ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРУЮЩИХСЯ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИМЕРНОГО ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ В ХОДЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 8 ноября 2006 г. N 128 (Д) В целях исполнения возложенных на Министерство регионального развития Российской Федерации полномочий по выработке государственной политики в сфере государственной национальной политики и межнациональных отношений приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выявлению формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, определению примерного порядка действий в ходе конфликтных ситуаций и ликвидации их последствий (далее по тексту - Рекомендации). 2. Направить Рекомендации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра М.Н. Пономарева. И.о. Министра М.Н.ПОНОМАРЕВ 8 ноября 2006 г. N 128 Приложение к Приказу Минрегиона России от 8 ноября 2006 года N 128 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФОРМИРУЮЩИХСЯ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИМЕРНОГО ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ В ХОДЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Настоящие Методические рекомендации (далее по тексту - Рекомендации) разработаны в соответствии с абзацем 5 пункта 1 части 3 Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3010), пунктом 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 5, ст. 390; N 12, ст. 1042; N 13, ст. 1169; 2006, N 18, ст. 2002), в целях выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, определения примерного порядка действий в ходе конфликтных ситуаций и ликвидации их последствий. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. В настоящих Рекомендациях используются следующие основные понятия: мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях - система наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по раннему предупреждению и порядку действий по предотвращению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений и ликвидации их последствий; национальное общественное объединение - некоммерческая организация, созданная представителями определенной этнической общности в целях реализации своих социальных, экономических и этнокультурных интересов; диаспора - группа лиц, относящих себя к определенной этнической общности, находящихся вне исторической территории расселения; казачья организация - некоммерческая организация, представленная в форме казачьих обществ и общественных объединений казаков; старожильческое население - население, прожившее на соответствующей территории не менее пяти поколений; межнациональный конфликт - столкновение социальных, политических, экономических, культурных интересов двух и более этнических общностей, принимающих форму гражданского, политического или вооруженного противостояния; конфликтная ситуация - наличие противоречий и социальной напряженности, являющихся причиной возникновения и движущей силой конфликта на всех его этапах, основанных на: ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан и национальных общественных объединений; искаженной и непроверенной информации; неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на национальную или религиозную почву; уполномоченный орган исполнительной власти - подразделение в структуре исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственное за реализацию государственной национальной политики, курирующее сферу межнациональных отношений и осуществляющее взаимодействие с национальными общественными объединениями. 1.2. К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны уполномоченных органов исполнительной власти, относятся: межнациональные конфликты; открытые (публичные) конфликтные ситуации между гражданами, группами населения, национальными общественными объединениями и представителями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее по тексту - ОМСУ); конфликтные ситуации между населением либо национальными общественными объединениями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения; общественные акции протеста на национальной или религиозной почве; открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, в том числе в средствах массовой информации. II. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 2.1. С целью выявления конфликтных ситуаций уполномоченному органу исполнительной власти рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях (далее по тексту - мониторинг). 2.2. Задачами мониторинга являются: получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений, а также информации о деятельности общественных объединений, в том числе национальных и казачьих, религиозных организаций, диаспор, национальных меньшинств, старожильческого населения и т.д.; своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений. 2.3. Объектами мониторинга могут быть: ОМСУ; общественные объединения, в том числе национальные и казачьи, диаспоры, старожильческое население; средства массовой информации; образовательные учреждения, влияющие на состояние межнациональных отношений в субъекте Российской Федерации. 2.4. Предметом мониторинга могут быть процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений, в том числе: экономические (уровень и сферы занятости, уровень благосостояния, распределение собственности); политические (представительство в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ, формы реализации политических прав); социальные (уровень воздействия на социальную инфраструктуру); культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей). 2.5. Мониторинг рекомендуется проводить путем сбора и обобщения информации от объектов мониторинга, в том числе: целевого анкетирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации объектов мониторинга; сбора и анализа оценок ситуации независимых экспертов в сфере межнациональных отношений и других методов. 2.6. В случае поступления в результате мониторинга или взаимодействия с национальными общественными объединениями информации о наличии противоречий и социальной напряженности руководителю уполномоченного органа исполнительной власти в целях предупреждения конфликтной ситуации рекомендуется немедленно: установить связь с руководством ОМСУ, на территории которого возможна конфликтная ситуация, лидерами общественных объединений, в том числе национальных и казачьих, религиозных организаций и выяснить ситуацию; проинформировать: курирующее должностное лицо или (при необходимости) руководителя субъекта Российской Федерации о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения; сотрудника Минрегиона России, курирующего сферу межнациональных отношений в данном федеральном округе, о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения (в дальнейшем - еженедельно до момента ликвидации последствий конфликтных ситуаций); принять решение о первоочередных мерах по предупреждению возможной конфликтной ситуации и командировании (направлении) на место конфликтной ситуации сотрудника уполномоченного органа исполнительной власти по согласованию с руководителем субъекта Российской Федерации или его заместителем, курирующим сферу межнациональных отношений в данном субъекте; установить, поддерживать и развивать связь с редакциями и корреспондентами центральных, региональных и местных печатных и электронных средств массовой информации, в том числе посредством проведения пресс-конференций, распространения пресс-релизов и других методов; проводить мониторинг освещения данной ситуации в печатных и электронных средствах массовой информации и разъяснительную работу, направленную на предотвращение публикации материалов, способных привести к эскалации конфликтной ситуации; связываться, в случае необходимости, с руководителями правоохранительных органов субъекта Российской Федерации и способствовать их привлечению к анализу и урегулированию ситуации; взаимодействовать, в случае необходимости, с федеральными территориальными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующими в обеспечении правопорядка, национальной безопасности и сохранении стабильности на территории субъекта; согласовывать совместное командирование (направление) специалистов, в том числе представителей федеральных органов исполнительной власти, и вносить предложения о формировании рабочей группы (комиссии) для комплексного рассмотрения на месте ситуации, способной привести к социальной напряженности и конфликтной ситуации; проводить встречи с руководителями национальных общественных объединений, лидерами религиозных организаций, пользующимися авторитетом деятелями науки и культуры, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений; инициировать внеочередное заседание координационных (консультативных) органов по вопросам межнациональных отношений, созданных при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации с приглашением, при необходимости, представителей Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве регионального развития Российской Федерации. III. ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 3.1. В случае возникновения конфликтной ситуации в субъекте Российской Федерации руководителю уполномоченного органа исполнительной власти рекомендуется: незамедлительно установить связь с руководством ОМСУ, на территории которого возникла конфликтная ситуация, руководителями правоохранительных органов субъекта Российской Федерации, лидерами заинтересованных общественных объединений, в том числе национальных и казачьих, религиозных организаций, и выяснить детали развития ситуации; проинформировать: заместителя руководителя субъекта Российской Федерации или иное должностное лицо, уполномоченное руководителем субъекта Российской Федерации курировать сферу межнациональных отношений, или (при необходимости) руководителя субъекта Российской Федерации о возникновении конфликтной ситуации и действиях, предпринимаемых для ее урегулирования; сотрудника Минрегиона России, курирующего сферу межнациональных отношений в данном федеральном округе, о случившемся событии и действиях, предпринимаемых для локализации конфликтной ситуации и ликвидации ее последствий (с момента возникновения конфликтной ситуации до полной ликвидации ее последствий); внести предложение о формировании рабочей группы (комиссии) для комплексного рассмотрения возникшей ситуации на месте; выехать на место конфликтной ситуации, по согласованию с главой субъекта Российской Федерации или его заместителем, курирующим сферу межнациональных отношений в данном субъекте; согласовать, при необходимости, участие в рассмотрении ситуации на месте представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти; установить взаимодействие с территориальными управлениями федеральных органов государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующими в обеспечении правопорядка, национальной безопасности и сохранении стабильности на территории субъекта, а также, при необходимости, с Консультативным советом по делам национально-культурных автономий при Министерстве регионального развития Российской Федерации и Межведомственной комиссией по взаимодействию с национальными общественными объединениями. 3.2. В целях предотвращения искаженного информационного освещения конфликтной ситуации органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с ОМСУ целесообразно: проводить мониторинг публикаций в средствах массовой информации и разъяснительную работу, направленную на предотвращение публикации материалов, способных привести к эскалации конфликтной ситуации; оперативно доводить до населения через средства массовой информации сведения о развитии ситуации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ОМСУ по ликвидации конфликтной ситуации; организовывать брифинги, пресс-конференции, радио- и телеинтервью руководства в средствах массовой информации. IV. ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ 4.1. В целях ликвидации последствий конфликтных ситуаций рекомендуется при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации создать рабочую группу (комиссию), в состав которой по согласованию включить представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Руководство и состав рабочей группы (комиссии) определяются решением руководителя субъекта Российской Федерации. В состав рабочей группы (комиссии) для совместных выездов в муниципальные образования субъекта Российской Федерации, где возникла конфликтная ситуация, целесообразно включать членов координационных (консультативных) органов по вопросам межнациональных отношений, созданных при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4.2. Рабочая группа (комиссия): анализирует конфликтную ситуацию и причины ее возникновения; определяет меры по ликвидации конфликтной ситуации и осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта, федеральных территориальных органов исполнительной власти и ОМСУ. 4.3. По итогам деятельности рабочая группа (комиссия) вырабатывает предложения по профилактике и предотвращению возникновения конфликтной ситуации в дальнейшем. Информация о принятых решениях и результатах их исполнения в установленном порядке направляется в Минрегион России, заинтересованные федеральные органы государственной власти, федеральные территориальные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, ОМСУ. |