ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЯЕТ УСН ("ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ"). 1. ПОДЛЕЖИТ ЛИ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ НА ОПС СУММА ДОПЛАТЫ ДО ФАКТИЧЕСКОГО ЗАРАБОТКА, ПРЕВЫШАЮЩАЯ РАЗМЕР ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ИЗ ФСС РФ? ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ В РАСХОДАХ СУММУ УКАЗАННОЙ ДОПЛАТЫ? 2. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ УСН УЧЕСТЬ В РАСХОДАХ ЗАТРАТЫ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ РАБОТНИКОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 4 июня 2007 г. N 03-11-04/2/157 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, а также отнесения на расходы компенсации сотрудникам, поступающим на работу в организацию, затрат на первичный медицинский осмотр, и сообщает следующее. 1. Пунктом 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам. Статья 255 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что женщинам на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Федеральным законом от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" установлено, что на период 2007 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам не может превышать за полный календарный месяц 16 125 руб. Доплата до фактического заработка, превышающая размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, производится организацией на основании трудового договора с работником за счет собственных средств и не рассматривается как государственное пособие. Таким образом, к суммам вышеназванной доплаты не применяются положения ст. 238 Кодекса и, соответственно, такие доплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке. Что касается вопроса учета при налогообложении организацией сумм доплаты до фактического заработка гражданам при оплате им отпуска по беременности и родам, то сообщаем. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона N 190-ФЗ пособие по обязательному социальному страхованию таким категориям застрахованных выплачивается за счет следующих источников: средств Фонда социального страхования Российской Федерации - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрены пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Кодекса и согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Пунктом 2 ст. 346.16 Кодекса определено, что расходы, указанные в пп. 6 п. 1 указанной статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 Кодекса. В соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации. Хотя пособия по беременности и родам не являются пособиями по временной утрате трудоспособности, но, учитывая, что данные пособия выплачиваются из Фонда социального страхования Российской Федерации и основанием их выплаты являются больничные листки, по нашему мнению, к доплате до фактического заработка при оплате отпуска по беременности и родам применяется положение, содержащееся в п. 15 ст. 255 Кодекса. Учитывая изложенное, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе расходы на доплату сотрудникам до фактического заработка при выплате пособия по беременности и родам учесть в составе расходов. 2. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. Согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса материальные расходы учитываются согласно перечню, приведенному в ст. 254 Кодекса. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса в состав материальных расходов включаются услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств. В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан за счет собственных средств обеспечить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские обследования сотрудников. Пунктами 2.1 и 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03", введенных в действие Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 129, организация медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций отнесена к производственному контролю. Перечень работ, при выполнении которых требуется обязательное медицинское обследование работников организаций, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. Поскольку из информации, изложенной в письме, не усматривается, какой вид деятельности осуществляет организация, то в случае, если выполняемые организацией работы включены в вышеназванный Перечень, она вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходы по осуществлению медицинского освидетельствования работников. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 4 июня 2007 г. N 03-11-04/2/157 |