ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ СУДОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ 2) ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 21 ноября 1996 г. N 708 (Д) Глава 6 Техника безопасности при использовании огне- и взрывоопасных и вредных веществ и химических материалов 6.1. Меры безопасности при использовании топлива и смазочных материалов Бензин относится к легковоспламеняющимся жидкостям (ЛВЖ). В бензин всех марок и видов, кроме марки А-72, для повышения антидетонационных свойств добавляется этиловая жидкость (на 1 кг от 0,41 до 0,82 г тетраэтилсвинца). Эти бензины в отличие от неэтилированных окрашены в различные цвета (оранжевый, зеленый, синий, желтый). Скорость распространения пламени по поверхности зеркала бензина при обычных условиях колеблется в пределах 10-15 м/с. Скорость распространения пламени во взрывчатой смеси паров бензина с воздухом достигает 1500-1800 м/с. Взрывоопасная концентрация смеси паров бензина с воздухом начинает создаваться уже при температуре -53 град. С. С повышением температуры окружающего воздуха сила токсического воздействия бензина резко повышается. При воздействии на кожу бензин обезжиривает ее и может вызвать кожные заболевания - дерматиты и экземы. Бензин не накапливается в организме, но ядовитые вещества, растворенные в нем, остаются в организме. Наибольшую опасность для человека представляет этилированный бензин из-за наличия в нем этиловой жидкости, являющейся сильным ядом. Этиловая жидкость испаряется даже при температуре около 0 град. С, кроме того, она легко сорбируется различными пористыми материалами, а это увеличивает ее опасность. Пары этиловой жидкости могут проникать в организм через дыхательные пути, а этиловая жидкость всасывается через неповрежденную кожу человека. Необходимо учитывать, что при длительном хранении этилированного бензина в осадок иногда выпадает до 15% окислившегося тетраэтилсвинца, также являющегося сильным ядом. Не исключена опасность отравления тетраэтилсвинцом при удалении нагара и осадка, образующихся в двигателях, работающих на этилированном бензине. Этилированный бензин применяется только как моторное топливо: запрещается пользоваться им как растворителем, употреблять для мытья рук и деталей механизмов, чистить одежду и т.п. В помещениях, где работают с бензином, ремонтируют двигатели, нельзя пить, курить, принимать пищу. Детали двигателя перед ремонтом необходимо погружать для очистки в керосин. Запрещается засасывать бензин ртом в целях создания сифона. Керосин. Относится к горючим жидкостям (ГЖ). Пары керосина сильнее раздражают слизистые оболочки и глаза. Керосин в отличие от бензина в обычных условиях обладает меньшей испаряемостью, в воздухе не создаются такие концентрации его паров, которые могли бы вызвать отравления. Однако при нагревании керосина испарение его значительно увеличивается и могут создаться такие условия, при которых концентрация паров керосина будет превосходить предельно допустимую. 6.2. Техника безопасности при использовании баллонов с газами К работе с баллонами, содержащими газы, могут допускаться только лица, прошедшие соответствующее обучение и хорошо знающие правила обращения с ними. Причинами взрыва баллонов или вырыва вентилей могут быть: а) удары баллонов о твердые предметы, особенно при падении с высоты; б) заполнение баллонов газами, для которых они не предназначены; в) утончение стенок баллонов в результате коррозии; г) резкие перегревы баллонов; д) свертывание вентилей из-за применения рычагов при их затрудненном открывании; е) срыв вентилей при использовании для их открывания зубил и молотков. Взрывы кислородных баллонов возможны при попадании масел и других жировых веществ во внутреннюю полость вентиля или при использовании необезжиренных прокладок. При перевозке баллонов на них должны быть надеты веревочные или резиновые кольца (не менее двух). Перемещать баллоны можно только на тележках. Переноска вручную допускается на специальных носилках, обеспечивающих полную безопасность. Баллоны должны приниматься на судно только при наличии паспортов, клейм об их испытании, предохранительных колец и колпаков, предохраняющих головки баллонов от ударов. Хранить баллоны в одном помещении с взрывчатыми и легковоспламеняющимися материалами запрещается. Баллоны с газами должны устанавливаться вертикально в специальных гнездах и отделяться друг от друга перекладинами. Устранять неисправности вентилей подручными средствами запрещается. Отогревать редуктор или вентиль в случае замерзания можно только чистой горячей водой, поливаемой на ткань, обернутую вокруг редуктора (вентиля). Очистка и окраска наполненных газом баллонов запрещается. 6.3. Меры безопасности при обращении с веществами, вызывающими химический ожог Химические ожоги вызываются действием химически активных твердых, жидких или газообразных веществ. Наиболее сильные ожоги вызывают кислоты: соляная, азотная, серная, плавиковая, хлорная, уксусная, молочная, щавелевая, муравьиная. Щелочные ожоги характеризуются обычно глубиной поражения, твердые вещества вызывают ожоги только при соприкосновении их с телом. Жидкости и газы могут проникать через одежду и способны поражать большие поверхности кожи. До начала работ с химическими веществами личный состав необходимо ознакомить со свойствами этих веществ и обучить способам оказания первой медицинской помощи. Приступая к работе с едкими веществами, необходимо приготовить растворы мела, извести или соды для нейтрализации случайно пролитой кислоты. При попадании кислоты или щелочи на кожу надо, если это возможно, осторожно снять ее мягкой тряпочкой или ватным тампоном, затем пораженное место тщательно промыть струей воды. Работающие с концентрированными кислотами и щелочами должны иметь кроме специальной одежды прорезиненные фартуки и нарукавники, резиновые перчатки и во всех случаях предохранительные очки. Вместо прорезиненных фартуков, нарукавников, перчаток можно применять те же изделия из хлорвинила. На всех бутылях, в которых хранятся химически активные вещества, должно быть указано название вещества. Бутылки с кислотами и щелочами должны храниться в исправных корзинах или в обрешетках. Упаковочный материал (стружка, солома) в корзине (обрешетке) во избежание его воспламенения должен быть пропитан раствором хлористого кальция, а бутыли закрыты глиняными пробками на алебастре. Бутыли с кислотами могут переносить в корзинах только два человека либо их можно перевозить в специальном тележках. Вынимать бутыли из корзин и ставить на пол не разрешается. Отработанные кислоты (щелочи) следует собирать в специальную посуду и после нейтрализации сливать в специально отведенное для этих целей место. Пролитые кислоты или щелочи необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать и лишь после этого производить уборку. Осколки разбитого стекла следует собирать щеткой или совком. При приготовлении растворов серной кислоты запрещается лить воду в серную кислоту. Кислоту необходимо лить в воду тонкой струей, при непрерывном перемешивании, в противном случае происходит сильное разбрызгивание. Глава 7 Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах 7.1. Требования, предъявляемые к погрузочно-разгрузочным устройствам На каждом грузоподъемном устройстве должны быть указаны: а) регистрационный номер; б) разрешенная грузоподъемность; в) срок следующего испытания. На нерегистрируемых грузоподъемных устройствах должны быть указаны: а) инвентарный номер; б) разрешенная нагрузка; в) срок следующего испытания или освидетельствования. Грузоподъемное устройство, запрещенное к использованию, должно быть опломбировано. Грузоподъемные устройства можно применять для подъема и перемещения только тех грузов, вес которых известен и не превышает нормы, указанной в паспорте устройства. Грузовые шкентели должны иметь противовес у гаков для предотвращения неправильной их намотки на барабан лебедки при отсутствии груза на гаке. Применять сращенные тросы или тросы с разорванными прядями для подъема груза, а также имеющие заломы "жуки" или смятые участки запрещается. Стропы из растительных тросов (манильского волокна) можно применять для подъема грузов массой не более 500 кг. Растительные тросы с признаками истирания и разрывами волокон, разрезами, распусканием, смещением каболок или прядей, внутренним износом и другими дефектами использовать запрещается. Огоны следует делать с применением коушей. Вторично сплеснивать тросы нельзя. Гайки и головки стержней вертлюжных устройств блоков должны быть надежно закреплены, ось должна свободно проворачиваться рукой, не должна быть деформирована и изношена. Шкивы должны свободно проворачиваться от руки и плотно охватываться тросами. Вращение оси шкива не допускается. 7.2. Подготовка к погрузочно-разгрузочным работам Перед началом работ необходимо осмотреть грузоподъемное устройство и грузозахватные приспособления, убедиться в их исправности, проверить сроки их освидетельствования, а также сроки проверки контрольно-измерительных приборов. При обнаружении недостатков их необходимо устранить до начала работ. Работа на грузоподъемном устройстве запрещается в случае, если: а) истек срок освидетельствования; б) имеются неисправности в механизме подъема или изменения вылета стрелы, в приборах безопасности, трещины в ответственных местах металлоконструкций; в) крюки, тросы, цепи, стропы имеют недопустимый износ; г) неисправны контрольно-измерительные приборы или истекли сроки их проверки. Разрешить к работе запрещенные к использованию грузоподъемные устройства может лицо, запретившее их работу, только после устранения неисправностей, о чем должна быть сделана соответствующая запись в паспорте. Грузовые стрелы должны быть надлежащим образом раскреплены оттяжками. Запрещается подвешивать тали или блоки к корабельным устройствам, не предназначенным для этих целей, а также к трубопроводам. Все места на судне или на берегу, где будут производиться погрузочно-разгрузочные работы, должны быть хорошо освещены. У мест погрузочно-разгрузочных работ следует выставить специального вахтенного, который обязан не допускать посторонних лиц. 7.3. Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах Грузы необходимо застропливать надежно, с учетом знаков на таре, исключая при этом скольжение стропа по грузу и возможность его выпадания, а также при условии обеспечения устойчивого положения груза при его перемещении. Укорачивать стропы путем завязывания узлов не допускается. Запрещается застропливать валы только одним концом стропа, а также накладывать строп на шток или на маховик при подъеме клапанов, клинкетов, задвижек. Грузоподъемное устройство могут обслуживать только аттестованные крановщики (лебедчики) и такелажники. Допускать к грузовым операциям лиц с плохим слухом запрещается. В местах, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, не допускаются ремонтные и другие работы. Поднимать и опускать груз следует плавно, без рывков и раскачивания. Не разрешается подтягивать груз, волочить его по палубе (причалу), а также пытаться отрывать засыпанные или примерзшие грузы. Подъем грузов с помощью талей или блоков допускается только по вертикали. Запрещается поправлять стропы при подвешенном грузе, а также ударять по стропам, крюку, траверсе и тросам. При погрузке (выгрузке) груза в трюм (отсек) судна у люка необходимо выставить сигнальщика, по указаниям которого производят погрузку (выгрузку) груза. Стоять в просвете люка в это время запрещается. Никто не должен находиться под поднимаемым грузом, на пути выбираемых или стравливаемых тросов. Перемещать груз над людьми запрещается. Во время перерыва нельзя оставлять груз в подвешенном состоянии. Во время грузовых работ запрещается: а) при качке судна работать с тяжеловесами; б) смазывать механизмы грузоподъемного устройства; в) выводить из действия приборы безопасности и тормоза механизмов грузоподъемного устройства; г) направлять шкентель руками при навивке его на барабан; д) поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше ее бортов; е) разворачивать груз во время его подъема, перемещения или опускания без специальных оттяжек; ж) раскачивать груз для укладки его на место; з) расстропливать груз, пока он твердо не встал на место; и) освобождать грузоподъемным устройством защемленные грузом стропы; к) поднимать или опускать людей на шкентеле; л) укладывать поднимаемые грузы (детали, агрегаты и т.п.) на настилы или на решетки, не рассчитанные на эту нагрузку. Приложение 1 к Правилам техники безопасности на судах таможенных органов ЗАЩИТНЫЕ ИЗОЛИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА Защитные изолирующие средства, применяемые на судах, делятся на основные (диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными рукоятками, указатели напряжения и изолирующие клещи) и дополнительные (диэлектрические галоши, диэлектрические резиновые коврики, изолирующие подставки). Сроки электрических испытаний защитных средств приведены в таблице: ------------------------------------------------------------------ | Наименование | Срок | | защитного средства |------------------------------------| | | периодических |периодических | | | испытаний | осмотров | |---------------------------|------------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | ------------------------------------------------------------------ 1. Изолирующие клещи 1 раз в 2 года 1 раз в год 2. Указатели напряжения, 1 раз в год Перед работающие на принципе употреблением активного тока 3. Инструмент с изолирующими То же То же рукоятками 4. Перчатки резиновые 1 раз в 6 месяцев Перед диэлектрические употреблением 5. Боты резиновые 1 раз в 3 года 1 раз в 6 диэлектрические месяцев 6. Галоши резиновые 1 раз в год То же диэлектрические 7. Коврики резиновые 1 раз в 2 года 1 раз в год диэлектрические Все находящиеся в эксплуатации защитные средства должны быть пронумерованы и учтены в журнале "Учет и проверка защитных изолирующих средств и переносного электрооборудования". Номер наносить непосредственно на самом защитном средстве (при наличии двух частей - на каждой части) или совмещать со штампом, подтверждающим испытание. Примечания: 1. При выдаче защитных средств в индивидуальное пользование в журнале должны быть сделаны записи даты выдачи, наименования и номера защитных средств и расписка лица, получившего их. 2. Лица, получившие защитные средства в индивидуальное пользование, отвечают за правильную их эксплуатацию и своевременную замену при неисправности. Ответственность за организацию учета и правильное хранение, за своевременное производство осмотров (испытаний) и изъятие непригодных защитных средств несет механик судна. При комплектовании защитных средств необходимо иметь на каждую электростанцию и посты, обслуживаемые по готовностям, по одной паре диэлектрических резиновых перчаток, одной паре диэлектрических галош и одному указателю напряжения. В резерве должны находиться на каждые два указанных помещения (поста) по одному изделию перечисленных выше защитных средств. Все защитные средства перед эксплуатацией должны быть испытаны независимо от заводского испытания и в дальнейшем подвергаться периодическим контрольным осмотрам и электрическим испытаниям в сроки и по норме, указанным в таблице. Находящиеся в эксплуатации защитные средства из резины хранить в специальных шкафах (ящиках) отдельно от инструмента. Они должны быть защищены от воздействия масел, топлива и веществ, разрушающих резину. Защитные средства, находящиеся в запасе, хранить в темном сухом помещении при температуре в пределах 0-25 град. С. Для работы с электрооборудованием использовать только специальные диэлектрические перчатки (галоши). Перчатки, предназначенные для других целей (например, химические), применять как защитное средство не допускается. Диэлектрические перчатки (галоши) должны соответствовать наибольшему размеру, носимому личным составом. Диэлектрические коврики (дорожки) являются изолирующим средством лишь в сухом состоянии. Коврики (дорожки) должны быть с рифленой поверхностью и размером не менее 75х75 см (ширина дорожки 75 см). Все изолированные части инструмента должны иметь гладкую поверхность без трещин, изломов и заусенцев. Изолированное покрытие рукояток должно плотно прилегать к металлическим частям инструмента и полностью изолировать ту его часть, которая во время работы находится в руке работающего. Изолированные рукоятки должны иметь длину не менее 10 см. Контрольная лампа должна быть заключена в специальный футляр из изоляционного материала, а проводники должны иметь длину не менее 50 см и выходить из футляра в разные отверстия для исключения возможности замыкания при повреждении изоляции. Проводники на концах должны иметь жесткие электроды длиной не менее 1-2 см, защищенные изолированными ручками. Предупредительные переносные плакаты должны изготавливаться из непроводящего материала (фанера, картон, прессшпан и т.п.) размером 20х25 см. Надписи делать красным цветом на светлом фоне. Приложение 2 к Правилам техники безопасности на судах таможенных органов ПЕРЕНОСНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ Все находящееся в эксплуатации переносное электрооборудование должно быть пронумеровано и учтено в журнале "Учет и проверка защитных изолирующих средств и переносного электрооборудования". Номера наносить непосредственно на корпус электрооборудования или навешивать бирку на подводящий кабель (провод). Назначение лиц, ответственных за сохранность и исправность работы переносного электрооборудования, производится приказом по таможне. Контроль за состоянием переносного электрооборудования проводит еженедельно заведующий этим электрооборудованием с записью результатов в журнал "Учет и проверка защитных изолирующих средств и переносного электрооборудования". Напряжение используемых переносных светильников и электрифицированного инструмента должно быть не выше 27 В. Разъемные контактные соединения (розетки, вилки), применяемые на напряжение до 27 В, должны иметь четкое отличие от разъемных контактных соединений напряжением на 127 В и 220 В. Возможность включения вилок напряжением до 27 В в розетки 127 В и 220 В должна быть исключена. Приложение 3 к Правилам техники безопасности на судах таможенных органов Основные характеристики горючих жидкостей и газов, применяемых при сварке и резке металлов ------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Температура | Температура | Теплотворная | Взрываемость | | горючего | пламени, | самовоспламенения, | способность, | в % объемн. | | | град. С | град. С | |------------------| | | | | | нижний | верхний | | | | | ккал/м | предел | предел | ------------------------------------------------------------------------------------- Ацетилен 2100-3600 335 12500 2,5 81 Водород 2100 510 4400 4 75 Бензин 2400 255-480 10200 0,75 5,2 Керосин 2500 216-250 10000 1,4 5,5 |