных наводчиков они обязаны знать: инструкции по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления), по производству стрельб на полигоне; положения руководящих документов о структуре воздушного пространства, по организации и проведению полетов; средства управления и контроля полетов, порядок их использования; способы применения авиационных средств поражения (десантирования); способы атаки целей и порядок выполнения повторных заходов; радиусы зон поражения АСП, минимальные высоты их применения одиночными экипажами ВС (АК) и группами ВС (АК); порядок выхода ВС (АК) на наземные (морские) цели; способы самостоятельного поиска целей экипажами в заданном районе; способы наведения и целеуказания; необходимый остаток топлива для полета на аэродром посадки; маневры по обеспечению безопасности полетов в районе полигона (площадки десантирования) и при наведении на наземные цели. 134. Подготовку руководителей полетов на авиационных полигонах и площадках десантирования (приземления), авианаводчиков и ее контроль организуют главные (старшие) штурманы авиационных объединений (соединений, частей), а штатных руководителей полетов на полигонах - начальники авиационных полигонов. 135. Подготовка к непосредственному руководству полетами на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления) и к наведению ВС (АК) на наземные цели на предстоящий летный день (ночь) включает изучение: плановой таблицы (плана-графика) работы авиационной части (авиационных частей) на авиационном полигоне; высот, скоростей, направлений и способов выхода ВС (АК) на цели, площадки десантирования (приземления) и порядок ухода от них; способов контроля за полетами ВС (АК) в районе полигона; характеристик применяемых АСП, безопасных условий их применения; способов применения АСП, десантирования; требований по обеспечению безопасности полетов в районе полигона (площадки десантирования), возможных ошибок экипажей при выполнении боевого применения и действий руководителя полетов по их предотвращению; порядок проведения объективного контроля работы экипажей на полигоне (площадке десантирования) и передачи результатов боевого применения на борт ВС (АК). Подготовку и контроль готовности к руководству полетами проводят старший штурман и заместитель командира (командир) авиационной части, а на учениях и проверках - должностные лица по указанию руководителя учения, проверки. 136. Подготовка к руководству полетами на подвижном полигоне дополнительно включает изучение: структуры воздушного пространства, аэродромов в районе развертывания подвижного полигона; мер, исключающих нарушение экипажами установленного порядка использования воздушного пространства и режима полетов при работе в районе подвижного полигона; зоны ответственности руководителя полетов на подвижном полигоне, средств и способов контроля за полетами ВС (АК) в районе подвижного полигона; способов поиска и атаки обнаруженных целей; необходимых минимальных остатков топлива для возвращения ВС (АК) на основной и запасный аэродромы. IV. Штурманское обеспечение полетов 137. Штурманское обеспечение полетов представляет комплекс мероприятий, проводимых штурманской службой в целях достижения высокой точности, надежности, безопасности навигации и эффективности боевого применения, успешного решения задач боевой подготовки и безопасности полетов в штурманском отношении. Штурманское обеспечение полетов организуется старшим штурманом авиационной части на основе указаний командира, организующего полеты, указаний вышестоящих штабов и должностных лиц штурманской службы. Штурманское обеспечение боевых действий и учений организуется и проводится в соответствии с требованиями служебных документов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации. 138. Основными мероприятиями штурманского обеспечения полетов являются: навигационное оборудование района полетов - осуществляется совместно с начальником связи, РТО и АСУ (начальником связи); участие в разработке документов по общей организации полетов и на конкретные полеты; разработка указаний по штурманскому обеспечению полетов; разработка предложений командиру для принятия решения на выполнение полетов; организация и контроль выполнения указаний по штурманскому обеспечению полетов; учет, обобщение и распространение опыта работы по штурманскому обеспечению полетов. 139. Объем и содержание мероприятий штурманского обеспечения определяются характером выполняемых задач, навигационной обстановкой района полетов, тактико-техническими данными ВС (АК), уровнем штурманской подготовки руководящего и летного составов, расчетов ПУ, а также располагаемым временем. 140. Главные штурманы авиационных объединений, главные (старшие) штурманы авиационных соединений, старшие штурманы авиационных частей организуют и проводят работу по подготовке справочных данных и выполнению необходимых штурманских расчетов, основным назначением которых является сокращение времени на отработку и реализацию мероприятий штурманского обеспечения полетов, и подготовку к ним. К справочным данным относятся: таблицы тактико-технических данных ВС (АК), АСП, систем управления и наведения; таблицы боевых возможностей авиационных частей и подразделений, ВС (АК), графики расчетов на поражение типовых объектов (целей); тактико-технические данные средств РТО полетов и их зоны действия (рабочие области); каталоги геодезических и ортодромических координат объектов; таблицы естественного освещения; номограммы и графики для выполнения штурманских расчетов (различных маневров, построения и роспуска боевых порядков); таблицы нормативов оценок по навигации и боевому применению. Решением главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения) перечень справочных данных может быть расширен исходя из боевого предназначения авиационных соединений (частей). 141. Справочные данные должны обеспечивать определение: тактического радиуса действий авиационных частей и подразделений, ВС (АК) при различных вариантах боевой зарядки и типовых режимах и профилях полета; максимальных практических дальностей перелета ВС (АК) (групп ВС (АК)); продолжительности дежурства и рубежей досягаемости при действиях из зон дежурства в воздухе; рациональной боевой зарядки ВС (АК) для действий по типовым объектам (целям); потребных нарядов сил для заданной степени поражения типовых объектов (целей) или ожидаемого результата действий при заданном наряде сил; средств РТО полетов, обеспечивающих выполнение полетных заданий; рубежей ввода в бой истребителей для поражения воздушных целей из различных положений и степеней готовности; возможностей по наведению истребителей на воздушные цели; возможностей по десантированию (перевозке) войск и техники; оценки авиационных частей (подразделений и экипажей) по навигации и боевому применению; безопасных условий навигации и боевого применения. Конкретное содержание, количество и форма составления справочных данных определяются решением главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения, старшего штурмана авиационной части). Навигационное оборудование района полетов 142. Оборудование района полетов в навигационном отношении осуществляется в целях обеспечения потребной точности, надежности и безопасности навигации и боевого применения. Оборудование района полетов производится заблаговременно на основе плана, разрабатываемого главным штурманом и начальником войск связи, РТО и АСУ авиационного объединения, с учетом имеющихся средств и указаний вышестоящего штаба. План утверждается командующим авиационным объединением. 143. Совершенствование оборудования района осуществляется в ходе летной подготовки авиационных соединений и частей с учетом приобретенного опыта, изменений в задачах боевой подготовки, а также при поступлении новых ВС и средств РТО полетов. 144. Оборудование района полетов в навигационном отношении включает: расстановку средств РТО полетов с учетом создания сплошной рабочей области района полетов; геодезическую привязку позиций средств РТО полетов и разработку данных их работы; определение (расчет) зон действия (рабочих областей) средств РТО для различных высот полета; расчет поправок на условия распространения радиоволн в различных радионавигационных системах; облет зон действия (рабочих областей) средств РТО полетов. 145. Расстановка средств РТО полетов производится по возможности с учетом дублирования рабочей области одной системы рабочей областью системы другого типа. Районы аэродромов и полигонов должны находиться в рабочей области системы, обеспечивающей потребную точность определения места ВС (АК). 146. Геодезическая привязка позиций средств РТО полетов осуществляется топогеодезической (топографической) службой объединения. Расчет рабочих зон производится офицерами войск связи после привязки позиций. Поправки на распространение радиоволн в фазовых системах радиотехнических систем дальней навигации рассчитываются специалистами войск связи и указываются на специальных картах и рабочей карте главного штурмана авиационного объединения. 147. Позиции мобильных средств РТО полетов выбираются после определения рабочих областей стационарных средств таким образом, чтобы создать сплошное навигационное поле и необходимое перекрытие рабочих областей в целях более надежного решения задач навигации и боевого применения. 148. Облет зон действия (рабочих областей) средств РТО полетов выполняется в соответствии с требованиями служебных документов специальными самолетами-лабораториями или при их отсутствии - подготовленными экипажами ВС (АК). Облет производится в целях уточнения расчетных границ рабочих областей и определения точностных возможностей средств РТО в комплексе с бортовыми средствами. 149. Изучение с летным составом данных работы и рабочих областей средств РТО полетов, их точностных характеристик осуществляется после выполнения облета. Разработка документов по общей организации полетов 150. Главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) принимает участие в разработке следующих документов по общей организации полетов: инструкция по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД; инструкции по производству полетов в районах аэроузла и аэродрома; инструкции по проведению полетов на авиационном полигоне, площадке десантирования (приземления); планы-графики распределения полигонов, зон воздушных стрельб (пусков ракет класса "воздух-воздух") и площадок десантирования. 151. При разработке документов, указанных в п. 150 настоящих Правил, главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) руководствуется требованиями: Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 40, ст. 4861; 2006, N 52 (ч. III), ст. 5587), Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июля 2002 г., регистрационный номер 3615) (далее именуется - ФАППВП), ФАППП, Федеральных авиационных правил по организации полигонной службы государственной авиации, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 431 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2002 г., регистрационный номер 3318). 152. При разработке инструкции по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) отрабатывает следующие вопросы: организация и порядок использования воздушного пространства воздушными судами государственной авиации; карта структуры воздушного пространства зоны ЕС ОрВД; перечень площадок десантирования (приземления) с указанием границ их районов, направлений заходов на десантирование, максимальных высот десантирования; перечень специальных зон (испытательных полетов, воздушных стрельб, дозаправки в воздухе и т.п.) с указанием границ; перечень аэродромов (посадочных площадок) и маршрутов полетов в приграничной полосе. 153. При разработке инструкции по производству полетов в районе аэроузла главный (старший) штурман авиационного соединения отрабатывает следующие вопросы: характеристика местности района аэроузла; границы районов аэродромов, входящих в аэроузел; границы общих зон, полигонов, площадок десантирования (приземления); маршруты полетов на разных высотах и режимах; воздушные коридоры (маршруты) и эшелоны входа в район аэроузла и выхода из него; маршруты и эшелоны полетов с различных аэродромов в общие зоны аэроузла, на полигоны (площадки десантирования, приземления) и возвращения с них; высоты полетов по кругу (высоты перехода) на аэродромах, рубежи набора высоты, порядок определения единого для аэроузла эшелона перехода, безопасную высоту в районе аэроузла; порядок использования средств связи и РТО полетов аэроузла в целях своевременного определения местоположения ВС, терпящего бедствие; меры по предупреждению потери ориентировки и нарушений государственной границы (приграничной полосы); порядок восстановления ориентировки в районе аэроузла; карта структуры воздушного пространства района аэроузла. 154. При разработке инструкции по производству полетов в районе аэродрома старший штурман авиационной части отрабатывает следующие вопросы: расположение аэродрома относительно ближайшего крупного населенного пункта, геодезические координаты контрольной точки аэродрома и порогов ВПП, номер часового пояса, магнитное склонение, форма и размер летного поля, уклона ВПП, направления (истинный и магнитный путевые углы) основной и запасной ВПП, их размеры и соответствующие направлениям посадки номера порогов ВПП, превышение аэродрома и порогов ВПП относительно уровня моря; краткая характеристика рельефа местности, естественные и искусственные препятствия на подходе к аэродрому и в районе аэродрома, их маркировка, высота относительно аэродрома и расположение относительно контрольной точки аэродрома (азимут, удаление) на схеме-кроки, а также их высоты относительно соответствующих порогов ВПП на схемах снижения и захода на посадку; расположение аэродромных зон, высоты и маршруты полета в зоны, а также выхода на аэродром, безопасные высоты, ограничительные пеленги; зоны ожидания (установленный маневр, эшелоны), зоны вынужденного покидания ВС (АК), аварийного слива топлива, места подцепки и отцепки грузов, сброса подвесных баков; воздушные коридоры (маршруты) и безопасный эшелон для входа в район аэродрома и выхода из него; маршруты полетов ниже нижнего эшелона (на малых и предельно малых высотах); ближайшие запасные аэродромы и посадочные площадки, пригодные для вынужденных посадок, с указанием их местонахождения, превышения, магнитных путевых углов полета и расстояний до них, а также размеров и направления ВПП; минимально допустимые интервалы взлета и посадки между ВС (АК) различных типов и порядок радиолокационного контроля за находящимися в районе аэродрома ВС (АК) (совместно с заместителем командира авиационной части); порядок направления ВС (АК) на запасные аэродромы; маршруты полета для захода на посадку способами, установленными для данного аэродрома; высоту полета по кругу, эшелон (высота) перехода, безопасную высоту круга полетов над аэродромом, безопасную высоту полета в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА; порядок ухода и маршруты полета на авиационные полигоны, площадки десантирования (приземления) и порядок выхода с них на аэродром в простых и сложных метеоусловиях для каждого направления ВПП; порядок роспуска групп; описание схем снижения и захода на посадку в условиях полета по правилам приборных полетов и правилам визуальных полетов (для ВС (АК), имеющих скорость полета по кругу более 300 км/час, а также 300 км/час и менее); порядок выполнения внеочередного захода на посадку и ухода на запасные аэродромы; порядок полета по коридорам входа (выхода) в район (из района) аэродрома, подхода к аэродрому, а также порядок выхода на аэродром для выполнения заданного способа захода на посадку; порядок обхода в районе аэродрома зон с опасными метеоусловиями, порядок захода на посадку при выходе из строя аэродромных средств посадки или оборудования ВС (АК), обеспечивающих полет по приборам; порядок выполнения полетов на малых и предельно малых высотах; действия экипажа при потере ориентировки и порядок ее восстановления; порядок выхода на свой или запасный аэродромы в условиях полета по ППП и ПВП с учетом имеющихся средств связи и РТО полетов и характерных ориентиров; действия расчетов ПУ при оказании помощи экипажу в восстановлении потерянной ориентировки; порядок использования средств связи и РТО полетов для определения места ВС, терпящего бедствие; схемы набора высоты и ухода на маршруты и в зоны для всех направлений взлета; схемы маневра для захода на внеочередную посадку, схемы снижения и захода на посадку всеми способами, установленными для различных типов ВС и направлений ВПП; маршруты воздушной и радиолокационной разведки погоды (совместно с начальником метеорологической службы авиационной части); карту структуры воздушного пространства района аэродрома. При необходимости разрабатываются схемы построения и роспуска боевых (полетных) порядков различных типов ВС. При расположении аэродрома вблизи государственной границы разрабатывается схема контроля за полетом ВС в целях предупреждения нарушения государственной границы. Разработка указаний по штурманскому обеспечению полетов 155. Главные штурманы авиационных объединений (главные (старшие) штурманы авиационных соединений) после утверждения планов подготовки авиационных соединений (частей) объединения на год отрабатывают указания по штурманскому обеспечению полетов и выполнению задач по навигации и боевому применению. 156. Главный штурман авиационного объединения в указаниях по штурманскому обеспечению отражает: содержание и особенности выполнения задач боевой подготовки на год в штурманском отношении; особенности подготовки к полетам и проведения контроля готовности к ним в штурманском отношении; распределение и особенности использования авиационных полигонов; использование средств объективного контроля полетов и результатов навигации и боевого применения; содержание штурманской подготовки расчетов ПУ, особенности работы при наведении ВС (АК) и контроле за выполнением полетов; требования и мероприятия по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении; подготовку руководителей полетов на авиационных полигонах; топогеодезическое обеспечение решения задач боевой подготовки авиационных соединений и частей; тематику занятий, проводимых с летным составом главным штурманом авиационного объединения и главными (старшими) штурманами авиационных соединений (отдельных авиационных частей). В указаниях главного штурмана авиационного объединения могут дополнительно отражаться вопросы и другие мероприятия штурманского обеспечения полетов и особенности выполнения задач боевой подготовки по навигации и боевому применению. 157. Главный (старший) штурман авиационного соединения в указаниях по штурманскому обеспечению отражает: содержание и особенности выполнения задач боевой подготовки на год по навигации и боевому применению авиационными частями соединения; особенности подготовки к полетам и проведения контроля готовности к ним в штурманском отношении; особенности и порядок освоения (выполнения) сложных видов боевого применения; требования к уровню боевой готовности авиационных частей в штурманском отношении и мероприятия по его достижению и поддержанию; распределение и особенности использования огневых и подвижных полигонов (площадок десантирования) для выполнения задач боевого применения; требования к безопасности полетов в штурманском отношении и мероприятия по ее обеспечению; особенности штурманской подготовки расчетов ПУ; порядок использования средств объективного контроля полетов для определения результатов навигации и боевого применения; порядок подготовки руководителей полетов на авиационных полигонах (площадках десантирования) и контроль их готовности к руководству полетами; тематику занятий, проводимых с летным составом главным штурманом авиационного объединения, главными (старшими) штурманами авиационных соединений и частей; порядок использования учебной базы и тренажеров в интересах качественного выполнения задач штурманской подготовки. 158. Указания по штурманскому обеспечению полетов при выполнении задач боевой подготовки подписывает главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) и рассылает в авиационные соединения (части). 159. При изменении задач боевой подготовки, мест и условий базирования авиационных частей главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения) дополнительно отрабатывает указания по штурманскому обеспечению полетов. Разработка предложений командиру для принятия решения на выполнение полетов 160. Предложения командиру для принятия решения на выполнение полетов разрабатываются старшим штурманом авиационной части на основе плана на год и задач на конкретную летную смену с учетом указаний главного штурмана авиационного объединения и главного (старшего) штурмана авиационного соединения, а также изучения и оценки навигационной обстановки. 161. Изучение и оценка навигационной обстановки производится по следующим основным элементам: базирование авиационного объединения (соединения, части): основные и запасные аэродромы, их координаты, превышения, условия захода на посадку, размеры и направления ВПП, оборудование средствами привода и посадки, топогеодезическая подготовка и другие необходимые данные; взаимное расположение аэродромов и возможность (порядок) выполнения на них одновременных полетов; авиационные полигоны (площадки десантирования, тактические цели), их удаление от аэродромов базирования; мишенная обстановка; схемы (маневры) выхода на цель и режимы повторных заходов; видимость целей (ориентиров коррекции, точек прицеливания); режимы и способы применения АСП (режимы десантирования), разрешенные на полигонах (площадках десантирования); особенности подготовки экипажей, ВС (АК) и АСП к выполнению задания на полигоне; особенности контроля и оценки результатов боевого применения на полигоне (площадке десантирования); обеспечение безопасности при выполнении боевого применения; характер местности в районе полетов: общая характеристика местности по участкам (равнинная, холмистая, горная, лесная, степная, болотистая, пустынная и др.) и ее превышение над уровнем моря, координаты и высоты искусственных препятствий; влияние рельефа местности и искусственных препятствий на организацию и выполнение полетов на малых и предельно малых высотах, а также на работу средств РТО полетов; наличие снежного и ледяного покровов, сезонных и паводковых вод и их влияние на изменение конфигурации береговой черты моря, очертания рек и водоемов, на ведение визуальной и радиолокационной ориентировки, выход на полигоны (тактические цели) и площадки десантирования (приземления); возможность ведения визуальной и радиолокационной ориентировки, использования ориентиров для коррекции ПНК, а также в качестве точек прицеливания при выполнении бомбометания (пуске ракет) по невидимым целям и десантирования; магнитное склонение и районы магнитных аномалий, их влияние на курсовые системы, особенно при полетах на малых высотах; метеорологические условия: фактическое состояние погоды и возможные ее изменения на период полетов; влияние основных метеорологических элементов и орнитологической обстановки на боевые (полетные) порядки, способы их построения и роспуска, захода на посадку, на выбор маршрутов и профилей полета, возможность ведения визуальной и радиолокационной ориентировки, выход на цели и использование прицельных устройств, на применение АСП; опасные для авиации явления погоды; естественное освещение: время наступления рассвета, восхода и захода Солнца, наступления темноты, продолжительность светлого и темного времени суток, время восхода и захода Луны, ее фаза для аэродромов базирования и запасных аэродромов, полигонов (площадок десантирования) и тактических целей, рубежей встречи с истребителями сопровождения, взаимодействующими группами и заправщиками; влияние метеоусловий, рельефа местности и высот полета на изменение условий естественного освещения; возможность применения оптических, оптико-электронных (электронно-оптических), телевизионных, тепловизионных, лазерных визиров (прицелов) и астрономических средств навигации; оборудование района полетов средствами РТО полетов: дислокация, характер работы средств РТО полетов и систем наведения; зоны действия (рабочие области) средств РТО полетов и систем наведения; возможности использования средств РТО полетов для коррекции ПНК, определения местоположения ВС и навигационных элементов полета. 162. Старший штурман авиационной части разрабатывает и докладывает командиру предложения для принятия решения на полеты по следующим вопросам: естественное освещение в районе аэродрома базирования, запасных аэродромов, полигонов (площадок десантирования) и различных рубежей, его влияние на выполнение заданий на полеты; маршруты и профили полета; расчет полета; порядок выполнения полетных заданий; боевая зарядка, полигоны (площадки десантирования), условия боевого применения; запасные аэродромы и порядок выхода на них; требования и действия экипажей, расчетов ПУ по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении; порядок штурманской подготовки и контроля готовности к полету в штурманском отношении; использование наземных и бортовых средств в интересах контроля за выполнением полета, определения и оценки результатов навигации и боевого применения; обеспечение наведения ВС (АК) на заданные воздушные и наземные (морские) цели, особенности руководства полетами на огневых и тактических полигонах; основные вопросы постановки задачи на полеты по навигации и боевому применению. 163. Объем и содержание предложений могут изменяться в зависимости от сложности задач, условий их выполнения, указаний командира и времени, отведенного на доклад старшего штурмана авиационной части. 164. После принятия решения командиром на выполнение полетов старший штурман авиационной части дает указание штурману-программисту о подготовке программ полетов, выдает данные на выполнение инженерно-штурманского расчета полета и приступает к отработке штурманского плана полета. 165. Инженерно-штурманский расчет полета выполняется: при полетах и перелетах одиночных ВС (АК) - экипажами с последующим контролем старшим штурманом авиационной части и заместителем командира авиационной части по ИАС; при полетах авиационных соединений (частей, групп) - главными (старшими) штурманами авиационных соединений (частей, групп) и заместителями командиров авиационных соединений (частей) по ИАС. 166. Старшие штурманы авиационных частей (штурманы подразделений, групп) рассчитывают (контролируют) время на взлет и построение боевого порядка авиационной части (подразделения, группы), определяют расстояния, режимы (скорость, высота) и время полета по участкам маршрута, общие расстояния и время полета до цели и от цели до аэродрома посадки, время на роспуск и посадку группы, подразделения, части; указывают боевую зарядку ВС (АК), время и место ее применения (сбрасывания). Заместители командиров (начальников) по ИАС рассчитывают (контролируют) расход топлива по участкам маршрута и его остаток, практический потолок, остаток топлива при выходе на аэродром посадки, после посадки и общую заправку топливом ВС (АК). 167. Штурманский план полета отрабатывается в произвольной форме (на схеме или карте) и доводится до летного состава командиром или старшим штурманом авиационной части при постановке задачи на полеты. В зависимости от рода авиации, навигационной обстановки и полетного задания в штурманском плане полетов отображаются следующие вопросы: время и порядок взлета, боевой (полетный) порядок авиационной части (подразделения), способы его построения, выдерживания, роспуска и захода на посадку на основном и запасном аэродромах; порядок выхода на исходный пункт маршрута и от конечного пункта маршрута на аэродром посадки (в точку начала роспуска боевого порядка); маршруты и режим полета авиационной части (подразделений, групп, экипажей); безопасные высоты полета по этапам маршрута, расчет полета; уравнительные рубежи, рубежи встреч (с истребителями, заправщиками и др.), начала и окончания дозаправки, окончания сопровождения и время их прохода; порядок встречи (с истребителями, заправщиками и др.); порядок выхода на цель (площадку десантирования), маневр для выхода в заданное время; распределение целей, боевая загрузка ВС (АК), способы и условия боевого применения АСП (десантирования); порядок ухода от цели (площадки десантирования); порядок использования ПНК (ПНО) и средств РТО полетов на каждом участке маршрута и при выходе на цель (площадку десантирования), а также аэродром посадки; рубежи ввода в бой истребителей; зоны дежурства в воздухе и районы самостоятельного поиска, их обозначение, эшелонирование и маневр ВС (АК) в них при поиске и обнаружении цели; порядок выхода в зоны и районы поиска; организация наведения; порядок действий экипажей при наведении, целеуказании и перенацеливании; меры по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении; порядок восстановления потерянной ориентировки; использование средств объективного контроля навигации и боевого применения; порядок контроля за расходом топлива, элементы ИШР (остаток топлива на ППМ). В зависимости от задания, условий его выполнения, типа ВС (АК) и уровня штурманской подготовки летного состава в штурманский план полета решением старшего штурмана авиационной части могут дополнительно включаться мероприятия (действия), направленные на успешное выполнение поставленных задач. Организация и контроль выполнения указаний по штурманскому обеспечению полетов 168. Главный штурман авиационного объединения (главный (старший) штурман авиационного соединения, старший штурман авиационной части) организует и контролирует выполнение указаний по штурманскому обеспечению полетов в авиационных соединениях (частях, подразделениях). 169. Контроль выполнения указаний в авиационных соединениях, частях (подразделениях) проводится в целях определения: соответствия мероприятий по штурманскому обеспечению полетов авиационного соединения (части, подразделения) документам, регламентирующим летную работу, задачам боевой подготовки, указаниям главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения), навигационной обстановке и уровню штурманской подготовки летного состава, расчетов ПУ и ГРП; соответствия штурманской подготовки и контроля готовности к полетам в штурманском отношении требованиям настоящих Правил и указаниям главного штурмана авиационного объединения (главного (старшего) штурмана авиационного соединения); правильности выбора средств и способов навигации и боевого применения для успешного выполнения заданий; полноты использования средств объективного контроля навигации и боевого применения; степени выполнения требований и мероприятий по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении; полноты выполнения штурманского плана полета подразделениями (экипажами). 170. Организация и контроль исполнения указаний по штурманскому обеспечению полетов осуществляются: заслушиванием должностных лиц штурманской службы и ПУ авиационных соединений (частей); проверкой отработанных документов, справочных данных, расчетов, программ полета, заявок на работу средств РТО полетов; заслушиванием постановки задачи летному составу на полеты; проверкой хода штурманской подготовки летного состава и расчетов ПУ к полету; проверкой готовности аэродромов в топогеодезическом отношении и обеспеченности авиационных соединений и частей картами; проведением контроля готовности к полетам экипажей (авиационных частей и подразделений) в штурманском отношении; проверкой управления и руководства полетами при их выполнении; проверкой данных наземных и бортовых средств объективного контроля за выполнением полетов, навигации и боевого применения; проверкой выполнения заданий экипажами. 171. Контроль исполнения указаний может совмещаться с контролем состояния штурманской подготовки авиационных соединений, частей и подразделений. Главный штурман авиационного объединения проверяет состояние штурманской подготовки авиационных соединений не реже одного раза в год, отдельных авиационных частей - двух раз в год; главный (старший) штурман авиационного соединения - каждой авиационной части - не реже одного раза в квартал; старший штурман авиационной части - каждого подразделения авиационной части - не реже одного раза в два месяца. При необходимости (по результатам проверки) главный штурман авиационного объединения и главный (старший) штурман авиационного соединения отрабатывают мероприятия по устранению (предупреждению) выявленных недостатков. Учет, обобщение и распространение опыта работы по организации и проведению штурманской подготовки 172. Все штурманы-руководители обязаны заниматься учетом, обобщением и распространением опыта работы по организации и проведению штурманской подготовки авиационных соединений и частей, штурманского обеспечения полетов, их безопасности в штурманском отношении, а также совершенствованием этой работы. Основное внимание при этом должно уделяться: выявлению преимуществ и недостатков различных средств навигации и боевого применения, особенно методике их применения; изучению предложений летного состава, расчетов ПУ и ГРП по совершенствованию штурманской подготовки и штурманского обеспечения полетов авиационных соединений (частей) и их безопасности в штурманском отношении; изучению опыта работы главных (старших) штурманов авиационных соединений и частей, штурманов подразделений авиационных частей, расчетов ПУ и ГРП, результаты которой - высокое качество выполнения полетных заданий, отсутствие авиационных происшествий и инцидентов по вине штурманской службы; совершенствованию методики применения ПНК (ПНО), средств РТО полетов; обучению главных (старших) штурманов авиационных соединений и частей, штурманов подразделений авиационных частей, методике проведения штурманской подготовки авиационных соединений, частей и подразделений, штурманского обеспечения полетов и их безопасности в штурманском отношении; проведению анализа летных происшествий и применения оружия вне полигона (десантирования вне площадок) по вине штурманской службы; проведению анализа ошибок в навигационном и боевом применении, разработке и проведению в жизнь мероприятий по их предупреждению; проведению мероприятий по сбору, учету и анализу точностных характеристик ПНК (ПНО) (совместно с инженерно-авиационной службой); изысканию путей и разработке предложений по совершенствованию точностных характеристик ПНК (ПНО), авиационных средств поражения, средств поиска и десантирования; участию в разработке методических пособий и рекомендаций по освоению и применению новых ПНК (ПНО), авиационных средств поражения и средств РТО полетов; сбору и обобщению опыта работы штурманской службы, достигшей высоких результатов своей деятельности, распространению его в авиационных соединениях, частях и подразделениях, а также представлению докладов с анализом состояния штурманской подготовки авиационного соединения (части, подразделения), штурманского обеспечения полетов и их безопасности в штурманском отношении. V. Обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении 173. Главные штурманы авиационных объединений (главные (старшие) штурманы авиационных соединений, старшие штурманы авиационных частей) планируют и проводят мероприятия по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении, направленные на исключение: потерь ориентировки в полете; столкновений ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней; опасных сближений и столкновений ВС (АК) в воздухе; вынужденных посадок ВС (АК) из-за недостатка топлива для продолжения полета; попадания ВС (АК) в опасные и запретные зоны, несанкционированного выхода в приграничную полосу и пересечения государственной границы; попаданий ВС (АК) в зоны с опасными для авиации явлениями погоды и сложной орнитологической обстановкой; попадания ВС (АК) в зону поражения АСП; применения АСП не по заданным целям (вне полигона) и десантирования вне заданных площадок. 174. Летным составом, расчетами ПУ и ГРП безопасность полетов в штурманском отношении обеспечивается: выполнением требований документов, регламентирующих летную работу, соблюдением установленного порядка и объема штурманской подготовки и контроля готовности к полетам; твердыми знаниями навигации и боевого применения, мер по обеспечению безопасности полета в штурманском отношении и умелым использованием этих знаний при выполнении полетов; твердым усвоением действий экипажа, расчетов ПУ и ГРП в особых случаях в полете; систематическим изучением и анализом руководящим штурманским составом ошибок, допускаемых экипажами, расчетами ПУ и ГРП при организации и выполнении полетов, и проведением мероприятий по их предупреждению. 175. Основой профилактической работы по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении являются своевременное и объективное расследование авиационных происшествий, допущенных по вине штурманской службы, расчетов ПУ, ГРП и руководителей полетов на авиационных полигонах, а также разработка мероприятий по их предупреждению. Исключение потери ориентировки в полете 176. Ориентировка считается полностью потерянной, если экипаж ВС (АК) не знает своего местонахождения и не может его определить с точностью, необходимой для выполнения поставленной задачи. Ориентировка считается временно потерянной, если экипаж, потеряв ориентировку, принятыми мерами определил свое местонахождение и выполнил поставленную задачу. 177. Основными причинами потери ориентировки являются: неудовлетворительная штурманская подготовка экипажа, а также некачественная подготовка ПНК (ПНО) к полету; неудовлетворительная организация и управление полетами; нарушение экипажем правил навигации и штурманского плана полета; слабые практические навыки в комплексном использовании бортовых и наземных средств навигации; слабые навыки ведения визуальной и радиолокационной ориентировки; неподготовленность экипажа к действиям при усложнении условий полета. 178. Основными мероприятиями по предотвращению случаев потери ориентировки являются: постоянное обучение летного состава руководящим составом штурманской службы основам навигации и методике ведения экипажем ориентировки с комплексным использованием бортовых и наземных средств навигации; постоянное изучение и ежегодная сдача зачетов, определяющих знание района полетов и средств РТО полетов, действий экипажа при потере ориентировки; регулярное проведение занятий с изучением порядка восстановления ориентировки различными способами, действий при отказах навигационного оборудования и курсовых приборов, комплексного применения средств навигации в полете; проверка состояния навигационного оборудования и ежегодное проведение девиационных и радиодевиационных работ на ВС (АК); контроль за систематичностью и качеством выполнения экипажами полетов по маршрутам; изучение с летным составом и лицами ГРП случаев потерь ориентировки, уклонения экипажей от маршрутов; обучение экипажей методике проведения самостоятельной подготовки к полетам и осуществление взаимоконтроля. 179. Общий порядок действий командира экипажа (командира (ведущего) группы) при потере ориентировки, а также расчетов ПУ и ГРП, получивших доклад от командира экипажа о потере ориентировки или установивших факт потери ориентировки по другим данным, определяется ФАППП. 180. Основные способы и порядок восстановления ориентировки определяются инструкциями по использованию воздушного пространства зон ЕС ОрВД, инструкциями по производству полетов в районе аэродромов, настоящими Правилами и руководством по воздушной навигации авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (документом, ему соответствующим, федерального органа исполнительной власти). Исключение столкновения ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней 181. В целях исключения случаев столкновения ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней экипаж, расчеты ПУ и ГРП обязаны твердо знать рельеф местности и его высоты, местонахождение и высоту искусственных препятствий, безопасные высоты полета в районе аэродрома и по маршруту. 182. Безопасной высотой называется минимальная допустимая высота полета, гарантирующая от столкновения ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней. Безопасная высота задается и рассчитывается для определенных условий полета. Полеты ниже безопасной высоты запрещаются. 183. Полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются на эшелонах (высотах) не менее безопасных. Для обеспечения безопасности полетов ВС (АК) в соответствии с ФАППВП устанавливаются: безопасная высота круга полетов над аэродромом; безопасная высота в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА; безопасная высота в районе аэроузла; безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона; нижний (безопасный) эшелон в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА; нижний (безопасный) эшелон в районе аэроузла; нижний (безопасный) эшелон в районе ЕС ОрВД; нижний (безопасный) эшелон полета по ППП (ПВП). 184. Для полета по траектории, огибающей рельеф местности, задается и выдерживается истинная высота полета. Контроль высоты в таких полетах осуществляется по радиовысотомеру. Истинная высота полета с маловысотным контуром указывается в инструкциях по использованию МВК или в РЛЭ ВС и зависит от технических возможностей этой аппаратуры, маневренных возможностей ВС (АК), характера рельефа местности на участке полета и уровня подготовки летчика. Истинная высота визуального полета устанавливается командиром для каждого летчика индивидуально исходя из уровня его подготовки и конкретных условий полета, но не ниже минимальной допустимой высоты данного типа ВС (АК). 185. Исключение случаев столкновения ВС (АК) с земной (водной) поверхностью и препятствиями на ней достигается: тщательной штурманской подготовкой экипажа и ПНК (ПНО) к полету; знанием особенностей навигации, боевого применения, управления и контроля за полетами на малых и предельно малых высотах со стороны ПУ (центров ЕС ОрВД); четким исполнением всеми членами экипажа своих функциональных обязанностей; соблюдением правил пробивания облачности после взлета, изменения высоты полета и при заходе на посадку; строгим соблюдением правил полетов над горной местностью и особенностей использования барометрических высотомеров при взлете и посадке на высокогорный аэродром. 186. Штурманская подготовка к полетам на малых и предельно малых высотах имеет следующие особенности: основной полетной картой является карта масштаба 1:500 000 (для малоскоростных ВС (АК) - 1:200 000); в качестве основных точек маршрута назначаются ориентиры, имеющие вертикальные размеры, обладающие хорошей визуальной и радиолокационной контрастностью и не экранируемые препятствиями; длина участков маршрута выбирается в пределах 50 - 100 км, а контрольные ориентиры - через 15 - 30 км; при прокладке маршрута на карту наносятся контрольные точки маршрута для сличения показаний барометрического высотомера и радиовысотомера, безопасные высоты для каждого этапа маршрута полета; подготовка ПНК (ПНО) к полету должна обязательно включать проверку наличия на борту ВС (АК) суммарных поправок к барометрическому высотомеру, выполнение полетов на малых и предельно малых высотах на ВС (АК), не имеющих таблиц суммарных поправок на борту, запрещается; учебно-тренировочные полеты на малых и предельно малых высотах выполняются в коридорах установленных маршрутов, для которых составляются лоции коридоров, где должны указываться: границы коридора; рельеф местности с естественными и искусственными препятствиями в полосе +/- 25 км от оси коридора; характерные визуальные (радиолокационные) ориентиры и дальности их обнаружения; радиотехнические средства навигации, рубежи их уверенного пеленгования; расположение ПУ, границ центров ЕС ОрВД, рубежи передачи управления, порядок ведения радиосвязи; воздушные трассы и МВЛ, обеспечение безопасности при их пересечении; вертикальные разрезы рельефа местности по оси маршрута и по линиям, параллельным оси маршрута, проложенным через 5 км в полосе +/- 25 км; профили полета по заданным траекториям; значения безопасной высоты (эшелона) полета в пределах выделенного коридора; магнитные склонения и аномалии; районы массового гнездовья птиц и маршруты их перелетов; порядок восстановления ориентировки; зоны и маршруты полетов самолетов-ретрансляторов. Данные наносятся на карты крупного масштаба с приложениями (схемами, графиками, фотоснимками и др.). Коридоры маршрутов полетов на малых и предельно малых высотах должны облетываться не реже одного раза в год руководящим составом (наиболее подготовленными экипажами) днем на безопасных высотах. 187. Методика подготовки и выполнения полетов с МВК изложена в соответствующих РЛЭ и методических пособиях по технике пилотирования и навигации конкретного типа ВС (АК). 188. В целях предотвращения столкновений с земной (водной) поверхностью на авиационных полигонах экипаж ВС (АК) обязан: владеть навыками распределения внимания для своевременного определения момента начала вывода ВС (АК) из пикирования; в зависимости от скорости и угла пикирования уметь определять и строго соблюдать безопасную высоту начала вывода из пикирования и темп создания перегрузки; своевременно выполнять команды руководителя полетов на авиационном полигоне. Предотвращение вынужденных посадок ВС (АК) из-за недостатка топлива для продолжения полета 189. В целях предотвращения случаев вынужденных посадок ВС (АК) из-за недостатка топлива для продолжения полета командир и штурман экипажа обязаны: знать километровые и часовые расходы топлива своего ВС в зависимости от полетной массы, режима полета, изменяемой конфигурации крыла, количества и типа внешних подвесок, а также потребный его запас для выполнения полетного задания и остаток топлива, обеспечивающий возвращение на аэродром посадки; уточнить в период предполетной подготовки инженерно-штурманский расчет полета, расход топлива (остаток) по этапам с учетом последних данных о ветре, о температуре воздуха и об изменениях условий полета (высоты и скорости); контролировать расход топлива в полете и при остатке топлива менее расчетного, не позволяющем полностью выполнить полетное задание с посадкой на заданный аэродром, доложить об этом ПУ (центру ЕС ОрВД) и произвести посадку на ближайший аэродром. Предотвращение случаев опасного сближения и столкновения ВС (АК) в воздухе 190. Предотвращение случаев опасного сближения и столкновения ВС (АК) в воздухе достигается соблюдением правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования, установленных Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. 191. За правильность вертикального, продольного и бокового эшелонирования при планировании полетов отвечают главные штурманы авиационных объединений (главные (старшие) штурманы авиационных соединений, старшие штурманы авиационных частей), разрабатывающие порядок выполнения полетного задания. За эшелонирование в случаях изменения заявленных маршрутов и высот при выдаче условий на полеты отвечают расчеты ПУ (центров ЕС ОрВД). За выдерживание заданного режима отвечает командир экипажа. Исключение попадания ВС (АК) в опасные и запретные зоны, несанкционированного выхода в приграничную полосу и пересечения государственной границы 192. Исключение случаев попадания ВС (АК) в опасные и запретные зоны достигается: строгим соблюдением установленных правил полетов вблизи расположения опасных и запретных зон; надежным управлением воздушным движением с земли; грамотным применением технических средств навигации. 193. При подготовке к полетам и их выполнении вблизи приграничной полосы летный состав и расчеты ПУ отрабатывают меры по предупреждению нарушения государственной границы: обозначить на карте и детально изучить государственную границу и приграничную полосу; проложить и оцифровать ограничительные пеленги; измерить и нанести дальности до характерных радиолокационных ориентиров и наземных маяков радиотехнических систем ближней навигации; проложить и тщательно изучить маршрут полета; определить наиболее надежные средства и способы навигации; изучить расположение и уточнить данные работы средств РТО полетов; уточнить рубежи передачи управления; проконтролировать правильность ввода программ полета и работоспособность ПНК (ПНО); неукоснительно выполнять правила полетов вблизи государственной границы; строго выдерживать программу и штурманский план полета; осуществлять постоянный и надежный контроль работоспособности ПНК (ПНО), непрерывно вести прокладку местоположения ВС (АК); своевременно и точно корректировать координаты местоположения ВС (АК); быть в готовности перейти на неавтоматизированное выдерживание ЛЗП; постоянно оценивать условия выполнения полета и своевременно вносить изменения в программу ПНК; умело сочетать автоматизированный и автономный полет при вынужденном отклонении от заданной траектории полета (обходе опасных для авиации явлений погоды); постоянно быть в готовности к изменению маршрута, режима и профиля полета, к возникновению усложнившейся обстановки, связанной с отказами авиационной техники. 194. Расчеты ПУ обязаны иметь на индикаторах РЛС и планшетах начертание государственной границы, приграничной полосы, запретных зон и рубежей минимально допустимого приближения ВС (АК) к ним с учетом маневра при отвороте от государственной границы. Исключение попадания ВС (АК) в зоны с опасными для авиации явлениями погоды 195. Командир и штурман экипажа в целях исключения попадания ВС в зоны с опасными для авиации явлениями погоды или в зоны со сложной орнитологической обстановкой обязаны: при подготовке к полету и перед вылетом тщательно изучить фактическое состояние, прогноз погоды и орнитологическую обстановку на время полета; изучить характер, расположение и перемещение зон грозовой деятельности, болтанки и обледенения, наметить маршруты их обхода (выхода из зон) с учетом расположения государственной границы, запретных зон, рельефа местности и запаса топлива; наметить дублирующие средства и способы навигации на случай ухудшения работы средств РТО полетов из-за грозовой деятельности; исходя из орнитологической обстановки определить меры, исключающие столкновение с птицами. При отработке маршрута обхода зон с опасными для авиации явлениями погоды, маневров выхода в случае попадания в них - руководствоваться положениями ФАППП. Исключение попадания ВС (АК) в зону поражения своих АСП 196. Для исключения случаев попадания ВС (АК) в зону поражения своих АСП в процессе подготовки к полету экипаж должен твердо усвоить: условия и порядок выполнения задания; требования инструкции по проведению полетов на авиационном полигоне: мишенную обстановку, схему построения маневров атак целей (мишеней), порядок ведения радиосвязи, особенности отыскания целей и выхода на них; последовательность и места снятия блокировок в цепях вооружения; эксплуатационные ограничения ВС (АК) и АСП; параметры безопасного режима применения АСП (безопасная высота, скорость, дальность применения, глубина группы, дистанция между группами и т.д.); маневр безопасности и его параметры; меры безопасности при стрельбе и бомбометании, предусмотренные РЛЭ и методическим пособием по боевому применению конкретного типа ВС; действия в особых случаях в полете. Исключение применения АСП не по заданным целям (вне полигона) 197. Для исключения случаев применения авиационных средств поражения не по заданным целям (вне полигона), десантирования войск и техники вне заданных площадок и ударов по своим войскам экипаж обязан: детально изучить район цели (площадки десантирования); знать отличительные и демаскирующие признаки цели (площадки десантирования) и ее точные координаты; тщательно выполнять расчеты для применения АСП с использованием ПНК (ПНО) по основной и запасной целям (площадкам десантирования); выбирать наиболее рациональный способ коррекции ПНК, правильно рассчитывать установочные данные, вводить или контролировать их ввод в ПНК (ПНО) перед выходом на боевой курс; проверять правильность коррекции (показаний) ПНК по данным дублирующих средств; производить опознавание цели (площадки десантирования) по нескольким признакам, особенно в случаях перенацеливания; выбирать надежную точку прицеливания и правильно производить прицеливание по ней; грамотно использовать возможности ПНК (ПНО), систем управления вооружением (десантирования); знать способы целеуказания, обозначения целей и сигналы перенацеливания; знать средства обозначения (опознавания) своих войск и порядок их использования. 198. Экипаж ВС (АК) обязан строго выполнять требования инструкции по проведению полетов на авиационном полигоне и команды руководителя полетов на полигоне. 199. Руководитель полетов на авиационном полигоне (площадке десантирования) обязан контролировать правильность выхода ВС (групп ВС) на боевой путь, точность полета его до момента применения авиационных средств поражения (десантирования), а также при полете в группе - точность выдерживания им заданного места. 200. Параметры боевого порядка ВС и условия применения авиационных средств поражения должны полностью обеспечивать безопасность всех ВС, что достигается назначением интервалов и дистанций между ВС (группами ВС) в боевом порядке, а также высоты боевого применения (вывода из пикирования) с учетом параметров зоны поражения применяемых средств. Экипажи боевого порядка обязаны выдерживать установленные интервалы и дистанции между ВС (группами ВС), а также заданные высоты боевого применения и вывода из пикирования. 201. При применении авиационных средств поражения в непосредственной близости от объектов авиационного полигона (своих войск) отрабатывать меры безопасности, полностью исключающие их поражение. Применение авиационных средств поражения или десантирование при неуверенности экипажа в выходе на заданную цель или заданную площадку десантирования запрещается. Приложение N 1 к Правилам (п. 4) ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ <*> -------------------------------- <*> Приводимый перечень сокращенных наименований и обозначений применяется только в целях настоящих Правил. А ВВС и ПВО - армия ВВС и ПВО АК - авиационный комплекс АРМ - автоматизированное рабочее место АСП - авиационное средство поражения АСУ - автоматизированная система управления ВА ВГК (ВТА) - воздушная армия Верховного Главного Командования военно-транспортной авиации ВА ВГК (СН) - воздушная армия Верховного Главного Командования стратегического назначения ВВ МВД - внутренние войска Министерства внутренних дел России Российской Федерации ВВС - Военно-воздушные силы ВМФ - Военно-Морской Флот ВПП - взлетно-посадочная полоса ВРС - вещательная радиостанция ВС - воздушное судно ВТ - воздушная трасса ВТА - военно-транспортная авиация ГРП - группа руководства полетами ЕС ОрВД - Единая система организации воздушного движения ИАС - инженерно-авиационная служба ИПМ - исходный пункт маршрута ИШР - инженерно-штурманский расчет КП - командный пункт к ПВО - корпус ПВО КПМ - конечный пункт маршрута КСпН - командование специального назначения КТА - контрольная точка аэродрома МВК - маловысотный контур МВЛ - местная воздушная линия НАК ППЗ - наземный автоматизированный комплекс подготовки полетных заданий НБП - начало боевого пути НПЛ - наколенный планшет летчика НПШ - наколенный планшет штурмана ОВД МВД - органы внутренних дел Министерства внутренних России дел Российской Федерации ОКВС - Объединенное командование войск и сил (на Северо-Востоке Российской Федерации) ОПРС - отдельная приводная радиостанция ПВО - противовоздушная оборона ПВП - правила визуальных полетов ПНК - прицельно-навигационный комплекс ПНО - прицельно-навигационное оборудование ППМ - поворотный пункт маршрута ППП - правила приборных полетов ПУ - пункт управления РЛО - радиолокационный ориентир РЛС - радиолокационная станция РЛЭ - руководство по летной эксплуатации РСБН - радиотехническая система ближней навигации РСДН - радиотехническая система дальней навигации РТО - радиотехническое обеспечение РХБЗ - радиационная, химическая и биологическая защита РЭБ - радиоэлектронная борьба РЦ ЕС ОрВД - районный центр ЕС ОрВД СНС - спутниковая навигационная система СОК - средство объективного контроля ТИМ - точка излома маршрута ЦРП - центр руководства полетами ЭВМ - электронно-вычислительная машина Приложение N 2 к Правилам (п. 45) УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПОЛЕТНЫХ КАРТ И РАБОТЕ С НИМИ ------------------------------------------------------------------------ | Рис. | БП | Приводная радиостанция с указанием | | (не приводится) | --- | типа: 1 - подвижная, 2 - стационарная | | | 300 | (БП - позывной, 300 - рабочая частота в | | | | кГц) | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | 280 | Вещательная радиостанция (280 - | | (не приводится) | | рабочая частота в кГц) | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | АБ | Дальняя (ближняя) приводная | | (не приводится) | --- | радиостанция с радиомаркером (АБ - | | | 415 | позывной, 415 - рабочая частота в кГц) | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Коротковолновый радиопеленгатор: | | (не приводится) | | 1 - подвижный, 2 - стационарный | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Ультракоротковолновый | | (не приводится) | | радиопеленгатор: 1 - подвижный, | | | | 2 - стационарный | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Станция радиотехнической системы | | (не приводится) | | ближней навигации с указанием номера | | | | канала | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Станция радиотехнической системы | | (не приводится) | | ближней навигации и посадки с указанием | | | | номера канала | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Станция радиотехнической системы | | (не приводится) | | дальней навигации: 1 - подвижная, | | | | 2 - стационарная | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Радионавигационный пункт | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Радиолокационная станция | | (не приводится) | | с указанием типа: 1 - подвижная, | | | | 2 - стационарная | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Радиолокационный пост с указанием | | (не приводится) | | номера | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Радиолокационный пост с пунктом | | (не приводится) | | наведения | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Маловысотный радиолокационный пост | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Система посадки с указанием типа: | | (не приводится) | | 1 - подвижная, 2 - стационарная | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Радиолокационная система посадки с | | (не приводится) | | указанием типа | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Посадочная радиомаячная группа с | | (не приводится) | | указанием типа | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Радиомаяк: 1 - курсовой, | | (не приводится) | | 2 - глиссадный | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Радиовысотомер | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Радиолокационный маяк-ответчик | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Маркерный радиомаяк | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Наземный радиолокационный запросчик | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Светомаяк (справа указывается | | (не приводится) | | позывной, режим работы, угол наклона | | | | луча, сектор и другие данные) | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Метеорологическая станция (пост) | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Район выброски воздушного десанта | | (не приводится) | | парашютным способом | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Место выброски грузов на парашютах | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | -------- | | | | |. 300 | | | Отметка высоты местности (над | | -------- | | уровнем моря) | |------------------|---------|-----------------------------------------| | ---------- | | | | |Н 400 | | | Безопасная высота полета | | | без | | | | | ---------- | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | -------- | | | | (+5 град.) | | Магнитное склонение | | -------- | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Ориентиры, определяющие основные | | (не приводится) | | точки маршрута | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Цель | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Местонахождение РСБН, номер канала | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | /\ | | | | | | | | | |БП | | Местонахождение ВРС, ОПРС (БП - | | --|-- | | позывной, 300 - рабочая частота в кГц) | | |300 | | | | | | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | |А град. | | | | Nк|-------> | | Номер канала, азимут, дальность до | | |Д км | | точки маршрута | |------------------|---------|-----------------------------------------| | | | | | | ДельтаА|ДельтаМ | S | Элементы расчета полета | | --------------- У| ПУ - МПУ| | | | t | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | /\ | | | | |9000 | | | Рубеж набора высоты | | |------ | | | | |1200 | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | |9000 | | Рубеж снижения | | |------ | | | | |4200 \/ | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | 5400|9000 | | Участок пересечения воздушной | | | | трассы | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Удаление точки маршрута до РЛО | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Приграничная зона с особым режимом | | (не приводится) | | полета | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | 75 км полоса с особым контролем | | (не приводится) | | режима полета | |------------------|---------|-----------------------------------------| | ИПС 280 град. | | Отсечный пеленг (истинный) | | <------------- | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | ------------- | | | | "Кречет" | | Граница РЦ ЕС ОрВД, его позывной | |------------------|---------|-----------------------------------------| | \ / | | Отметка места ВС, определенного | | \ 8.20 | | визуально | | / \ | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | ----- | | | | | . | 10.20 | | Отметка места, переданного на борт | | ----- | | ВС с земли | |------------------|---------|-----------------------------------------| | /\ | | | | /. \ 11.24 | | Отметка места ВС, полученного | | ---- | | прокладкой, счислением пути | |------------------|---------|-----------------------------------------| | 12.34,00 | | Время прохода ориентира (расчетное/ | | --------- | | фактическое) | | 12.34,40 | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | H 1200 | | Высота 1200 м | |------------------|---------|-----------------------------------------| | V 1000 | | Истинная воздушная скорость 1000 | | | | км/ч | |------------------|---------|-----------------------------------------| | ---- | | | | (5700) | | Остаток топлива у ППМ | | ---- | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Очередной ППМ (ТИМ), | | (не приводится) | | запрограммированный в ПНК | |------------------|---------|-----------------------------------------| | /\ | | | | / \ | | Очередной ППМ (ТИМ), | | \ 3/ | | запрограммированный в РСБН | | \/ | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | ----- | | | | | 7 | | | Очередной ППМ (ТИМ), | | ----- | | запрограммированный в РСДН | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Стационарный авиационный полигон | | (не приводится) | | | |------------------|---------|-----------------------------------------| | Рис. | | Подвижный авиационный полигон | | (не приводится) | | | ------------------------------------------------------------------------ Страницы: 1 2 |