ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЯЕТ УСН ("ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ"). 1. ПОДЛЕЖИТ ЛИ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ НА ОПС СУММА ДОПЛАТЫ ДО ФАКТИЧЕСКОГО ЗАРАБОТКА, ПРЕВЫШАЮЩАЯ РАЗМЕР ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ИЗ ФСС РФ? ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.06.07 03-11-04/2/157

        ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЯЕТ УСН ("ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ"). 1.
        ПОДЛЕЖИТ ЛИ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ НА ОПС СУММА
        ДОПЛАТЫ ДО ФАКТИЧЕСКОГО ЗАРАБОТКА, ПРЕВЫШАЮЩАЯ РАЗМЕР
        ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ИЗ ФСС
          РФ? ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ В РАСХОДАХ СУММУ
         УКАЗАННОЙ ДОПЛАТЫ? 2. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ
             ПРИМЕНЕНИЯ УСН УЧЕСТЬ В РАСХОДАХ ЗАТРАТЫ НА
            ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
                             РАБОТНИКОВ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            4 июня 2007 г.
                           N 03-11-04/2/157

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   по  вопросу  исчисления  страховых  взносов  на  обязательное
пенсионное  страхование  организацией,  применяющей упрощенную систему
налогообложения, а также отнесения на расходы компенсации сотрудникам,
поступающим  на  работу в организацию, затрат на первичный медицинский
осмотр, и сообщает следующее.
     1.  Пунктом  2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  - Кодекс) установлено, что организации, применяющие упрощенную
систему   налогообложения,  производят  уплату  страховых  взносов  на
обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
     В  соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
объектом   обложения   страховыми  взносами  и  базой  для  начисления
страховых  взносов являются объект налогообложения и налоговая база по
единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса.
     Согласно  пп.  1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению
единым  социальным  налогом  государственные  пособия, выплачиваемые в
соответствии     с     законодательством     Российской     Федерации,
законодательными  актами  субъектов  Российской  Федерации,  решениями
представительных  органов местного самоуправления, в том числе пособия
по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком,
пособия по безработице, беременности и родам.
     Статья 255 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что
женщинам   на  основании  выданного  в  установленном  порядке  листка
нетрудоспособности  предоставляются  отпуска по беременности и родам с
выплатой   пособия   по  государственному  социальному  страхованию  в
установленном федеральными законами размере.
     Федеральным  законом  от  19.12.2006  N  234-ФЗ  "О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2007 год" установлено,
что  на  период  2007  г.  максимальный  размер  пособия  по временной
нетрудоспособности,  беременности и родам не может превышать за полный
календарный месяц 16 125 руб.
     Доплата  до фактического заработка, превышающая размер пособия по
беременности  и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования
Российской Федерации, производится организацией на основании трудового
договора с работником за счет собственных средств и не рассматривается
как государственное пособие.
     Таким  образом,  к  суммам  вышеназванной  доплаты не применяются
положения  ст.  238  Кодекса и, соответственно, такие доплаты подлежат
обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в
общеустановленном порядке.
     Что  касается вопроса учета при налогообложении организацией сумм
доплаты  до  фактического заработка гражданам при оплате им отпуска по
беременности и родам, то сообщаем.
     В  соответствии  с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N
255-ФЗ  "Об  обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по
беременности  и  родам  граждан,  подлежащих обязательному социальному
страхованию"    финансирование    выплаты    пособия    по   временной
нетрудоспособности   застрахованным   лицам,  работающим  по  трудовым
договорам,   заключенным   с  организациями,  применяющими  упрощенную
систему  налогообложения,  осуществляется в соответствии с Федеральным
законом   от   31.12.2002   N  190-ФЗ  "Об  обеспечении  пособиями  по
обязательному    социальному   страхованию   граждан,   работающих   в
организациях   и   у   индивидуальных   предпринимателей,  применяющих
специальные  налоговые  режимы,  и некоторых других категорий граждан"
(далее - Закон N 190-ФЗ).
     Согласно   ст.   2  Закона  N  190-ФЗ  пособие  по  обязательному
социальному  страхованию таким категориям застрахованных выплачивается
за счет следующих источников:
     средств  Фонда  социального  страхования Российской Федерации - в
части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного
минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
     средств  работодателей  - в части суммы пособия, превышающей один
минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
     Расходы   на   оплату   труда,   выплату   пособий  по  временной
нетрудоспособности   в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  предусмотрены пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Кодекса и согласно п. 2
ст.  346.16 Кодекса принимаются при условии их соответствия критериям,
указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
     Пунктом 2 ст. 346.16 Кодекса определено, что расходы, указанные в
пп.  6  п.  1  указанной  статьи, принимаются применительно к порядку,
предусмотренному  для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255
Кодекса.
     В соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда
в  целях  гл.  25 Кодекса относятся расходы на доплату до фактического
заработка  в  случае  временной утраты трудоспособности, установленную
законодательством Российской Федерации.
     Хотя  пособия  по  беременности  и родам не являются пособиями по
временной  утрате  трудоспособности,  но, учитывая, что данные пособия
выплачиваются  из Фонда социального страхования Российской Федерации и
основанием  их выплаты являются больничные листки, по нашему мнению, к
доплате до фактического заработка при оплате отпуска по беременности и
родам применяется положение, содержащееся в п. 15 ст. 255 Кодекса.
     Учитывая  изложенное, организация, применяющая упрощенную систему
налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных
на  величину  расходов,  вправе  расходы  на  доплату  сотрудникам  до
фактического  заработка  при  выплате  пособия по беременности и родам
учесть в составе расходов.
     2.   В   соответствии   с   пп.   5   п.  1  ст.  346.16  Кодекса
налогоплательщики,  применяющие  упрощенную  систему  налогообложения,
вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных материальных
расходов.  Согласно  п.  2  ст.  346.16  Кодекса  материальные расходы
учитываются согласно перечню, приведенному в ст. 254 Кодекса.
     Согласно  пп.  6  п.  1  ст.  254  Кодекса  в состав материальных
расходов  включаются  услуги  сторонних  организаций  по  контролю  за
соблюдением  установленных технологических процессов и по техническому
обслуживанию основных средств.
     В  соответствии со ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации
в  случаях,  предусмотренных законодательством, работодатель обязан за
счет  собственных  средств обеспечить предварительные (при поступлении
на работу) и периодические медицинские обследования сотрудников.
     Пунктами  2.1  и  7.1  Санитарно-эпидемиологических правил "Общие
требования  по  профилактике  инфекционных и паразитарных болезней. СП
3.1./3.2.1379-03",   введенных   в  действие  Постановлением  Главного
санитарного   врача   Российской   Федерации   от  09.06.2003  N  129,
организация   медицинских  осмотров  работников  отдельных  профессий,
производств и организаций отнесена к производственному контролю.
     Перечень  работ,  при  выполнении  которых требуется обязательное
медицинское  обследование  работников  организаций, утвержден Приказом
Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.
     Поскольку  из  информации, изложенной в письме, не усматривается,
какой  вид  деятельности  осуществляет  организация, то в случае, если
выполняемые организацией работы включены в вышеназванный Перечень, она
вправе   учитывать   при   определении   налоговой   базы  по  налогу,
уплачиваемому    в    связи    с    применением   упрощенной   системы
налогообложения,     расходы     по     осуществлению     медицинского
освидетельствования работников.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
4 июня 2007 г.
N 03-11-04/2/157